Файл: Малые предприятия преимущества, недостатки, перспективы развития Содержание.docx
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изменение в 2016 г. максимальных значений финансовых критериев (увеличение в 2 раза) привело к статистическому росту числа субъектов МСП с одной стороны, и переходу части малых предпринимателей в категорию микро
– с другой. Этим было определено доминирование микропредприятий с 2018 г. в структуре занятых и объеме произведенной продукции. На малые и средние фирмы приходится около 4% от общего числа субъектов МСП. Сокращение их числа к началу 2020 г. могло быть связано с дроблением бизнеса, обусловленного желанием снизить издержки за счет использования налоговых льгот, а также путем ухода в тень.
С 2016 года по 2020 год численность работников на предприятиях МСП снизилась на 3,35%, а с 2019 – на 6,3 %. Отчасти это связано с тем, что в численности занятых перестали учитывать внешних совместителей и занятых по договору ГПХ.
Немаловажным фактором, влияющим на состояние МСП, является его география – большая часть страны (70% территории) характеризуется малым представительством этого сектора. Существенны различия в части географической плотности малого бизнеса, а также вовлеченности населения в предпринимательскую деятельность (табл.4).
Таблица 4 — Структура субъектов МСП по федеральным округам, %
Наименование ФО | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
Центральный ФО | 30 | 31 | 31 | 31 | 39 |
Северо-Западный ФО | 11 | 12 | 12 | 12 | 12 |
Южный ФО | 12 | 12 | 12 | 12 | 8 |
Северо-Кавказский ФО | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Поволжский ФО | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 |
Уральский ФО | 9 | 9 | 9 | 9 | 8 |
Сибирский ФО | 12 | 12 | 11 | 11 | 9 |
Дальневосточный ФО | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 |
Наибольшее число предприятий малого и среднего бизнеса размещено в Центральном ФО, причем его концентрация в Центральном ФО, Северо- Западном ФО и Поволжском ФО усиливается. Особенно высока доля МСП в Москве. Во многом это обусловлено территориальным разделением труда и значительной долей в экономике Сибирского и Дальневосточного ФО отраслей первичного сектора, не ориентированных на МСП (сырьевой сектор и сельское хозяйство). Высокая плотность и разнообразие специализаций компаний способствуют адаптации экономики к долгосрочным изменениям, повышая ее конкурентоспособность, т.е. территории, уже более развитые сегодня, за счет МСП усиливают свое преимущество перед другими регионами, в том числе за счет субсидий регионам на поддержку МСП, за счет концентрации кредитных ресурсов у МСП более развитых территорий, а это приводит к усилению дифференциации социально-экономического развития.
2.2.Анализ основных тенденций развития малых предприятий в России
Российский малый и средний бизнес на 96 процентов состоит из микропредприятий, на которых занято 7,5 миллиона человек. Это тот сегмент экономики, который в большинстве своем живет сегодняшним днем, не имеет финансовой подушки безопасности и в силу своей высокой загрузки не может планировать развитие на долгосрочную перспективу.
По итогам различных опросов, которые проводит ТПП РФ по анализу текущего состояния, в котором находится бизнес, кризис обострил основные проблемы. К началу 2021 года российский бизнес подошел со снизившимися зарплатами сотрудников, падением объемов выручки и упавшим спросом. Лишь около пятой части предпринимателей в 2020 году не заметили снижения спроса на свои товары и услуги, в то время как более чем у 40 процентов компаний он упал в 1,5 раза и более. Примерно у двух третей компаний выручка в пандемийном году уменьшилась более чем на 30 процентов, примерно 45 процентов сократили фонд оплаты труда.
Существенно увеличилась кредитная задолженность субъектов малого и среднего бизнеса: за 2020 год выросла на 23 процента и на 1 января 2021 года достигла 5,8 триллиона рублей против 4,7 триллиона на начало 2020-го. Такого прироста портфель кредитов малого и среднего бизнеса не показывал с 2012 года. Но тем не менее ситуация в целом восстанавливается, предприниматели отмечают рост оборотов и выручки; две трети предпринимателей отмечают постепенное восстановление спроса на товары и услуги. Бизнес чувствует позитивные тенденции.
Однако пока существенной проблемой бизнеса в 2021 году остается недостаточный спрос: он так и не восстановился к допандемийным уровням. Предприниматели выделяют следующие основные риски для развития своего бизнеса в нынешнем году: рост налоговой нагрузки, отсутствие доступных кредитно-финансовых средств для долгосрочного развития, дефицит квалифицированных специалистов по рабочим профессиям. Также предприниматели отмечают рост внимания к своим операциям со стороны банков и проверяющих органов.
Потребительский спрос населения, который является значительным фактором, определяющим динамику сектора МСП, только начинает восстанавливаться, вследствие чего пока сохраняются риски банкротств мелких компаний. Не все отрасли пока смогли вернуться к докризисным показателям. Есть и те, кто вернулись, но с накопленными убытками. Поэтому две трети предпринимателей основные инвестиционные ресурсы направляются на то, чтобы удержаться на рынке, восстановиться и сохранить своих сотрудников. И говорить о том, что основная часть бизнеса сейчас думает об инвестировании в будущее, на мой взгляд, преждевременно.
2.3. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации
Основной проблемой предпринимателей в первой половине 2021 года был низкий потребительский спрос, по своей величине, не достигший уровня 2019 года. Причинами этому могут служить меры против распространения короновируса, которые оказывают влияние на посещение людьми различных общественных мест, их доходы, сниженные вследствие экономического кризиса и неготовность тратить бездумно, из-за приближающейся новой эпидемиологической волны.
Следующая проблема малого и среднего предпринимательства - это нехватка средств для оплаты налогов, арендной платы, выплаты заработной платы работникам, а также отчисления в внебюджетные государственные фонды.
Наблюдается дебиторская задолженность, в следствие того, что контрагенты, получившие товары или услуги вовремя, не могут выполнить свои обязательства, то есть произвести оплату, из-за отсутствия денежных средств.
В первом полугодии 2021 года наблюдались тенденции к понижению оплаты труда работников примерно на 40%, объема выручки на 25-30%. Результатом 2021 год может стать увеличение ставки налогов, что спровоцирует еще больший уход предпринимателей с рынка.
В следствие тенденции к увеличению заболеваемости, можно сделать вывод, что ограничения отменятся не будут еще длительное время. Единственным решением не стать банкротом является замена бизнес-модели, которая подходит к современным реалиям. Предпринимателям, которым трудно перестроиться к новым экономическим условиям, с высокой вероятностью придется уйти с рынка, вследствие банкротства.
Государство, в свою очередь, оказывает материальную поддержку предпринимательству, разрабатывая комплекс мер, например, льготное кредитование, осуществляемое крупными банками, не более 7% годовых.
К приоритетным отраслям, на которые направлена льготная программа кредитование, относятся сельское хозяйство, строительство, туризм, здравоохранение и др.
К 2021 году добавились новые категории, претендующие на льготы- это самозанятые и представители, занимающиеся социальным предпринимательством.
Однако, не всем нуждающимся предпринимателям удастся получить материальную помощь, вследствие недоверия к условиям финансирования и прозрачности данного процесса, а также из-за списка требований, которым должно соответствовать предприятие, для получения материальной помощи.
Таким образом, можно сделать вывод, что замедление экономики оказало влияние на уровень потребительского спроса. В следствие падения доходов потребителей, упала и выручка у предпринимателей, стимулировать спрос в такой ситуации затруднительно. Это стало основной проблемой предпринимательства. Оказать стимулирующее воздействие способно только государство с разработкой и реализацией новых мер материальной поддержки.
Государству необходимо заняться созданием новых рабочих мест в реальном секторе экономики, в том числе в торговле, сельском хозяйстве, строительстве и др.
Для восстановления экономики в рамках государства необходимо разработать комплексный план по восстановлению экономического роста, который включает налоговые послабления, расширение кредитования, поддержку отечественных производителей, модернизацию и реконструкцию инфраструктуры, поддержку малого предпринимательства.
Меры государственной поддержки малого бизнеса в период пандемии
Основными антикризисными мерами государств в период чрезвычайного положения являются следующие:
- освобождение малого бизнеса от налогов;
- временное приостановление налоговых проверок;
- предоставление кредитных каникул для малого бизнеса;
- предоставление льготного кредитования и прочие.
Поддержку малому бизнесу оказывают также банковские учреждения, которые обеспечивают заемщикам кредитные каникулы для бизнеса и населения, т. е. предоставляют отсрочки по полученным кредитам.
Для развития малого бизнеса государству необходимо создавать условия, одним из которых является доступность к кредитным ресурсам. Банки при предоставлении кредитов предпочтение отдают в первую очередь крупным предприятиям, чем малым в связи с тем, что предприятия малого бизнеса ограничены в финансовых ресурсах и не всегда имеют залоговое имущество в необходимых размерах. Так как банки выступают в качестве посредников, они заинтересованы в получении максимальной прибыли и поэтому предпочитают работать с крупными клиентами.
Начинающим предпринимателям и предприятиям малого бизнеса сложно получить кредит в банках, и они вынуждены брать займы как физические лица под 20-25 процентов годовых, что является очень накладным для них.
Для того чтобы предприятия малого бизнеса развивались и расширялись, необходимым условием является их финансовая стабильность, чтобы предприниматели могли планировать свой бизнес.
Заключение
Подводя итог сказанному отмечается, что роль малого предпринимательства в Российской Федерации крайне высока как в экономическом развитии государства, так и формировании эффективной модели взаимодействия государство – бизнес – общество. Расширяя ассортимент товаров и услуг, сглаживая циклические колебания в экономике, малое предпринимательство создает дополнительные рабочие места, повышает эффективность использования местных сырьевых ресурсов, тем самым активно участвует в формировании местных и региональных бюджетов. Именно по причине острой необходимости государства в малых предприятиях, государственными органами власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления разрабатываются программы и проекты поддержки и развития малого и микро-бизнеса, что в свою очередь формирует основу организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства. Правительство старается создать все условия для активного развития малого бизнеса в стране, о чем соглашается ряд экспертов, но пока эти меры не принесли желаемого результата.