Файл: Лекция по теме 1 Общие положения криминалистики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

23
По характеру полученных результатов идентификация может быть подразделена на полную, с установлением единичного объекта, и неполную, когда удается установить только принадлежность объекта к определенной группе, т.е. его групповую принадлежность.
По свойствам
(признакам) идентифицируемых объектов криминалистическая идентификация делится на идентификацию:
1) по признакам внешнего строения;
2) функционально-динамическим комплексам, органически присущим идентифицируемому объекту;
3) структуре и составу объекта.
Идентификация объектов по признакам, характеризующим их внешнее строение, возможна в тех случаях, когда внешнее строение идентифицируемого объекта обладает познаваемым индивидуальным комплексом, составными частями которого являются размеры, форма, характер поверхности (рельеф и микрорельеф). К такому виду идентификации относится идентификация человека по чертам внешности, рельефу кожи его рук, а рубанка или стамески – по особенностям строения режущей кромки.
Идентификация по функционально-двигательным комплексам определяется тем, что индивидуальностью может обладать не только сам объект в целом, но и то, как взаимодействуют его части. К таким функционально-двигательным комплексам относятся почерк, походка человека, особенности работы швейной машины и т.п.
Идентификация по структуре или составу объектов – сравнительно новый вид отождествления. Здесь необходимо учесть две группы объектов: суммарные целые (пистолет и кобура, листы одного блокнота, сигареты из одной пачки) и аморфные объекты (сыпучие и жидкие). Изготовление, создание, совместное пребывание и одновременное воздействие на весь объект различных внешних факторов придает таким объектам комплекс свойств, позволяющий провести идентификацию.

24
По природе идентифицирующего объекта те же самые случаи идентификации можно подразделить на пять иных групп:
1) по материально-фиксированным отображениям;
2) частям целого;
3) мысленному образу;
4) описанию признаков;
5) запаховым следам.
Идентификация объектов по их материально-фиксированным отображениям применяется тогда, когда в идентифицирующем объекте отобразилось внешнее строение идентифицируемого объекта.
Это идентификация по следам рук, ног, зубов человека, орудий взлома, по фотоснимкам, которые содержат зафиксированную в материальной форме информацию об искомом объекте.
При идентификации целого по частям признаками, составляющими идентификационный комплекс, обладают края линии разделения этих частей, поверхности плоскостей разделения и внутренняя структура разделенных частей.
Идентификация объектов по мысленному образу основана на том, что объект идентификации может быть запечатлен не только в следе, но и в восприятии человека, в его памяти. Такая форма отображения позволяет отождествить объект, например, в случае предъявления для опознания.
Идентификация объектов по описанию их признаков состоит в следующем. Многочисленная информация по уголовному делу фиксируется и хранится в форме словесных описаний. Это наиболее старая, традиционная форма фиксации информации по уголовному делу. Среди этих описаний встречаются и такие, в которых отображаются комплексы идентификационных признаков конкретных объектов. Это позволяет в ряде случаев положить описание в основу идентификации. При этом, однако, необходимо учесть, что в описаниях велик элемент субъективности. Субъективно и изложение комплекса признаков предмета свидетелем, и восприятие этого рассказа сотрудником


25
ОВД. Поэтому идентификация по описаниям проводится чаще всего в непроцессуальной форме (например, установление лица по розыскным ориентировкам).
Идентификация объектов по их запаховым следам относится к непроцессуальной форме. Этот вид идентификации заключается в обнаружении с помощью служебно-розыскной собаки по запаховым следам предметов и людей, находившихся на месте происшествия.

26
11. Понятие криминалистической диагностики
Несмотря на всю значимость криминалистической идентификации, в результате идентификационного исследования не может быть установлен целый ряд важнейших доказательственных фактов по уголовным делам. Иными словами, результаты некоторых исследований не носят идентификационного характера. В свое время в криминалистической литературе бытовал термин
«неидентификационные исследования». Однако позднее было введено в криминалистический лексикон и получило широкое распространение более удачное название – «диагностические исследования».
Диагностические исследования проводятся во всех отраслях криминалистической техники и в каждой отрасли имеют определенные специфические черты. Однако есть вопросы, общие для всех диагностических исследований. Они касаются определения событийной стороны преступления.
К диагностическим относятся, в частности, следующие вопросы:
1) имеются ли на данном предмете следы (человека, инструмента, транспортного средства, животного);
2) каков механизм образования этих следов;
3) к какой группе (роду, виду) относится предмет, оставивший след;
4) пригодны ли данные следы для идентификации по ним следообразующего объекта.
Методика диагностического исследования состоит практически из тех же стадий, что и методика идентификационного исследования,
– подготовительной, аналитической, синтезирования и фиксации результатов исследования.

27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе изучения представленного материала дано объективное представление о криминалистике как о науке и как об учебной дисциплине, особенности и отличия ее в данных качествах, определено ее место в системе юридических правовых наук, связь данной науки с иными науками, естественно-техническими и юридическими.
Нашли отражения все основные моменты, касающиеся криминалистики как учебной дисциплины, её роль в обучении студентов, слушателей на современном этапе её развития, а также криминалистики как науки, исходя из имеющихся представлений о её предмете. Определены система, способы, задачи криминалистики как науки, которые менялись в течение периода накопления и формирования научных знаний.
Криминалистическая наука возникла на стыке технических и уголовно- правовых наук. В работе проведён анализ природы ее возникновения.
Криминалистика - специфическая область научного знания, она активно задействована в системе межнаучных связей. В криминалистических научных исследованиях с успехом реализуются понятия, подходы, различные концепции и положения, создаваемые уголовно-правовой, уголовно-процессуальными науками, криминологией, юридической психологией и т. д. Представители юридических наук используют в своих разработках полезные моменты, которые создаются в криминалистике.
В то же время, являясь на современном этапе обособленной системой научного знания, криминалистика разрабатывает и создаёт свою методику раскрытия преступлений. Существует тесное переплетение научного знания иных наук с криминалистической наукой. Результаты криминалистических


28 исследований непосредственно влияют на создание, уточнение и изменение новых и действующих законов.
В работе приведен ряд признаков, разграничивающих криминалистическую науку и другие науки, имеющие уголовно-правовой характер. Несмотря на их тесное переплетение, криминалистическая наука имеет свои определенные отличия. С другой стороны, использование в криминалистике некоторых методов других наук (например, химии, медицины) не означает, что разделы криминалистики являются частью судебно- медицинской науки.
Криминалистика как учебная дисциплина основывается на имеющихся научных знаниях, объединенных в криминалистическую науку. Рассмотрена связь и отличие криминалистики как науки от криминалистики как учебной дисциплины.
Криминалистическая наука является средством накопления знаний и опыта криминалистов, а учебная дисциплина призвана перенести этот опыт на листы учебника, пригодного для обучения.
Учебная дисциплина криминалистики служит средством донесения этого опыта.
При большом количестве технологий расследования, криминалистика как учебная дисциплина должна донести до сознания слушателей сущность и смысл каждой из них. Глубоко и всесторонне разобраться в сущности, содержании и назначении изучаемого материала возможно только охватив весь объём методик. Перед криминалистикой как учебной дисциплиной также стоит множество задач: систематизировать приобретенный научный опыт в систему курса, позволяющего получить необходимые знания и использовать их с максимальной отдачей. Общие положения такого курса могут оказаться полезными для судебных экспертов, прокуроров, оперативных работников органов дознания и других участников уголовного процесса.
Несмотря на повседневную актуальность данной темы, в ней рассмотрен круг основных вопросов, возникающих при изучении данной темы, проведён сущностный анализ криминалистики-науки и криминалистики-учебной

29 дисциплины, отмечены основные моменты, недостатки, встречающиеся при детальном изучении основных моментов данной темы.