Файл: Малые предприятия преимущества, недостатки, перспективы развития Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развитие любой формы предпринимательства зависит в основном от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений.

В зависимости от того, какой вид деятельности и какую стратегию поведения выбирает предприятие на рынке, в экономике западных стран выделяют следующие виды малых предприятий: коммунанты, патиенты, эксплеренты.

Малые предприятия первой группы, как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Эти предприятия очень тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через систему кооперационных связей, систему субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного неэффективного производства. Малые предприятия этой группы находятся в сильной зависимости от крупных и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой.

Предприятия второй группы специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных, иногда могут составить и сырьевую конкуренцию крупному предприятию благодаря высокому качеству выпускаемого продукта.

Предприятия третьей группы - так называемые рисковые фирмы или инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров.

Производственные кооперативы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и т.д. - все коммерческие организации, независимо от их организационно-правовой формы, могут относиться к субъектам малого бизнеса, т.е. быть так называемыми «малыми предприятиями».

Встречаются случаи, когда осуществляется несколько видов деятельности. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

1.3. Нормативно-правовое регулирование деятельности малых предприятий в РФ

Если говорить о комплексном регулировании малого предпринимательства через нормативные правовые акты, то можно выделить следующие документы:

  1. Конституция Российской Федерации – основной документ, в котором закреплены права и свободы граждан, в том числе право на осуществление предпринимательской деятельности. Так, статья 34 Главы 2 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

  2. Федеральный закон от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который регулирует взаимоотношения, возникающие при регистрации юридического лица, а также при реорганизации и ликвидации предприятия. Этот закон очень важен на начальном этапе открытия бизнеса, поскольку позволяет предпринимателям понять алгоритм действий при регистрации предприятия, строго соответствуя законодательству.

  3. Федеральный закон от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Для уверенности в законности своей деятельности, руководствоваться этим нормативно-правовым актом необходимо предпринимателям, осуществляющим свою деятельность в сфере производства и продаже алкогольных напитков, осуществлении медицинской деятельности.

  4. Федеральный закон от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Закон важен не только для населения в целом, но и для предпринимателей в частности, поскольку, зная правила и порядок обращения в органы государственной власти, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, можно значительно ускорить решение вопросов, касающихся получения разрешительных документов и решения спорных ситуаций.

  5. Федеральный закон от 22.05.2003 г.№54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» особо важен, так как контрольно-кассовая техника применяется на всей территории РФ в обязательном порядке, кроме установленных случаев.

  6. Не менее важны для предпринимателя сведения о минимальном размере оплаты труда при осуществлении оплаты сотрудникам.

  7. Наиболее полно регулирует деятельность малых предпринимателей Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации», принятый 24.07.2007 г. Именно он стал основой для дальнейшего развития законодательной базы в сфере государственной поддержки малого бизнеса.


В июне 2016 г. была утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г., разработанная в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Стратегия направлена на создание конкурентоспособной, гибкой и адаптивной экономики, которая обеспечивает высокий уровень индивидуализации товаров и услуг, высокую скорость технологического обновления и стабильную занятость.

Одна из ключевых задач, связанных с практической реализацией федерального закона о стратегическом планировании состоит в обеспечении согласования всей системы документов стратегического планирования, в том числе, и тех, которые в самом законе не указаны, но являются необходимым слагаемым системы управления хозяйственными и социальными процессами, особенно на субфедеральном уровне. Необходимо отметить, что в Федеральном законе №172-ФЗ что-либо о стратегии развития малых и средних предприятий, а также политики их поддержки на тех или иных уровнях управления ничего не говорится. Тем не менее, было бы неправильным полагать, что требования, вытекающие из стратегических подходов к управлению экономическим и социальными процессами, на государственную и муниципальную политику в отношении малых и средних предприятий не распространяются. Напротив, практика стратегирования крайне востребована, а ее важность отчетливо трактуется здесь, как весьма проблемный опыт осуществления этого направления социально-экономической политики в стране в предшествующие годы, а также закономерным трендом децентрализации данной политики.

Следует отметить некоторые позитивные новации в области государственной политики в отношении малых и средних предприятий, отраженные в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства: создание единого центра поддержки малых и средних предприятий (Корпорация малых и средних предприятий), внедрение стандартов оказания различных видов поддержки субъектам малых и средних предприятий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Другими словами, меры федеральной, региональной и муниципальной поддержки малых и средних предприятий отнесены к сегменту государственных услуг.

Начиная с 2016 г., в целях создания благоприятных условий развития и ведения предпринимательской деятельности регионы переходят на проектную модель управления. Для этого был разработан и утвержден План мероприятий («дорожная карта») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства, в которой фиксируются конкретные мероприятия, их финансирование и целевые показатели результативности.


Говоря о практике реализации политики в отношении малых и средних предприятий на муниципальном уровне, эксперты выделяют определенные препятствия, в первую очередь, для стратегического планирования мер развития и поддержки малых и средних предприятий. Это проблема формулировки в законодательстве полномочий муниципального звена в рамках политики развития и поддержки малых и средних предприятий, зафиксирована в статье 11 Федерального закона №209-ФЗ и определяет полномочия органов местного самоуправления по вопросам их развития и поддержк. В настоящее время присутствует ряд правовых неопределенностей, которые могут стать существенным препятствием на пути адекватного отражения вопросов поддержки малых и средних предприятий в стратегиях социально-экономического развития муниципальных образований.


Глава 2. Анализ современного состояния малого предпринимательства в РФ

2.1. Общая характеристика малого предпринимательства в РФ

Несмотря на относительно невысокую долю в ВВП России (20-22%), малый и средний бизнес трудоустраивает большое число людей, снижая таким образом социальную напряженность. Поэтому его развитие является одним из приоритетов государственной экономической политики, что наиболее явно проявилось после кризиса 2008 года и закреплено принятием Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, а также национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Оценка изменения состояния данного сектора затруднена в связи с расхождением методических расчетов федеральной службы статистики и иных официальных источников (напр., единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства), задержкой публикации или отсутствием в открытом доступе отчетных данных. Также многочисленные изменения критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам МСП затрудняют анализ долгосрочных трендов. В настоящее время в структуре МСП выделяют микропредприятия, малые и средние (табл. 3).

Таблица 3 - Основные показатели деятельности МСП в России

Наименование

показателя

2017

2018

2019

2020

2021

Количество субъектов

МСП всего, ед.

5865780

6039216

6041195

5916906

5684561

Микро

5576939

5751885

5771626

5675756

5450261

Малые

268488

267033

250758

224105

216615

Средние

20353

20298

18811

17045

17685

Количество работников

всего, чел.

15855749

16106581

15873589

15321788

15491144

Микро

6463949

7029955

7522729

7429623

7519074

Малые

7432979

7099040

6538893

6189172

6143489

Средние

1958821

1977586

1811967

1702993

1828581

Объем продукции

всего, млрд. руб.

н/д

3818

4823

6081

8160

Микро

н/д

2574

3595

4742

6696

Малые

н/д

981

957

1094

1226

Средние

н/д

263

271

245

238