Файл: Курсовая работа Проблема формирования представлений о человеке у детей 56 лет в современной педагогике.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Курсовая работа

Проблема формирования представлений о человеке у детей 5-6 лет в современной педагогике
Содержание


Введение 3

Глава 1. История становления и развитие проблемы формирования представлений о человеке у детей 5-6 лет 5

1.1 Становление проблемы формирования представлений о человеке детей 5-6 лет 5

1.2 Цели, задачи, содержание по формированию представлений о человеке у детей 5-6 лет 8

Глава 2. Современное состояние проблемы формирования представлений о человеке у детей 5-6 лет 12

2.1 Программно-методические материалы по формированию представлений о человеке у детей 5-6 лет 12

2.2 Опыт работы педагога ДОУ №17 по формированию представлений о человеке 15

2.3 Особенности представлений о человеке у детей 5-6 лет 20

2.4 Рекомендации воспитателям по формированию представлений о человеке у детей 5-6 лет 22

Заключение 25

Библиографический список 27

Введение



Ребенок живет в социальном мире, мире взрослых людей, который привлекает внимание ребенка. Познавая, кто такой человек, а именно взрослый, ребёнок познает себя, видит перспективу развития, ищет свой "подсознательный идеал".

Поэтому, по мнению Козловой С.А., Куликовой Т.А. проблема формирования представлений о человеке в современной педагогике является важной.

К данной проблеме обращались: Козлова С.А., Суслова, Щеглова С., Витяева Н., Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А., Павлова Л.Н., Степанова Г., Рылеева Е. Обращение было вызвано следующими причинами:

1. отсутствие единой позиции по вопросу формирования представлений о человеке у детей.

2. неоднозначность того, что именно необходимо знать детям о человеке.

3. недостаток исследований в этой области.

О содержании представлений говорили Козлова С. А, Суслова, Щеглова С., Витяева Н., Куликова Т.А., Павлова Л.Н., Степанова Г.

В настоящее время проблема формирования представлений о человеке у детей 5-6 лет является мало разработанной. Нет единого мнения на необходимость формирования представлений о человеке. А также того, что необходимо знать ребёнку о человеке, с какими аспектами жизни человека нужно знакомить детей.

Ставится вопрос о необходимости формирования представлений о человеке; путей и средств реализации данной проблемы.

Отсутствие единой точки зрения на необходимость формирования представлений о человеке, сложность и неоднозначность процесса формирования представлений о человеке и послужило выбором направления нашего исследования.


Проблема: каковы современные педагогические подходы к решению проблемы формирования представлений о человеке у детей 5 - 6 лет.

Цель: выявление современных педагогических подходов к проблеме формирования представлений о человеке у детей 5 - 6 лет.

Объект: проблема формирования представлений о человеке у детей 5-6 лет.

Предмет: современные педагогические подходы к решению проблемы формирования представлений о человеке у детей 5-6 лет.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Изучить историю становления и развития проблемы формирования представлений о человеке у детей 5-6 лет.

2. Дать характеристику современному состоянию проблемы формирования представлений о человеке у детей 5-6 лет.

3. Дать рекомендации воспитателю по формированию представлений о человеке у детей 5-6 лет.

Для реализации поставленной цели и реализации задач исследования использовались следующие методы:

  1. Анализ педагогической литературы и педагогической документации.

  2. Беседа с воспитателем и детьми.

  3. Констатирующий эксперимент.

  4. Метод статистической (математической) обработки данных.


Глава 1. История становления и развитие проблемы формирования представлений о человеке у детей 5-6 лет




1.1 Становление проблемы формирования представлений о человеке детей 5-6 лет



Формирование представлений о человеке в настоящее время требует обращения к вопросу о том, что же понимается под представлением.

Представление - 1 - воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий.

2 - знание, понимание чего-нибудь. (14)

Представление - это чувственный образ предметов и явлений действительности, ранее воздействовавших на органы чувств.

Исключительная роль представлений в процессе познания состоит в том, что с их помощью мысленно воссоздается действительность тогда, когда ее непосредственное восприятие не возможно. Однако представление не проникает в сущность предмета.

Для формирования и функционирования представлений необходимо слаженное взаимодействие первой и второй сигнальных систем, без чего представление не может быть выражено. (16)

Представления - образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или же продуктивного воображения, могут носить обобщенный характер, и относится к настоящему, прошлому и будущему. Могут быть, зрительными, слуховыми, обонятельными, тактильными. (18)

Представления - наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти и воображении.



Поскольку представления возникают, в отсутствие относящихся к ним объектов, они обычно менее ярки и менее детальны, чем восприятия, но в то же время более схематизированы и обобщены: в них отражаются наиболее характерные наглядные особенности, свойственные целому классу сходных объектов. (1)

Представление - форма отражения в виде наглядно-образного знания, одно из проявлений памяти, следовой образ ранее бывшего ощущения или восприятия.

В структуру представления наряду с образом входят, помимо внешних признаков, такие, которые открываются не непосредственно, а только при детальном умственном и физическом анализе предметов в их отношении друг к другу и к человеку. (19)

Итак, можно сказать что представление - это образы, возникающие на основе данных ощущений, восприятий, припоминания или продуктивного воображения, носящие обобщённый характер.

Приобщение ребенка к миру взрослых, к их деятельности, чувствам и переживаниям - задача, которую решает человечество с того времени, как стало осознаваться необходимость передачи последующему поколению опыта предыдущего.

Однако можно наблюдать как, начиная уже с педагогической теории Яна Амоса Каменского и кончая современной педагогикой, менялось отношение к проблеме формирования представлений о человеке. (12,13)

В русской педагогике вопрос о возможности приобщения детей, к социальной действительности начиная с дошкольного возраста, решался неоднозначно (5)

Прогрессивные деятели того времени Ушинский и Толстой считали, что воспитание ребенка должно быть насыщено содержанием жизни взрослых людей. И в основе позиции по вопросу формирования представлений о человеке у детей, которое возможно через ознакомление с национальной принадлежностью, народностью (13)

Однако на русскую педагогику сильное влияние оказывала педагогика запада, в частности распространенные в начале века теории Ф. Фребеля и М. Монтессори.

В своих теориях они придерживались позиции ограничения социального мира для ребенка его ближайшим окружением миром детей и ближайших взрослых и их взаимоотношениями. (5,11).

Таким образом, Фребель и Монтессори считали важным и необходимым формирование представления о человеке у детей.

После октябрьской революции задача формирования представлений о человеке решалась с точки зрения ознакомления с политическими и экономическими проблемами. Содержание сводилось к понятию "общественная жизнь взрослых людей".


Н.К. Крупская подчеркивала большое значение детей с наиболее значимыми факторами окружающей действительности, с общественной и трудовой жизнью взрослых.

В 20-30 годы педагоги стремились активно вовлекать детей в общественную жизнь страны, посвящать их во все события.

Знания об общественной жизни людей отражало тенденцию к одностороннему углублению представлений в области политической сферы.

В проекте "программы работы дошкольных учреждений" (1932) был раздел "Общественно политическое воспитание", задачи которого было развитие у детей интереса к окружающей жизни и воспитанию любви и гордости за достижения своего народа. (7).

В 1934 году вышел новый документ "Программы и внутренний распорядок детского сада". В нем была попытка найти более интересные для детей факты социальной действительности. (7,12)

Знания об общественной жизни людей отражало тенденцию к одностороннему углублению в области политической сферы.

В период Отечественной войны недолго существовала тенденция необязательности для детей знаний о социальном мире.

В 60-е годы 20 века содержание знаний о социальном мире стало лишь материалом для развития речи.

Конец 80-х - 90-х годов был периодом поиска нового содержания. (13)

Таким образом, можно сказать, что работа по формированию представлений о социальной действительности, а именно представлений о человеке была на протяжении всего периода развития педагогики, но было в недостаточной мере или узконаправленно.

1.2 Цели, задачи, содержание по формированию представлений о человеке у детей 5-6 лет



По - мнению Козловой С.А., Куликовой Т.А. формирование представлений о человеке в настоящее время можно рассматривать в нескольких приоритетных направлениях:

1. Познание себя как социальной личности.

2. Развитие дружелюбного отношения к жителям Земли (представления о людях других стран).

3. Познание человека в рамках патриотического воспитания (представления о людях родной страны).

Каждое из направлений, в свою очередь, имеет подразделы.

По - мнению Козловой формирование представлений о человеке начинается у детей в первую очередь с осознания самого себя как социальной личности.

Процесс самопознания, утверждает Козлова, происходит интенсивно и в определенной последовательности: от изучения себя, как существа физического к изучению себя, как существа социального. (10,6)

И для того чтобы процесс ознакомления с человеком, как существом физическим и социальным необходимо чтобы ребенок осознавал свою принадлежность к человеческому роду, чтобы знал свои человеческие возможности и умел управлять свои телом, чувствами и поступками, а так же месте среди других людей.


Все это поможет ребенку составить представление о себе как человеке. Целью работы по утверждению Козловой С.А. является формирование элементарных знаний о своем организме, закладываются основы гуманного отношения к людям. (5) Внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей, способствует тому, что через осознание себя научиться видеть других людей, понимать их. (9)

По её мнению взрослый в жизни ребенка играет 2 роли: как организатор воспитания и как образец подражания.

С.А. Козлова ставит воспитание у детей отношения к взрослому как одну из задач нравственного воспитания. Она выявляет возможность формирования представлений об обобщённом образе взрослого человека. (4,7,8)

По её мнению это позволит сформировать обобщенное представление о человеке.

Формируя представления о человеке, считают Куликова Т.А., и Козлова С.А. одновременно формируются нравственные представления. (6,7)

То есть, формирование представлений о человеке рассматривает в рамках нравственного воспитания, как формирование отношений к людям.

Так же, по мнению Виноградовой, формирование представлений о человеке является задачей патриотического воспитания, которое осуществляется через воспитание любви к родным. (2,7)

В рамках патриотического, интернационального воспитания в связи с социально - политическими изменениями, считает Куликова, существует необходимость закрепления у детей представлений о народах живущих на Земле, о равенстве их, так же формирование представлений о своем родном народе. (6)

Целью формирования планетарного сознания по утверждению Степановой является воспитание ненасильственного отношения к людям, формирование чувства свободы, независимости, толерантности, умения жить и работать в сотрудничестве и согласии с другими людьми.

представление человек педагог ребенок

Формирование представлений на общечеловеческих ценностях, на понимании различий между людьми.

Козлова считает, если взрослый не фиксирует внимание детей на национальных различиях между людьми, то ребенок и не воспринимает их как значимую характеристику другого человека. Для ребенка мир делится на хороших и плохих людей, а не на людей разных национальностей.

При этом ярко выраженные расовые различия ребенок отмечает с самых ранних лет как черты непохожести на него самого. (5)

Исследованием Д. Азиновой установлено, что конфликты между детьми разных национальностей возникают не чаще, чем между детьми одной и той же национальности. Подобные факты говорят о том, что дети "существа планетарные". (5,9)