Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Администрация и преподавательский состав, методика
Студенты и сотрудники в учебных заведениях США (речь идет о программах Undergraduate уровня) общаются между собой менее формально, чем где бы то ни было в мире. Они часто имеют тесные и даже дружеские отношения. Размер учебного заведения и количество человек в группах имеют важное значение. Профессор может иногда пригласить студента на ланч или предложить совместное участие в общественном мероприятии. Каждый преподаватель имеет свой собственный стиль и манеру поведения, но в целом общаться с ними легче, чем это может быть в других странах.
Часто занятия в классе представляют собой дискуссию между преподавателем и студентами. Успеваемость студента - это показатель качества его участия в обсуждениях, проводимых в классе. Сложно найти учебный курс, заключительный балл по которому основывался бы на одном экзамене в конце семестра (триместра, четверти). Иностранные студенты должны быть готовы к участию в дискуссиях тем более, что студенты и преподаватели ожидают этого. Широко распространено мнение, что непонимание местных культурных особенностей и недостаточно хорошее знание английского языка может сильно затруднять участие иностранных студентов в дискуссиях, однако со временем большинство иностранных студентов понимают, что подобное участие является существенной частью образовательного процесса.
Существует три основных способа преподавания. Достаточно объемный вводный уровень предполагает чтение лекций, на которых несколько сотен студентов слушают преподавателя. Занятия в небольших группах или семинары обычно проводятся с 5 - 30 студентами. Этот способ применяется в основном на более продвинутых уровнях и предполагает более тесное взаимодействие между студентами и преподавателем. Занятия в лабораториях похожи на семинарские и обычно проводятся со студентами, изучающими естественные и прикладные области, например компьютерные и инженерные науки. Почти все колледжи предлагают студентам возможности индивидуальных занятий с преподавателем.
Система персональных и академических консультаций
Привлекательной особенностью высшего образования в США является поддержка и консультации, которые получают студенты.
International or Foreign Student Adviser. В большинстве колледжей и университетов есть отдел, где работают профессиональные консультанты, которые могут проконсультировать иностранного студента по широкому ряду вопросов, в том числе: ориентация на кампусе (территория университета/колледжа), культурные аспекты жизни в США; вопросы иммиграции и визовые вопросы; трудоустройство и практические тренинги; социальная жизнь за пределами университета; вопросы здоровья и личные вопросы; общее планирование обучения; финансовые проблемы.
Faculty Adviser. В большинстве учебных заведений есть возможность получить информационную поддержку на факультетском уровне, которая обычно касается выбранной студентом специальности. Подобные консультации включают следующие вопросы: требования для получения степени; выбор курса обучения (предметов); успеваемость и улучшение результатов.
Peer Counselor. Многие колледжи имеют консультантов из числа студентов, обучающихся на старших курсах, консультирующих студентов по вопросам образования и личным вопросам.
В настоящее время исследователи выделяют четыре основных направления федеральной политики в сфере высшего образования: финансовая помощь студентам; оказание ученикам помощи в окончании средней школы и получении в дальнейшем высшего образования; помощь по укреплению высших учебных заведений; помощь для улучшения подготовки в вузах школьных учителей. Вместе с тем можно чётко проследить тенденцию по усилению роли федерального правительства в регулировании вопросов высшего образования. Прежде всего, на это указывает тот факт, что глава Департамента образования назначается президентом США с согласия и одобрения сената, а университеты входят в сферу компетенции Управления высшего (послесреднего) образования. Этот орган выполняет три ключевые функции: во-первых, он формирует федеральную политику в сфере высшего образования и вносит предложения по реформированию существующего законодательства о высшем образовании. Во-вторых, Управление осуществляет администрирование программ в сфере высшего образования, направленных на упрощение доступа к высшему образованию, укрепление высших учебных заведений и обеспечение развития преподавателей и студентов. И, в-третьих, Управление высшего (послесреднего) образования несёт ответственность за процесс официального присвоения статуса агентствам по аккредитации вузов. Основная же функция Департамента заключается в организации управления федеральными образовательными программами и надлежащего финансирования этих мероприятий.
Контроль состояния системы общего образования имеет несколько составляющих. Главная из них – это академический контроль и система оценки успеваемости учащихся. Этот вид контроля осуществляют органы управления системой образования штатов, которые устанавливают единую стандартизированную систему оценок и разрабатывают минимальные требования к содержанию учебных планов4. Сами же учебные планы окончательно утверждаются местными школьными округами.
При этом непрерывность контроля достигается регулярным предоставлением отчётов об успеваемости учеников, которые округ направляет руководящему органу штата, а тот, в свою очередь, федеральному
Департаменту образования, поэтому можно говорить о мониторинге академического прогресса в масштабах штата и федерации в целом.
Существует такой мониторинг и внутри школьного округа, и именно он является самым эффективным, поскольку суперинтендант проводит кадровую политику и может оперативно влиять на ситуацию.
Контроль за состоянием системы высшего образования имеет специфические особенности. Поскольку на федеральном уровне никаких образовательных стандартов для высших учебных заведений в США не устанавливается, основу академического контроля здесь составляет система аккредитации вузов. Её основной целью является установление соответствия вуза или его отдельных программ определённым стандартам. Кроме того, аккредитация призвана помочь будущим студентам выбрать правильный вуз, защитить высшее учебное заведение от нежелательного вмешательства со стороны государственных органов, установить критерии для профессиональной сертификации и лицензирования, а также обеспечить вузу один из основных критериев для предоставления государственной финансовой помощи. Аккредитация по своему характеру добровольна, однако, в связи с вышеперечисленными преимуществами аккредитованных вузов, большинство учебных заведений стремится её получить
Таким образом, можно сделать вывод, что становление современной американской системы образования началось в первой половине ХХ столетия и продолжается до сих пор. Фактически её реформирование совпало с началом глобализации и формированием в США постиндустриального общества. В этот период достаточно сильно увеличилось количество, в первую очередь, университетов, а главной политической задачей было обеспечение доступности высшего образования и реализации принципа «образование в течение всей жизни». Кроме того, были значительно модернизированы законодательные основы образовательной политики и изменилось финансирование всей национальной системы образования.
В настоящее время в США федеральная власть не имеет определяющего, и тем более прямого, влияния на систему образования, так как забота о ней возложена на власти штатов. Однако в каждом из них создана целая система органов, обеспечивающих на практике проведение в жизнь общих для всех страны политических установок. В Америке считается, что именно такая (весьма диверсифицированная) образовательная система способна в полной мере ответить на современные вызовы эпохи глобализации. Именно такая система, полагают в самих США, способна обеспечить достаточно быстро «вживление» в американское общество значительных трансформаций во внешней для Соединенных Штатов среде – в сфере экономики, науки, техники, технологий, культуры, экологии, политики и геополитики, а также в духовной сфере.
Фактически современная образовательная система в США является одним из ключевых факторов национальной безопасности этой страны. Конечно, она не идеальна, но она является мобильной, достаточно гибкой и оперативно реагирующей на изменения, происходящие в США и в окружающем их мире. Именно в системе образования (а не только в промышленности и/или в бизнесе) создаётся большое количество инноваций и интеллектуальных продуктов, позволяющих делать вывод о формировании в США экономики знаний.
2. Наука в США
Наука и образование, организация науки. В течение всего послевоенного периода роль научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в экономике США
Сводные данные по сфере НИОКР США постоянно повышалась. Это выражалось прежде всего в росте затрат на НИОКР, которые к середине 80-х годов превысили 100 млрд дол. Доля затрат на НИОКР в валовом национальном продукте США (%) -2,84. Затраты на НИОКР, всего (млрд дол.) в текущих ценах 20,0 в дол. 1982 г.- 59,4.
Доля затрат на военные НИОКР в общих затратах США на НИОКР (%) - 33. На фундаментальные исследования затрачивается около 12,5%, на прикладные исследования — 21,5, на опытно-конструкторские разработки — 66% всех средств, выделяемых на НИОКР.
В структуре организаций, финансирующих и проводящих исследования и разработки, можно выделить четыре крупных звена: министерства и ведомства федерального правительства,промышленные фирмы США, университеты и разного рода бесприбыльные организации.
Участие государственных органов в развитии науки в США весьма велико и осуществляется в основном на федеральном уровне, где разрабатывается и реализуется общенациональная научно-техническая политика.
Особенность организации фундаментальной науки в США заключается в том, что фундаментальные исследования проводятся главным образом в научно-исследовательских центрах и лабораториях высших учебных заведений.
В 1986 г, в университетах и колледжах страны было реализовано 57% общенациональных средств на фундаментальные исследования (8.25 млрд дол.). При этом на 100 ведущих университетов приходится 83% проводимых в вузах страны фундаментальных исследований. Такая организация исследований академического характера позволяет не только быстро включать результаты этих исследований в учебные программы, но и привлекать к научной деятельности способных студентов.
Ключевой фигурой университетской науки является профессор. Он выдвигает научные идеи и руководит исследовательской группой, обычно состоящей из студентов старших курсов, аспирантов и молодых преподавателей.
Финансирование деятельности таких групп осуществляется из собственных фондов университета и за счет средств, привлеченных по контрактам с государственными учреждениями и промышленными фирмами. Как правило, объем финансирования зависит от известности руководителя группы и важности проблемы, которой он занимается. Кроме того, во многих университетах существуют специальные денежные фонды для начальной поддержки молодых ученых-преподавателей.
Федеральные ведомства США имеют в своем подчинении около 750 лабораторий, тем не менее, большая часть федеральных средств на НИОКР реализуется через внешних исполнителей. При этом средства, выделяемые университетам, предназначаются в основном для развития фундаментальной науки.
Средства же, направляемые в промышленность, являются составной частью общих государственных расходов на закупку продукции по контрактам с частными фирмами (в первую очередь продукции военного и космического назначения).
Главным органом, ответственным за формирование национальной научной политики, является Управление по вопросам политики в области науки и техники, созданное в 1976 г. в Исполнительном управлении президента.
Функциональные ведомства (министерства обороны, здравоохранения и социальных служб, сельского хозяйства, НАСА. Национальное бюро стандартов и др.) занимаются распределением средств и проведением НИОКР в соответствии со своим профилем.
За поддержку в стране фундаментальной науки отвечает Национальный научный фонд США. В рамках этого учреждения устанавливаются наиболее перспективные направления научных исследований на ближайшие годы. Определением этих направлений занимаются эксперты, которые являются обычно ведущими учеными в своих областях. Одновременно они вырабатывают конкретные рекомендации относительно финансирования различных исследовательских проектов.
Заключение
Понятие «высшее образование» в США строго не определено, отличается многообразием форм обучения и требованиями, предъявляемым к выпускникам, поэтому корректно будет говорить о «после школьном» образовании. К такому образованию относятся:
2-х годичные колледжи (community colleges, junior colleges, technical colleges, liberal arts colleges) - начальное высшее образование для тех, кто спешит начать трудовую деятельность. Это курсы с узкой специализацией (сельское хозяйство, дизайн в определенной области