Файл: Высшего образования московский финансовопромышленный университет синергия Направлениеспециальность подготовки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

17

п/п
Подробные ответы обучающегося на практические кейсы-задачи
Таблица 10
Соотношение активного и пассивного портфеля ценных бумаг АО «АЛЬФА-БАНК» за
2018-2020 гг.
Показатель
01.01.
2019 г.
01.01.
2020 г.
01.01.
2021 г.
Отклонение
(+;-)
Темп роста, %
2019 /
2018 2020 /
2019 2019 /
2018 2020 /
2019 1. Активный портфель ценных бумаг, млн. руб.
604 602 592 869 649 980 -11 733 57 111 98,10 109,60 2. Пассивный портфель ценных бумаг, млн. руб.
136 141 164 835 189 038 28 694 24 203 121,10 114,70 3. Коэффициент соотношения активного и пассивного портфеля ценных бумаг (стр.1 / стр.2)
4,44 3,60 3,44
-0,84
-0,16
-
-
Как видно из данных таблицы 10, по коэффициенту соотношения активного и пассивного портфеля ценных бумаг АО «АЛЬФА-БАНК» в анализируемом периоде наблюдалось ежегодное снижение – на 0,84 пункта за 2019 год и еще на 0,16 пункта за 2020 год до 3,44 на 01.01.2021 г.
Снижение значения говорит о том, что на 1 руб. привлеченных за счет сформированного портфеля ценных бумаг с каждым годом приходилось все меньше вложений в активные операции банка на фондовом рынке. Это также свидетельствует о снижении инвестиционной активности АО «АЛЬФА-БАНК» на фондовом рынке.
Для оценки эффективности формирования и управления активным портфелем ценных бумаг АО «АЛЬФА-БАНК» за 2018-2020 гг. составлена таблица 11, в которой произведен расчет показателей рентабельности использования, сформированного банком активного портфеля ценных бумаг.
Таблица 11
Рентабельность использования активного портфеля ценных бумаг АО «АЛЬФА-
БАНК» за 2018-2020 гг.
Показатель
01.01.
2019 г.
01.01.
2020 г.
01.01.
2021 г.
Отклонение
(+;-)
Темп роста, %
2019 /
2018 2020 /
2019 2019 /
2018 2020 /
2019 1. Портфель ценных бумаг, всего, млн. руб.
604 602 592 869 649 980 -11 733 57 111 98,10 109,60 2. Процентные доходы по вложениям в ценные бумаги, млн. руб.
28 232 29 959 27 535 1 727
-2 424 106,10 91,90 3. Процентные расходы по вложениям в ценные бумаги,
6 597 8 617 8 884 2 020 267 130,60 103,10

18

п/п
Подробные ответы обучающегося на практические кейсы-задачи
млн. руб.
4. Чистые доходы от операций с ценными бумагами, финансовыми активами и участия в капитале, млн. руб.
37 271 -38 939 16 519 -76 210 55 458 -104,50 -42,40 5. Прибыль
(убыток) по портфелю ценных бумаг, млн. руб.
(стр.2 – стр.3 + стр.4)
58 906 -17 597 35 170 -76 503 52 767 -29,90 -199,90 6. Прибыль до налогообложения, млн. руб.
139 829 65 735 205 187 -74 094 139 452 47,00 312,10 7. Рентабельность портфеля ценных бумаг, %:
- по прибыли до налогообложения
(стр.6 / стр.1 х 100)
23,13 11,09 31,57
-12,04 20,48
-
-
- по прибыли
(убытку) по ценным бумагам
(стр.5 / стр.1 х 100)
9,74
-2,97 5,41
-12,71 8,38
-
-
По данным таблицы 11 можно сделать выводы о том, что, несмотря на рост рентабельности портфеля ценных бумаг банка по прибыли до налогообложения, величина которой возросла за три года на 65 358 млн. руб., по прибыли, полученной банком непосредственно в сегменте операций с ценными бумагами, можно отметить ухудшение ситуации. По данным таблицы 12 можно сделать выводы о том, что в сравнении с величиной совокупной ресурсной базы банка и совокупной стоимостью привлеченных средств (обязательств) АО «АЛЬФА-БАНК» динамика портфеля ценных бумаг банка характеризовалась, несмотря на рост показателей в 2019 году, снижением по состоянию на
01.01.2021 г. до уровня ниже уровня начала 2019 года.
Таблица 12
Качественная оценка структуры привлеченных ресурсов АО «АЛЬФА-БАНК» за счет
формирования пассивного портфеля ценных бумаг за 2018-2020 гг.
Показатель
01.01.
2019 г.
01.01.
2020 г.
01.01.
2021 г.
Отклонение
(+;-)
Темп роста, %
2019 /
2018 2020 /
2019 2019 /
2018 2020 /
2019 1. Стоимость портфеля ценных бумаг, млн. руб.
136 141 164 835 189 038 28 694 24 203 121,1 114,7 2. Привлеченные средства, млн. руб.
2 859 929 3 221 947 4 000 272 362 018 778 325 112,7 124,2 3. Собственные
356 018 413 469 579 947 57 451 166 478 116,1 140,3


19

п/п
Подробные ответы обучающегося на практические кейсы-задачи
средства, млн. руб.
4. Уставный капитал, млн. руб.
59 588 59 588 59 588 0
0 100,0 100,0 5. Совокупная ресурсная база, млн. руб.
3 215 947 3 635 416 4 580 219 419 469 944 803 113,0 126,0 6. Коэффициент соотношения портфеля, К1 (стр.1
: стр.2)
0,048 0,051 0,047 0,003
-0,004
-
-
7. Коэффициент соотношения собственных средств и портфеля ценных бумаг, К2
(стр.3 : стр.1)
2,615 2,508 3,068
-0,107 0,560
-
-
8. Коэффициент соотношения портфеля ценных бумаг и уставного капитала, К3 (стр.1
: стр.4)
2,285 2,766 3,172 0,482 0,406
-
-
9. Коэффициент соотношения портфеля ценных бумаг и ресурсной базы, К4 (стр.1 : стр.5)
0,042 0,045 0,041 0,003
-0,004
-
-
Вследствие опережающего роста прибыли и прочих источников собственных средств банка коэффициент соотношения собственных средств и портфеля ценных бумаг увеличился за анализируемый период на 0,453 пункта до 3,068 пункта на 01.01.2021 г., то есть на 1 руб. привлеченных посредством сформированного портфеля ценных бумаг обязательств приходилось 3,07 руб. собственных источников. Это говорит об устойчивой структуре и невысоком негативном воздействии имеющегося портфеля ценных бумаг на финансовую устойчивость банка.
В АО «АЛЬФА-БАНК» разработана и действует антикоррупционная политика, которая разработана в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации в области противодействия коррупции, с учетом положений
Кодексакорпоративной этики Банка и лучших мировых практик. Политика утверждена и принята к исполнению в Банке в рамках принципа «нулевойтолерантности» к коррупции, выражающегося в приверженности к непринятию фактовкоррупции в любых ее проявлениях и вне зависимости от обстоятельств.
Основными целями Политики являются:
• минимизация Коррупционного риска;
• установление принципов и правил поведения в отдельных областях, подверженныхповышенному Коррупционному риску;
• формирование у Работников Банка и Третьих лиц единообразного понимания подходовБанка к Коррупционным действиям.

20
1   2   3   4   5


п/п
Подробные ответы обучающегося на практические кейсы-задачи
Кейс- задач а № 3
Банк АО «АЛЬФА-БАНК» основан в 1990 году.
С 1 января 2014 года АО «АЛЬФА-БАНК» является участником банковского холдинга, головной организацией которого является ABH Holdings S.A. (ABHH).
Также АО «АЛЬФА-БАНК» является головной организацией банковской
(консолидированной) группы, в состав которой по состоянию на 1 января 2021 года входят
28 организаций и компаний. AmsterdamTradeBank N.V. (Нидерланды) и АО ДБ «Альфа-
Банк» (Казахстан) являются основными дочерними компаниями АО «АЛЬФА- БАНК».
Группа осуществляет деятельность в трех основных бизнес-сегментах: корпоративные и инвестиционные банковские операции, розничные банковские операции и казначейские операции. Корпоративные банковские операции, розничные банковские операции и казначейские операции Группы осуществляются в основном АО «АЛЬФА-
БАНК» и его дочерними компаниями. Инвестиционные операции Группы осуществляются в основном компанией AlfaCapitalMarketsLtd вместе с АО «АЛЬФА-БАНК» и некоторыми другими дочерними компаниями. Основная часть операций Группы осуществляется в
Российской Федерации.
Прямыми акционерами АО «АЛЬФА-БАНК» на 31 декабря 2020 года являлись акционерное общество «АБ Холдинг» и ABH FINANCIAL LIMITED, Cyprus с долями в уставном капитале 99.99983% и 0.00017% соответственно. Конечной материнской компанией Банка является ABH Holdings S.A., («АВНН»), зарегистрированная в
Люксембурге, принадлежащая семи акционерам: г-ну Фридману, г-ну Хану, г-ну
Кузьмичеву, г-ну Авену, г-ну Косогову, UniCreditS.p.a. и благотворительному трасту
«TheMarkFoundationforCancerResearch»
(«Акционеры»).
Никто из
Акционеров индивидуально или совместно не контролирует и/или не владеет 50% или более акций
АВНН.
На 31 декабря 2020 года Группа имеет 793 офиса (включая региональные филиалы и подразделения) (2019 год: 825 офисов), большинство из которых относится к деятельности
АО «АЛЬФА-БАНК».
Коммерческая деятельность Группы осуществляется в основном АО «АЛЬФА-
БАНК» с 1991 года на основании генеральной лицензии №1326, выданной Центральным
Банком Российской Федерации.
Клиентская база АО «АЛЬФА-БАНК» составляет около 850 тысяч корпоративных клиентов и 18,7 миллионов физических лиц.
По состоянию на 1 января 2021 года на территории Российской Федерации у Банка имеется 7 филиалов: «Екатеринбургский», «Нижегородский», «Новосибирский»,
«Ростовский», «Санкт-Петербургский», «Ставропольский» и «Хабаровский».
Деятельность АО «АЛЬФА-БАНК» характеризуется высокими кредитными рейтингами:

– Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство подтвердило кредитный рейтинг
АО «АЛЬФА-БАНК» на уровне AA+(RU), прогноз «Стабильный», а также подтвердило кредитные рейтинги облигаций;
– Moody’sInvestorsService повысило долгосрочный рейтинг депозитов Aльфа-Банка в иностранной валюте до Ba1 c Ba2, прогноз «Стабильный», а также повысило долгосрочный рейтинг риска контрагента до Baa3 c Ba1;
– агентство FitchRatings повысило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента («РДЭ»)
Альфа-Банка до уровня «ВВB-» с «ВВ+» и краткосрочный РДЭ до уровня «F3» c «B», а также долгосрочный РДЭ компании ABH FinancialLimited («ABHFL») до уровне «ВВ+» с
«ВВ» . Прогноз по рейтингам «Стабильный»;
– S&P GlobalRatings подтвердило долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги АО «АЛЬФА-БАНК» на уровне «BB+/B», прогноз пересмотрен на «Позитивный», и подтвердило долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги эмитента ABH
FinancialLtd. (ABHF) на уровне «BB-/B», прогноз пересмотрен на «Позитивный»;
– Агентство Эксперт РА подтвердило рейтинг Альфа-Банка по национальной шкале на уровне ruАА+, прогноз «Стабильный».

21

п/п
Подробные ответы обучающегося на практические кейсы-задачи
Организационная структура АО «АЛЬФА-БАНК» представлена на рис. 2.
Рис. 2. Организационная структура АО «АЛЬФА-БАНК»
Исследование организационной структуры АО «АЛЬФА-БАНК» позволило установить следующее:
– общее собрание акционеров является высшим органом управления. Общее собрание акционеров отвечает за принятие решений в рамках своих компетенций, законодательства Российской Федерации, Устава и т. п.
– общее руководство деятельности АО «АЛЬФА-БАНК» осуществляет Совет директоров.
– комитет по аудиту осуществляет контрольную и надзорную деятельность финансово-хозяйственной деятельности банка.
– комитет по кадрам осуществляет решение вопросов в области назначений, а также награждений сотрудников банка.
– комитет по рискам ответственен за предварительное рассмотрение, анализ и подготовку предложений Совету директоров по вопросам определения стратегии управления рисками и капиталом, установления риск-аппетита, контроля эффективности системы управления рисками, развития риск-культуры и реализация модели трех линий защиты, применения банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков для целей расчета норматива достаточности собственных средств.
– комитет по технологиям и кибербезопасности Совета директоров создан в целях содействия эффективному выполнению функций Совета директоров, касающихся определения и мониторинга реализации стратегии Банка в области управления информационными технологиями и информационной безопасностью, инвестиций в технологические инновации и партнерства. Задачами Комитета также являются надзор за технологическими рисками и управлением кибербезопасностью в Банке.
– руководство текущей деятельностью банка, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров и/или Совета директоров, осуществляется единоличным исполнительным органом банка – Председателем Правления и коллегиальным исполнительным органом банка – Правлением. Правление отвечает за оперативный контроль над деятельностью банка. Правлением образованы – Стратегический комитет по рискам, Главный Кредитный комитет, Малый Кредитный комитет, Розничный


22

п/п
Подробные ответы обучающегося на практические кейсы-задачи
Кредитный комитет, Управляющий комитет по операционным рискам, Тарифный комитет,
Тендерная комиссия, Комитет по управлению активами и пассивами, Инвестиционный комитет, Планово-Бюджетный комитет, Управляющий комитет по IT-задачам (IT – информационные технологии), Комитет по развитию региональной сети – способствуют поддержанию эффективности различных направлений оперативной деятельности банка и
Комитет по этике и социальной ответственности.
Права, обязанности, сферы ответственности и порядок работы Общего собрания акционеров, Совета директоров и Правления, а также Комитетов, созданных при Совете директоров и Правлении, регламентируются соответствующими документами.
В настоящее время бизнес-модель розничного кредитования АО «Альфа-банк» представляет собой архитектуру финансового холдинга и включает в себя самостоятельные
Офисы управления:
B2B2С (Business-To-Business-To-Customer) – банковские кредитные сервисы организации финансирования продуктов и услуг бизнеса, предоставляемых домашним хозяйствам на регулярной основе (услуги сферы частного ЖКХ, медицинские и образовательные услуги);
C2E (Citizen-To-Exchange) – банковский кредитный сервис организации транзакций домашних хозяйств на фондовых биржах с целью инвестирования аккумулированного, в т.ч. заемного капитала в доходные финансовые активы;
G2C (Government-To-Citizens) – участие банка в государственных социальных программах (например, ипотечное кредитование строительства жилья).
SWOT-анализ бизнес-модели розничного кредитования АО «Альфа-банк» представлена в таблице 13.
Таблица 13
Конкурентное положение АО «Альфа-банк» на рынке кредитования розничных
клиентов в 2021 г.
Показатели
АО «Альфа-банк»
Банки-конкуренты
ПАО «Банк ВТБ»
ПАО «Газпромбанк»
1. Продукт
Широкая линейка кредитных продуктов, ориентированных на мультифункциональное решение задач
Кредитные продукты ориентированы на решение узкой задачи
2. Цена
Банк активно применяет бизнес- модель FREE-типа: предоставление демоверсии проектного продукта клиентам для тестирования и оценки
Кредитные продукты направлены на повыше-ние ценности предложения и работают в фор-мате
«longtail»: предложение множества платных опций к основному продукту
3. Пози- циони- рование
Кредитные продукты по-даются как форма интег рации и персонализации взаимодействия банка и клиента, повышение статуса клиента и его приоритетности
Кредитные продукты направлены на эргономизацию клиентских операций и повышение их защищенности.
Акцент на скорость и простоту транзакций
Кредитные продукты ориентированы на охват широкий круг клиентов без их градации по статусу
4. Локация
Банк активно стремится к продвижению
Ориентация на сохранение