Файл: Курсовая работа Проблема формирования представлений о человеке у детей 56 лет в современной педагогике.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, можно сделать вывод, что патриотическое и планетарное воспитание должно идти гармонично друг с другом, так как и то и другое в совместном рассмотрении раскрывают детям с разных сторон представления о человеке.

По-мнению Павловой, в первую очередь необходимо формировать знания о тех людях, которые прославили нашу Родину: художников, композиторов, писателей, изобретателей и других. Так же знакомить детей с "характером" российского народа (творческие способности, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою родину и т.д.) на конкретных примерах, через конкретных людей. Знакомить детей с понятием "защитник отечества" и конкретизировать их с помощью русских былин о богатырях, рассказах о героях разных воин, полководцах (15,10)

Таким образом, можно сказать, что формирование представлений о человеке предполагается в нескольких направлениях, которые знакомят детей с различными аспектами представлений о человеке.

Это формирование представлений как о социальном и физиологическом существе; осознание самого себя, как человека; развитие представлений о людях своей и других стран. То есть предполагается формирование представлений о человеке как многогранном существе.

Таким образом, через понимание себя, своей человеческой сущности, постепенного осознания себя и окружающих людей, понимание их, формируется представления о человеке.

Итак, можно сказать, что процесс становления проблемы формирования представлений о человеке представлял собой достаточно длительный процесс, который не завершился до сих пор. Он представляет собой достаточно сложную структуру, состоящую из нескольких направлений по формированию представлений о человеке: осознание себя как человека, как существа биологического и социального, познание человеческой сущности, понимание других людей, представления о них.


Глава 2. Современное состояние проблемы формирования представлений о человеке у детей 5-6 лет




2.1 Программно-методические материалы по формированию представлений о человеке у детей 5-6 лет



В настоящее время существует большое разнообразие программ, в которых ставятся разнообразные цели и задачи по формированию у детей представлений о человеке.

В программе "Детство" имеются несколько разделов, (знакомящих) решающих задачу формирования представлений о человеке у детей 5-6 лет. В разделе "Старший дошкольник в кругу взрослых и сверстников" указывается, что продолжается работа по обогащению представлений дошкольников о людях и их взаимоотношениях.


Предметом внимания становятся эмоциональное и физическое состояние людей. (Какие эмоции есть у людей, какое строение у человека).

Дошкольников предполагается обучать "читать" эмоции в мимике, жестах, интонации, речи и соответственно реагировать.

Подраздел "Ребенок и взрослые" предполагает представление общего хода возрастного развития человечества; освоение элементарными представлениями о многообразии народов мира; формирование понимания многообразия социальных ролей, выполняемых взрослыми.

Понимание того, что взрослые люди испытывают разные эмоциональные и физические состояния.

Формирование представлений о семье, семейных и родственных отношениях, предоставление правил и поведения по отношению к старшим.

А так же уметь различать людей разного возраста, по профессии.

В разделе "Отношение ребенка к самому себе" то есть, самопознанию себя как человека заключается в формировании представлений о том, что он человек, знание своего имени, пола, возраста, адреса. Так же подраздел "Труд взрослых" предполагает формирование обобщенных представлений о роли труда взрослых, о разнообразии профессий.

В программе "Я - человек" достаточно много внимания уделяется формированию представлений о человеке. Целью данной программы является раскрытие ребенку окружающего мира, сформировать представления о себе, как о представителе человеческого рода; о людях; о чувствах; о разнообразной деятельности человека; о космосе. Стержневым содержанием программы являются знания о человеке, именно эти знания, по мнению авторов, позволят ребенку осознано включатся в процесс само воспитания. Внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей будут способствовать тому, что приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их. Программа "Я - Человек" включает в себя 4 раздела, которые направлены на формирование представлений о человеке.

В разделе "Что я знаю о себе" предполагаются подразделы "Мой организм", который предполагает формирование знаний о человеке с точки зрения физиологического строения.

Цель данного раздела - формирование у ребенка представления о своей принадлежности к человеческому роду. Бережно относиться к своей семье, роду, друзьям. Выделяется подразделы, направленные на формирование представлений о человеке, такие как мой организм, мои чувства, моя семья.



Цель раздела "Кто такие взрослые люди" - поддерживать и развивать интерес к миру взрослых, разнообразной деятельностью взрослых, воспитывать доброжелательное отношение к людям. Подразделы "Дети и взрослые" и "Зачем и как работают взрослые люди" раскрывают то что взрослые и дети похожи, так как все они - люди.

В разделе "Земля наш общий дом" раскрываются возможность формирования представлений о многонациональности, формирование знаний о своей стране и людях.

Цель раздела - формировать интерес и уважение к людям других национальностей, формирование представлений о людях свое страны.

В программе "Радуга" задача по формированию представлений о человеке частично находит решение в разделе "Ребенок и окружающий мир". Цель раздела - помочь научиться общению с взрослыми и сверстниками, уметь слушать и понимать других людей. То есть идет формирование только в социальном аспекте.

В программе "Истоки" рассматривается социальное развитие, которое направлено на: воспитание у ребенка культуры познания взрослых и детей; развитие социальных эмоций и мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений; воспитание эстетически ценных способов общения; развитие самопознания; воспитание у ребенка уважения к себе.

В познавательном развитии рассматривается познание окружающего мира (формирование элементарных представлений об окружающем: о человеке, деятельности близких ребенку людей.)

Так же нами были просмотрены и проанализированы и другие программы, такие как: "Одарённый ребёнок", "Развитие", "ТРИЗ", "Дружные ребята", "Наследие", но в них не увидели отражения данной проблемы, поэтому не рассматриваем.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема формирования представлений о человеке нашла свое отражение в программах, в основном в социальном развитии. В некоторых программах проблема формирования представлений о человеке представлена достаточно широко и предполагает формирование представлений по разным направлениям. В некоторых же программах проблема формирования представлений о человеке у детей не нашла своего отображения.


2.2 Опыт работы педагога ДОУ №17 по формированию представлений о человеке



Для выявления проблемы формирования представлений о человеке у детей 5-6 лет был проведен констатирующий эксперимент в ДОУ №17.

Цель эксперимента была выявить современные подходы к решению проблемы формирования представлений о человеке у детей 5-6 лет.


Задачи:

1) изучить методику работы воспитателя.

2) выявить знания, отношения, оценки воспитателей к проблеме формирования представлений о человеке у детей 5-6 лет.

Констатирующий эксперимент был проведен с октября по декабрь.

Констатирующий эксперимент включает в себя следующие методы:

Метод наблюдения, который решает первую задачу констатирующего эксперимента.

Цель наблюдения: была изучить методику работы воспитателя.

Задачи:

1) выявить формы работы по формированию представлений о человеке 5-6 лет.

2) выявить методы, приёмы и средства по формированию представлений о человеке у детей 5-6 лет.

Объектом нашего исследования был воспитатель.

Наблюдение проводилось во второй половине дня в группе детского сада, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и занятиях по ОБЖ один раз в неделю.

Наблюдение носило дискретный характер.

Наблюдатель выступал со скрытой позицией, в роли наблюдателя - свидетеля.

Нами было просмотрены занятия: направленные на формирование представлений о физиологическом строении человека, а именно рассматривалось строение глаза, его назначение и профилактика заболеваний глаза. С детьми проводилась беседа, какой глаз, из чего он состоит: из глазного яблока, зрачка и радужки.

Воспитатель объясняет назначение глаза, что глаза надо беречь, веки, ресницы и брови защищают глаза. Рассказывается: как беречь глаза, как нужно питаться, чтобы сохранить зрение. Воспитатель объясняет, что нельзя делать, чтобы не испортить зрение (лежа читать, смотреть на яркое, близко смотреть телевизор) так объясняется, что необходимо делать, чтобы сохранить зрение (делать гимнастику для глаз, оберегать глаза от ударов, читать при хорошем освещении)

После беседы задавались вопросы по рассказанному материалу. Что нового узнали дети (зрачок, глаз похож на шар, белок, радужка) значение зрения для человека, что оберегает глаз: брови, ресницы, веки.

Для более наглядного объяснения воспитателем использовалась наглядность.

Другое занятие было направлено на формирование представлений о том, что земля наш дом. Занятие проводилось фронтально.

Рассматривались вопросы: где мы живем, в какой стране, в каком городе, на какой улице, а так же какой у нас герб и флаг.

Воспитатель задавала вопросы, на которые отвечали дети.

В процессе наблюдения были выявлены основные методы, формы и средства, используемые при формировании представлений о человеке у детей 5-6 лет на занятиях.



Занятия

Методы

Формы

Средства

Направленное на формирование представлений о физиологическом строении человека

Наглядный

Словесный

Вопросы

Фронтальная

Наблюдение

Рассказ

Беседа

Занятия направленное на формирование представлений о том, что наш дом - Земля

Наглядный

Словесный

Вопросы

Фронтальная

Наблюдение

Беседа



Пронаблюдав занятия можно сделать вывод, что используются в основном наглядный и словесный методы, воспитатель предоставляет детям наглядный материал, задает вопросы.

Воспитатель системно выстраивает занятие, сначала он объяснял новый материал, показывал наглядность, затем беседовал и задавал вопросы по тому материалу, который узнали дети и то, что они знали. Воспитатель логично и последовательно выстаивает занятия и использует методы. Но занятия не конкретно направлены на формирование представлений о человеке, а лишь косвенно.

Можно сделать вывод, что занятие по формированию представлений о человеке присутствуют, но не проводятся в недостаточном количестве.

Так же констатирующий эксперимент включал в себя метод опроса и анализ документации, а именно применялся метод анкетирования.

Цель анкетирования выявить знания, отношения, оценки воспитателя к проблеме формирование представлений о человеке детей 5-6 лет.

Анкетирование проводилось с воспитателями в количестве десяти человек. Им были предложены анкеты, по результатам которых мы получили следующие данные.

Итак, по результатам опроса все воспитатели считают проблему формирования представлений о человеке у детей 5-6 лет актуальной.

Половина воспитателей (50%) отмечают, что работа по формированию представлений о человеке ведется.

Вторая половина (50%) считают, что работа по формированию представлений о человеке ведется частично.

Все воспитатели отмечают, что в работе по формированию представлений о человеке у детей испытывают трудности.

Причину этих трудностей воспитатели видят в отсутствии методической литературы по данной проблеме, в недостаточном количестве демонстрационного материала и пособий.