ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 196
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Определите тип речи, стиль и жанр.
6. Укажите используемые стилистические средства.
7. Назовите особенности построения текста (его композиции).
II. Рассмотрение текста
Чистые пруды
Чистые пруды... Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня — средоточение самого прекрасного, чем было исполнено мое детство. Было время, я знал каждое дерево, каждый куст крапивы, каждую световую надпись: «Берегись трамвая!», мигающую красным на переходе. В слове «Берегись» три последние буквы не загорались, получалось красиво и загадочно: «Берег трамвая»...
Чистые пруды — это чудо первого скольжения на коньках, когда «снегурочки» становятся вдруг послушными, прямо, стройно режут широким лезвием снег, и ты будто обретаешь крылья.
Чистые пруды — это целый мир чудесных неожиданностей. Милые, скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика! Нежности и бережности учили нас их пуховые, непрочные шарики. Мы ловили тут рыбу. И это было чудо — поймать рыбу в центре города. А плаванье на старой, рассохшейся лодке, а смелые броски в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой — это было несметным богатством для городских мальчишек.
Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, желтой, красной листве берез, осин, кленов, лип. Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом.
В раме Чистых прудов запечатлелся для меня и самый сильный образ моей юности. Это было в пору ожесточенных боев в Испании. Отовсюду глядело с портретов прекрасное, неистовое лицо Долорес Ибаррури, многие юноши носили пилотки с красным кантом и кисточкой, и нам казалось, будто самый воздух насыщен Испанией, ее звуками и ароматами, ее борьбой, ее гневной непримиримостью Испания была в нашем сердце.
Чистые пруды — это исток нашей юности, начало начал. (262 слова).
(По Ю. Нагибину)
Анализ текста
Текст представляет собой лирическую зарисовку — объяснение в любви родному городу, месту, где прошли детство и юность писателя (художественный стиль речи).
Описание Чистых прудов (а это небольшой район Москвы: улица, бульвар, пруд) пронизано счастливыми воспоминаниями; собственно говоря, в тексте больше раскрывается сам автор, чем город. Когда же говорится о городе, то преобладает его оценка, а не описание в узком и собственном смысле слова.
Текст прозрачен по композиции. В зачине (два первых предложения) дается общая эмоциональная оценка этого места. Оценка сугубо личная, авторская. Это уже заявка на субъективное описание. Основная часть состоит из пяти абзацев. Это мазки-воспоминания, оформленные по-разному: первый абзац дадим ему условное название «Я знал там все» — описание состояния среды, пропущенное через состояние лица (знал); второй абзац — «Чудо первого скольжения» — оценка действительности и состояния лица; третий абзац — «Целый мир чудесных неожиданностей» — опять оценка действительности и описание состояния лица; четвертый абзац — «Бульвар осенью» — описание среды, оценка действительности; пятый абзац — «Самый сильный образ юности» — после повествовательной фразы (Это было в пору ожесточенных боев в Испании) дается описание среды и лица; шестой абзац — концовка, в ней, как и в зачине, дается общая оценка Чистых прудов, но уже аналитическая, интеллектуальная.
Работая над текстом, следует обратить внимание на различные способы выражения оценки. Среди них одно из самых сильных средств общая поэтическая интонация. В прозе, как и в стихах, она создается путем упорядочивания текста. В данном тексте используется «окольцованная» композиция — общая оценка в начале, то же — в конце; анафоричное построение четырех абзацев с экспрессивным повтором тематических слов — Чистые пруды; параллельная связь между ними. Исключением является лишь один четвертый абзац, присоединяемый к предыдущему по способу цепной связи, и тоже не случайно: однообразие может наскучить. Задает интонацию именительный падеж представления в начале текста, отделенный от следующих фраз многоточием.
Оценка содержится также и в интонации восклицательных предложений; в синтаксическом строе некоторых повествовательных предложений (А плавание на старой, рассохшейся лодке, а смелые броски в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой — это было несметным богатством для городских мальчишек) и, понятно, в лексике. Здесь много слов оценочной семантики (самое прекрасное, красиво, загадочно, чудо, чудесные неожиданности, милые скромные чудеса и т. д.).
Примечания:
Приведенный пример анализа не означает, что это образцовый вариант речеведческого разбора. Вариантов может быть множество, и каждый из них отражает особенности, пусть небольшие в понимании текста.
План текста дан в анализе.
В целях необходимой наглядности здесь может быть использован заранее подготовленный раздаточный материал
Домашнее задание
1. Упр. 314. Сочинение-рассуждение на тему: «Каким я представляю себе красивого человека?»
2. Индивидуальное задание. Познакомить учащихся с основными видами сокращения текста. Рассказать о тезисах и выписках.
Урок 58 (34)
Контрольный диктант
Цель урока:
Проверка знаний учащихся по изученной теме.
Диктант
Вариант I
С уверенностью можно сказать, что Чехов, более чем кто-либо, показал всю гибкость, красоту, изящество и разнообразие русского языка. Однако он никогда не прибегал к выковыванию новых, искусственных слов. Заслуга его в том и заключается, что он, не переставая, учился языку где только мог. И нельзя утверждать, что эта незримая работа давалась ему очень легко. Юношеские его рассказы далеко не свободны от южнорусских оборотов и речений, между тем как последние произведения изумительны по чистоте языка. Чеховские корректуры свидетельствуют наглядно о громадной, терпеливой обработке стиля.
У Чехова еще долго будут учиться языку русские писатели.
Язык Толстого напоминает постройку, возводимую великанами: чтобы о ней судить, нужно глядеть на нее издали. Язык Чехова — нежное и тонкое плетение, которое можно рассматривать и в лупу.
Пути русской литературы всегда были отмечены, точно придорожными маяками, внутренним сиянием отдельных личностей, душевным теплом тех праведников, без которых «несть граду стояния». В этом смысле Чехов непосредственно примыкает к скорбным и кротким обликам Гаршина и Успенского.
В смерти Чехова заключается какой-то глубокий символ настоящего литературного разброда. Точно вот ушел он, и вместе с ним исчезла последняя препона стыда — и люди разнуздались и заголились.
Конечно, здесь нет связи, а скорее совпадение. Однако я знаю многих писателей, которые раньше задумывались над тем, что бы сказал об этом Чехов. Как поглядел бы на это Чехов? (222 слова).
(А. Куприн.)
Вариант II
Едигей достал из лодки тяжелый кожаный бурдюк, наполненный водой, развязал его и выплеснул на прибрежную гальку вместе с водой золотого мекре. То была большая рыба. Могучая и красивая рыба. Она бешено заколотила золотым хвостом, изгибаясь, подпрыгивая, разметая вокруг мокрую гальку, и, широко разевая розовую пасть, обратилась к морю, пытаясь добраться до родной стихии, до прибоя. На какую-то недолгую секунду рыба вдруг замерла напряженно, затихла, пытаясь освоиться, оглядывая немигающими безупречно круглыми чистыми глазами тот мир, в котором нечаянно очутилась. Даже в суме речном предвечерье зимнего дня непривычный свет ударил в голову, и увидела рыба сияющие глаза людей, склонившихся над ней, кромку берега и неба и в очень далекой перспективе над морем различила за редкими облаками на горизонте нестерпимо яркий для нее закат угасающего солнца. Задыхаться начала. И рыба вскинулась. Заколотилась, закрутилась с новой силой, желая добраться до воды. Едигей поднял золотого мекре под жабры.
— Подставляй руки, держи, — сказал он Укубале.
Укубала приняла рыбину, как ребенка, на обе руки и прижала ее к груди.
— Какая она упругая! — воскликнула Укубала, ощутив ее пружинистую внутреннюю силу. — А тяжелая, как полено! И как здорово пахнет морем! И красивая какая! На, Едигей, я довольна, очень довольна. Исполнилось мое желание. Отпусти ее в воду поскорей...
Едигей понес золотого мекре к морю. Войдя по колено в набегающий прибой, он дал рыбе соскользнуть вниз. На какое-то короткое мгновение, когда золотой мекре падал в воду, отразилась в густой синеве воздуха вся золотая оснастка рыбы от темени до хвоста, и, блеснув, вспарывая воду стремительным корпусом, рыба уплыла в глубину... (246 слов).
(Ч. Айтматов.)
Урок 59
Виды сокращений текста (план, тезисы, выписки)
Цели урока:
Знакомство с видами сокращений текста (план, тезисы, выписки); развитие монологической речи учащихся.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Тетради с сочинением на тему «Каким я представляю себе красивого человека?» сдаются на проверку.
II. Знакомство с видами сокращения текста
Выступление учащегося (Какие виды сокращений текста существуют? Что такое тезисы? В каких случаях мы делаем выписки?).
III. Контроль знаний. Отработка умений и навыков
— Прочитайте материал учебника (стр. 176, 179) и выпишите определение понятий тезисы, выписки, план.
— Составьте план и тезисы по упр. 317.
Образец выполнения упр. 317:
-
План
Тезисы
1. «Роскошная» речь Толстого.
2. «Игровая» речь Писемского.
3. «Живописная» речь Гончарова.
4. Речь Салтыкова, Достоевского, Лескова.
5. Слово Толстого.
6. Мысли Толстого.
Мне трудно припомнить все наши разговоры и все узоры той роскошной ткани мыслей, образов и чувств, которыми было полно все, что говорил Толстой.
Он не говорил, а играл, изображая людей в лицах, — жестом и голосом.
И опять иное впечатление производила речь Гончарова, напоминавшая картины Рубенса, написанные опытною в своей работе рукою, сочными красками, с одинаковою тщательностью изображающую и широкие очертания целого и мелкие подробности частностей.
... ни один из них не оставлял цельного впечатления и в качестве рассказчика стоял далеко ниже автора написанных им страниц.
Оно всегда было просто и поразительно... Оно было хронологично... Рассказы Толстого... текли спокойною рекою, постепенно расширяясь и отражая в своих прозрачных струях и высокое небо, и глубокое дно.
В каждом литературном произведении надо отличать три элемента. Самый главный — это содержание, затем любовь автора к своему предмету и, наконец, техника
— Перескажите содержание текста, пользуясь сначала тезисами, а потом планом.
IV. Подведение итогов урока
— Назовите основные виды сокращения текста.
— Что такое тезисы и выписки? Когда возникает необходимость в выписках? Как нужно оформлять выписки?
Домашнее задание
Упр. 318.
Сделать выписки из статьи В. Лакшина, стараться выписывать то, что расширяет, углубляет ваши представления о Толстом и его романе «Война и мир».
Урок 60
Конспект. Тематический конспект. Реферат
Цель урока:
Познакомить учащихся с видом сокращения текста — конспектом, его разновидностью — тематическим конспектом.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Из статьи В. Лакшина (упр. 318) зачитать выписки, которые расширяют и углубляют ваши представления о Толстом и его романе «Война и мир». Выполнить синтаксический разбор предложения (на доске, по выбору учащегося).
2. Словарный диктант.
Подавать апелляцию, суверенная территория, выполнить миссию, написать реферат, выступить в оппозиции, баллотироваться в президенты, работать над конспектом, поставить пьесу, составить план, сделать выписки, прочитать тезисы, вступить в дискуссию, получить эффект. (30 слов.)
— Объясните лексическое значение слов оппозиция (противодействие, сопротивление), апелляция (1. Обжалование решения суда в более высокую инстанцию с целью пересмотра дела. 2. Обращение с просьбой, с призывом о чем-нибудь.)
— Назовите из диктанта слова, которые называют виды переработки и сокращения текста (Реферат, конспект, план, выписки, тезисы.)
— Какие разновидности переработки текста не названы? (Аннотация.)
II. Повторение и углубление изученного материала
1. Слово учителя:
Конспект — это последовательная фиксация информации, отобранной или обдуманной в процессе чтения. Конспекты бывают четырех типов: плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта); текстуальные (состоящие из цитат); свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы); тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам).
2. Работа по учебнику (стр. 183—185).
III. Контроль знаний. Отработка умений и навыков
Упр. 317, 318. Составить тематический конспект о творчестве Л. Н. Толстого.