Файл: 6. Характеристика правового статуса основных категорий населения по Законам Хаммурапи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


VIII глава — наставления о судопроизводстве и юридической практике.

Главы IX-X посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн.

XI глава — предписания о покаяниях и обетах во искупление совершённых грехов.

XII глава — описание посмертных воздаяний за дурные дела в настоящей жизни.
Тип систематизации.

Консолидация — вид систематизации нормативных правовых актов, который заключается в устранении их множественности путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства.

Консолидация — это своеобразный вид правообразования, особенность которого заключается в том, что новый укрупнённый акт не меняет содержание правового регулирования, не вносит изменений и новелл в действующее законодательство.

Законы Ману, наряду с Законами Хаммурапи явились основными источниками Древнего Востока с формой систематизации – кодификация.
Отличительные черты.

Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Прослеживается глубинная связь права и религии,  особенно характерная для древнеиндийского общества. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.

В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы.
Законы Ману указывают 7 возможных способов возникновения права собственности:

  • наследование,

  • получение в виде дара или находки,

  • покупка,

  • завоевание,

  • ростовщичество,

  • исполнение работы,

  • получение приношений (только для брахманов-жрецов).


Обязательственное право состояло из договоров и деликтов.

Характер семейных отношений — патриархальный. Большие семейные кланы, глава семьи обладал неограниченной властью.

Имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо отходило старшему сыну.

Законы Ману называют 4 самых тяжких преступления:

  • убийство брахмана,

  • осквернение ложа гуру,

  • кража золота брахмана,

  • питье хмельных напитков.

Тяжкие преступления:

  • нанесение вреда живым существам,

  • вкушение недозволенной пищи,

  • воровство,

  • прелюбодеяние.


Наказания были публичными. Характер наказания зависел от места в обществе

Суд был публичным, лжесвидетельство тяжко каралось.
Законы Ману и Артхашастра — самые известные и самые комментируемые источники древнеиндийского законодательства и политического искусства, вполне сопоставимые по уровню развития, юридической, политической и социологической конструкций с образцами древнего ближневосточного и античного политического искусства.

10. Особенности брачно-семейного права по законам Ману.
Законы Ману признавали полигинию (многоженство). Число жен было определено законом для каждой варны:

  • брахман имел право на 4 жены,

  • кшатрий - на 3,

  • вайший - на 2,

  • шудра только на 1.

Законы устанавливали различие между главной и второстепенными женами, из которых первая всегда должна быть из одной с мужем варны. Привилегированное положение первой жены проявлялось в том, что она участвовала с мужем в совершении жертвоприношений. Рожденные от нее дети получали большую, сравнительно с другими, долю наследства. Идеалом религиозного законодательства древних индусов являлся моногамный брак. 

Первая и единственная цель брака есть рождение детей ради продолжения семейного культа предков. 

Поэтому, если жена бездетна, муж должен развестись с ней и взять другую. Если же причина бездетности брака лежала в самом неспособном муже, последний мог получить страстно желаемое им дитя, устроив совокупление своей жены со своим братом или другим родственником.

В случае смерти бездетного мужа «ради продолжения рода» с разрешения родственников вдова могла родить сына от деверя - младшего брата её покойного мужа или другого родственника. Такой сын считался сыном не своего действительного родителя, а покойного мужа матери.

При отсутствии в семье мальчика-наследника, когда жена рожала одних девочек, прибегали к юридической фикции. Отец объявлял тогда дочь путрикой («дочерью вместо сына») и должен был позаботиться, чтобы она, вступив в брак, родила сына. Её сын считался уже не потомком своего действительного отца, а сыном-наследником деда с материнской стороны.
Условия вступления в брак.

Основными условиями вступления в брак являлись следующие:

  • Принадлежность супругов к равной варне. Мужчина, желающий вступить в брак с женщиной низшей варны, обязан был предварительно сочетаться браком с женщиной высшей варны. Межварновые браки не поощрялись, но допускались, когда муж принадлежал к более высокой варне, чем жена, но строго запрещались браки женщин из высших варн с мужчинами низших варн.

  • Достижение брачного возраста. По Артхашастре брачным совершеннолетием признавалось для мужчин - 16 лет, для женщин - 12 лет.

  • Согласие родителей (отца). В патриархальном обществе отец обязан был выдавать дочь замуж, то есть уступать другому мужчине власть, которую он имеет над нею. Он также имел право женить сына, так как женитьба сына имела значение для продолжения рода и поминовения умерших предков. 

  • Отсутствие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Законы запрещали вступать в брак между собой родственникам до шестой степени родства включительно, которой соответствовали троюродные братья и сестры. 

  • Физическая способность к браку. При вступлении в брак предполагалась физическая способность мужчины к совокуплению. Только способный к совокуплению мужчина имел право на выбор девушки и жены, ибо целью брака являлось потомство.



Заключение (совершение) брака.

Древнеиндийскому праву были известны следующие способов заключения брака:

  • похищение,

  • договор купли-продажи,

  • договор о передаче дочери её отцом жениху и др.

Они делились на две категории: хорошие и дурные. К последним относились все браки, совершённые без согласия родителей, в том числе и браки по любви.
Развод.

Брак по Законам Ману прекращался смертью и разводом.

Идеальным для благочестивого индийца считался пожизненный брак.

Развод допускался в исключительных случаях, как по инициативе мужа, так и жены. Законы устанавливали необходимость серьёзных причин для развода. Развод допускался, как правило, при наличии вины другого супруга, как-то: прелюбодеяние, грубые пороки одного из супругов, пьянство, сварливость, злобность, расточительность, вытравление плода (аборт) женой без ведома мужа.

Развод допускался и без вины другого супруга по следующим основаниям: 

  • Бесплодие жены по истечении 8 лет брачной жизни, так как вступление в брак признавалось священной обязанностью ввиду установленного культа предков.

  • Неизлечимая болезнь.

  • Безвестное отсутствие пропавшего мужа. 

Развод допускался по взаимному согласию супругов (против воли одного из них развод был запрещён) при наличии непреодолимого отвращения друг к другу, взаимной ненависти. «Жена, ненавидящая мужа, не может получить развод без согласия мужа, и муж - без согласия жены. Развод (совершается) по взаимной ненависти» (Артхашастра, III, 3 15 - 16). 

В патриархальном индийском обществе муж всё-таки мог более свободно развестись с женой. Об этом косвенно свидетельствовала следующая норма: «Но того, кто оставляет жену послушную, ласковую, умелую, добродетельную, родившую потомство, царь пусть возвратит (к ней), наложив большой штраф» (Нарада, XII, 95).