Файл: Курсовая работа по дисциплине Основы социальной медицины.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Восточно–Сибирский государственный университет технологий и управления
Юридический факультет
Кафедра «Социальные технологии»
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Основы социальной медицины»
ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ КАК ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВА
Руководитель: д.м.н., профессор
______________Ю. Ю. Шурыгина
Автор работы:
Студентка ЗУ5151 группы
_______________С.А.Березовская
Улан–Удэ 2022

2
Оглавление
Введение ................................................................................................................... 3
Глава 1 Теоретические основы изучения психических заболеваний .................... 5 1.1 Понятие о психических заболеваниях ..................................................... 5 1.2 Факторы развития психических заболеваний ....................................... 10
Глава 2 Психические болезни в современном обществе ..................................... 14 2.1 Распространенность психических болезней в современном обществе
................................................................................................................................. 14 2.2 Проблемы психического здоровья в современном обществе .............. 20
Заключение ............................................................................................................. 25
Список использованных источников .................................................................... 27

3
Введение
По данным Всемирной организации здравоохранения к 2020 году психические заболевания могут войти в пятерку болезней, по причине которых снижается доля работоспособного населения.
При этом самыми распространенными заболеваниями данного спектра являются шизофрения и депрессия. Уже сейчас по оценкам различных исследователей шизофренией страдает примерно 1% всего населения, точное определение степени распространенности затруднено вследствие различия подходов, которых придерживаются исследователи, методов исследования, используемой классификации, проблемы репрезентативности выборки. Именно поэтому чрезвычайно важно изучать реабилитационный потенциал и ресурсы для снижения инвалидизации больных, а также факторы, влияющие на данный потенциал и ресурсы
Уровень психического здоровья человека в каждый данный момент времени определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами. Так, например, насилие и устойчивое социально–
экономическое давление признается фактором риска для психического здоровья.
Очевидные фактические данные связаны с сексуальным насилием.
Плохое психическое здоровье связано также с быстрыми социальными изменениями, стрессовыми условиями на работе, гендерной дискриминацией, социальным отчуждением, нездоровым образом жизни, физическим нездоровьем, а также с нарушениями прав человека.
Существуют также особые психологические и личностные факторы, из–за которых люди становятся уязвимыми перед проблемами с психическим здоровьем. Биологические риски включают генетические факторы.
Также немаловажную роль в лечении и реабилитации играет уровень самооценки больного и его удовлетворенность жизнью в целом, то есть как пациент оценивает себя и свои возможности на улучшение своего состояния.


4
От самооценки также зависят отношения с окружающими людьми, уверенность в собственных силах, комплаенс между пациентом и врачом. В данном случае крайне важна адекватная самооценка пациентом себя, т.к. и заниженная, и завышенная вероятнее всего будут иметь негативные последствия.
Целью курсовой работы является: изучение проблем, с которыми сталкивается современное общество из–за психических болезней.
Задачи курсовой работы:
– изучить понятие о психических заболеваниях;
– вявить факторы развития психических заболеваний;
– проанализировать распространенность психических болезней в современном обществе;
– выявить проблемы психического здоровья в современном обществе.
Объектом курсовой работы являются психические заболевания.
Предметом курсовой работы выступают проблемы возникающие в обществе в следствии распространения психических заболеваний.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, содержащая по два параграфа, списка литературы.

5
Глава 1 Теоретические основы изучения психических заболеваний
1.1 Понятие о психических заболеваниях
Психические заболевания – в широком смысле это состояние психики человека, отличное от нормального [13, с. 159].
Любые нарушения психического состояния связаны с изменениями в структуре или функциях головного мозга. Они бывают экзогенными, когда на человека влияют внешние факторы – такие как различные отравляющие вещества, травмы, вирусы и т.д. Отдельно выделяют эндогенные факторы – это наследственные и генные заболевания, нарушения хромосомного ряда и т.д.
Психические заболевания способны значительно навредить больному и окружающим его людям. Именно поэтому они требуют незамедлительного обращения за медицинской помощью. Главная сложность здесь – это идентифицировать наличие психического расстройства.
Список психических заболеваний [17, с. 56]:
1.
Состояния, которые вызваны заболеваниями головного мозга – у больного нарушаются когнитивные функции (обучаемость, мышление, память), а также могут проявлять галлюцинации, бредовые идеи и резкие перепады настроений.
2.
Шизофрения – резкие перемены в характере больного, изменение сферы интересов и появление несвойственных увлечений, снижение работоспособности. В крайней форме у больного абсолютно отсутствует вменяемость и осознание событий, которые происходят вокруг.
3.
Неврозы, фобии – группа психологических заболеваний человека, которые вызывают у больного панические атаки, паранойю, хронические стрессы и соматизированные отклонения при столкновении с определенными предметами, ситуациями и явлениями.


6 4.
Состояния, которые вызваны нарушениями физиологии – больной не в состоянии употреблять пищу (переедание, анорексия и др.), спать
(гиперсомния, бессонница и др.) и всевозможные сексуальные отклонения
(повышенное либидо, фригидность и др.).
5.
Аффективные расстройства – описание группы психических заболеваний включает в себя безосновательные кардинальные перепады настроения, всевозможные мании, депрессивные состояние различной этиологии и течения.
6.
Умственная отсталость – врожденное психическое отклонение, которое характеризуется снижением интеллектуальных функций.
7.
Нарушения личности в зрелом возрасте – расстройство сексуальных предпочтений (педофилия, фетишизм и др.), нарушение самоидентификации по половому признаку (трансвестизм, транссексуализм и др.), нарушение привычек и влечений (пиромания, игромания и др.)
Медицине известно множество психических расстройств, однако чаще всего развиваются следующие патологии [19, с. 48]:
1. Депрессия. Одна из самых распространенных болезней, приводящая к инвалидности. По данным исследований, в мире около 264 миллионов людей подвержены этому недугу. Причем склонны к депрессиям в большей степени женщины. Болезнь проявляется подавленным состоянием, низкой самооценкой, изменениями режима сна (бессонницей), утратой аппетита, быстрой утомляемостью, невозможностью концентрироваться.
Сопровождается состояние постоянным чувством вины.
Различают эпизодическую, долговременную депрессию. Тяжелые проявления могут привести к суициду.
Депрессия лечится при помощи нарративной, когнитивно–поведенческой терапии и психотерапии.
2.
Биполярное расстройство. Сопровождается депрессивными и маниакальными проявлениями, чередующимися с нормальным поведением. У человека внезапно возникает раздражение или возбуждение, излишняя

7 активность, ускоряется темп речи, человек не испытывает потребность в отдыхе.
Затем наступает фаза торможения.
3. Шизофрения и психозы. Подобными расстройствами страдают около 20 млн человек в мире. Заболевание проявляется искаженным восприятием себя, происходящего, мира, что отражается на поведении человека. У больного возникают галлюцинации, бред, подозрительность, убеждение в своих идеях, несмотря на их абсурдность. Такое состояние делает невозможным обучение, работу. При отсутствии лечения в отношении больного развивается стигматизация, дискриминация. Первые проявления шизофрении наблюдаются чаще всего в подростковом возрасте.
4. Деменция. Это состояние, при котором поддается деградации когнитивная функция. Чаще всего развивается в пожилом возрасте. Ухудшается память, понимание происходящего, мыслительные способности. Нарушается способность ориентироваться, говорить, считать и рассуждать. Меняется эмоциональное состояние с последующей деградацией поведения в социуме.
Способствуют развитию деменции травмы, болезни (Альцгеймера, гипертония, инсульт).
5.
Аутизм и другие расстройства. Психические расстройства сопровождаются умственной отсталостью, нарушениями развития. При аутизме такие нарушения появляются в детском возрасте, сохраняются во взрослом. Если речь идет об аномалиях развития, то в отличие от других ментальных расстройств, эти проявления равномерны, без ремиссий и рецидивов. Пороки развития препятствуют выполнению повседневных задач. При аутизме нарушено поведение в социуме, недостаточно развиты коммуникативные и речевые способности [9, с. 87].
При психических расстройствах крайне важна поддержка близких.
Необходимо понимать при каких обстоятельствах возникает рецидив, создавать благоприятные условия. В детском возрасте важно обеспечить больному режим дня, включая обучение, развивающие игры, регулярное кормление. Взрослым и


8 детям с расстройствами необходим должный уход дома или в условиях стационара [20, с. 69].
Классификация психических расстройств – одна из наиболее важных и сложных проблем психиатрии. Существуют три основных принципа классификации психических расстройств [1, с. 78].
1.Синдромологический принцип.
Теоретической базой синдромологического подхода является концепция «единого психоза». В основе концепции лежит представление о единой природе различных психических расстройств. Различие в клинической картине объясняется наблюдением пациентов на различных этапах болезни.
Установление этиологических факторов отдельных психических заболеваний поставило под сомнение концепцию единого психоза. Однако со второй половины двадцатого века синдромологический подход вновь начинает широко использоваться при создании классификаций.
Ренессанс синдромологического подхода во многом связан с достижениями экспериментальной и клинической психофармакологии. При назначении лекарственной терапии, которая на настоящем этапе развития психиатрии все еще носит так называемый «синдромологических» характер, врачи ориентируются не на причину психических расстройств, а на выявляемые психопатологические симптомы и синдромы.
2. Нозологический принцип. Классификация психических расстройств на основе нозологического принципа стала возможна в результате открытий связи между причиной, клиническими проявлениями, течением и исходом болезни.
Нозологический принцип заключается в разделении болезней на основании общности этиологии, патогенеза и единообразии клинической картины.
По этиологическому принципу психические заболевания разделяют на эндогенные, экзогенные и психогенные.
В развитии эндогенных заболеваний большую роль играет наследственность. Обычно на эндогенное заболевание указывает спонтанный

9 характер возникновения болезни и мало зависящее от внешних условий течение болезни.
Экзогенные психические расстройства включают болезни, обусловленные внешними факторами – черепно–мозговыми травмами, инфекциями и интоксикациями [2, с. 109].
Особая разновидность экзогенных заболеваний – психогении.
Возникновение психогенных заболеваний связано с эмоциональным стрессом, семейными и социальными проблемами.
Традиционным является разделение психических расстройств на органические и функциональные. Наличие отчетливых изменений в структуре мозга приводит к появлению стойкой негативной симптоматики – нарушений памяти, интеллекта.
3. Прагматический (статистический, эклектичный) принцип приобретает особое значение в связи с созданием национальных и международных организаций, регулирующих экономические, социальные и правовые вопросы психиатрической помощи.
Планирование медицинских и социальных мероприятий невозможно без достоверных данных о распространенности психических расстройств. Решение юридических вопросов зависит от точности и достоверности поставленного диагноза. В России используется международная классификация психических и поведенческих расстройств
(МКБ–10), разработанная
ВОЗ.
МКБ разрабатывалась с целью унификации диагностического подхода при проведении статистических, научных и социальных исследований [19, с. 45].
Большинство психических расстройств поддаются лечению. В некоторых случаях удается полностью избавиться от заболевания или добиться стойкой ремиссии.
В острой стадии требуется медикаментозная терапия, включающая прием
[6, с. 177]:
– нейролептиков;
– транквилизаторов;


10
– нормотимиков;
– антидепрессантов;
– ноотропов;
– психостимуляторов.
Немедикаментозное лечение состоит из психотерапевтической помощи.
Это важный этап лечения, позволяющий человеку осознать проблему. С помощью психотерапии удается разработать модель поведения и научить пациента ее придерживаться. Больному важно соблюдать режима отдыха и бодрствования, правильного питания, физической активности.
Таким образом, психические расстройства – это заболевания, которые вызывают нарушения в мышлении, поведении и эмоциональном состоянии человека. У больного появляются анормальные мысли и восприятие действительности (галлюцинации, суицидальные наклонности, паранойя), нестабильное эмоциональное состояние и поведенческие реакции (агрессия, подавленность), сложности в общении с окружающими людьми.
1.2 Факторы развития психических заболеваний
Факторы риска развития психических заболеваний включают в себя генетическую наследственность, например склонность к депрессии или личностные особенности родителей. Зависимость от марихуаны, алкоголизм, теизм – все эти расстройства коррелируют с психическими расстройствами.
Некоторые психические заболевания могут иметь определённые факторы риска – такими являются ошибки «родительской» схемы лечения, неблагоприятные жизненные события, употребление наркотических средств в депрессии, миграция, ограничения свободы, детские травмы, потеря близкого человека или разлука с семьей, пристрастие к курению гашиша (может привести к шизофрении и психозу), наследственность, насилие над детьми, семейный анамнез и негативный взгляд на жизнь. Также причиной психического

11 расстройства могут служить чрезмерная эмоциональность и импульсивность [8, с. 54].
Причина болезни – фактор (условие, особенность организма или их комбинация), который предшествует болезни и без которого болезнь не развивается. Причина может быть [12, с. 145]:
1. Достаточная (полная) – причина, которой достаточно для развития болезни, т.е. которая всегда вызывает болезнь (Н., трисомия по 21 хромосоме при синдроме Дауна)
2. Обязательная (необходимая) – причина, которая обязательно присутствует в каждом случае болезни, но сама по себе не всегда приводит к развитию этой болезни (Н., вирус гриппа: обязателен для развития гриппа, но не всегда контакт с ним приводит к болезни)
Фактор риска – фактор, статистически связанный с возникновением болезни в будущем, при его изменении количественно изменяется вероятность развития болезни. Например, переохлаждение повышает риск развития гриппа при контакте с вирусом, но само по себе (без вируса) не может привести к развитию гриппа. При этом статистическая взаимосвязь между фактором риска и развитием болезни может отражать: непосредственный вклад фактора в развитие болезни, косвенно отражать влияние каких–либо других факторов или быть случайной [10, с. 64].
Знание факторов риска, вносящих свой вклад в развитие болезни, помогает выявлять группы повышенного риска и обобщенно оценивать вероятность развития заболевания, а различные воздействия на эти факторы – осуществлять профилактику его развития (например, отказ от курения через несколько лет приводит к снижению вероятности развития рака легких). Однако наличие факторов риска (в отличие от причин болезни) является недостаточным для диагностики болезни (курение значимо повышает риск рака легких, но это не значит, что в каждом случае рака имеется курение. Соответственно, выявив курением, мы не может говорить о постановке диагноза рака, т.е. не можем использовать факт курения в качестве критерия для диагностики рака).