Файл: Рекомендованный список диссертацийпо специальности Общая педагогика, история педагогики и образования, 13. 00. 01 шифр вак.docx
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
195. Шацкая, В. H. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества [Текст] / В. Н. Шацкая. - М.: Педагогика, 1975. - 200 с.
196. Школяр, В. А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций: опыт исследования проблемы [Текст] / В. А. Школяр. - М.: Флинта, 1999. - 88 с.
197. Эстетическое воспитание в школе: учебное пособие [Текст] / науч. ред. Т. В. Шуртакова. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1991. - 184 с.
198. Юнусова, В. Н. Ислам - музыкальная культура и современное образование в России: монография [Текст] / В. Н. Юнусова. - М.: Хронограф; ИНПО; ИБП, 1997.-152 с.
199. Юцявичене, П. А. Теория и практика модульного обучения [Текст] / П. А. Юцявичене. - Каунас: Швиеса, 1989. - 272 с.
200. Явгильдина, 3. М. Использование фольклора в музыкальном образовании: учебное пособие для студентов музыкальных факультетов [Текст] / 3. М. Явгильдина. - Казань: КГПУ, 2004. - 120 с.
201. Явгильдина, 3. М. Татарский детский фольклор как средство воспитания музыкально-эстетического интереса у детей младшего школьного возраста: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / 3. М. Явгильдина; Казан, гос. пед. ун-т. - Казань: КГПУ, 1998. - 21 с.
202. Яковлева, А. С. Искусство пения: исследовательские очерки. Материалы. Статьи [Текст] / А. С. Яковлева. - М.: Издательский дом «Информбюро», 2007.-480 с.
203. Azade-Ayse Porlich. The Volga Tatars. - California: Hoover Institution Press, 1986.-288 p.
204. Faruqi L.L. Muwashshah: a Vocal Form in Islamic Culture. - Ethnomusicology, 1975.-P. 1-29.
205. Kasgari M. Divanu lugat-it-turk tercumesi. - Ankara: Cilt, J, 1939. - 1292 s.
206. Reid C. Functionale Stimmentwiclung. B. Schott's Sohne, Mainz, 1994. - 82 p.
207. Scheufele-Osenberg M. Die Atemschule. - Mainz, Schott, 1998. - 179 p.
Программа и методические рекомендации по курсу «Основы татарского традиционного вокального исполнительства»
Пояснительная записка
Учитель музыки в школе - носитель музыкальной культуры, формирование которой у будущих педагогов является одной из важнейших задач профессионального образования. Решение этой задачи идёт в процессе освоения специальных историко-теоретических знаний, изучения высокохудожественных образцов музыкального творчества.
В настоящее время ощущается нарастание интереса к вокальному искусству среди молодежи и школьников. Поэтому особое внимание должно уделяться подготовке специалистов, обладающих высоким уровнем знаний в области вокально-исполнительской культуры, умеющих создавать, сохранять и преумножать лучшие традиции и особенности вокального искусства, способных противостоять напору низкопробной поп - культуры.
В связи с этим возникает потребность осмысления накопленного практического и педагогического опыта в области вокального исполнительства.
Учитывая национально-региональный компонент образования, разработана учебная программа по курсу «Основы татарского традиционного вокального исполнительства», которая позволит будущим специалистам ознакомиться с вокально-педагогическими традициями татарского народа от истоков до формирования современного композиторского творчества, а также проследить развитие и становление татарского певческого исполнительства.
Цель курса - формирование вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки на основе этнических певческих традиций как неотъемлемого компонента его профессиональной компетентности.
Подобный курс способствует более глубокому восприятию татарского традиционного вокального искусства, помогает полнее раскрыть творческие способности студентов, стимулирует интерес к самостоятельной работе.
Основные задачи и цели курса
1. Развить интерес студентов к татарскому вокальному искусству.
2. Ознакомить студентов с развитием и становлением татарского певческого исполнительства, самобытными вокально-педагогическими традициями татарского народа от истоков до формирования современного творчества композиторов Татарстана в области вокальных жанров.
3. Проследить путь претворения татарских национальных певческих традиций в оперном и камерно-вокальном творчестве.
4. Обобщить достижения отдельных выдающихся национальных певцов и вокальных педагогов.
5. Расширить профессиональные знания студентов в вопросах художественной интерпретации татарских вокальных произведений.
6. Воспитать сознательный подход к выполнению вокально-технических задач в работе над голосом и исполнением художественных произведений.
7. Воспитать навыки самостоятельной работы по использованию полученных теоретических знаний в практической профессиональной деятельности.
Требования к уровню содержания дисциплины
При разработке курса осуществлялась опора на межпредметные связи и интегрированные знания из различных областей мировой культуры - истории, культурологии, эстетики, истории и теории музыкального искусства и др.
В содержании курса раскрываются вопросы истории и теории татарского традиционного вокального исполнительства, проблемы художественной интерпретации татарских народных песен, традиционного фольклора и вокальных произведений татарских композиторов. Слушатели курса знакомятся с творчеством выдающихся татарских певцов, вокальных педагогов, знакомятся с трудами известных исследователей в области вокала. Изложение теоретического материала сопровождается прослушиванием записей различных
певцов - представителей татарского народного, оперного и камерно-вокального искусства.
Студенты выполняют практические творческие задания: выступают с персональными темами, готовят рефераты, пишут рецензии на сольные выступления татарских певцов, проводят сравнительный анализ исполнительских интерпретаций вокальных произведений разных стилей и жанров. По этим работам прослеживается динамика формирования новых знаний и умений, необходимых будущему учителю музыки.
Тематический план курса
№ Наименование тем Количество часов
Лекции Самостоятельна я работа
1. Введение. Цели и задачи курса. Определение понятия «традиционное вокальное исполнительство». 2 2
2. Истоки формирования вокально-исполнительских традиций татарского народа. 2 2
3. Влияние религии на формирование вокально-педагогических традиций татарского народа. 2 2
4. Татарские народные напевы. Основные жанры и исполнительские традиции татарских народных песен. 2 2
5. Развитие татарского вокального исполнительства и образования на рубеже XIX - XX веков. 2 2
6. Татарская оперная студия при Московской консерватории (1934 - 1938гг.). Открытие татарского театра оперы и балета. 2 2
7. Выдающиеся татарские певцы XX века. 2 2
8. Современное татарское вокальное исполнительство. 2 2
9. Претворение традиций татарского вокального исполнительства в современном воспитательно-образовательном процессе. 2 2
Всего часов 18 18
Структура дисциплины
На освоение курса учебным планом отводится 36 часов, из них, 18 часов -аудиторных, 18 часов - самостоятельных.
Форма занятий - групповые, лекционно-практические занятия в классе с преподавателем. Самостоятельная работа студентов - домашние задания с использованием видео-, фоно- и грамзаписей, научно-методической литературы, работа с дополнительной литературой по накоплению теоретического материала для подготовки практических заданий и выполнению рефератов, посещение концертов татарских певцов.
Форма контроля - зачёт, написание письменных практических заданий и рефератов.
Содержание курса Тема 1. Введение. Цели и задачи курса. Определение понятия «традиционное вокальное исполнительство».
Предмет, цели и задачи курса по истории и теории традиционного вокального исполнительства татарского народа как основы вокально-педагогических знаний. Определение понятия «традиционное вокальное исполнительство» в культуре различных народов и в татарской музыкальной культуре. Особенности татарского вокального исполнительства. Основные этапы формирования вокально-педагогических традиций татарского народа.
Тема 2. Истоки формирования вокальных традиций татарского народа.
Исторический аспект развития вокального творчества и вокально-педагогических традиций в духовной культуре древних тюрков. Периодизация процесса становления вокальных традиций татар. Первые вокальные жанры и их исполнители - сказители эпических музыкально-поэтических произведений. Роль эпоса в эстетическом воспитании и формировании вокальной культуры татарского народа. Богатырский эпос древних тюрков. Содержание и характер исполнения эпических сказаний, легенд. Значение и основные особенности
вокальных традиций предков татар в эпоху язычества. Культовые, ритуальные, календарные, обрядовые, семейные, трудовые, игровые напевы и традиции их исполнения. Влияние народных праздников джиен, сабантуй, науруз, нардуган на развитие вокальных навыков.
Тема 3. Влияние религии на формирование вокально-педагогических традиций татарского народа.
Формирование вокальной культуры предков татар в эпоху Волжской Булгарии (IX - первая четверть XIII вв.). Использование вокального искусства в ритуальной обрядности. Распространение канонических исламских вокально-поэтических жанров в системе образовательных учреждений древних булгар (медресе, мектебах). Особенности обучения и подготовки шакирдов. Основные формы культовой мусульманской музыки. Характеристика и традиции исполнения исламских вокальных жанров (азан, речитация Корана, книжное пение, зикр, мунаджат, байт и др.) Принципы и стили искусства речитации Корана. Исторические и литературные сведения о булгарских вокальных традициях (Ибн Фадлан, Ибн Даста, Рубруквис и др.) Влияние средневековой литературы на развитие булгарской вокальной педагогики. Традиции распевного чтения в татаро-мусульманской культуре. Эпическое творчество тюркских народов в период Средневековья. Дастан «Идегей» как памятник художественного творчества. Традиции его исполнения нараспев народными акынами и чичанами - булгарскими профессиональными певцами. Вокальное искусство в период Казанского ханства. Формы духовного и светского вокального искусства данной эпохи. Традиции исламской культуры в вокальном творчестве композиторов Татарстана. Приобщение крещеных татар к церковным формам вокально-хоровой культуры.
Тема 4. Татарские народные напевы. Основные жанры и исполнительские традиции татарских народных песен.
«Народные песни - это самое дорогое и ценное наследие наших предков» (Г. Тукай). Первые сохранившиеся источники татарских народных песен. Жанры татарских народных песен и особенности их исполнения. Обрядовые песни (календарно-земледельческие и семейно-бытовые, свадебные, детский фольклор, похоронный обряд), трудовые, игровые, плясовые. Эпос (дастаны, байты, исторические песни). Духовная музыка (мунаджаты). Лирические песни крестьянской и городской традиций (протяжные, «деревенские напевы», скорые, умеренные и протяжные городские песни, песни шакирдов). Песни других жанров: дружеские и гостевые (необрядовые застольные), шуточные, социального протеста (бедняцкие, сиротские, рекрутские, солдатские и др.). Традиции исполнения и содержание протяжных (озын койлэр) и коротких напевов (кыска койлэр). Понятие «мон» как основы татарского вокального исполнительства. Песенное творчество шакирдов. Исследовния татарского песенного фольклора К. Насыри, Ш Марджани. Педагогический потенциал и воспитательное значение народных песен.
Тема 5. Развитие татарского вокального исполнительства и образования
на рубеже XIX - XX веков.
Появление новых форм музыкальной и общественной деятельности татарской молодёжи на рубеже XIX - XX веков. Духовное и культурное возрождение татарского народа. Реформаторские идеи татарских учёных-просветителей о соединение европейской и мусульманской культур. Освоение новых форм концертного исполнительства на основе европейской и русской музыкальной классики. Приобщение национальной аудитории к новым жанрам вокальной музыки. Публикации нотных сборников народных песен, самоучителей. Значение средств звукозаписи (музыкальные ящики «Мира» и «Стела») в пропаганде татарской народной музыки. Просветительская деятельность «Восточного клуба». Литературно-музыкальные вечера как форма приобщения татарского народа к вокальному искусству. Влияние творчества деятелей татарской литературы (Г. Тукая, Г. Ибрагимова, Ф. Амирхана и др.) на
развитие профессионального вокального исполнительства. Первые татарские профессиональные певцы Фаттах Латыпов, Камиль Мотыги, Г. Альмухамедов. Открытие музыкального училища в Казани. Зарождение жанра «музыкальной драмы» в татарском театре. Роль татарских композиторов С. Габяши и С. Сайдашева в становлении вокально-педагогической культуры татарского народа. Воплощение национально-песенных традиций в первых татарских операх «Сания» и «Эшче» Г. Альмухамедова, С. Габяши и В. Виноградова. Творчество Гульсум Сулймановой. Историческая роль открытия в Казани радиостанции (1927г.), Татарской государственной филармонии (1937г.). Пропаганда татарского вокального искусства Ансамблем песни и пляски РТ.