Файл: Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 200

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
правописанием гласных и согласных в корне слова; закрепить навыки произношения.
Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Рассказать об основных сферах жизни общества, в которых произошли значительные изменения, и в связи с этим появились новые слова.
2. Взаимопроверка и запись новых слов в индивидуальные словарики с целью пополнения словарного запаса.
3. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка 1

— Вставьте пропущенные буквы и дайте толкование слов:

Деб..тор, к..нтракт, кр..дитор, пр..дюсер, товарооб..рот, макл..р, н..минал, п..ритет (валютный), с..ртификат, т..раж.
Карточка 2

— К следующим толкованиям слов подберите в приведённом ниже списке соответствующие термины:

• Владелец или совладелец договора с государством на эксплуатацию промышленных предприятий, природных богатств.

• Оптовый скупщик скота, мяса, рыбы для перепродажи.

• Лицо, обладающее местом на бирже и осуществляющее сделки от своего имени и за свой счёт.

• Отрезной талон ценной бумаги.

• Поручитель, гарант, финансирующее лицо или организация.

• Соотношение между денежными единицами различных стран.

• Нарицательная стоимость, обозначенная на ценных бумагах.

• Торговая сделка на основе натурального обмена.

• Погашение облигаций государственных займов.

• Документ, удостоверяющий права держателя акций.

Слова-термины: бартер, концессионер, купон, маклер, номинал, паритет (валютный), прасол, сертификат, спонсор, тираж.
Ответы:

Карточка 1

Дебитор — должник; контракт — договор, соглашение со взаимными обязательствами сторон; кредитор — заимодавец; продюсер — владелец кинофирмы; товарооборот — процесс обращения товаров; маклер — биржевой специалист, посредник при мелких торговых сделках; номинал — обозначенная стоимость (на товаре, денежном знаке, ценной бумаге); паритет — соотношение между денежными единицами различных стран; сертификат — документ, удостоверяющий права на что-либо (документ, удостоверяющий качество товара); тираж — погашение облигаций займа или иных обязательств.
Карточка 2


Концессионер, прасол, маклер, купон, спонсор, паритет, номинал, бартер, тираж, сертификат.
II. Работа по теме урока

1. Орфографическая разминка.

Афе́ра (не афёра!), аэропо́рты, блёклый (доп. бле́клый), обеспе́чение, хода́тайство, звони́шь, пуло́вер, ку́хонный, новорождённый, коне[шн]о, взя́точник, до́гмат, фо́рзац, коклю́ш, колла́ж, щаве́ль, ту́фля, свёкла, экспе́рт, проце́нт, танцо́вщица, ба́рмен, мышле́ние, опто́вый, бла́говест, жалюзи́.
2. Беседа.

— Какие разделы науки о языках вы знаете?

— Что изучает каждый из этих разделов? (Учащиеся дают определения разделов лингвистики.)

— А что такое фонема? (Кратчайшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки (звуковую сторону звучания) разных слов.)

— Подберите пары слов, различающихся одним звуком. (Прибыть — прибить, съехать — въехать, толь — тюль, равный — ровный, запирать — забирать.)

— В чем различие звука и буквы? (Буква обозначает звуки на письме)
3. Характеристика звуков и букв.

На какие две группы делятся все звуки речи? (Гласные и согласные.)

— Какие звуки обозначают буквы е, ё, ю, я? ([й’э], [й’о], [й’у], [й’а])

— Когда буквы е, ё, ю, я дают два звука? (В начале слова; после разделительных ъ, ь; в конце слова; после гласных букв.)

— Приведите примеры. (Яма — [й’а]ма; юла — [й’у]ла; вьюгав[й’у]га; съезд с[й’э]зд; армияарми[й’а]; знаемзна[й’э]м.) Сколько согласных звуков в русском языке? (37.)

— Назовите характеристики согласных звуков. (Твёрдые, мягкие, звонкие, глухие.)

— Составьте пары согласных звуков по признаку звонкости и глухости. ([б-п], [б’-п’], [г-к], [г’-к’], [в-ф], [в’-ф’], [д-т], [д’-т’], [з-с], [з’-с’], [ж-ш])

— Какие звонкие звуки являются непарными ([р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [й’]), а глухие? ([ц], [ч’], [х])

— Чем отличаются твёрдые и мягкие согласные звуки? (Артикуляцией. Мягкие согласные образуются дополнительной артикуляцией — продвижением языка в полости рта вперёд. Твёрдые согласные такой артикуляцией не характеризуются.)

— Составьте пары согласных звуков по твёрдости и мягкости. ([б-б’], [п-п’], [в-в’], [ф-ф’], [д-д’], [т-т’], [г-г’], [к-к’], [х-х’], [з-з’], [с-с’], [л-л’], [м-м’], [н-н’], [р-р’]).

— Какие звуки всегда твёрдые? ([

ж], [ш], [ц])

— Назовите непарные звуки по признаку мягкости. ([ч’], [й’], [щ’])

— Какие звуки называют шипящими? ([ш] [щ’] [ч’])
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

1. Нескольким ученикам даются индивидуальные задания по упр. 5 (задания 2, 3, 4), и по упр. 6 (задание 3).
2. В это время упр. 5, 6 выполняются по вариантам с последующей взаимопроверкой.
3. Составьте текст-описание (3-5 предложений) по теме «Роняет лес багряный свой убор». Используйте выразительные средства языка, подражая И. С. Тургеневу (упр. 6).

Пример текста:

Первый месяц осени похож на хитрого лиса. Неслышно крадется он по земле, ловко прячется среди веток деревьев. Но вскоре всё вокруг порыжеет словно огненные звери рассядутся на каждом кусте, на каждом дереве. Подует ветер, и листья золотым дождём упадут на землю. Ветер будет гонять их по лесным, дорогам и тропинкам.
IV. Итоги урока

— Какой раздел в лингвистике изучает звуковой строй языка?

— Что такое фонема? Какую функцию она выполняет? (Различает звуковую сторону звучания разных слов.)

— Сколько звуков в русском языке? (43 звука: 6 гласных и 37 согласных звуков.)

— Что изучает раздел «Орфография»?

— Чем различаются гласные и согласные звуки? (Акустикой: гласные образуются только голосом, согласные — шумом, либо голосом и шумом; артикуляцией при образовании гласных органы речи не создают преграды, при образовании согласных создаётся преграда; со смыслоразличительной стороны согласные обладают большими различительными способностями, нежели гласные, то есть по согласным можно угадать слово, а по гласным нельзя.)

Домашнее задание

1. Составить связный ответ по разделу «Фонетика и графика».

2. Упр. 7 (выполнить все задания к упражнению).


Урок 9 (9)

Основные нормы современного литературного

произношения и ударения в русском языке
Цели урока:

Обобщить знания, полученные в 5—9 классах, по теме «Орфоэпия»; закрепить орфоэпические навыки, навыки правописания.
Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о разделе лингвистики «Фонетика и графика».
2. Проверить у доски задания 1, 3, 4 к упр. 7.
3. Комментирование и толкование непонятных слов из упражнения:

плетень — изгородь из сплетённых прутьев и ветвей;

плахта — кустарная украинская ткань, полосатая или клетчатая, а также её четырёхугольный отрез, носимый в качестве юбки;

шаровары — широкие штаны, заправляемые в голенища, вообще штаны широкого, свободного покроя.
4. Три человека выполняют индивидуальное задание:

— Опишите дуб поздней осенью. Покажите особенности этого дерева.

Пример текста:

На пригорке растёт дуб с раскидистыми, скрюченными, словно старые натруженные пальцы, ветками. Он крепко впился в землю толстыми корнями. Дуб не сразу почувствовал приход осени. Его плотные листья долго не поддавались прохладным ночам и продолжали зеленеть. Но неожиданно ударил морозец. Листья дуба пожелтели, взялись изморозью. Подул ветерок, и листья постепенно стали опадать. Дзинь-дзинь! Зазвенели, словно золотые колокольчики, ударяясь о застывшие ветки. Весь пригорок покрылся шуршащим ковром.
5. Во время подготовки учащихся к ответу и выполнения индивидуальных занятий класс пишет словарный диктант:

Мэр, префектура, пейджер, брокер, шоумен, продюсер, контракт, актив, гарантия, демпинг, квота, негоция, реквизиты, рента, ссуда, таможня, тариф, цент, бартер, концессионер, маклер, номинал, швейцар, экспортёр, электорат.

— Дайте толкование слова электорат. (Избиратели, участвующие в выборах в государственные или другие крупные общественные структуры.)
II. Работа по теме урока

1. Орфоэпическая разминка (учитель произносит слова, учащиеся повторяют за ним).

я́дрица, фено́мен ерети́к, знаме́ние, досу́г, невро́лог, рефле́ксия, астро́лог, астроно́м, инструме́нт, хода́тайство, обеспе́чение, украи́нский, фети́ш, и́скра, дремо́та, зево́та, бюрокра́тия, возвели́ченье, озву́ченье, доне́льзя, задо́лго, сосредото́чение, упроче́ние


— Как называется раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения и ударения? (Орфоэпия.)
2. Можно предложить учащимся план-конспект теоретического материала.

Слово учителя:

Уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное произнесение звуков затрудняет понимание между людьми, создает препятствия для эффективного и адекватного общения. Неверное ударение в слове, нарушение норм, правил произношения режет слух, создает помехи конструктивному взаимодействию в деловом и личном общении. Понятна значимость овладения нормами правильного произношения. Существуют общие произноси тельные нормы, регламентирующие произношение целого ряда звуков, охватывающие большое число слов, и существуют нормы, относящиеся только к ряду сочетаний звуков, характерные для ряда грамматических форм. Все эти нормы создают произносительную систему языка. В обыденной жизни мы редко задумываемся над тем, как мы произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии и, тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем вместе со словами и грамматическими конструкциями и орфоэпические особенности, свойственные языку. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков и исполняются без предварительного сознательного обдумывания. Да это и понятно представьте, во что превратилось бы человеческое общение, если, прежде чем произнести отдельный звук или звукосочетание, мы бы сознательно обдумывали, как это сделать. Вспомните, как вы начинали изучать иностранный язык: легче всего запоминались звуки, которые произносятся аналогично звукам родного языка. Зато звуки и их сочетания, не имеющие аналогов в родном языке, требовали от вас достаточных усилий.

Но хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Наиболее часты ошибки в постановке ударения, вызывает затруднение произнесение заимствованных слов, которых в последнее время становится все больше, достаточно часто встречаются элементы диалектного произношения, а также молодежного городского сленга, который проявляется не только в употреблении своеобразной лексики, но и в нарочито небрежном произношении (например: «проглатывание» окончаний и суффиксов, произнесение «в нос»). Неразборчивость произношения сродни неразборчивости в построении письменного текста, так как отражает недостаточный уровень культуры, личностную незрелость. Твердости, четкости дикции способствуют артикуляционные упражнения (например, знакомые всем скороговорки). А точность постановки ударения и произнесения отдельных звуков или их сочетаний можно уточнить по словарю.