Файл: Гендерные особенности проявлений тревожности у подростков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ

2.1 Организация и методы исследования тревожности у подростков
Исследование по изучению гендерных различий тревожности подростков проводилось в три этапа:

Первый этап: теоретическое изучение проблемы, психологической литературы по проблеме, подбор методик для проведения исследования. Проанализированы программы психокоррекции тревожности с учетом гендерных различий подростков 12 – 13 лет. Подобраны методики с учетом возрастных характеристик и темой исследования;

Второй этап: проведение диагностики и обработка результатов. Проведена психодиагностика испытуемых по методикам Филиппса, Айзенка, Кондаша. Затем полученные результаты обработаны, выражены в виде диаграмм и сведены в общие таблицы. Составлена и реализована программа психологической коррекции тревожности подростков 12 – 13 лет с учетом гендерных различий;

Третий этап: проведение диагностики тревожности после реализации программы и обработка результатов. Проведена психодиагностика испытуемых после психологической коррекции по методикам Филиппса, Айзенка, Кондаша. Затем полученные результаты были обработаны, выражены в виде диаграмм и сведены в общие таблицы. Анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, проверка гипотезы, рекомендации педагогам, родителям подростков.

Для исследования гендерных различий тревожности подростков использовались следующие методы и методики: статистический критерий Манна-Уитни, тест школьной тревожности Филиппса, тест «Самооценка психических состояний» (Айзенк), тест «Шкала тревожности» Кондаша.

Охарактеризуем использованные методики:

Первой использовалась для диагностики уровня тревожности методика Филиппса. Методика предназначена для изучения уровня и характера тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут предлагаться и в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». Опросник тревожности Филиппса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями жизни.


Вторая методика в нашем исследовании – тест «Самооценка психических состояний» (Айзенк). Он позволяет выявить уровень тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности.

Тест делится на четыре части, каждая из которых исследует определенное психическое состояние. Такое построение методики позволяет сопоставить уровень изучаемых психических состояний в условиях учебной деятельности и определить, каким образом процесс учения влияет на особенности эмоциональных переживаний школьника. Кроме того, каждая часть теста может быть использована и для изучения гендерного различия испытуемых. Каждая шкала состоит из 10 пунктов, расположенных в определенном порядке.

Для ответа испытуемые пользуются трехбалльной системой оценок: «если вам это состояние часто присуще», ставится 2 балла, «если это состояние бывает, но изредка», то ставится 1 балл, «если совсем не подходит» 0 баллов. Методика может быть использована как при проведении фронтального обследования с целью выявления детей, испытывающих в школе различного рода эмоциональные проблемы либо с неблагополучным положением в классе в целом, так и при индивидуальной работе с учащимися, требующими помощи со стороны школьного психолога для нормализации учебной деятельности в целом. Шкалы теста позволяют обнаружить значительный разброс индивидуальных данных, что свидетельствует о высокой чувствительности методики к индивидуальным гендерным различиям.

Третья методика «Шкала тревожности» Кондаша. Шкала тревожности была разработана по принципу «Шкала социально – ситуационного страха, тревоги» О. Кондаша. Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких – либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во – первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во – вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции. Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить еѐ в группе. Цель методики: в трех основных плоскостях: учебная деятельность, взаимоотношения со сверстниками и значимыми взрослыми и представление о самом себе.


Для подтверждения гипотезы был использован математический метод – статистический критерий Манна – Уитни.

Целью математической статистики является выявление различий по уровню какого – либо признака, количественно измеренного между двумя выборками.

U – критерий Манна – Уитни – простой не параметрический критерий. Этот метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами. Чем меньше значение критерия, тем вероятнее, что различия между значениями параметра в выборках достоверны.

В работе с подростками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения занятий, так как в подростковом возрасте общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто важное и личностное. Особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Чаще всего социально – эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушений межличностных отношений с взрослыми и сверстниками, закрепление отрицательного опыта, это в свою очередь ведет к повышению неуверенности в себе и формированию тревожности. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не умеют и не желают признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.

Цель программы: снижение тревожности у подростков 12 – 13 лет. Задачи:

− Улучшение социальной ситуации развития;

− Содействие развитию видов деятельности подростков;

− Способствование возрастно – психологическим новообразованиям;

− Содействие выработке адекватной самооценки и коррекции своего поведения;

− Способствование развитию личности подростка, его способностей к общению.

Ожидаемые результаты: снижение тревожности. Отслеживание результатов работы проводится на основе диагностики, которая проводится в начале и в конце курса занятий.

Программа коррекции тревожности рассчитана на подростков в возрасте 12 – 13 лет. Занятия проводятся один раз в неделю во внеурочное время.

Структура занятий традиционна и состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении ведущий может либо просто сообщить тему занятия, либо задать учащимся вопросы по обсуждаемой теме. Основная часть, как правило, содержит обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме
, а заключительная часть направлена на анализ, самопроверку и рефлексию.

В первоначальный замысел могут вноситься изменения прямо по ходу его ведения. Занятия по форме напоминают тренинги: с помощью специальных упражнений или ролевых игр участники овладевают навыками эффективного общения. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также вырабатывать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение. Перед началом работы (на первом занятии) обязательно вместе с детьми принимаются правила (групповые нормы) поведения на занятиях. Используемые на занятиях диагностические процедуры помогают учащимся в самопознании. Интерпретировать полученные результаты мы будем в целом для всей группы в письменном виде. Для записей и рисования дети имеют индивидуальные тетради (обыкновенная тетрадь в клетку 12 – 18 листов).

Упражнения, предусмотренные в программе, направлены на коррекцию тревожности, эмоционально – личностной сферы детей, развитие навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. На занятиях дети получают знания о том, как общаться, поупражняются в применении различных способов поведения, овладеют навыками эффективного общения. Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. На психологических занятиях подросткам важно ощущать полную безопасность и доверие к ведущему. Поэтому мы организуем доброжелательную и доверительную атмосферу взаимного общения. Ведущий является одним из образцов поведения, которое он демонстрирует ученикам.

Таблица 1

Тематический план занятий коррекции тревожности подростков 12 – 13 лет с учетом гендерных различий



Наименование тем занятий

Количество часов

1

Зачем нужно знать себя?

1

2

Общение в жизни человека

1

3

Я глазами других

1

4

Самооценка

1

5

Ярмарка достоинств

1

6

Ищу друга

1

7

Барьеры общения

1

8

Предотвращение конфликтов

1

9

Уверенное и неуверенное поведение

1

10

Нужна ли агрессия?

1

11

Пойми меня

1

12

Мои проблемы

1

13

Критика

1

14

Азбука перемен

1



Занятия проводятся в классном помещении, мебель расставляется в соответствии с видами занятий: по кругу, обычным образом сидя за партой, в свободном пространстве без мебели.

Оборудование: Индивидуальные тетради: обыкновенная тетрадь в клетку 12 – 18 листов; Канцелярские принадлежности: карандаши, ножницы, ручки, ластики, листы бумаги; Мячи, бланки теста «как я ориентируюсь в разных ситуациях», магнитофон, диски с релаксационной музыкой, пословицы, воздушные шарики, карточки с фразами.

Первые занятия построены таким образом, чтобы подростки могли открыть друг в друге что – то новое. Интерес к каждому члену группы, единение всего класса – вот основные задачи, которые решаются на занятиях. В начале каждого занятия – тренинга вводятся упражнения на разогрев группы. Серьѐзный разговор начинается только тогда, когда группа к нему психологически готова. Разминочные упражнения помогают ввести участников группы в тренинговую атмосферу, активизировать для работы одних или нескольких, снизить активность других, поднять общий тонус группы и каждого еѐ участника, снять стеснительность, напряженность участников тренинга, а также способность взаимопринятию и взаимопониманию членов группы.

В процессе проведения тренинговых занятий проводятся наблюдения, индивидуальные беседы, которые позволяют прослеживать ход коррекционной работы, изменения в поведении подростков, в их эмоциональном состоянии, личностные и межличностные изменения. Примеры занятий приведены в приложении 1.
2.2 Результаты эмпирического исследования
Изучение гендерных различий тревожности подростков было организовано в ГБОУ Школа №1535 (с профессиональной подготовкой) в 6 А и 6 Б классах. Оба класса общеобразовательные. Возрастные рамки обследуемых – 12 – 13 лет. В исследовании участвовало 52 подростка из них 28 девочек и 24 мальчика.

Изучая данные учащихся 6 А и Б классов, мы увидели, что 80 % (21 девочка и 21мальчик) подростков проживают в полных семьях и 20 % (7 девочек и 3 мальчика) в неполных семьях. Из общего числа учащихся 5,6 % (1 девочка и 3 мальчика) являются малообеспеченными и пользуются дополнительными льготами: бесплатное питание, дополнительные подарки к праздникам от администрации школы. Исследуя успеваемость данных классов, мы выяснили, что 27 % учащихся (10 девочек и 5 мальчиков) являются отличниками.

33 % учеников (10 девочек и 8 мальчиков) учатся на «4» и «5». 40 % учащихся (8 девочек и 11 мальчиков) имеют в итоговых оценках за четверть оценки «4» и «3». В классах неуспевающих учеников нет. Уровень дисциплины удовлетворительный. Дети принимают активное участие в жизни школы. Участвуют в спортивных соревнованиях, предметных олимпиадах, во всех школьных праздниках.