Файл: Бюджетное учреждение профессионального образования ХантыМансийского автономного округаЮгры Нижневартовский социальногуманитарный колледж.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание № 2 Разучивание с вокально-хоровым коллективом педагогического репертуара для младшего школьного возраста. | ||
Проверяемые знания и умения | Показатели оценки | Критерии оценки |
З1, З3-З6. Уз-У10. | П1.- П3. | К3.- К9. |
Условия выполнения задания: Разучивание произведения педагогического репертуара должно содержать следующие этапы:
Максимальное время выполнения задания: 20 мин. |
Практическое задание №3 Предоставление портфолио учебной деятельности. | ||
Проверяемые знания и умения | Показатели оценки | Критерии оценки |
З3-З7. У5-У9. | П5.- П7. | К10.- К14. |
Условия выполнения задания: предоставление портфолио учебной деятельности (индивидуальные хоровые папки) Максимальное время выполнения задания: 10 мин. |
Таблица №4.
ПАКЕТ ЭКСПЕРТА | ||||
Оцениваемые знания: З1. Разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар; З2.Жанровые особенности вокально-хоровой и инструментальной музыки. З3. Теоретические основы и методику работы с хором. З4. Основы хоровой культуры и дирижерской техники. З5. Методические основы работы над детским песенным репертуаром. З6. Методические приемы работы с хором. З7. Методы анализа произведений вокально-хорового жанра. Оцениваемые умения: У1. Исполнять произведения сольного и хорового жанра для детской аудитории с сопровождением, без сопровождения и под собственный аккомпанемент. У2. Читать с листа разнообразный вокально-хоровой репертуар и чисто интонировать свою партию. У3. Исполнять произведения сольного и хорового жанра для детской аудитории с сопровождением, без сопровождения и под собственный аккомпанемент. У4. Определять и грамотно объяснять задачи исполнения. У5. Использовать различные технические и художественные приемы хоровогодиржирования, дирижерские навыки при управлении вокально-хоровым коллективом. У6. Проводить анализ и самоанализ дирижерско-хоровой деятельности. У7. Применять методические приемы вокально-хоровой работы. У8. Анализировать звучание песенно-хоровой партитуры. У9. Анализировать музыкальный материал, работать с песенным репертуаром дошкольного и школьного возраста. У10. Аккомпанировать голосу, хоровым коллективам, различным видам ритмических движений. Оцениваемые компетенции ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров. ПК 3.2. Управлять с использованием дирижерских навыков детским хоровым коллективом. ПК 3.3. Аккомпанировать детскому составу исполнителей. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК. 12. Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и т.п. ОК. 13. Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей ОК. 14. Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде ОК. 15. Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ОК. 16. Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) ОК. 17. Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона. | Показатели оценки П1. Демонстрация умений исполнять произведения педагогического репертуара хорового жанра различных стилей, форм. П2. Демонстрация процесса разучивания произведения педагогического репертуара посредством трехэлементного исполнения (пение, игра мелодии и дирижирование) П3.Демонстрирует умение аккомпанировать хоровому коллективу и управлять им с помощью дирижерских жестов (ауфтакт головой). П4. Наличие полного нотного и литературного текста разученного с хором произведения. П5. Наличие аннотации хорового произведения. П6. Наличие плана разучивания произведения П7. Наличие нотных примеров попевок и потешек для дошкольного возраста. | Критерии оценки К1. Знание хоровых партий исполняемых вокально-хоровых произведений К2. Точность воспроизведения музыкального текста хорового произведения. К3. Эмоциональная выразительность исполнения музыкального произведения. К4. Грамотное воспроизведение нотного текста в соответствии с оригиналом. К.5. Соответствие дирижерского жеста метроритмическому рисунку произведения; К.6. Наличие четких ауфтактов, снятий, логических вершин; К7.Эффективность управления хоровым коллективом. К 8. Верное соблюдение звукового баланса между звучанием хора и аккомпанемента. К 9. Наличие хорового строя; наличие хорового ансамбля. К 10. Хоровые партитуры изучаемых в учебном году хоровых произведений К 11.Определения хоровых терминов согласно Приложению 1 К 12.Составленные тесты по хоровому классу К 13. Хорошее качество представленного нотного материала распевок, потешек, попевок для младшего дошкольного возраста. К 14. План разучивания потешек, попевок для дошкольного возраста составлен в соответствии с алгоритмом. К 14. Педагогический репертуар для дошкольного возраста (для младшей, средней, старшей групп детского сада, 3-5 лет) | Условия выполнения заданий Условия выполнения задания №1: 1. Исполняя разнообразные произведения хорового репертуара, экзаменуемый участвует во всех концертных мероприятиях в составе хорового коллектива. 2. Участие в концертных мероприятиях предваряет сдача на оценку всех хоровых партий. Условия выполнения задания №2: Разучивание произведения педагогического репертуара должно содержать следующие этапы: 1. Представление произведения; 2. Разучивание произведения с хором посредством трхэлементного исполнения (петь, играть партию на фортепиано и дирижировать) с голоса; 3. Работа над средствами художественной выразительности (динамика, темп, разные виды ансамбля) с аккомпанементом; 4. Итоговое исполнение: аккомпанирование и управление хоровым коллективом с помощью дирижерского жеста (ауфтакты головой). Условия выполнения задания №3: предоставление портфолио учебной деятельности (индивидуальные хоровые папки). | |
В состав комплекта входят задания для экзаменуемых и пакет экзаменатора (эксперта). Задания включают четыре практических задания Время выполнения заданий: 20– 30мин. | ||||
Задание № 1 Задание № 2 Задание № 3 | 3-5 мин. 10-20 мин. 3-5 мин. | Задания носят накопительный характер и выполняются в течение семестра. | Нотная литература, индивидуальные хоровые папки, комплект КОС, оценочная ведомость, зачетные книжки студентов. |
Приложение 1
Шкала оценивания образовательных достижений
Процент результативности: Задания № 1-3
Максимальное количество 28 баллов.
20-28 баллов – зачтено,
19 и менее баллов – не зачтено
№ | Задание 1: Исполнение разнообразного вокально-хорового репертуара в составе хорового коллектива. | Баллы |
| | |
К1. | Знание хоровых партий исполняемых вокально-хоровых произведений. | |
| Экзаменуемый демонстрирует знание всех партий исполняемых хоровых произведений сольфеджио и с текстом наизусть. | 2 |
| Экзаменуемый демонстрирует неуверенное знание партий исполняемых хоровых произведений сольфеджио и с текстом наизусть. | 1 |
| Экзаменуемый не знает нотный текст исполняемых хоровых произведений. | 0 |
К2. | Точность воспроизведения музыкального текста хорового произведения. | |
| Экзаменуемый демонстрирует интонационную и ритмическую точность пения партии сольфеджио, игры своей партии на фортепиано и правильность произнесения текста. | 2 |
| Экзаменуемый демонстрирует незначительные интонационные и ритмические неточности при пении партии сольфеджио, игры своей партии на фортепиано и произнесении литературного текста. | 1 |
| Экзаменуемый допустил многочисленные текстовые ошибки. | 0 |
К3. | Эмоциональная выразительность исполнения музыкального произведения. | |
| Экзаменуемый исполнил произведения вокально-хорового репертуара выразительно, артистично. | 2 |
| Экзаменуемый недостаточно выразительно, эмоционально исполнил произведения вокально-хорового репертуара. | 1 |
| Экзаменуемый исполнил произведения вокально-хорового репертуара неэмоционально, с отсутствием личного отношения. | 0 |
| Максимальное количество баллов по критериям (К1-К3) | 6 |
№ | Задание 2: Разучивание с хором педагогического репертуара для младшего школьного возраста. | Баллы |
| | |
К4. | Грамотное воспроизведение нотного текста в соответствии с оригиналом. | |
| Экзаменуемый демонстрирует интонационную и ритмическую точность исполнения мелодии и партии сопровождения. | 2 |
| Экзаменуемый демонстрирует незначительные интонационные и ритмические неточности при исполнения мелодии и партии сопровождения. | 1 |
| Экзаменуемый допустил многочисленные текстовые ошибки. | 0 |
К3. | Эмоциональная выразительность исполнения музыкального произведения. | |
| Экзаменуемый исполнил произведения вокально-хорового репертуара выразительно, артистично. | 2 |
| Экзаменуемый недостаточно выразительно, эмоционально исполнил произведения вокально-хорового репертуара. | 1 |
| Экзаменуемый исполнил произведения вокально-хорового репертуара неэмоционально, с отсутствием личного отношения. | 0 |
К5. | Соответствие дирижерского жеста метроритмическому рисунку произведения. | |
| При разучивании педагогического репертуара с помощью трехэлементного исполнения экзаменуемый демонстрирует соответствие дирижерского жеста метроритмическому рисунку произведения | 2 |
| При разучивании педагогического репертуара с помощью трехэлементного исполнения экзаменуемый допускает незначительные неточности в показе метроритмического рисунка произведения. | 1 |
| Экзаменуемый демонстрирует нарушение метроритмического рисунка произведения. | 0 |
К6. | Наличие четких ауфтактов, снятий, логических вершин. | |
| При разучивании педагогического репертуара с помощью трехэлементного исполнения экзаменуемый демонстрирует наличие четких ауфтактов, снятий, логических вершин. | 2 |
| При разучивании педагогического репертуара с помощью трехэлементного исполнения экзаменуемый допускает незначительные неточностей в показе ауфтактов, снятий, логических вершин. | 1 |
| Экзаменуемый демонстрирует отсутствие четких ауфтактов, снятий, логических вершин. | 0 |
К7. | Эффективность управления хоровым коллективом. | |
| Экзаменуемый в процессе исполнения эффективно управляет хоровым коллективом посредством дирижерского жеста (ауфтакты головой). | 2 |
| Экзаменуемый в процессе исполнения продемонстрировал незначительные нарушения слаженности звучания хорового коллектива и исполненной им партии сопровождения. | 1 |
| Экзаменуемыйнеуправляет хоровым коллективом. | 0 |
К8. | Верное соблюдение звукового баланса между звучанием хора и аккомпанемента. | |
| Экзаменуемый продемонстрировал корректный динамический баланс между партией хора и сопровождения в процессе исполнения хорового произведения. | 2 |
| Экзаменуемый продемонстрировал недостаточно корректный динамический баланс между партией хора и сопровождения в процессе исполнения хорового произведения. | 1 |
| Экзаменуемый продемонстрировал отсутствие динамического баланса между партией хора и сопровождения. | 0 |
К9. | Наличие хорового строя, хорового ансамбля. | |
| В звучании хорового произведения прослеживается интонационная, метроритмическая и дикционная слаженность. | 2 |
| В звучании хорового произведения присутствуют незначительные нарушения слаженности звучания хоровых партий. | 1 |
| Хоровое произведение звучит фальшиво. | 0 |
К 3. | Эмоциональная выразительность исполнения музыкального произведения. | |
| Вокально-хоровой коллектив исполнил произведение педагогического репертуара выразительно, артистично. | 2 |
| Вокально-хоровой коллектив недостаточно выразительно, эмоционально исполнил произведение педагогического репертуара. | 1 |
| Вокально-хоровой коллектив исполнил произведение педагогического репертуара неэмоционально, с отсутствием личного отношения. | 0 |
| Максимальное количество баллов по критериям (К3-К9) | 16 |
За каждый критерий (К10- К14) выставляется один балл, за отсутствие – 0 баллов.
№ | Задание 3: Предоставление портфолио учебной деятельности. | Баллы |
Наличие в папке по хоровому классу: | | |
К 10. | Хоровые партитуры изучаемых в учебном году хоровых произведений | 1 |
К 11. | Определения хоровых терминов согласно Приложению 1 | 1 |
К 12. | Педагогический репертуар младшего школьного возраста. | 1 |
К 13. | План разучивания педагогического репертуара для младшего школьного возраста составлен в соответствии с алгоритмом. | 1 |
К 14. | Презентация к разучиваемому с хором произведению (в электронном виде). | 1 |
К 15. | 10 упражнений для распевания младших школьников. | 1 |
| Максимальное количество баллов по критериям (К10-К15) | 6 |
| Всего (четыре задания) | 28 |
Литература
-
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л.Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 2011. – 368 с. -
Духовная хоровая музыка: учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения специальности «Дирижирование» (Дирижирование академическим хором) / сост. И.Н.Бибеева. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2011 г. – 38 с. -
Камаева Т., Камаев А. Чтение с листа на уроках фортепиано. Игровой курс. М.: Классика -XXI, 2009. -
Как исполнять Баха. – М.: Классика -XXI, 2012. -
Кирнарская Д.К. Музыкальная психология и психология музыкального образования: теория и практика. – М.: Академия (Academia), 2011 -
Коган Г. Работа пианиста. - М.: Классика - XXI, 2013. -
Коробейникова Д.А. Методические рекомендации «Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков детей младшего школьного возраста».-Нижневартовск: издательство Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа, 2012. -
Корыхалова Н.П. За вторым роялем: Работа над музыкальным произведением в фортепианном классе. - СПб.: Композитор, 2012. -
Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано М.: Классика - XXI, 2011. -
Малинковская А.В. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования. – М., 2011. -
Морозов Л.Н. Школа классического вокала: Мастер-класс (+DVD).-СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2011.-48с. -
Мусин И. А. Язык дирижерского жеста. М.: Музыка, 2012. -
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога.– М.: «Дека-ВС», 2011. -
Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., Академический проект, Трикста, 2011. -
Сафронова О.Л. Распевки: Хрестоматия для вокалистов.- СПб.: «Издательство Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2012.- 72с. -
Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М.: Музыка, 2012. -
Хрестоматия по дирижированию для студентов специальности Музыкальное образование / сост. У. К. Негманова. – Павлодар :Кереку, 2013. – 24 с. -
Хрестоматия по дирижированию хором. Средние музыкальные учебные заведения. Выпуск 4, Составители Е. Красотина, К. Рюмина, Ю. Левит. Музыка, 2012 год, 120 стр. -
Хрестоматия по хоровому дирижированию. В 3 выпусках. Выпуск 1. Музыка, 2011 год, 96 стр. -
Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – М.: Классика -XXI, 2013.