Файл: Малые предприятия преимущества, недостатки, перспективы развития Содержание.docx
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Малые предприятия: преимущества, недостатки, перспективы развития
Содержание
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей функционирования малых предприятий.....................................................................................................5
1.1.Сущность и понятие малых предприятий...........................................................5
1.2.Классификация предприятий малого бизнеса....................................................8
1.3. Нормативно-правовое регулирование деятельности малых предприятий в РФ................................................................................................................................10
Глава 2. Анализ современного состояния малого предпринимательства в РФ..14
2.1. Общая характеристика малого предпринимательства в РФ..........................14
2.2.Анализ основных тенденций развития малых предприятий в России...........16
2.3. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации.............................................................................................17
Заключение.................................................................................................................21
Список использованных источников.......................................................................22
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время приоритетной задачей государства является достижение высоких темпов экономического роста с целью обеспечения социально-экономического развития страны и повышения уровня благосостояния населения. Малое предпринимательство (МП) выступает неотъемлемой частью современной рыночной системы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Именно развитие малых форм предпринимательства является одним из приоритетных направлений ускоренного роста экономики страны.
В современном мире малый и средний бизнес играет ключевую роль для развития социально-экономической составляющей любого государства. С помощью малого и среднего предпринимательства формируется здоровая конкурентная среда, самозанятость населения, а также стабильность налоговых поступлений. Малый бизнес обладает большей способностью к нововведениям, использования современных технических решений по сравнению с крупными корпорациями.
В последнее время можно видеть тенденцию спада экономики России. Этому способствуют вновь вводимые экономические санкции, низкие цены на экспортируемые энергоресурсы, обесценивание национальной валюты, мировой кризис, вызванный пандемией вируса COVID-19. Именно развитие малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) может стать основополагающим решением для становления экономики страны. Оно призвано решить такие злободневные и больные вопросы, как увеличение занятости населения и создание новых рабочих мест, рост числа экономически активного населения, увеличения налоговых поступлений в бюджеты, прежде всего муниципальные и региональные. В мировой экономике существует общепризнанный факт, чем стабильнее положение малого и среднего предпринимательства, тем крепче экономика и меньше безработица. Ведь в государствах с развитой и устойчивой экономикой на долю МСП приходится до двух третей от объема ВВП, что превышает долю крупных корпораций.
Цель исследования - провести анализ состояния малых предприятий в РФ, выявить перспективы их развития.
Задачи исследования:
- изучить сущность и понятие малых предприятий;
- выявить классификацию предприятий малого бизнеса;
- исследовать нормативно-правовое регулирование деятельности малых предприятий в РФ;
- произвести общую характеристику малого предпринимательства в РФ;
- проанализировать основные тенденции развития малых предприятий в России;
-выявить проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
Объект исследования - малые предприятия РФ.
Предмет исследования - особенности и перспективы развития малых предприятий в РФ.
Методы работы, используемые в исследовании: санализ, систематизация и обобщение полученного материала, логическое изложение материала.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей функционирования малых предприятий
1.1.Сущность и понятие малых предприятий
В экономической литературе имеется значительное число публикаций как отечественных, так и зарубежных ученых, посвященных проблеме раскрытия сущности категории «малое предпринимательство». Однако единый подход к пониманию данной категории, обосновывающий сходства и отличия с понятием «малый бизнес» не сформирован.
Ряд авторов отождествляют понятия «малый бизнес» и «малое предпринимательство», так как «бизнес» является англоязычной версией понятия, которое обозначает деятельность с целью получения дохода, а «предпринимательство» – русскоязычное понятие, имеющее схожую трактовку.
Таблица 1. Систематизация подходов к определению категории «малое предпринимательство»
Подход к пониманию малого предпринимательства | Определение категории «малое предпринимательство» |
Как экономическая система | «Это сложная, вероятностная, динамическая экономическая система, охватывающая процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ» |
«Это совокупность взаимосвязанных между собой экономических элементов, образующих устойчивую целостность и являющихся подсистемой экономической системы» | |
Как сектор экономики | «Сложная совокупность взаимосвязей и взаимозависимостей хозяйствующих субъектов, различающихся местом в общественном разделении труда и в социально-экономической структуре, располагаемыми ресурсами, ценностями, потребностями и интересами» |
«Сектор малого бизнеса– система отношений, осуществляемая посредством специфической предпринимательской деятельности между субъектами права» | |
Как вид экономической деятельности | «Массовое явление, сущность которого заключается в специфической деятельности малых форм, главным образом, предпринимателя, собственника в условиях конкурентной среды по осуществлению поиска наиболее эффективного решения в области сочетания экономических, трудовых и других типов ресурсов на инновационной, рисковой и законодательной основе с целью получения прибыли» |
«Инициативная, независимая, целенаправленная, инновационная, быстро адаптируемая деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляемая в соответствии с установленным законодательством страны, в котором зарегистрировано предприятие, осуществляемая в личных и общественных целях, за счет производства и реализации товаров или услуг под свою имущественную ответственность и на свой риск» | |
«Бизнес небольших фирм, малых предприятий, опирающийся на предпринимательскую деятельность, направленную на извлечение прибыли» | |
«Целенаправленная предпринимательская деятельность физического или юридического лица, в соответствии с критериями отнесения к малому предпринимательству, основанная на использовании инновационной идеи, связанной с повышенным риском, основной целью которой является максимизация прибыли» | |
«Социально-экономическая категория, включающая специфическую креативную деятельность субъектов в лице микро- и малых предприятий, направленную на комбинирование ресурсов, результатом чего является выпуск товаров или услуг и получение предпринимательского дохода» |
В Российской Федерации в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 27.10.2020 г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся те субъекты, которые одновременно отвечают следующим критериям (табл. 2) .
Таблица 2. Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства
Критерий | Ед. измерения | Значение |
Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год | чел. | ≤ 100 |
Суммарная доля участия сторонних предприятий | % | ≤ 49 |
Суммарная доля участия субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций и фондов | % | ≤ 25 |
Доход от деятельности за предшествующий календарный год (без НДС) | млн руб. | ≤ 800 |
Таким образом, проанализировав критерии отнесения субъектов к малому предпринимательству различных стран, выделяются в основном численность персонала малого предприятия, размер уставного капитала, финансовые показатели деятельности (доход, годовой оборот). В отдельных странах еще одним критерием служит вид экономической деятельности, что не характерно для России.
Малое предпринимательство охватывает значительную часть рыночной экономики, выполняя ряд жизненно необходимых для общества функций:
-
Создание прогрессивно развивающегося рынка. В сфере малого предпринимательства проводятся экспериментальные исследования, появляются новые идеи и происходят главные перемены. Это связано с тем, что для крупного бизнеса любое нововведение сопровождается крупными затратами и высокими рисками, малому бизнесу намного легче изменить структуру своей деятельности. -
Здоровая конкуренция. -
Поддержание открытости экономики Российской Федерации. Малое предпринимательство способно быстро адаптироваться к запросам потребительского рынка, именно поэтому такая форма бизнеса в состоянии быстро и активно занимать выгодные ниши на рынке экспорта товаров и услуг. -
Борьба с безработицей.
Наряду с важностью и необходимостью малого предпринимательства в экономике России, велико и его социальное значение. Социальная ответственность предпринимательства – это специфическая форма взаимоотношений между представителями бизнеса и более «слабыми» слоями населения. Несомненно, органы государственной власти сами должны предоставлять своим гражданам необходимые для их жизнедеятельности блага, однако, зачастую часть таких обязанностей возлагается на представителей предпринимательства.
Таким образом, малое предпринимательство рассматривается в научной литературе как экономическая система или подсистема, как сектор экономики. Целям проводимого исследования отвечает подход, в котором данная категория определяется как вид экономической деятельности, связанный с созданием и использованием инноваций, направленный на получение максимальной прибыли, осуществляемый малыми формами хозяйственных субъектов в соответствии с законодательством.
1.2.Классификация предприятий малого бизнеса
Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:
-
численность персонала; -
размер уставного капитала; -
величина активов; -
объем оборота (прибыли, дохода).
Таким образом, малые предприятия можно образовывать, во-первых, выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений, во-вторых, на акционерных началах. Последний путь в современных условиях перехода к рынку и создания рыночной инфраструктуры является оптимальным.
Малые предприятия могут учреждаться совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями других форм собственности.