Файл: Теоретические и практические аспекты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСОВ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В
ПРОЦЕССЕ
ПРЕПОДАВАНИЯ
ОСНОВ ПРАВА НА СТУПЕНИ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ............................................................. 12 1.1.
Проблемы применения дидактических игр в процессе преподавания основ права на ступени начального общего образования ................ 12 1.2 Факторы, определяющие значимость и специфику стимулирования применения дидактических игр в процессе преподавания основ права ................. 19 1.3 Сущность применения дидактических игр в процессе преподавания основ права ..................................................................................................................... 27
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ....................................................................... 35
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ВОПРОСОВ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ
ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ПРАВА НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ .......................................................................................... 40 2.1. Изучение вопросов применения дидактических игр в процессе преподавания основ права на ступени начального общего образования ................ 40 2.2 Изучение вопросов применения дидактических игр в процессе преподавания основ права на ступени начального общего образования во внеурочной деятельности ............................................................................................. 48 2.3 Система работы учителя по применению дидактических игр в процессе преподавания основ права на ступени начального общего образования .................................................................................................................... 59
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ....................................................................... 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................... 67
БИБЛИОГРАФИЯ ............................................................................................... 77
ПРИЛОЖЕНИЯ ................................................................................................... 82

3
Ключевые слова: применение дидактических игр, преподавание
основ права, правовые представления, преподавание основ права на
ступени начального общего образования
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современный период образование является неотъемлемой частью развития правого общества, его стремительного движения вперёд.
В условиях построения Россией правового демократического государства, когда происходит обновление и совершенствование законодательства, права и свободы человека утверждаются в обществе как высшая ценность. Право становится механизмом бесконфликтной реализации интересов человека, приобретая практическое значение для каждого.
Задача формирования правовых представлений, являющихся неотъемлемым компонентом правовой культуры личности, возлагается на школу. Поскольку именно в ней создаются условия для знакомства каждого школьника с набором основных прав и обязанностей, необходимых для подготовки к самостоятельному решению жизненно важных правовых проблем, и их реализацией в рамках закона.
Такой подход требует изменения содержания правового образования на основе повышения авторитета Всеобщей декларации прав человека и разработки его практической методики.
Формирование правовых представлений как основы правовой культуры личности должно начинаться уже в начальной школе, когда ребенок встает на путь активного целенаправленного и специально организованного познания окружающего мира. Происходит процесс аккумулирования представлений об отрицательном и положительном, о сущности мира, о


4 природе и характере отношений между людьми. Находясь в детском коллективе и выполняя различные социальные роли, младший школьник часто сталкивается с необходимостью соотносить уже известные ему правила и нормы с возникающими проблемными ситуациями.
Для успешного анализа подобных ситуаций и их разрешения требуются элементарные правовые представления. На среднем и старшем этапах образовательного процесса происходит расширение и углубление правовых знаний, формирование мировоззрения, выработка адекватной оценки правового поведения.
Анализ содержания образования в современной общеобразовательной школе позволяет говорить о наличии специализированных курсов и соответствующих им учебников, в которых право рассматривается не фрагментарно, а как полноценный общеобразовательный предмет лишь на среднем и старшем этапах обучения, т.е. дает возможность говорить о существовании определенной системы правового образования и воспитания подростков и старшеклассников.
Для начальной школы разработан, апробирован и утвержден
Министерством образования лишь один учебно-методический комплект
(УМК), который предполагает знакомство младших школьников с правами человека, зафиксированными в важнейшем международном документе —
Всеобщей декларации прав человека. Авторы Антонов В.В., Каширцева Е.Г.,
Шабельник Е.С., Шне-Кендорф З.К. предлагают изучение прав человека на материале фольклора и произведений художественной литературы.
Анализ существующей системы правового образования свидетельствует о том, что недостаточно разработана проблема формирования правовых представлений в начальной школе, хотя именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования наиболее ярких, эмоционально окрашенных и образных представлений. Таким образом, актуальность исследуемой проблемы

5 определяется объективным противоречием между необходимостью формирования правовых представлений младших школьников и недостаточной разработанностью содержания, форм, методов, приемов правового образования в начальной школе.
Актуальность проблемы формирования правовых представлений в начальной школе определяется также и психологическими особенностями познавательных процессов данной возрастной группы, которые не позволяют механически перенести в начальную школу систему правового образования, применяемую в старших классах, лишь сократив объем изучаемого материала.
Необходим нетрадиционный подход, при котором младший школьник наиболее эффективно включается в познавательную деятельность и она становится для него личностно-значимой и мотивированной. Уже в младшем школьном возрасте дети должны научиться осознавать себя гражданами государства, положение которых всесторонне и четко регламентируется правом, должны уяснить свою взаимосвязь с другими членами общества, проникнуться чувством высокой ответственности за свои поступки.
Вопрос формирования правовых представлений младших школьников является сегодня мало исследованным, о чем свидетельствует проведенный анализ литературы и опыта современных педагогов.
Анализ материалов позволил сделать вывод: несмотря на наличие довольно большого количества публикаций по проблемам правового воспитания и образования в целом, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени. Среди наиболее актуальных остается исследование особенностей формирования правовых представлений младших школьников.
Исходя из важности и актуальности рассматриваемой проблемы, ее недостаточной научно-теоретической и практической разработанности, я считаю, что необходимо уделить внимание инновационным методам


6 преподавания, эффективности и необходимости применения современных технологий, таких как применение дидактических игр в процессе преподавания основ права на ступени начального общего образования.
Высокий потенциал игровых технологий в правовом образовании обусловлен теми функциями, которые выполняет в образовательном процессе игра:
– развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
– коммуникативную: освоение диалектики общения;
– терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
– диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
– коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
– межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей;
– социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве урока
(занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы.
Как показывает практика, понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных

7 педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. В процессе игры дети должны усвоить не только важный юридический материал, но и отработать необходимые умения применять теоретические правовые знания в конкретных ситуациях.
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным. Игры значительно экономят время обучения. При условии правильного проведения и при достижении результатов игра обладает большой эффективностью по сравнению с традиционным уроком.
Степень научной разработанности темы. Значимые аспекты избранной мною темы исследования отражены в многочисленных трудах современных исследователей проблемы правового воспитания школьников.
Ключевые проблемы в вопросах преподавания основ права в общеобразовательных учреждениях освещены в исследованиях и работах:
Баранова П.П.,Головченко В.В., Долгополова О.А., Кожевникова С.Н.,
Кудрявцева В.Н., Матузова Н.И., Науменковой К.В., Стреляевой В.В.,
Худойкиной Т.В., Черемисиной А.А.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации применения дидактических игр в процессе преподавания основ права на ступени начального общего образования.
Предмет исследования – процесс становления и развития правовых представлений младших школьников.


8
Цель исследования – раскрытие сущности и выявление условий процесса эффективного формирования правовых представлений младших школьников.
В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
– уточнить содержание понятия «правовые представления младших школьников» и выявить сущность процесса их формирования;
– выявить возрастные особенности формирования правовых представлений младших школьников;
– разработать модель формирования правовых представлений младших школьников, определить этапы её реализации;
– определить критерии оценки и выявить уровни сформированности правовых представлений младших школьников;
– выявить педагогические условия, способствующие эффективной реализации предложенной модели.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в результате комплексного системного исследования процесса преподавания основ права на ступени начального общего образования сформулированы новые выводы и выработаны новые методические рекомендации.
Теоретическая и практическая значимость: в диссертационном исследовании рассмотрены методические особенности преподавания основ права на ступени начального общего образования, проанализировано содержание и система преподавания основ права на ступени начального общего образования, а также выявлены проблемы формирования правовых представлений младших школьников. Практическая значимость работы состоит в том, что ее положения могут быть использованы в процессе преподавания основ права на ступени начального общего образования.
Нормативную
базу исследования составляют: действующее законодательство Российской Федерации в области образовательного права.

9
В первую очередь Конституция Российской Федерации, которая закрепляет право на образование. Так же Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации», подзаконные акты Министерства образования и науки Российской Федерации, судебная практика.
Методологической
основой
исследования являются культурологический, культуроформирующий, гуманистический, системный, личностно-деятельностный и герменевтический подходы к формированию личности, отраженные в трудах: Бахтина М.М., Бондаревской Е.В.,
Борева Ю.Б., Брудного А.А., Выготского Л.C., Газмана О.С., Зеньковского
В.В., Караковского В.А., Леонтьева А.Н., Лихачева Б.Т., Рубинштейна С.Л.,
Сластенина В.А., Щурковой Н.Е.
Теоретическая основа исследования:
– концепции формирования представлений как особого психического феномена, разработанные Ананьевым Б.Г., Букиной Е.Е., Гущиной Н.В.,
Знаменской Е.В., Куликовой Л.В., Липкиной А.И., Малиновской Н.И.,
Пономаревым С.Л., Рвачевой В.К., Тютюнник О.Ю.;
– концепция воспитания в духе прав человека и культуры мира
(Азаров А.Я., Болотина Г.В., Никитин А.Ф., Шнекендорф З.К.);
– теория понимания текста и организации работы с ним (Богин Г.И.,
Гальперин И.Р., Жинкин Н.И., Костюк Г.С., Клычникова З.И., Липкина А.И.,
Морозова Н.Г., Сорокоумова Е.А.);
– концепции организации внеурочной работы (Богдан С.В.,
Богданова О.С., Болдырев Н.И., Казаренков В.И., Кутьев В.О. и др.);
– психолого-педагогические теории возрастного развития личности
(Божович Л.И., Левитов Н.Д., Люблинская А.А., Мухина B.C., Обухова Л.Ф. и др.).


10
Положения, выносимые на защиту:
1. Применение дидактических игр в процессе преподавания основ права на ступени начального общего образования – решение определённых образовательных и воспитательных задач.
2. Стимулирование применения дидактических игр активизирует младших школьников в обучении, способствует уходу от шаблонных решений, поддерживает инициативу и творчество.
3. Сущность применения дидактических игр заключается в установлении равновесия между потребностями детей в игре и задачами обучения и воспитания.
4. Применение дидактических игр в процессе преподавания основ права даёт возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения.
5. Применение дидактических игр в процессе преподавания основ права во внеурочной деятельности даёт возможность развитию самостоятельной и творческой активности учащихся на основе дифференцированного и индивидуального подхода.
6. Система работы учителя по применению дидактических игр в процессе преподавания основ права направлена на достижение цели и задач обучения, формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.
Апробация работы. Основные выводы исследования были изложены в трех научных публикациях автора:
1.
Авдеенко В.В. Законодательство ФРГ о защите прав ребёнка: историко-правовые аспекты/В.В. Авдеенко//Актуальные проблемы права, экономики и управления: Сборник студенческих работ в 2-х частях/Отв. ред.
Ладнушкина Н.М. ̶ Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2021.
Ч.1 – 579с.

11 2.
Авдеенко В.В. Защита прав и законных интересов детей на ступени начального общего образования/В.В. Авдеенко//Актуальные проблемы права, экономики и управления: Сборник студенческих работ в 2-х частях/Отв. ред. Ладнушкина Н.М. ̶ Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2021. Ч.1 – 579с.
По своей структуре работа состоит из введения, двух глав, разделенных на три параграфа, заключения и списка литературы. Общий объем работы составляет 82 листа.

12
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСОВ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В
ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ПРАВА НА СТУПЕНИ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Проблемы применения дидактических игр в процессе
преподавания основ права на ступени начального общего образования
Дидактические игры являются для ребенка наиболее подходящей формой обучения. Дидактические игры и занятия дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – мертвый груз.
Ребенок пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их.
Занимательность может быть задана неожиданной для детей постановкой или формулировкой вопроса, создание проблемной ситуации, необычайной формой ведения урока. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни. Нужно только найти его и подать детям, что тянет их самих к подобным находкам и открытиям.
Надо только найти золотую середину, не усложнять – дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, – дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться и не преодолевать трудности.
Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями.