Файл: Малые предприятия преимущества, недостатки, перспективы развития Содержание.docx
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Развитие любой формы предпринимательства зависит в основном от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений.
В зависимости от того, какой вид деятельности и какую стратегию поведения выбирает предприятие на рынке, в экономике западных стран выделяют следующие виды малых предприятий: коммунанты, патиенты, эксплеренты.
Малые предприятия первой группы, как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Эти предприятия очень тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через систему кооперационных связей, систему субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного неэффективного производства. Малые предприятия этой группы находятся в сильной зависимости от крупных и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой.
Предприятия второй группы специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных, иногда могут составить и сырьевую конкуренцию крупному предприятию благодаря высокому качеству выпускаемого продукта.
Предприятия третьей группы - так называемые рисковые фирмы или инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров.
Производственные кооперативы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и т.д. - все коммерческие организации, независимо от их организационно-правовой формы, могут относиться к субъектам малого бизнеса, т.е. быть так называемыми «малыми предприятиями».
Встречаются случаи, когда осуществляется несколько видов деятельности. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
1.3. Нормативно-правовое регулирование деятельности малых предприятий в РФ
Если говорить о комплексном регулировании малого предпринимательства через нормативные правовые акты, то можно выделить следующие документы:
-
Конституция Российской Федерации – основной документ, в котором закреплены права и свободы граждан, в том числе право на осуществление предпринимательской деятельности. Так, статья 34 Главы 2 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». -
Федеральный закон от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который регулирует взаимоотношения, возникающие при регистрации юридического лица, а также при реорганизации и ликвидации предприятия. Этот закон очень важен на начальном этапе открытия бизнеса, поскольку позволяет предпринимателям понять алгоритм действий при регистрации предприятия, строго соответствуя законодательству. -
Федеральный закон от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Для уверенности в законности своей деятельности, руководствоваться этим нормативно-правовым актом необходимо предпринимателям, осуществляющим свою деятельность в сфере производства и продаже алкогольных напитков, осуществлении медицинской деятельности. -
Федеральный закон от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Закон важен не только для населения в целом, но и для предпринимателей в частности, поскольку, зная правила и порядок обращения в органы государственной власти, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, можно значительно ускорить решение вопросов, касающихся получения разрешительных документов и решения спорных ситуаций. -
Федеральный закон от 22.05.2003 г.№54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» особо важен, так как контрольно-кассовая техника применяется на всей территории РФ в обязательном порядке, кроме установленных случаев. -
Не менее важны для предпринимателя сведения о минимальном размере оплаты труда при осуществлении оплаты сотрудникам. -
Наиболее полно регулирует деятельность малых предпринимателей Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации», принятый 24.07.2007 г. Именно он стал основой для дальнейшего развития законодательной базы в сфере государственной поддержки малого бизнеса.
В июне 2016 г. была утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г., разработанная в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Стратегия направлена на создание конкурентоспособной, гибкой и адаптивной экономики, которая обеспечивает высокий уровень индивидуализации товаров и услуг, высокую скорость технологического обновления и стабильную занятость.
Одна из ключевых задач, связанных с практической реализацией федерального закона о стратегическом планировании состоит в обеспечении согласования всей системы документов стратегического планирования, в том числе, и тех, которые в самом законе не указаны, но являются необходимым слагаемым системы управления хозяйственными и социальными процессами, особенно на субфедеральном уровне. Необходимо отметить, что в Федеральном законе №172-ФЗ что-либо о стратегии развития малых и средних предприятий, а также политики их поддержки на тех или иных уровнях управления ничего не говорится. Тем не менее, было бы неправильным полагать, что требования, вытекающие из стратегических подходов к управлению экономическим и социальными процессами, на государственную и муниципальную политику в отношении малых и средних предприятий не распространяются. Напротив, практика стратегирования крайне востребована, а ее важность отчетливо трактуется здесь, как весьма проблемный опыт осуществления этого направления социально-экономической политики в стране в предшествующие годы, а также закономерным трендом децентрализации данной политики.
Следует отметить некоторые позитивные новации в области государственной политики в отношении малых и средних предприятий, отраженные в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства: создание единого центра поддержки малых и средних предприятий (Корпорация малых и средних предприятий), внедрение стандартов оказания различных видов поддержки субъектам малых и средних предприятий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Другими словами, меры федеральной, региональной и муниципальной поддержки малых и средних предприятий отнесены к сегменту государственных услуг.
Начиная с 2016 г., в целях создания благоприятных условий развития и ведения предпринимательской деятельности регионы переходят на проектную модель управления. Для этого был разработан и утвержден План мероприятий («дорожная карта») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства, в которой фиксируются конкретные мероприятия, их финансирование и целевые показатели результативности.
Говоря о практике реализации политики в отношении малых и средних предприятий на муниципальном уровне, эксперты выделяют определенные препятствия, в первую очередь, для стратегического планирования мер развития и поддержки малых и средних предприятий. Это проблема формулировки в законодательстве полномочий муниципального звена в рамках политики развития и поддержки малых и средних предприятий, зафиксирована в статье 11 Федерального закона №209-ФЗ и определяет полномочия органов местного самоуправления по вопросам их развития и поддержк. В настоящее время присутствует ряд правовых неопределенностей, которые могут стать существенным препятствием на пути адекватного отражения вопросов поддержки малых и средних предприятий в стратегиях социально-экономического развития муниципальных образований.
Глава 2. Анализ современного состояния малого предпринимательства в РФ
2.1. Общая характеристика малого предпринимательства в РФ
Несмотря на относительно невысокую долю в ВВП России (20-22%), малый и средний бизнес трудоустраивает большое число людей, снижая таким образом социальную напряженность. Поэтому его развитие является одним из приоритетов государственной экономической политики, что наиболее явно проявилось после кризиса 2008 года и закреплено принятием Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, а также национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Оценка изменения состояния данного сектора затруднена в связи с расхождением методических расчетов федеральной службы статистики и иных официальных источников (напр., единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства), задержкой публикации или отсутствием в открытом доступе отчетных данных. Также многочисленные изменения критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам МСП затрудняют анализ долгосрочных трендов. В настоящее время в структуре МСП выделяют микропредприятия, малые и средние (табл. 3).
Таблица 3 - Основные показатели деятельности МСП в России
Наименование показателя | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
Количество субъектов МСП всего, ед. | 5865780 | 6039216 | 6041195 | 5916906 | 5684561 |
Микро | 5576939 | 5751885 | 5771626 | 5675756 | 5450261 |
Малые | 268488 | 267033 | 250758 | 224105 | 216615 |
Средние | 20353 | 20298 | 18811 | 17045 | 17685 |
Количество работников всего, чел. | 15855749 | 16106581 | 15873589 | 15321788 | 15491144 |
Микро | 6463949 | 7029955 | 7522729 | 7429623 | 7519074 |
Малые | 7432979 | 7099040 | 6538893 | 6189172 | 6143489 |
Средние | 1958821 | 1977586 | 1811967 | 1702993 | 1828581 |
Объем продукции всего, млрд. руб. | н/д | 3818 | 4823 | 6081 | 8160 |
Микро | н/д | 2574 | 3595 | 4742 | 6696 |
Малые | н/д | 981 | 957 | 1094 | 1226 |
Средние | н/д | 263 | 271 | 245 | 238 |