Файл: Курсовая работа Проблема формирования представлений о человеке у детей 56 лет в современной педагогике.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Пути решения данной проблемы видят:

1) В приобретение наглядных пособий методических материалов программного обеспечения (50% воспитателей).

2) Предлагает разработку программ и перспективных планов занятий (30% воспитателей).

3) Решение проблемы видят в проведении консультации для воспитателей и самообразовании (30 % воспитателей)

4) Предлагают проводить работу с родителями

По степени значимости актуальными задачами считают на первое место.

Проблему формирования представления о человеке ставят на первое место 40% воспитателей.

Проблему формирования представления о природе ставят на первое место 40% воспитателей.

Проблему формирования представления о родной стране ставят на первое место 20% воспитателей.

Наиболее действенными средствами воспитатели считают:

Занятия - 90% воспитателей.

Игры - 100% воспитателей.

Наблюдения - 70% воспитателей.

По результатам анкет можно сказать, что работа по формированию представлений о человеке у детей 5-6 лет ведется или ведется частично, но имеются трудности, которые воспитатели видят в недостатке литературы, методических материалов, отсутствия наглядных пособий.

Так же был просмотрен календарный план занятий. По результатам просмотра мы можем сказать, что воспитатели планируют работу по формированию представлений о человеке у детей 5-6 лет.

Они предполагают занятия направленные расширение представлений ребёнка, связанные проблемой формирования представлений о человеке у детей 5-6 лет и ставят задачи:

  1. Знакомство с народными традициями и обычаями.

  2. Расширять представление о людях других профессий посредством игры и чтения.

  3. Формировать интерес к родной стране посредством игр и чтения.

  4. Рассказать о том, что любая вещь создана трудом многих людей посредством игры.

  5. О трудной обязанности защищать Родину.

Так же используются такие средства, как рисование, художественная литература и демонстрационный материал.

То есть, можно сказать, что формирование представлений о человеке ведется, но эта проблема не ставится как основная, а рассматривается косвенно через какой-либо контекст или в связи с чем-нибудь, ознакомления с той или иной особенностью социальной жизни. Сам же человек не является непосредственным объектом рассмотрения, к тому же рассматриваются же все стороны проблемы, а в основном только социальные аспекты непосредственным участником которых и является человек. При этом внимание обращаться не на самого человека, а на ту роль, которую он выполняет.


Так же можно отметить, что не все аспекты социальной жизни представлены детям к рассмотрению, а лишь отдельные.

Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что ведется формирование представлений о человеке у детей 5-6 лет, так о социальном и биологическом существе.

Но занятия проводятся в недостаточной мере и затрагивают не все аспекты социальной жизни человека, знакомят не непосредственно с человеком.


2.3 Особенности представлений о человеке у детей 5-6 лет



Нами было проведено наблюдение за воспитателем при проведении занятий по формированию представлений о человеке. Просмотрен методический план проведения занятий, проведено анкетирование воспитателей. В результате всего этого выявляется уровень и степень разработанности проблемы формирования представлений о человеке у детей 5-6 лет, выявлялись направления, по которым ведется работа по формированию представлений о человеке у детей 5-6 лет.

И чтобы узнать фактические по разработанности проблемы формирования представлений о человеке, а именно, что конкретно знают дети о человеке, кто такой человек. Нами была проведена беседа с детьми.

Цель беседы состояла в выявлении фактических знаний о человеке, представлений о нем.

Детям предлагалось рассмотреть картинки, на которых были изображены люди и задавались вопросы по изображенному на картинках.

Сначала детям задавался вопрос: "знают ли они кто такой человек". Дети затруднялись с ответом и только при вспомогательных вопросах "а кто же мы, я или он" дети ответили, что мы люди; что, например, Маша - человек.

То есть можно отметить, что дети не знают конкретно кто такой человек.

Затем детей спрашивали все ли люди одинаковые, на что дети отвечали, что люди бывают разные, бывают добрые и злые.

Следующим вопросом, который задавался детям, был вопрос о том, что люди могут отличаться по национальности, цвету кожи, а так же какие бывают люди.

Мальчик ответил, что люди бывают черные. И в подтверждение слов были показаны картинки людей других национальностей (китайца, африканца).

У детей спрашивалось, кто изображен на картинке. Они отметили только половую принадлежность изображенных людей (это мальчик, а это девочка) их эмоциональное состояние ("им весело").

Затем детям предлагалось посмотреть серию картинок изображающих профессии или какое либо действие.

Так по картинке №1 дети предположили

, что на ней изображена мама с дочкой. А второй вариант высказывания был, что изображены продавец и девочка покупающая игрушку.

По картинке №2 дети сказали, что изображен повар и что он добрый и веселый.

По картинке №3 дети предположили, что изображенный человек строитель и что он сильный и смелый.

По картинке №4 дети ответили, что этот человек пожарник и он тоже очень смелый и отважный. А еще дети отметили, что такие же смелые космонавты и милиционеры.

По картинке №5 дети сказали, что это водитель, что он может водить автобус, машину, трактор.

По картинке №6 предположили, что на ней изображен врач и мальчик, который заболел. Предположили, что врач выписывает мальчику лекарства. Сказали, что врачи бывают разные: добрые, серьезные и злые. Предположили, что мальчику больно.

Таким образом, можно сказать, что дети хорошо знают и различают людей разных профессий, знают психологические особенности (например, врач серьезный, пожарник смелый и так далее).

Последующим этапом беседы был опрос о характерных отличиях человека и животного. На что дети ответили, что у человека нет хвоста, шерсти и когтей.

Дети пришли к выводу, что человек еще отличается и тем, что умеет ходить на двух ногах и разговаривает.

То есть дети имеют некоторое представление о физиологическом строении человека.

И так можно сделать вывод, что дети имеют отдельное представление о человеке. Так дети хорошо знают и представляют людей разных профессий. Знают, какие эмоции могут быть у человека. Какие люди могут быть: добрые или злые. Знают, что человек отличается от животных, и называют отличия, то есть имеют представления о физиологическом строении человека. Так же дети называют представителей разных национальностей, но различают и узнают их недостаточно хорошо.

Хорошо различают людей по половой принадлежности (мальчик - девочка, мужчина - женщина).

То есть знания детей соответствуют той работе, которая была запланирована и проведена воспитателем по проблеме формирования представлений о человеке у детей 5-6 лет.

2.4 Рекомендации воспитателям по формированию представлений о человеке у детей 5-6 лет



В результате исследований: работы воспитателя по формированию представлений о человеке мы выявили уровень разработанности данной проблемы, и каковы представления детей о человеке.

Итак, мы выявили, что работа по формированию представлений о человеке ведется, но затрагиваются не все стороны. Так ведется работа по формированию представлений о людях других профессий. Дети узнают, называют людей разных профессий, знают характерные особенности этих профессий, о разнообразной деятельности человека.


Так же дети знакомы с анатомическими, физиологическими особенностями строения тела человека. Работу в этих направлениях следует продолжать.

Ведется работа по ознакомлению детей с эмоциями, чувствами человека. В процессе формирования интереса и знаний о родной стране предполагается формирование представлений о людях нашей страны, знакомить со своим народом.

Работу в этом направлений надо углублять: формировать знания выдающихся людей нашей страны, о многонациональности "Родины и других стран, понимание различий между людьми других национальностей, уважительное отношение к ним, понимание многообразия народов мира.

То есть формировать представления о людях своей и других стран.

Так же следует вести работы по формированию представлений о человеке как о биологическом существе, принадлежности к человеческому роду, месте среди людей.

Необходимо формировать представления у детей о человеке, как социальной личности, познание себя с этой точки зрения.

Знакомить детей с общим ходом возрастного развития, формировать умение различать людей разного возраста.

Формировать представления детей о возможных взаимоотношениях между людьми.

Так же необходимо формирование представлений и отношения к взрослому человеку и о правилах поведения по отношению к старшим.

И важным и неотъемлемым аспектом в формирований представлений о человеке у детей 5-6 лет являются формирование представлений о семье, семейных отношениях и родителях; формирование знаний о себе и своих родных, воспитание любви к ним.

По результатам констатирующего эксперимента, который включал в себя наблюдение за работой воспитателя, анкетирование воспитателей, анализ годового плана, и беседу с детьми, можно сделать вывод, что работа по проблеме формирования представлений о человеке ведется, но разработанность данной темы недостаточна и находится на низком уровне.

Рассматриваются не все аспекты ознакомления с человеком, а только лишь отдельные.

По некоторым темам по формированию представлений о человеке у детей 5-6 лет работа не ведется совсем (В рамках ознакомления детей с людьми других национальностей).


Заключение



По результатам анализа литературных источников по истории развития проблемы формирования представлений о человеке у детей мы сделали вывод, что данная проблема находится в процессе становления и развития. И на данном этапе требует дальнейшей разработки. Хотя на достаточно длительном временном отрезке она существовала, т.е. на протяжении всего периода развития педагогики.


К данной проблеме обращались и отмечали необходимость её решения такие ученые как: Я.А. Каменский, Ушинский, Толстой, М Монтессори; отмечалось развитие проблемы и в 60-е, и в 90-е годы.

В современные годы к данной проблеме интересовались: Козлова С.А., Суслова, Куликова Т.А., Щеглова С., Витяева Н., Виноградова Н.Ф. и др.

По результатам анализа их работ был сделан вывод, что решение проблемы по формированию представлений о человеке у детей 5-6 лет осуществляется через понимание себя, своей человеческой сущности, что через себя ребёнок учится видеть других людей, понимать их.

Но так же отмечается, что формирование представлений о человеке у детей идёт не по всем направлениям.

По результатам анализа программной литературы можно сказать, что данная проблема не достаточно отражена в программах или не имеет отражения совсем, т.е. в некоторых программах задача формирования представлений о человеке у детей 5-6 лет не ставится.

Это сказывается и на работе воспитателей, так в результате констатирующего эксперимента при анализе работы воспитателя было выявлено, что работа по решению данной проблемы ведётся, но она недостаточна и рассматриваются не все аспекты и направления работы по проблеме формированию представлений о человеке у детей 5-6 лет.

Поэтому дети имеют лишь некоторые представления о человеке. Причиной этого воспитатели считают недостаток или отсутствие методической литературы, программных материалов и учебных пособий.

Итак, по результатам всех данных данная тема является на сегодняшний момент проблемной.


Библиографический список





  1. Большой психологический словарь/Под ред.Б. Мещерякова, В. Зинченко - СПб: прайм - ЕВРОЗНАК, 2004 - 672 с.

  2. Виноградова, Н.Ф., Куликова, Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. [Текст] / М.: Просвещение, 1993 - 128 с.

  3. Детство: Программа развития и воспитания детей в деском саду [Текст] Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловской, Л.М. Гурович - СПб: Изд-во "Акцент", 1995 - 228 с.

  4. Козлова, С.А. Взрослые: какие они? Методические рекомендации к программе "Я - человек" старший дошкольный возраст // Дошкольное Воспитание. - 1999 - № 2. - С.2 - 6.

  5. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] Учеб. Пособие для сред. Пед. учеб. Заведений / С.А. Козлова. - М.: Академия, 1998 - 160 с. ISBN 5-7695-0286-X

  6. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика [Текст] Учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова - М: Академия, 1998 - 432 с.

  7. Козлова, С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром [Текст] АПН СССР, НИИ дошк. воспитания / С.А. Козлова - М.: Педагогика, 1988 - 103 с. ISBN 5-7155-0125-3

  8. Козлова, С.А. Хочу быть…дворником! Нет, лучше изобретателем! [занятия с дошкольниками по программе "Я - человек"] / С.А. Козлова, С. Кожокарь // Дошкольное воспитание. - 2000 - № 10 - С.103 - 109.

  9. Козлова, С.А. "Я - Человек": Программа приобщения ребёнка к социальному миру. Вопросы теории. // Дошкольное воспитание. 1996 - № 1 - С.56 - 66.

  10. Князева, О.Л. Я, ты, мы. [Текст] социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет [Текст] Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина - М.: Просвещение, 2005 - 93 с. ISBN 5-09-014565-2

  11. Мантессори - педагогика: вопросы теории и методики. // Дош. воспитание. 1999 - № 10 - с.101 - 109

  12. Мчедлидзе, Н.Б. и др. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия [текст] Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов по спец. "Дошк. Педагогика и психология" / под ред. М.Н. Колмаковой, В.И. Логиновой. - 2-е изд., перераб. И доп. - М: Просвещение, 1988 - 447 с.

  13. Мчелидзе, Н.Б. и др. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия [текст] / Учеб. пособие для студентов пед институтов по спец. "Дошк. Педагогика и психология" / под ред. С.Ф. Егорова - 2-е изд., переработана и дополнена - М: Просвещение, 1987 - 432 с.

  14. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Около 57000 слов / под ред. Чел. Корр. А Н СССР Н.Ю. Шведовой - 20-е изд., Стереотип М: Рус. яз., 1988 - 750 с.

  15. Павлова, Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром [текст] Книга для работников дош. Учер. - М: Просвещение, 1987 - 224 с.

  16. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. П 24 Б.М. Бим - Бад, Редкол: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Гебова и др. - М: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с. Ил. ISBN 5-85270-230-7

  17. Программа воспитания и обучения в детском саду // под ред. М.А. Васильевой - М: Просвещение, 1987.

  18. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - 2-е изд. Испр. и доп-е - М: Политиздат, 1990. - 494 с.

  19. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учереждений - Ростов Н/Д: "Феникс", 1998 - 544 с.

  20. Радуга: Прогр. И метод. Руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5 - 6 лет в дет. саду / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 1996 - 160 с. ISBN 5-7695-0286-X

  21. Рылеева, Е. Осваиваем технологию социального развития дошкольников // Дошк. Восп. - 2000 - № 3 - с.37 - 40.

  22. Суслова, Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения

  23. Субботский, Е.В. Ребенок объясняет мир. [текст] / Е.В. Субботский - М: знание, 1985. - 80 с.

  24. Степанова, Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада // Дош. Восп. - 1999. - № 10. - с.29 - 40.

  25. Шабаева, М.Ф., Ротенберг, В.А., Чувашев, И.В. История дошкольной педагогики. [текст] Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. "Педагогика и психология (дошк)" / Под ред.Л.Н. Литвина - 2-е изд., дораб - М. Просвещение, 1989 - 352 с.

  26. Щеглова, С., Витяева, Н. Социология и дошкольники // Дош. Восп. 1998. - № 10 - с.63 - 65.

  27. Истоки: Базисная программа развития ребенка дошкольника / Науч. ред. Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, К.В. Тарасова и др. - М: 1991.