Файл: Курсовая работа Проблема формирования представлений о человеке у детей 56 лет в современной педагогике.rtf
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Становление проблемы формирования представлений о человеке детей 5-6 лет
1.2 Цели, задачи, содержание по формированию представлений о человеке у детей 5-6 лет
Глава 2. Современное состояние проблемы формирования представлений о человеке у детей 5-6 лет
2.1 Программно-методические материалы по формированию представлений о человеке у детей 5-6 лет
2.2 Опыт работы педагога ДОУ №17 по формированию представлений о человеке
2.3 Особенности представлений о человеке у детей 5-6 лет
2.4 Рекомендации воспитателям по формированию представлений о человеке у детей 5-6 лет
Пути решения данной проблемы видят:
1) В приобретение наглядных пособий методических материалов программного обеспечения (50% воспитателей).
2) Предлагает разработку программ и перспективных планов занятий (30% воспитателей).
3) Решение проблемы видят в проведении консультации для воспитателей и самообразовании (30 % воспитателей)
4) Предлагают проводить работу с родителями
По степени значимости актуальными задачами считают на первое место.
Проблему формирования представления о человеке ставят на первое место 40% воспитателей.
Проблему формирования представления о природе ставят на первое место 40% воспитателей.
Проблему формирования представления о родной стране ставят на первое место 20% воспитателей.
Наиболее действенными средствами воспитатели считают:
Занятия - 90% воспитателей.
Игры - 100% воспитателей.
Наблюдения - 70% воспитателей.
По результатам анкет можно сказать, что работа по формированию представлений о человеке у детей 5-6 лет ведется или ведется частично, но имеются трудности, которые воспитатели видят в недостатке литературы, методических материалов, отсутствия наглядных пособий.
Так же был просмотрен календарный план занятий. По результатам просмотра мы можем сказать, что воспитатели планируют работу по формированию представлений о человеке у детей 5-6 лет.
Они предполагают занятия направленные расширение представлений ребёнка, связанные проблемой формирования представлений о человеке у детей 5-6 лет и ставят задачи:
-
Знакомство с народными традициями и обычаями. -
Расширять представление о людях других профессий посредством игры и чтения. -
Формировать интерес к родной стране посредством игр и чтения. -
Рассказать о том, что любая вещь создана трудом многих людей посредством игры. -
О трудной обязанности защищать Родину.
Так же используются такие средства, как рисование, художественная литература и демонстрационный материал.
То есть, можно сказать, что формирование представлений о человеке ведется, но эта проблема не ставится как основная, а рассматривается косвенно через какой-либо контекст или в связи с чем-нибудь, ознакомления с той или иной особенностью социальной жизни. Сам же человек не является непосредственным объектом рассмотрения, к тому же рассматриваются же все стороны проблемы, а в основном только социальные аспекты непосредственным участником которых и является человек. При этом внимание обращаться не на самого человека, а на ту роль, которую он выполняет.
Так же можно отметить, что не все аспекты социальной жизни представлены детям к рассмотрению, а лишь отдельные.
Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что ведется формирование представлений о человеке у детей 5-6 лет, так о социальном и биологическом существе.
Но занятия проводятся в недостаточной мере и затрагивают не все аспекты социальной жизни человека, знакомят не непосредственно с человеком.
2.3 Особенности представлений о человеке у детей 5-6 лет
Нами было проведено наблюдение за воспитателем при проведении занятий по формированию представлений о человеке. Просмотрен методический план проведения занятий, проведено анкетирование воспитателей. В результате всего этого выявляется уровень и степень разработанности проблемы формирования представлений о человеке у детей 5-6 лет, выявлялись направления, по которым ведется работа по формированию представлений о человеке у детей 5-6 лет.
И чтобы узнать фактические по разработанности проблемы формирования представлений о человеке, а именно, что конкретно знают дети о человеке, кто такой человек. Нами была проведена беседа с детьми.
Цель беседы состояла в выявлении фактических знаний о человеке, представлений о нем.
Детям предлагалось рассмотреть картинки, на которых были изображены люди и задавались вопросы по изображенному на картинках.
Сначала детям задавался вопрос: "знают ли они кто такой человек". Дети затруднялись с ответом и только при вспомогательных вопросах "а кто же мы, я или он" дети ответили, что мы люди; что, например, Маша - человек.
То есть можно отметить, что дети не знают конкретно кто такой человек.
Затем детей спрашивали все ли люди одинаковые, на что дети отвечали, что люди бывают разные, бывают добрые и злые.
Следующим вопросом, который задавался детям, был вопрос о том, что люди могут отличаться по национальности, цвету кожи, а так же какие бывают люди.
Мальчик ответил, что люди бывают черные. И в подтверждение слов были показаны картинки людей других национальностей (китайца, африканца).
У детей спрашивалось, кто изображен на картинке. Они отметили только половую принадлежность изображенных людей (это мальчик, а это девочка) их эмоциональное состояние ("им весело").
Затем детям предлагалось посмотреть серию картинок изображающих профессии или какое либо действие.
Так по картинке №1 дети предположили
, что на ней изображена мама с дочкой. А второй вариант высказывания был, что изображены продавец и девочка покупающая игрушку.
По картинке №2 дети сказали, что изображен повар и что он добрый и веселый.
По картинке №3 дети предположили, что изображенный человек строитель и что он сильный и смелый.
По картинке №4 дети ответили, что этот человек пожарник и он тоже очень смелый и отважный. А еще дети отметили, что такие же смелые космонавты и милиционеры.
По картинке №5 дети сказали, что это водитель, что он может водить автобус, машину, трактор.
По картинке №6 предположили, что на ней изображен врач и мальчик, который заболел. Предположили, что врач выписывает мальчику лекарства. Сказали, что врачи бывают разные: добрые, серьезные и злые. Предположили, что мальчику больно.
Таким образом, можно сказать, что дети хорошо знают и различают людей разных профессий, знают психологические особенности (например, врач серьезный, пожарник смелый и так далее).
Последующим этапом беседы был опрос о характерных отличиях человека и животного. На что дети ответили, что у человека нет хвоста, шерсти и когтей.
Дети пришли к выводу, что человек еще отличается и тем, что умеет ходить на двух ногах и разговаривает.
То есть дети имеют некоторое представление о физиологическом строении человека.
И так можно сделать вывод, что дети имеют отдельное представление о человеке. Так дети хорошо знают и представляют людей разных профессий. Знают, какие эмоции могут быть у человека. Какие люди могут быть: добрые или злые. Знают, что человек отличается от животных, и называют отличия, то есть имеют представления о физиологическом строении человека. Так же дети называют представителей разных национальностей, но различают и узнают их недостаточно хорошо.
Хорошо различают людей по половой принадлежности (мальчик - девочка, мужчина - женщина).
То есть знания детей соответствуют той работе, которая была запланирована и проведена воспитателем по проблеме формирования представлений о человеке у детей 5-6 лет.
2.4 Рекомендации воспитателям по формированию представлений о человеке у детей 5-6 лет
В результате исследований: работы воспитателя по формированию представлений о человеке мы выявили уровень разработанности данной проблемы, и каковы представления детей о человеке.
Итак, мы выявили, что работа по формированию представлений о человеке ведется, но затрагиваются не все стороны. Так ведется работа по формированию представлений о людях других профессий. Дети узнают, называют людей разных профессий, знают характерные особенности этих профессий, о разнообразной деятельности человека.
Так же дети знакомы с анатомическими, физиологическими особенностями строения тела человека. Работу в этих направлениях следует продолжать.
Ведется работа по ознакомлению детей с эмоциями, чувствами человека. В процессе формирования интереса и знаний о родной стране предполагается формирование представлений о людях нашей страны, знакомить со своим народом.
Работу в этом направлений надо углублять: формировать знания выдающихся людей нашей страны, о многонациональности "Родины и других стран, понимание различий между людьми других национальностей, уважительное отношение к ним, понимание многообразия народов мира.
То есть формировать представления о людях своей и других стран.
Так же следует вести работы по формированию представлений о человеке как о биологическом существе, принадлежности к человеческому роду, месте среди людей.
Необходимо формировать представления у детей о человеке, как социальной личности, познание себя с этой точки зрения.
Знакомить детей с общим ходом возрастного развития, формировать умение различать людей разного возраста.
Формировать представления детей о возможных взаимоотношениях между людьми.
Так же необходимо формирование представлений и отношения к взрослому человеку и о правилах поведения по отношению к старшим.
И важным и неотъемлемым аспектом в формирований представлений о человеке у детей 5-6 лет являются формирование представлений о семье, семейных отношениях и родителях; формирование знаний о себе и своих родных, воспитание любви к ним.
По результатам констатирующего эксперимента, который включал в себя наблюдение за работой воспитателя, анкетирование воспитателей, анализ годового плана, и беседу с детьми, можно сделать вывод, что работа по проблеме формирования представлений о человеке ведется, но разработанность данной темы недостаточна и находится на низком уровне.
Рассматриваются не все аспекты ознакомления с человеком, а только лишь отдельные.
По некоторым темам по формированию представлений о человеке у детей 5-6 лет работа не ведется совсем (В рамках ознакомления детей с людьми других национальностей).
Заключение
По результатам анализа литературных источников по истории развития проблемы формирования представлений о человеке у детей мы сделали вывод, что данная проблема находится в процессе становления и развития. И на данном этапе требует дальнейшей разработки. Хотя на достаточно длительном временном отрезке она существовала, т.е. на протяжении всего периода развития педагогики.
К данной проблеме обращались и отмечали необходимость её решения такие ученые как: Я.А. Каменский, Ушинский, Толстой, М Монтессори; отмечалось развитие проблемы и в 60-е, и в 90-е годы.
В современные годы к данной проблеме интересовались: Козлова С.А., Суслова, Куликова Т.А., Щеглова С., Витяева Н., Виноградова Н.Ф. и др.
По результатам анализа их работ был сделан вывод, что решение проблемы по формированию представлений о человеке у детей 5-6 лет осуществляется через понимание себя, своей человеческой сущности, что через себя ребёнок учится видеть других людей, понимать их.
Но так же отмечается, что формирование представлений о человеке у детей идёт не по всем направлениям.
По результатам анализа программной литературы можно сказать, что данная проблема не достаточно отражена в программах или не имеет отражения совсем, т.е. в некоторых программах задача формирования представлений о человеке у детей 5-6 лет не ставится.
Это сказывается и на работе воспитателей, так в результате констатирующего эксперимента при анализе работы воспитателя было выявлено, что работа по решению данной проблемы ведётся, но она недостаточна и рассматриваются не все аспекты и направления работы по проблеме формированию представлений о человеке у детей 5-6 лет.
Поэтому дети имеют лишь некоторые представления о человеке. Причиной этого воспитатели считают недостаток или отсутствие методической литературы, программных материалов и учебных пособий.
Итак, по результатам всех данных данная тема является на сегодняшний момент проблемной.
Библиографический список
-
Большой психологический словарь/Под ред.Б. Мещерякова, В. Зинченко - СПб: прайм - ЕВРОЗНАК, 2004 - 672 с. -
Виноградова, Н.Ф., Куликова, Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. [Текст] / М.: Просвещение, 1993 - 128 с. -
Детство: Программа развития и воспитания детей в деском саду [Текст] Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловской, Л.М. Гурович - СПб: Изд-во "Акцент", 1995 - 228 с. -
Козлова, С.А. Взрослые: какие они? Методические рекомендации к программе "Я - человек" старший дошкольный возраст // Дошкольное Воспитание. - 1999 - № 2. - С.2 - 6. -
Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] Учеб. Пособие для сред. Пед. учеб. Заведений / С.А. Козлова. - М.: Академия, 1998 - 160 с. ISBN 5-7695-0286-X -
Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика [Текст] Учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова - М: Академия, 1998 - 432 с. -
Козлова, С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром [Текст] АПН СССР, НИИ дошк. воспитания / С.А. Козлова - М.: Педагогика, 1988 - 103 с. ISBN 5-7155-0125-3 -
Козлова, С.А. Хочу быть…дворником! Нет, лучше изобретателем! [занятия с дошкольниками по программе "Я - человек"] / С.А. Козлова, С. Кожокарь // Дошкольное воспитание. - 2000 - № 10 - С.103 - 109. -
Козлова, С.А. "Я - Человек": Программа приобщения ребёнка к социальному миру. Вопросы теории. // Дошкольное воспитание. 1996 - № 1 - С.56 - 66. -
Князева, О.Л. Я, ты, мы. [Текст] социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет [Текст] Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина - М.: Просвещение, 2005 - 93 с. ISBN 5-09-014565-2 -
Мантессори - педагогика: вопросы теории и методики. // Дош. воспитание. 1999 - № 10 - с.101 - 109 -
Мчедлидзе, Н.Б. и др. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия [текст] Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов по спец. "Дошк. Педагогика и психология" / под ред. М.Н. Колмаковой, В.И. Логиновой. - 2-е изд., перераб. И доп. - М: Просвещение, 1988 - 447 с. -
Мчелидзе, Н.Б. и др. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия [текст] / Учеб. пособие для студентов пед институтов по спец. "Дошк. Педагогика и психология" / под ред. С.Ф. Егорова - 2-е изд., переработана и дополнена - М: Просвещение, 1987 - 432 с. -
Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Около 57000 слов / под ред. Чел. Корр. А Н СССР Н.Ю. Шведовой - 20-е изд., Стереотип М: Рус. яз., 1988 - 750 с. -
Павлова, Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром [текст] Книга для работников дош. Учер. - М: Просвещение, 1987 - 224 с. -
Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. П 24 Б.М. Бим - Бад, Редкол: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Гебова и др. - М: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с. Ил. ISBN 5-85270-230-7 -
Программа воспитания и обучения в детском саду // под ред. М.А. Васильевой - М: Просвещение, 1987. -
Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - 2-е изд. Испр. и доп-е - М: Политиздат, 1990. - 494 с. -
Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учереждений - Ростов Н/Д: "Феникс", 1998 - 544 с. -
Радуга: Прогр. И метод. Руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5 - 6 лет в дет. саду / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 1996 - 160 с. ISBN 5-7695-0286-X -
Рылеева, Е. Осваиваем технологию социального развития дошкольников // Дошк. Восп. - 2000 - № 3 - с.37 - 40. -
Суслова, Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения -
Субботский, Е.В. Ребенок объясняет мир. [текст] / Е.В. Субботский - М: знание, 1985. - 80 с. -
Степанова, Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада // Дош. Восп. - 1999. - № 10. - с.29 - 40. -
Шабаева, М.Ф., Ротенберг, В.А., Чувашев, И.В. История дошкольной педагогики. [текст] Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. "Педагогика и психология (дошк)" / Под ред.Л.Н. Литвина - 2-е изд., дораб - М. Просвещение, 1989 - 352 с. -
Щеглова, С., Витяева, Н. Социология и дошкольники // Дош. Восп. 1998. - № 10 - с.63 - 65. -
Истоки: Базисная программа развития ребенка дошкольника / Науч. ред. Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, К.В. Тарасова и др. - М: 1991.