Файл: Бюджетное учреждение профессионального образования ХантыМансийского автономного округаЮгры Нижневартовский социальногуманитарный колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Практическое задание № 2

Разучивание с вокально-хоровым коллективом педагогического репертуара для младшего школьного возраста.

Проверяемые знания и умения

Показатели оценки

Критерии оценки

З1, З3-З6.

Уз-У10.

П1.- П3.

К3.- К9.

Условия выполнения задания:

Разучивание произведения педагогического репертуара должно содержать следующие этапы:

  1. Представление произведения;

  2. Разучивание произведения с хором посредством трхэлементного исполнения (петь, играть партию на фортепиано и дирижировать) с голоса;

  3. Работа над средствами художественной выразительности (динамика, темп, разные виды ансамбля) с аккомпанементом;

  4. Итоговое исполнение: аккомпанирование и управление хоровым коллективом с помощью дирижерского жеста (ауфтакты головой).

Максимальное время выполнения задания: 20 мин.



Практическое задание №3

Предоставление портфолио учебной деятельности.

Проверяемые знания и умения

Показатели оценки

Критерии оценки

З3-З7.

У5-У9.

П5.- П7.

К10.- К14.

Условия выполнения задания: предоставление портфолио учебной деятельности (индивидуальные хоровые папки)

Максимальное время выполнения задания: 10 мин.

Таблица №4.

ПАКЕТ ЭКСПЕРТА

Оцениваемые знания:

З1. Разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар;

З2.Жанровые особенности вокально-хоровой и инструментальной музыки.

З3. Теоретические основы и методику работы с хором.

З4. Основы хоровой культуры и дирижерской техники.

З5. Методические основы работы над детским песенным репертуаром.

З6. Методические приемы работы с хором.

З7. Методы анализа произведений вокально-хорового жанра.

Оцениваемые умения:

У1. Исполнять произведения сольного и хорового жанра для детской аудитории с сопровождением, без сопровождения и под собственный аккомпанемент.

У2. Читать с листа разнообразный вокально-хоровой репертуар и чисто интонировать свою партию.

У3. Исполнять произведения сольного и хорового жанра для детской аудитории с сопровождением, без сопровождения и под собственный аккомпанемент.

У4. Определять и грамотно объяснять задачи исполнения.

У5. Использовать различные технические и художественные приемы хоровогодиржирования, дирижерские навыки при управлении вокально-хоровым коллективом.

У6. Проводить анализ и самоанализ дирижерско-хоровой деятельности.

У7. Применять методические приемы вокально-хоровой работы.

У8. Анализировать звучание песенно-хоровой партитуры.

У9. Анализировать музыкальный материал, работать с песенным репертуаром дошкольного и школьного возраста.

У10. Аккомпанировать голосу, хоровым коллективам, различным видам ритмических движений.

Оцениваемые компетенции

ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.

ПК 3.2. Управлять с использованием дирижерских навыков детским хоровым коллективом.

ПК 3.3. Аккомпанировать детскому составу исполнителей.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК. 12. Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и т.п.

 ОК. 13. Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

ОК. 14. Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде

ОК. 15. Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ОК. 16. Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)

ОК. 17. Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.

Показатели оценки

П1. Демонстрация умений исполнять произведения педагогического репертуара хорового жанра различных стилей, форм.

П2. Демонстрация процесса разучивания произведения педагогического репертуара посредством трехэлементного исполнения (пение, игра мелодии и дирижирование)

П3.Демонстрирует умение аккомпанировать хоровому коллективу и управлять им с помощью дирижерских жестов (ауфтакт головой).

П4. Наличие полного нотного и литературного текста разученного с хором произведения.

П5. Наличие аннотации хорового произведения.

П6. Наличие плана разучивания произведения

П7. Наличие нотных примеров попевок и потешек для дошкольного возраста.

Критерии оценки

К1. Знание хоровых партий исполняемых вокально-хоровых произведений

К2. Точность воспроизведения музыкального текста хорового произведения.

К3. Эмоциональная выразительность исполнения музыкального произведения.

К4. Грамотное воспроизведение нотного текста в соответствии с оригиналом.

К.5. Соответствие дирижерского жеста метроритмическому рисунку произведения;

К.6. Наличие четких ауфтактов, снятий, логических вершин;

К7.Эффективность управления хоровым коллективом.

К 8. Верное соблюдение звукового баланса между звучанием хора и аккомпанемента.

К 9. Наличие хорового строя; наличие хорового ансамбля.

К 10. Хоровые партитуры изучаемых в учебном году хоровых произведений

К 11.Определения хоровых терминов согласно Приложению 1

К 12.Составленные тесты по хоровому классу

К 13. Хорошее качество представленного нотного материала распевок, потешек, попевок для младшего дошкольного возраста.

К 14. План разучивания потешек, попевок для дошкольного возраста составлен в соответствии с алгоритмом.

К 14. Педагогический репертуар для дошкольного возраста (для младшей, средней, старшей групп детского сада, 3-5 лет)

Условия выполнения заданий

Условия выполнения задания №1:

1. Исполняя разнообразные произведения хорового репертуара, экзаменуемый участвует во всех концертных мероприятиях в составе хорового коллектива.

2. Участие в концертных мероприятиях предваряет сдача на оценку всех хоровых партий.

Условия выполнения задания №2:

Разучивание произведения педагогического репертуара должно содержать следующие этапы:

1.        Представление произведения;

2.        Разучивание произведения с хором посредством трхэлементного исполнения (петь, играть партию на фортепиано и дирижировать) с голоса;

3.        Работа над средствами художественной выразительности (динамика, темп, разные виды ансамбля) с аккомпанементом;

4.        Итоговое исполнение: аккомпанирование и управление хоровым коллективом с помощью дирижерского жеста (ауфтакты головой).

Условия выполнения задания №3: предоставление портфолио учебной деятельности (индивидуальные хоровые папки).

В состав комплекта входят задания для экзаменуемых и пакет экзаменатора (эксперта).

Задания включают четыре практических задания

Время выполнения заданий: 20– 30мин.

Задание № 1

Задание № 2

Задание № 3

3-5 мин.

10-20 мин.

3-5 мин.

Задания носят накопительный характер и выполняются в течение семестра.

Нотная литература, индивидуальные хоровые папки, комплект КОС, оценочная ведомость, зачетные книжки студентов.


Приложение 1

Шкала оценивания образовательных достижений

Процент результативности: Задания № 1-3

Максимальное количество 28 баллов.

20-28 баллов – зачтено,

19 и менее баллов – не зачтено



Задание 1:

Исполнение разнообразного вокально-хорового репертуара в составе хорового коллектива.

Баллы










К1.

Знание хоровых партий исполняемых вокально-хоровых произведений.







Экзаменуемый демонстрирует знание всех партий исполняемых хоровых произведений сольфеджио и с текстом наизусть.

2




Экзаменуемый демонстрирует неуверенное знание партий исполняемых хоровых произведений сольфеджио и с текстом наизусть.

1




Экзаменуемый не знает нотный текст исполняемых хоровых произведений.

0

К2.

Точность воспроизведения музыкального текста хорового произведения.







Экзаменуемый демонстрирует интонационную и ритмическую точность пения партии сольфеджио, игры своей партии на фортепиано и правильность произнесения текста.

2




Экзаменуемый демонстрирует незначительные интонационные и ритмические неточности при пении партии сольфеджио, игры своей партии на фортепиано и произнесении литературного текста.

1




Экзаменуемый допустил многочисленные текстовые ошибки.

0

К3.

Эмоциональная выразительность исполнения музыкального произведения.







Экзаменуемый исполнил произведения вокально-хорового репертуара выразительно, артистично.

2




Экзаменуемый недостаточно выразительно, эмоционально исполнил произведения вокально-хорового репертуара.

1




Экзаменуемый исполнил произведения вокально-хорового репертуара неэмоционально, с отсутствием личного отношения.

0




Максимальное количество баллов по критериям (К1-К3)

6






Задание 2:

Разучивание с хором педагогического репертуара для младшего школьного возраста.

Баллы










К4.

Грамотное воспроизведение нотного текста в соответствии с оригиналом.







Экзаменуемый демонстрирует интонационную и ритмическую точность исполнения мелодии и партии сопровождения.

2




Экзаменуемый демонстрирует незначительные интонационные и ритмические неточности при исполнения мелодии и партии сопровождения.

1




Экзаменуемый допустил многочисленные текстовые ошибки.

0

К3.

Эмоциональная выразительность исполнения музыкального произведения.







Экзаменуемый исполнил произведения вокально-хорового репертуара выразительно, артистично.

2




Экзаменуемый недостаточно выразительно, эмоционально исполнил произведения вокально-хорового репертуара.

1




Экзаменуемый исполнил произведения вокально-хорового репертуара неэмоционально, с отсутствием личного отношения.

0

К5.

Соответствие дирижерского жеста метроритмическому рисунку произведения.







При разучивании педагогического репертуара с помощью трехэлементного исполнения экзаменуемый демонстрирует соответствие дирижерского жеста метроритмическому рисунку произведения

2




При разучивании педагогического репертуара с помощью трехэлементного исполнения экзаменуемый допускает незначительные неточности в показе метроритмического рисунка произведения.

1




Экзаменуемый демонстрирует нарушение метроритмического рисунка произведения.

0

К6.

Наличие четких ауфтактов, снятий, логических вершин.







При разучивании педагогического репертуара с помощью трехэлементного исполнения экзаменуемый демонстрирует наличие четких ауфтактов, снятий, логических вершин.

2




При разучивании педагогического репертуара с помощью трехэлементного исполнения экзаменуемый допускает незначительные неточностей в показе ауфтактов, снятий, логических вершин.

1




Экзаменуемый демонстрирует отсутствие четких ауфтактов, снятий, логических вершин.

0

К7.

Эффективность управления хоровым коллективом.







Экзаменуемый в процессе исполнения эффективно управляет хоровым коллективом посредством дирижерского жеста (ауфтакты головой).

2




Экзаменуемый в процессе исполнения продемонстрировал незначительные нарушения слаженности звучания хорового коллектива и исполненной им партии сопровождения.

1




Экзаменуемыйнеуправляет хоровым коллективом.

0

К8.

Верное соблюдение звукового баланса между звучанием хора и аккомпанемента.







Экзаменуемый продемонстрировал корректный динамический баланс между партией хора и сопровождения в процессе исполнения хорового произведения.

2




Экзаменуемый продемонстрировал недостаточно корректный динамический баланс между партией хора и сопровождения в процессе исполнения хорового произведения.

1




Экзаменуемый продемонстрировал отсутствие динамического баланса между партией хора и сопровождения.

0

К9.

Наличие хорового строя, хорового ансамбля.







В звучании хорового произведения прослеживается интонационная, метроритмическая и дикционная слаженность.

2




В звучании хорового произведения присутствуют незначительные нарушения слаженности звучания хоровых партий.

1




Хоровое произведение звучит фальшиво.

0

К 3.

Эмоциональная выразительность исполнения музыкального произведения.







Вокально-хоровой коллектив исполнил произведение педагогического репертуара выразительно, артистично.

2




Вокально-хоровой коллектив недостаточно выразительно, эмоционально исполнил произведение педагогического репертуара.

1




Вокально-хоровой коллектив исполнил произведение педагогического репертуара неэмоционально, с отсутствием личного отношения.

0




Максимальное количество баллов по критериям (К3-К9)

16


За каждый критерий (К10- К14) выставляется один балл, за отсутствие – 0 баллов.



Задание 3:

Предоставление портфолио учебной деятельности.

Баллы

Наличие в папке по хоровому классу:




К 10.

Хоровые партитуры изучаемых в учебном году хоровых произведений

1

К 11.

Определения хоровых терминов согласно Приложению 1

1

К 12.

Педагогический репертуар младшего школьного возраста.

1

К 13.

План разучивания педагогического репертуара для младшего школьного возраста составлен в соответствии с алгоритмом.

1

К 14.

Презентация к разучиваемому с хором произведению (в электронном виде).

1

К 15.

10 упражнений для распевания младших школьников.

1




Максимальное количество баллов по критериям (К10-К15)

6




Всего (четыре задания)

28


Литература

  1. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л.Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 2011. – 368 с.

  2. Духовная хоровая музыка: учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения специальности «Дирижирование» (Дирижирование академическим хором) / сост. И.Н.Бибеева. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2011 г. – 38 с.

  3. Камаева Т., Камаев А. Чтение с листа на уроках фортепиано. Игровой курс. М.: Классика -XXI, 2009.

  4. Как исполнять Баха. – М.: Классика -XXI, 2012.

  5. Кирнарская Д.К. Музыкальная психология и психология музыкального образования: теория и практика. – М.: Академия (Academia), 2011

  6. Коган Г. Работа пианиста. - М.: Классика - XXI, 2013.

  7. Коробейникова Д.А. Методические рекомендации «Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков детей младшего школьного возраста».-Нижневартовск: издательство Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа, 2012.

  8. Корыхалова Н.П. За вторым роялем: Работа над музыкальным произведением в фортепианном классе. - СПб.: Композитор, 2012.

  9. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано М.: Классика - XXI, 2011.

  10. Малинковская А.В. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования. – М., 2011.

  11. Морозов Л.Н. Школа классического вокала: Мастер-класс (+DVD).-СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2011.-48с.

  12. Мусин И. А. Язык дирижерского жеста. М.: Музыка, 2012.

  13. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога.– М.: «Дека-ВС», 2011.

  14. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., Академический проект, Трикста, 2011.

  15. Сафронова О.Л. Распевки: Хрестоматия для вокалистов.- СПб.: «Издательство Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2012.- 72с.

  16. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М.: Музыка, 2012.

  17. Хрестоматия по дирижированию для студентов специальности Музыкальное образование / сост. У. К. Негманова. – Павлодар :Кереку, 2013. – 24 с.

  18. Хрестоматия по дирижированию хором. Средние музыкальные учебные заведения. Выпуск 4, Составители Е. Красотина, К. Рюмина, Ю. Левит. Музыка, 2012 год, 120 стр.

  19. Хрестоматия по хоровому дирижированию. В 3 выпусках. Выпуск 1. Музыка, 2011 год, 96 стр.

  20. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – М.: Классика -XXI, 2013.