Файл: Рекомендованный список диссертацийпо специальности Общая педагогика, история педагогики и образования, 13. 00. 01 шифр вак.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование процесса формирования

вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки на основе татарских певческих традиций

1.1. Сущность, содержание и структура вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки

1.2. Педагогический потенциал татарских певческих традиций в формировании вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки

1.3. Педагогические условия формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки на основе татарских певческих

традиций

Выводы по первой главе

Глава 2. Педагогическое обеспечение процесса формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки на основе татарских певческих традиций

2.1. Модель формирования вокально-исполнительской культуры будущего

учителя музыки на основе татарских певческих традиций

2.2. Содержание, формы и методы формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки на основе татарских певческих традиций

2.3. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы

Выводы по второй главе

Заключение

Библиография

Приложения

Рекомендованный список диссертацийпо специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

  • Педагогические условия формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки2010 год, кандидат педагогических наук Нургаянова, Неля Хабибулловна

  • Формирование исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений2009 год, кандидат педагогических наук Исламов, Руслан Рафаэльевич

  • Технология формирования вокально-педагогической культуры учителя музыки в процессе вузовской подготовки2006 год, кандидат педагогических наук Плеханова, Ольга Евгеньевна

  • Формирование вокально-исполнительской культуры подростков на основе русской вокальной музыки2022 год, кандидат наук Ма Сяо

  • ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ2016 год, кандидат наук Хайбуллина Рашида Файзеловна


ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ (ЧАСТЬ АВТОРЕФЕРАТА)на тему «Формирование вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки на основе татарских певческих традиций»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современное образование призвано нести культурно-воспитательную миссию, способствовать сохранению традиций и культурной самобытности различных народов. В условиях многонационального Российского государства велика значимость формирования личности, способной жить в поликультурной среде, понимать чужие традиции, уважительно относиться к другим культурам. Поэтому особую актуальность в настоящий момент приобретает этнокультурная направленность образования, где важное место должно отводиться этномузыкальному образованию в виде организованного процесса общения личности с музыкальным искусством как родного, так и других этносов с целью формирования у каждого индивидуума способности к межкультурному и межэтническому взаимодействию [75; 78; 94]. В этом процессе свою уникальную роль призван выполнять учитель музыки как носитель культурных традиций и специалист в области музыкально-эстетического воспитания детей.

Структура деятельности учителя музыки включает как педагогический, так и музыкально-исполнительский компонент. При этом исполнительство выступает в качестве важнейшей составляющей его педагогической культуры. На эту особенность, как наиболее отличительную черту данной профессии, указывали выдающиеся деятели общего музыкального образования, отмечая силу воспитательного воздействия на учащихся именно музыкально-исполнительской функции учителя музыки [6; 7; 71], что определяет необходимость формирования его исполнительской культуры (вокальной, инструментальной и т.д.), которая должна отражать развитый эстетическии вкус, сознательное отношение к музыкальному искусству, широту кругозора специалиста, его готовность к музыкально-просветительской работе [7, с. 70].

В настоящее время наблюдается большой интерес к вокальному искусству среди молодежи и школьников. Растет количество певческих коллективов, открываются вокальные классы в системе общего и дополнительного образования, где учащаяся молодежь имеет возможность

выбрать для творческого развития любые виды вокального исполнительства. Ежегодно в нашей стране и за рубежом проводится масса вокальных конкурсов среди детей разных возрастных категорий, что также говорит о необычайной популярности данного вида творчества.


Многочисленные исследования педагогов-музыкантов (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, H.A. Ветлугина, Е.Я. Гембицкая, В.В. Емельянов, Е.М. Малинина, К.Ф. Никольская-Береговская, Т.Н. Овчинникова, Д.Е. Огороднов, Г.П. Стулова, В.Н. Шацкая и др.) указывают на особую роль пения в системе музыкально-эстетического воспитания детей. Вокально-исполнительское творчество положительно влияет на всестороннее воспитание и образование, музыкальное развитие детей и юношества, воздействуя на эмоциональную сферу, развивая художественный вкус, воспитывая эстетическую культуру.

В то же время, результаты проведенного нами теоретического и эмпирического исследования показали, что сегодня одной из актуальных проблем воспитания учащейся молодежи является снижение уровня художественно-эстетических потребностей. Большинство современных школьников ориентируются на образцы массовой молодежной музыки низкого качества, не отвечающей критериям художественного достоинства.

Одна из основных причин сложившейся ситуации, по нашему мнению, кроется в низком уровне влияния образовательных учреждений общего и дополнительного музыкального образования на формирование музыкально-эстетического вкуса детей.

Преодоление названных негативных тенденций невозможно без совершенствования духовной культуры человека. Поэтому необходимо усилить и конкретизировать нацеленность современного музыкально-педагогического образования на подготовку таких специалистов, которые были бы способны противостоять напору низкопробной поп-культуры, умеющих создавать и воспроизводить лучшие традиции музыкального искусства, способных воспринимать и сохранять этномузыкальные ценности.

В современной педагогике целью общего музыкального образования является «становление, развитие музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры» [2, с. 58]. И сегодня остаются актуальными слова В.А. Сухомлинского о том, что «музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» [168, с. 23].

Современный учитель музыки играет особую роль в повышении общей художественной культуры учащихся и, в частности, их вокально-исполнительской культуры. В число ведущих компетенций педагога-музыканта входят как вокально-исполнительская, так и вокально-педагогическая культура. Формирование последней нашло отражение в педагогических исследованиях O.E. Плехановой, A.B. Филиппова и др. Однако, вопросу формирования вокально-исполнительской культуры учителя музыки, опосредованно влияющей на становление и развитие его профессионально-педагогической культуры, уделено недостаточно внимания. Данный аспект представлен лишь отдельными статьями, где говорится о необходимости формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки, но не выявляется сущности данного процесса [127; 162]. Значимость формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки в структуре его профессионально-педагогической подготовки отражена, в частности, в требованиях Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, где отдельной строкой выделено положение о необходимости владения культурой вокального исполнения [43].


Изучение сложившейся практики подготовки учителей музыки показывает, что реализация данного требования традиционно связывается с развитием комплекса узко-специфических умений и навыков, при котором основное внимание уделяется развитию вокально-технических качеств певческого голоса. При этом мало используется педагогический потенциал дисциплин вокально-исполнительского цикла в подготовке будущего учителя музыки к педагогической и культурно-просветительской деятельности.

Учитывая большой интерес детей к пению и огромные воспитательные возможности, заложенные в певческой деятельности, педагогу-музыканту необходимы более глубокие знания по теории и истории вокального искусства и педагогики. В связи с этим возникает потребность осмысления накопленного практического и педагогического опыта в области вокального исполнительства. Особая роль в решении данного вопроса, должна отводиться использованию этнических певческих традиций, из которых, преимущественно, складывалась музыкальная культура прошлого в процессе последовательной передачи от поколения к поколению нравственно-эстетического и художественного опыта. На это указывают современные педагогические исследования Л.Л. Алексеевой, Л.П. Карпушиной, Л.М. Кашаповой, Т.В. Шастиной и др., позволяющие сделать вывод, что у детей школьного возраста в недостаточной мере развиты представления о национальных певческих традициях и народной вокальной музыке, в то время как певческие традиции - язык общения народов, особая модель построения межнациональных коммуникативных ситуаций [193]. Посредством приобщения детей к чистым истокам традиционной певческой культуры возможна интеграция различных национальных культур, знание которых способствует воспитанию толерантности и позитивного отношения к иным национальным традициям. Воспитание средствами традиционной певческой культуры способствует этнокультурной идентификации, формированию творческой личности, приобщению к народной художественной культуре, сохранению и развитию народных певческих традиций [194, с. 22].

Включение культурных традиций народов многонациональной России в образовательный процесс играет решающую роль в формировании духовного облика новых поколений (Г.Н. Волков, Ф.Ш. Салитова и др.). Современное российское музыкально-педагогическое образование предусматривает подготовку специалистов, как на основе отечественной музыкальной культуры, так и предоставляет возможность изучения будущими педагогами-музыкантами региональных музыкальных культур. Между тем, проведенное нами эмпирическое исследование среди учителей музыки, выпускников музыкально-


педагогических образовательных учреждений Республики Татарстан, изучение учебно-программной документации показало, что в формировании вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки недостаточно используется весьма обширное, включающее богатые этнопедагогические и профессиональные певческие традиции, вокально-исполнительское наследие татарского народа.

Такое положение на практике отчасти связано с недостаточной разработанностью данного аспекта подготовки учителя музыки в педагогической науке.

Состояние научной разработанности проблемы исследования. Вопрос о роли, значении и месте певческих традиций в культурно-образовательном пространстве народов поднимался в трудах по философии и культурологии (A.A. Велик, С.Н. Иконникова, В.А. Котеля, Д.С. Лихачев, Ю.Б. Сетдикова, Э.В. Соколов), социологии (А.Н. Сохор), этнографии и фольклористики (А.К. Байбурин, Т.А. Бернштам, Е.В. Гиппиус, В.Е. Гусев, Д.К. Зеленин, M.JI. Лобанов, А.И. Мозиас, А.Ф. Некрылова, В .Я. Пропп, A.B. Руднева,), по этнопедагогике (З.П. Васильцова, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, В.В. Зень-ковский, Н.М. Лебедев, М. Мид и др.).

Некоторые вопросы традиционной песенной культуры освещены И.И. Земцовским, Е.И. Линевой, В.М. Щуровым и др. Устное песенное творчество исследовали В.А. Алексеев, В.Х. Арутюнян, В.Е. Гусев и др.

Вопросы использования национальных традиций в музыкально-исполнительской подготовке будущих учителей музыки затрагиваются в трудах выдающихся деятелей общего музыкального образования O.A. Апраксиной, Ю.Б. Алиева, Э.Б. Абдуллина, Л.Г. Арчажниковой, Д.Б. Кабалевского, Е.В. Николаевой, К.Ф. Никольской-Береговской, Л.А. Рапацкой и др.

В трудах Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, Н.П. Корыхаловой, Л.Н. Раабен и др. исполнительское творчество рассматривается как важный фактор эстетического воспитания и образования.

Имеется ряд фундаментальных исследований, посвященных истории и теории вокального исполнительства, вокальной педагогики (В.А. Багадуров, Л.Б. Дмитриев, М.Л. Львов, А.Г. Менабени, И.К. Назаренко, A.C. Яковлева).

Некоторые аспекты вокально-исполнительской подготовки будущих учителей музыки в вузе рассмотрены Е.А. Баженовой, Е.М. Барвинской, В.В. Емельяновым, O.E. Плехановой, A.B. Филипповым и др. Формированию музыкально-исполнительской компетентности будущего педагога-музыканта посвящены исследования Н.В. Васильевой, Е.В. Гребенюк, Е.В. Зеленковой, Л.П. Козыревой, И.Р. Левиной, Л.А. Пиджоян, М.И. Сидоровой и др.

Вопросам музыкально-певческого воспитания детей посвящены работы Е.М. Малининой, Д.Е. Огороднова, Г.П. Стуловой и др. Формирование певческой культуры детей средствами народных певческих традиций нашло отражение в исследованиях Л.В. Шаминой, Т.В. Шастиной и др.