Файл: Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 228

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Можно сказать, что без слова и имени нет вообще разумного бытия, разумного проявления бытия, разумной встречи с бытием... Слово — могучий деятель мысли и жизни. Слово поднимает умы и сердца, исцеляя их от спячки и тьмы. Слово двигает народными массами и есть единственная сила там, где, казалось бы, уже нет никаких надежд на новую жизнь. Когда под влиянием вдохновенного слова пробуждается в рабах творческая воля, у невежд — светлое сознание, у варвара — теплота и глубина чувства; когда родные и вечные слова и имена, забытые или даже поруганные, начинают сиять и светом, и силой, и убеждением, и вчерашний лентяй делается героем, и вчерашнее тусклое и духовно-нищенское состояние — ярко творческим и титаническим порывом и взлетом; — называйте тогда это как хотите, но, по-моему, это гораздо больше, чем магия, гораздо сильнее, глубже и интереснее, чем какая-то суеверная и слабенькая «магия»... Без слова нет ни общения в мысли, в разуме, ни тем более активного и напряженного общения. Нет без слова и имени... мышления вообще...».

(В сочинении можно опереться на этот текст, использовать ключевые слова.)


Урок 12 (11) Фонетический разбор
Цели урока:

Закрепить навыки фонетического разбора, закрепить навыки правописания; отработать навыки пунктуационного анализа текста.
Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Учащиеся читают сочинение-размышление (см. домашнее задание), остальные анализируют, выделяя достоинства и недостатки. За домашнее задание учащиеся получают оценки.
II. Работа по теме урока

— Прочитайте высказывание:

Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш. (Н. В. Гоголь).

— Какова основная мысль высказывания? Приведите аргументы, подтверждающие высказанную автором мысль.

У каждого поэта свой стих, свой особенный стиль и звон. Порой заставляют содрогнуться бронзовый, суровый стих Державина, пленяют и услаждают слух читателя удивительные, чарующие строки Пушкина, полные боли, негодования многие стихи М. Ю. Лермонтова. Все они, точно разнозвонные колокола или бесчисленные клавиши одного великолепного органа, разнесли благозвучие по русской земле.

— Обоснуйте постановку знаков препинания. (Первая запятая отделяет главное предложение от придаточной части, вторая запятая ставится между следующей придаточной частью, третья и четвертая запятые выделяют вводное слово (разумеется) в третьем предложении. В конце ставится точка.)


— Запишите данное высказывание в фонетической транскрипции (при затруднении учитель сопровождает выполнение учащимися этой работы).

[н’изнай’у / фкакой’ другой’ л’ит’иратур’ь паказал’и ст’ихатворцы такой’э б’искан’эч’нъй’э разнаабраз’ий’э ат’энкъф звука / ч’иму ач’ас’т’и / разум’эицца / спасопстфавъл сам паит’ич’эский’ й’азык наш //]

— Определите, сколько букв и сколько звуков в каждом слове.
— Охарактеризуйте звукобуквенный состав каждого слова. У согласных укажите характеристику звука по глухости/звонкости и мягкости/твердости, у гласных — ударный или безударный.
Материал для учителя

Транскрипция (в языкознании) — совокупность специальных знаков, при помощи которых передается произношение, а также соответствующая запись.
Непарные звуки

Твердые непарные согласные: ж, ш, ц.

Мягкие непарные согласные: ч, щ, й.

Непарные звонкие согласные: л, м, н, р, й.

Непарные глухие согласные: х, ц, ч, щ.
Буквы, обозначающие два звука

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если:

• стоят в начале слова (яма — [й’ама]);

• после гласного (поел — [пай’эл]);

• после разделительного ь и ъ (пью — [п’й’у]).
Правила произношения гласных звуков


Буква

В первом предударном слоге

В остальных предударных слогах

Гласный под ударением

В заударных слогах

после твердого согласного

после мягкого согласного

после твердого согласного

после мягкого согласного

после твердого согласного

после мягкого согласного

а, я

о, ё

э, е

и

ы

у, ю

[а]

[а]





[ы]

[у]

э]

э]

э]

[и]



[‘у]

[ъ]

[ъ]





[ы]

[у]

[ь]

[ь]

[ь]

[и]



[‘у]

[а]

[о]

[э]

[и]

[ы]

[у]

[ъ]

[ъ]





[ы]

[у]

[ь]

[ь]

[ь]

[и]



[‘у]


Правила произношения согласных звуков




Особенности произношения

согласных звуков

Примеры

1. Взрывной звук [г] на конце слов оглушается (на его месте произносится [к]); произношение щелевого допускается в словах: Бога, Господи, благо, богатый

[б’иэгу] — [б’к]; [другу] — [друк]

но: [боγъ]; [γоспъд’и]; [блаγъ]; [баγатый’]

2. Звонкие согласные, кроме [р], [л], [н], [м] на конце слов и перед глухими согласными оглушаются, а глухие согласные перед звонкими, кроме [р], [л], [н], [м], [й], [в], озвончаются

[дубы] — [дуп]; [труба] — [трубкъ]; [кас’ит’] — [каз’ба],

но: [в’иэрт’эт’] — [в’этры]

3. Все согласные, кроме [ж], [ш], [ц] — всегда твердых, — перед гласными [э], [и] становятся мягкими. Но в некоторых словах иноязычного происхождения согласные перед [э] остаются твердыми

[акно] — [вакн’э]; [б’иэда] — [б’иэд’э]

но: [кашнэ]; [атэл’]; [рек’ьт]

4. Перед мягкими согласными твердые также становятся мягкими, однако здесь возможны и колебания

[хвост’т’ик], [пон’ч’ик], [в’й’ун],

но: [сй’эс’т’] и [с’й’эс’т’], [выч’исл’ат’] и [выч’ис’л’ат’]

5. На месте чн непоследовательно произносится [шн], [ч’н]

[скушнъ], [кан’эшнъ], [дач’ный’], [в’эч’ный’],

но: [малошный] и [малоч’ный’]


6. На стыке морфем согласные [з] и [ж], [з] и [ш], [с] и [ш], [с] и [ж], [з] и [ч’] произносятся как долгие шипящие звуки

изжить [ижжыт’], расшиб [рашшып], сжать [жжат’], из шума [ишшумъ], резчик [р’эщ’щ’ик], писчая [п’ищ’щ’ъй’ь]


7. На месте чт в словах что, чтобы, ничто произносится [шт]

[што], [штобы], [н’ишто]; ср. нечто [н’эч’тъ]


Основные фонетические мены


Чередующиеся звуки

Примеры

[о//а//ъ]

[воды] — [вада] — [въд’иэной’]

[а//а//ъ]

[травы] — [трава] — [тръв’иэной’]

[‘о//иэ//ь]

[н’ос] — [н’иэсу] — [н’ьсуны]

[‘а//иэ//ь]

[п’ат’] — [п’иэт’и] — [п’ьт’ид’иэс’атый’]

[‘э//иэ//ь]

[с’эм’] — [с’иэм’и] — [с’ьм’ид’иэс’атый’]

глухой//звонкий: [г//к] и др.

[нага] — [нок]

твердый//мягкий: [л//л’] и т. д.

[б’элым] — [б’иэл’эт’]



Образец фонетического разбора слова

Стихотворцы — [ст’ихатворцы] — сти-хо-твор-цы (4 слога).

с [с] — согласный, глухой парный, твердый парный

т [т’] — согласный, глухой парный, мягкий парный

и [и] — гласный, безударный

х [х] — согласный, глухой непарный, твёрдый парный

о [а] — гласный, безударный

т [т] — согласный, глухой парный, твердый парный

в [] — согласный, звонкий парный, твердый парный

о [] — гласный, ударный

р [] — согласный, звонкий непарный, твердый непарный

ц [] — согласный, глухой непарный, твердый непарный

ы [] — гласный, безударный

11 букв, 11 звуков.
III. Отработка умений и навыков

Выполнение тренировочных упр. 8, 9.
Ответы к упр. 8:

Дай, ноль, яр, я, куль, пара, пол.

• В слове «лебедятами» [т] — твердый согласный звук.

• 6 согласных звуков в пословице.

• 4 звука [ш] в пословице.

• 4 звука [ф] в четверостишии А.Яшина.

Без жилья — 8 звуков; рассмеяться — 10 звуков; стать — 4 звука; без шума — 6 звуков; детство — 6 звуков; расщедриться — 10 звуков.
Ответы к упражнению 9:

В первой строфе рифмуются 1, 3 строки, 2, 4 строки, открытые слоги в 1, 3 строках произносятся долго, за счет этого создается картина необозримой, необъятной равнины, в 2, 4 строках открытый гласный произносится кратко, что способствует выражению определенного эмоционального настроя, восприятия.

Во второй строфе стихотворения А. Фета тоже рифмуются 1, 3, 2, 4 строки, так как во 2, 4 строках происходит оглушение г — [х].

В стихотворении М. Лермонтова чередуются 1, 3, 2, 4 строки. Рифмующиеся строки закрытые, особенно в первой строфе ощущается сила, мощь реки Терека, ей тесно, пытается вырваться на свободу, что помогает понять душевное состояние лирического героя. Но в жизни бывает все: за чередой неудач наступает время простора, удовлетворение одухотворенности. Поэтому вторая строфа носит светлый, радостный оттенок за счет 1, 3 строк (мягких ласкающих звуков [с]).

В стихотворении Ф. Тютчева образ майской грозы воссоздают фонетические средства — сочетание гласных звуков (аллитерация): [гр — р — гр —р’ — гр — гр — гр’ — р]
(грозу — первый гром — резвяся — играя — грохочет — гремят раскаты). Звуки имитируют грозовые раскаты. Картина становится такой яркой, что слышится эта «гроза в начале мая».

1. Фонетический разбор согласных:

Чудная

ч — [ч’] — согласный, глухой непарный, мягкий непарный

д — [д] — согласный, звонкий парный, твердый парный

н — [н] — согласный, звонкий парный, твердый парный

й — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный

Картина

р — [р] — согласный, звонкий непарный, твердый парный

т — [т’] — согласный, глухой парный, мягкий парный

н — [н] — согласный, звонкий непарный, твердый парный

Буре

р — [р’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный

Плач

п — [п] — согласный, глухой парный, твердый парный

ч — [ч’] — согласный, глухой непарный, мягкий непарный

Его

е — [й’э], [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный

г — [г] — согласный, звонкий парный, твердый парный

Подобен

п — [п] — согласный, глухой парный, твердый парный

д — [д] — согласный, звонкий парный, твердый парный

б — [б’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный

н — [н] — согласный, звонкий непарный, твердый парный

Он

н — [н] — согласный, звонкий непарный, твердый парный

Лукавый

л — [л] — согласный, звонкий непарный, твердый парный

к — [к] — согласный, глухой парный, твердый парный

в — [в] — согласный, звонкий парный, твердый парный

й — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный

Принял

п — [п] — согласный, глухой парный, твердый парный

р — [р’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный

н — [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный

л — [л] — согласный, звонкий непарный, твердый парный

Вид

в — [в’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный

д — [д] — согласный, звонкий парный, твердый парный

Солнце

с — [с] — согласный, глухой парный, твердый парный

л — звука не обозначает

н — [н] — согласный, звонкий непарный, твердый парный

ц — [ц] — согласный, звонкий непарный, твердый непарный

Нити

н — [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный

т — [т’] — согласный, глухой парный, мягкий парный

Золотит

з — [з] — согласный, звонкий парный, твердый парный

л — [л] — согласный, звонкий непарный, твердый парный

т — [т’] — согласный, глухой парный, мягкий парный

т — [т] — согласный, глухой парный, твердый парный

Все

в — [ф] — согласный, глухой парный, твердый парный