Файл: Вопросыдля тк2 Эмоции и их влияние на физическое и психическое здоровье человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросыдля ТК-2:


  1. Эмоции и их влияние на физическое и психическое здоровье человека.

Реакция на окружающий нас мир, в первую очередь, возникает в центральной нервной системе. Рецепторы от органов чувств подают в мозг сигналы, а он отвечает на возникающие раздражители, формируя комплекс команд, чтобы помочь в преодолении

возникающего препятствия или закрепить правильное действие. При негативных эмоциях, например, в ответ на обиду, возникает агрессия, подкрепленная гормоном надпочечников норадреналином; при ощущении опасности возникает страх, подкрепленный адреналином; появление соперника или конкурента становится причиной ревности и зависти. Регулярное раздражение соответствующим образом преобразует обычные, контролируемые нами эмоции в нечто большее: в первом случае агрессия перерастает в ненависть, во втором — страх в тревогу (состояние жертвы), в третьем — в раздражительность и недовольство.

К негативным проявлениям эмоций относят также чрезмерную радость, так как из-за нее энергия человека рассеивается бесследно, теряясь и распыляясь понапрасну. Из-за постоянных потерь человек вынужден искать новые удовольствия, которые он опять не способен удержать. Цикл замыкается, и жизнь превращается в постоянный поиск развлечений, что приводит к тревожным состояниям (страх утратить доступ к желаемому), отчаянию и бессоннице. Позитивные эмоции сопровождаются выделением гормонов счастья (эндорфин, дофамин), они дают эйфорический эффект, который заставляет человека стараться больше, чтобы снова получить радость и успокоение. Похожим образом работает серотонин, от уровня которого в крови зависит чувствительность к боли и физическим факторам (именно благодаря ему дети так легко забывают о травмах и способны долгое время не замечать явные повреждения, такие как порезы, разрывы и т.п.).

Любая положительная эмоция повышает работоспособность нервной системы, улучшает сон, стабилизирует эмоциональное состояние, способствует выработке гормонов радости (эндорфины) и оказывает позитивное влияние на гормональный фон организма. Чем больше положительных эмоций ощущает человек, тем меньше он подвержен стрессу и различным заболеваниям.


  1. Влияние характера человека на выбор вида рекреационной деятельности.



Характер человека, по крайней мере взрослого, в течение жизни остается более или менее стабильным. Однако это касается далеко не всех людей. Часто с возрастом у человека происходят радикальные, порой драматические изменения характера – такие, что, встретившись с ним через несколько лет, мы его не узнаем. Внешность человека при этом меняется мало, но сам он нам кажется совсем другим человеком, поскольку психология его за это время существенно меняется. Бывает и наоборот: по внешности мы человека не узнаем, а по характеру он с возрастом почти не меняется.
Некоторые черты характера в отчетливой форме обнаруживаются уже у детей раннего возраста, т.е. в период до трех лет. Это значит, что истоки характера человека нужно искать в самом начале психологического развития человека.
Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение и взаимоотношения с окружающими людьми. В своих поступках и действиях ребенок, прежде всего подражает близким для него взрослым людям. При помощи прямого научения через подражание этим людям, через эмоциональное подкрепление с их стороны действий и реакций ребенка он усваивает формы поведения взрослых, которые затем, становясь для него привычными, формируют его собственный характер.
Сенситивным периодом становления характера человека можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети активно общаются как с окружающими их взрослыми, так и со своими сверстниками, открыты для воздействий со стороны и с готовностью их принимают, подражая окружающим. Взрослые люди в это время пользуются большим доверием детей, имеют возможность воздействовать на них словом и делом, это создает благоприятные условия для подкрепления у ребенка нужных форм поведения.
Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им свойства: эгоистичность, черствость или безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования соответствующих черт характера, связано с ранними годами жизни и определяется обращением матери с ребенком, особенно в течение первого года жизни. Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важен для становления характера ребенка. Особенно это относится к тому, как ведут себя мать и отец в отношении ребенка. Спустя много лет после этого стиль общения родителей ребенок обычно частично или полностью воспроизводит в собственном общении с другими людьми и со своими детьми.


Те свойства характера, которые наиболее ярко появляются в труде – трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость и другие, - складываются несколько позднее, чем коммуникативные черты характера, проявляющиеся в общении. Они формируются и закрепляются в играх детей и в доступных им по возрасту других видах деятельности. Существенное влияние на их развитие оказывает стимулирование соответствующего «делового» поведения ребенка со стороны взрослых.


  1. Психологическое сопровождение рекреационных занятий.

Психологическое сопровождение в спорте одна из насущных проблем и форм работы психолога, тренера и всей команды, работающей со спортсменами и занимающимися в группах ЛФК. Процесс сопровождения спортсменов и занимающихся в группах ЛФК включает в себя профилактические, психодиагностические и коррекционно-развивающие мероприятия. Значительную роль во всех этих мероприятиях, не замыкаясь собственно психодиагностикой, играют умения и знания специалистов в сфере психодиагностики личностных и межличностных особенностей и тенденций трансформаций спортсменов и занимающихся в группах ЛФК. Поэтому в нашей работе мы рассматриваем психологическое сопровождение спортивной, оздоровительной, реабилитационной или рекреационной деятельности как комплексную активность. Одна из основных задач психологической подготовки тренеров, реабилитологов, рекреологов и иных специалистов, работающих со спортсменами, туристами-рекреантами и занимающимися в группах ЛФК, задача интеграции его знаний и умений. Особенно важны интеграция, глубоко и разностороннее знание социальных, нравственных, соматических и психологических аспектов болезней и нарушений, их профилактики и преодоления за счёт обращения к душевным, психологическим ресурсам спортсменов, туристов, членов групп здоровья и занимающихся в группах ЛФК.


  1. Использование психологического тестирования в ходе рекреационных занятий.

В большинстве современных исследований по вопросам физического воспитания учащихся средних школ, сузов и студентов решение проблемы скоростно-силовой подготовки либо носит подчинённый, сопутствующий характер, либо не рассматривается вовсе. Методика развития скоростно-силовых способностей у учащихся сузов, не занимающихся спортом, разработана крайне слабо, не имеет научного обоснования, не учитывает индивидуальных особенностей занимающихся и богатого опыта скоростно-силовой подготовки в спорте.


Контроль уровня скоростносиловой подготовленности сводится к оценке результатов в беге на 100 м и прыжке в длину с места, что явно не учитывает широкого круга скоростно-силовых способностей, значимых в структуре подготовленности учащихся сузов. В связи с тем, что в литературе имеются лишь противоречивые данные о специфичности различных проявлений скоростно-силовых способностей (полученные при обследовании спортсмена) Согласно выделенному нами принципу направленности на получение удовольствия, результатом каждого рекреативно ориентированного мероприятия должно быть улучшение настроения, получение положительных эмоций, возникновение чувства удовлетворенности и “мышечной радости”.
В данном контексте необходимо отходить от общепринятых способов определения оптимальных нагрузок, используемых в физическом воспитании, таких как измерение частоты сердечных сокращений, динамики уровня развития функциональных систем, определения развития основных физических качеств. Эти способы можно использовать лишь для того, чтобы убедиться, что нагрузка, используемая на рекреационных тренировках, не является чрезмерной и не будет отрицательно сказываться на здоровье. Основное же внимание необходимо уделять улучшению психоэмоционального состояния занимающихся.
В данном случае мы разделяем точку зрения Г.П. Виноградова, который отмечает, что оценка рекреационных нагрузок по описательным характеристикам состояния человека более предпочтительна по сравнению с оценкой нагрузки, принятой в спорте (объем, интенсивность и т.д.). Автор объясняет это тем, что физкультурнорекреативная деятельность имеет своей целью отдых, восстановление, развлечение. Реализация этих целей обеспечивается ближайшим тренировочным эффектом, то есть теми положительными изменениями в психофункциональном состоянии занимающихся, которые наступают после окончания рекреационной тренировки.

  1. Психофизические упражнения и релаксация как средство психопрофилактики и саморегуляции.

Основной целью является научиться сознательно создавать в себе оптимальную «внутреннюю атмосферу».
Использование образов
Тем, кто обладает склонностью к артистичности мышления, хорошо помогает приём, основанный на игре. Например, выполняя какую-то тяжёлую и напряжённую работу, можно представить себя в образе кино- или литературного героя. Умение достаточно ярко воссоздать в мыслях образ для подражания, «войти в роль» помогает со временем обрести и собственный стиль поведения.

Целенаправленное представление ситуаций

Умению настроится или снять нервное напряжение помогает использование воображения. У каждого человека есть в памяти ситуации, в которых он испытывал покой, умиротворение, расслабление. У одних это пляж, приятное ощущение отдыха на тёплом песке после купания, у других – горы, чистый свежий воздух, голубое небо, снежные вершины. Из таких ситуаций необходимо выбрать самую значимую, действительно способную вызвать эмоциональные переживания.


Способы отвлечения
Могут быть состояния, когда к активным методам прибегать трудно. Нередко это связано с выраженным утомлением. В таких случаях снять груз психического напряжения можно, используя метод отключения. Средством может быть книга, которую перечитываешь много раз, не теряя к ней интереса, любимая музыка, фильм и так далее.
Управление дыханием

Процесс дыхания имеет важное значение для регуляции психических процессов. Умение правильно дышать является необходимой основой для успеха. Даже самые элементарные дыхательные приёмы могут дать ощутимый положительный результат, когда необходимо быстро успокоиться или, наоборот, повысить общий тонус. В первую очередь, важен ритм дыхания.

Успокаивающий ритм таков, что каждый выдох вдвое длиннее, чем вдох. В ряде случаев можно сделать глубокий вдох и затем задержать дыхание на 20-30 сек. Последующий выдох и глубокий компенсаторный вдох оказывают на нервную систему стабилизирующее влияние.

Данный способ предназначен для людей которым мешает в жизни излишняя впечатлительность и эмоциональность. В этих случаях полезно выработать навык отстранения от эмоций - диссоциации. Этот навык основан на разделении осознавания человеком физиологических сдвигов в собственном организме, вызванных эмоциями, от осознавания своего внутреннего, психологического состояния. Для этого необходимо научится отличать и отделять навязываемые извне эмоции от деятельности собственного "Я".

  1. Техника безопасности при использовании психофизических упражнений и элементов медитаций. Показания и противопоказания.

Эффект воздействия специальных двигательных режимов на психику ребенка может быть самым различным. Многое зависит от типа личности, темперамента и привычных установок на тот или иной вид двигательной активности. Применение данного метода способствует физическому развитию и физической подготовленности детей, развитию их интеллектуальных способностей и направленному формированию социальных навыков.