Файл: 6. Характеристика правового статуса основных категорий населения по Законам Хаммурапи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. Характеристика правового статуса основных категорий населения по Законам Хаммурапи.
Законник Хаммурапи дает возможность представить общественную структуру, классовый характер древневавилонского государства, правовое положение населения. Социальный состав здесь гораздо сложнее, чем предполагалось раньше.

Общество состояло из двух основных классов-сословий: рабовладельцев и рабов.

1. Юридически свободные люди - Авилум - Завоеватели: воины, этнические амориты. Они составляли основную массу населения: земледельцы (свободные крестьяне-общинники и зависимые люди) и городские жители (врачи, архитекторы, музыканты, корабельщики, ремесленники, наемные рабочие). Авилум объединялись в общины, возглавляемые старостой, который назначался только царем, т.е. был гос. чиновником. Задача общины – организация свободного крестьянства для сооружения ирригационных построек и уборки урожая с гос.полей

2. Зависимое население – Мушкену - менее привилегированное сословие. Юридически свободная, но экономически зави­симая категория населения, обладает более низким социальным и юридическим статусом. Мушкену – потомки покоренных Вавилоном народов. Не члены общины, не имели своей земельной собственности. Брали в держание участок царской земли или переходили на иное гос. обеспечение, и попадали в лично-административную зависимость от царя. Имели обязанность выполнять повинность перед государством – обрабатывать полученную землю. По сути это крепостные, но с большим объемом личных и имущественных прав. Могли обладать собственной движимостью и недвижимостью, имели широкий доступ к гос. должностям. Могли быть рабовладельцами. Имущественное положение мушкенума защищено лучше, чем у авилума; а личные права – хуже. Сословное положение влияло на социальный статус, а не достаток человека.

3. Воины – профессиональная армия. Подразделялись на два вида: тяжеловооруженны и легковооруженные. За военную службу получали надел (поле, сад и дом), который нельзя продать, сдать в аренду, передать по наследству. Но можно иметь недвижимость на правах частной собственности. 

4. Гос. чиновничество и жречество. Не было развитых жреческих каст, оформленных в сословие. Должности жрецов продавались. Жречество можно рассматривать как гос. чиновничество. Гос. чиновники назначались царем, но не были родовой или служилой аристократией.


5. Юридически несвободные люди: раб и рабыня. Раб обладал частичной правоспособностью, получал поденное жалование. Рабы дворца и мушкенумов могли вступать в брак со свободными женщинами, их дети были свободные. Рабы могли создавать свой дом и приобретать движимое имущество: 1/2 после смерти раба - жене, а 1/2 - господину раба. Раб считался вещью, имуществом.

Особое положение – у рабыни. Ее предназначение – замужество. Если рабовладелец признавал своих детей от рабыни законными, они считались законнорожденным. Если нет, то после смерти господина они получали только свободу.

Источники рабства в Вавилонии: рождение; плен; купля-продажа; и долговая кабала.

7. Особенности государственного строя  Древней Индии. Анализ государственного аппарата древнеиндийского общества периодаМаурьев.
В Индии, как и в других странах Древнего Востока, государство приняло форму деспотии, которое характеризовалось всевластием монарха, бесправным положением подданных, наличием централизованного бюрократического аппарата. В Индийском государстве имелось 3 ведомства, выполнявших функции рабовладельческого государства:

  • финансовое ведомство;

  • военное ведомство;

  • ведомство публичных работ.

В царской власти получает отражение внешнее единство народа в противоположность внутреннему единству, проявляющему в религии. Цари в Индии обладали верховной законодательной, исполнительной и судебной властью. Но царь не является верховным жрецом. Он должен был, по учению брахманов, подчиняться им. Таким образом, светская и духовная власть не были сосредоточенны в одних руках, поэтому обожествление царя не достигало никогда таких размеров, как в Египте.

Центральный аппарат возглавляли семь или восемь министров, назначаемые царем.

При царе существовал Совет, в который входили министры. С одним из министров царь совещался по наиболее важным государственным делам и вместе с ним принимал решение.

Во главе финансового ведомства стоял главный сборщик налогов с большой командой чиновников.

Руководство военным ведомством осуществлял Военный Совет, состоящий из 30 человек. Военный Совет распадался на 6 коллегий, в каждой из которых стоял старшина офицеров (аднакша). Армия состояла из 4 родов войск (пехоты, кавалерии, боевых слонов и колесниц) и военного флота.



Местное управление.

Во главе каждого селения стоял Староста, 10-ти селений - десятский, во главе 20-ти - староста 20-ти, сотня селений - сотский, 1000 селений - тысяцкий. Они выполняли обязанности:

  • сохранение общественного порядка;

  • борьба с преступлениями.

Во главе города стоял главный управляющий всеми делами: городской совет, состоящий из 6 коллегий, ведавших:

  • ремесленно-промышленным производством;

  • торговлей иностранцев;

  • учетом населения города;

  • регулированием торговли и порядком на торговых местах;

  • торговлей текстильными изделиями;

  • сбором с доходов от продажи (налог равнялся 1/10 части).



В правление Чандрагупты был создан политический трактат, который назывался «Артхашастра», который написал брахман Каутилья. В «артхашастре» содержались суждения о внутренней и внешней политике, администрации, финансах, судебной деятельности и т.д.

При первых царях империя Маурьев являлась централизованным государством. Царь, который назывался раджа, был наделен широкими правами. Он назначал и увольнял высших должностных лиц, отвечал за строительство крепостей, дорог, имел законодательные функции, но они были ограничены, так как царские указы должны согласовываться с обычным правом и религиозными нормами, поэтому царь был обязан консультироваться с брахманами, то есть со жрецами. Полномочия царя в «артхашастре» рассматриваются как его обязанности: защищать подданных, обеспечивать выполнение ими дхарм, почитать брахманов, охранять страну, соблюдать чистоту варн, собирать налоги, отправлять правосудие и т.д.

При вступлении на престол царь давал клятву служения своему народу и предупреждался о возможной каре за невыполнение обязанностей, вплоть до восстания подданных.

Важное место на в государстве занимал«мантрипаришард» - высший орган управления, куда входили чиновники и брахманы. Они давали советы царю по вопросам государственного управления.

Также собирался совещательный представительный орган, который назывался «Раджасабха».  В него входили представители аристократии, чиновники и представители городского населения.

Высшие должности занимали главный советник и жрец царя – «Пурохита», главнокомандующий армией – «Сенапати», главный сборщик налогов.


Территория государства делилась на провинции, во главе которых стояли родственники императора. Провинции в свою очередь делились на округа и селения.

Традиционно высокой в Древней Индии была роль органов местного самоуправления. Общины управлялись представителями царя - старостами, а важнейшие вопросы решались общинным собранием или советом старейшин. Существовали царские, общинные и кастовые суды.

8. Особенности общественного строя Древнеиндийского государства.Варновыйстрой.
Для общественного строя Индии характерно довольно длительное сохранение общинных порядков - следствие медленного развития производительных сил. Другая характерная черта - деление общества на Варны (“Варна” — в буквальном переводе означает "цвет" и "качество").

Варны — это 4 сословия (страты, касты), возникшие в период разложения крепостного строя:

  • брахманы,

  • кшатрии,

  • вайшьи,

  • шудры.

Варна брахманов занимала самое высокое положение в обществе, была сильна единством, имела монопольное право толковать законы и давать советы представителям других варн. Брахманы принимали активное участие в управлении государства. Брахман мог потребовать от членов других варн все, что он желал. Все были обязаны содействовать брахману, его личность была неприкосновенна.

Кшатрии — вторая группа господствующего класса. Варна возникла в результате войн и постепенно превратилась в правящую варну. Законы Ману возлагали на кшатриев обязанность "охранять" подданных, приносить жертвоприношения и изучать веды. Варна кшатриев была менее замкнута, чем первая.

Варна вайшьев была наиболее многочисленной. Она состояла из всех свободных общинников, не вошедших впервые две варны. Это была варна земледельцев, ремесленников и торговцев, создающих все необходимое для пропитания себе и другим. Членом варны вайшье прописывалось пасти скот, хорошо разбираться в стоимости товаров, заботится об увеличении своего имущества. Варна вайшьев являлась угнетенным классом, члены которого были обязаны платить государству высокие налоги.

Шудры занимали самое низшее положение среди варн. Члены этой варны были представителями покоренных армиями племен. Формально они не были рабами. Но законы Ману возлагали на них обязанность обслуживать высшие варны. Шудры не пользовались политическими правами, хотя лично были свободны, могли иметь семьи и приобретать имущество.


На самой низшей ступени среди свободных людей были "неприкасаемые " (чандалы и другие), рожденные от смешенных браков.

В памятниках древнеиндийского права - Законах Ману и Артхашастре упоминается о нескольких разрядах рабов. Основным источником рабства в Древней Индии были:

  • обращение в рабов военнопленных;

  • естественное воспроизводство;

  • продажа свободных в рабство;

  • долевое рабство;

  • рабство вследствие совершения преступления.

Рабов было меньше, чем в Риме, рабский труд не являлся основой производства.

9. Законы Ману, общая характеристика.
Законы Ману – это памятник древнеиндийской литературы, древнеиндийский сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего общественного, религиозного и морального долга, приписываемый традицией легендарному прародителю человечества — Ману. Является одной из девятнадцати дхарма-шастр, которые входят в литературу смрити.

Законы Ману представляют собой сборник религиозно-моральных наставлений, изложенных в стихотворной форме от имени легендарного прародителя человечества полубога Ману, и относящихся в своей окончательной редакции к середине II в. н.э.
История принятия документа.

Первое  упоминание о законах Ману относится к  9-му  веку до н.э., но окончательная редакция относится к середине II в. н.э.; Старейшие дхармашастры - Гаутама, Баудхаяна, Апастамба, Васиштха, носившие название дхармасутр (сутра-нить), написаны в форме стихотворной, или, по крайней мере, ритмизированной форме изложения.
Структура источника

Законы Ману написаны на санскрите, содержит 2685 стихов, которые разбиты на 12 глав:

I глава описывает представления о происхождении Вселенной, сословий (варн), человеческого общества.

II глава описывает правила жизни в период обучения. В этой же главе говорится о роли обычаев, обрядов и ритуалов, а также "запомненной священной мудрости" дхармашастр.

III-IV главы — правила жизни семьянина-домохозяина.

V глава — некоторые религиозные нормы.

VI глава — правила жизни отшельника.

Главы IV, V и VI содержат сведения о способах сакрализации повседневной жизни: повседневные правила гигиены, распорядка дня, перечисление запретных поступков, описание ритуалов очищения и аскетических норм и образа жизни.

VII глава — наставления об обязанностях царя и управлении государством.