Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рычаги поплавковых клапанов по форме выполнены двух видов – прямые (в баках 2Р и 3Р) и с изгибом (в остальных баках).
Управляющий клапан фиксируется в перемычке контргайкой, наворачиваемой на его шток. К тарелочке управляющего клапана привулканизирована резиновая уплотнительная прокладка.
Поплавковый клапан заправки устанавливается в специальной чаще топливного бака, которая одновременно предназначена для установки датчика топливомера.
Корпус клапана устанавливается внутри бака и крепится к фланцу чаши тремя болтами, пропущенными сверху. Между корпусом кламана и фланцем чаши прокладывается резиновая прокладка. Крышка клапана устанавливается сверху чаши и крепится к корпусу клапана шестью болтами. Между фланцами крышки и чаши прокладывается уплотнительная прокладка. Для исключения касания поплавков о стенки близкорасположенных нервюр поплавковые клапаны заправки в топливных баках 1Г (4Г), 1Р (4Р), 2Г (3Г) устанавливаются так, что оси их поплавков составляют угол 100 с направлением осей ребер верхней панели крыла. (В баках 1Д (4Д), 2Д (3Д), 2Р (3Р) оси поплавков совпадают с направлением осей близ-расположенных ребер верхней панели крыла). Кроме того на поплавках в баках 1Г (4Г), 2Г (3Г), 2Р (3Р) установлены ограничители, устраняющие вращение поплавков.
Работа.
При уровне топлива в баке ниже допустимой величины поплавок и рычаг с управляющим клапаном занимает такое положение, при котором выходное отверстие бокового клапана крышки открыто. При этом топливо, поступающее из полости за поршнем электрогидравлического клапана в процессе заправки, проходит каналы корпуса, крышки и свободно сливается в топливный бак. Когда уровень топлива достигает максимально допустимой величины, управляющий клапан перекрывает выходное отверстие канала крышки и слив топлива из полости за поршнем электрогидравлического клапана заправки прекратится и клапан закроется.
-
Клапан двойного действия.
Клапан двойного действия – служит для предохранения заправочной магистрали от разрушения при увеличении давления от термического размещения. Он состоит из вакуумного клапана, рассчитанного на давление P=0,08 кгс/см2 и предохранительного клапана, рассчитанного на давление P=8,5 – 9 кгс/см2. Управление заправкой осуществляется со щитка в правом обтекателе шасси. На щитке установлено: четыре указателя топливомеров, по одному на каждую группу баков. Под каждым указателем – три выключателя эл. клапанов заправки: верхний – для ГБ, средний – для ДБ, нижний – для РБ. Слева от каждого выключателя расположена зелёная лампа открытого положения крана, справа – красная о повышенном давлении в баке. Внизу на щитке расположен переключатель главного крана, рядом – выключатели питания и освещения. Галетный переключатель с буквами Г, Д, Р управляет топливомерами. По наружной шкале определяется заполнение РБ, по средней – ДБ, по внутренней – ГБ.
-
Работа системы централизованной заправки.
Для заправки топливных баков необходимо включить источник постоянного тока в бортовую электросеть самолёта, переключатель топливомеров в кабине лётчиков перевести из положения "Показания в кабине" на "Заправка снизу", присоединить наконечники шлангов топливозаправщика к бортовым штуцерам заправки, проверить положение всех выключателей на щитке управления заправкой, затем последовательно установить положение "Включено" главный выключатель "Питание", выключатель главного крана заправки и выключатели внутрибаковых клапанов заправки, включить подачу топлива. Перед заправкой все выключатели на щитке управления должны находится в положении "Выключено", при этом главный заправки и электрогидравлические клапаны заправки находятся в закрытом положении.
Когда главный выключатель установлен в положение "Питание включено", напряжение бортовой сети поступает к контактам сигнализаторов давления и к реле выключения клапанов заправки при повышенном давлении в баках, к выключателю главного крана и выключателям электрогидравлических клапанов заправки. Одновременно напряжение поступает в цепь питания сигнальной лампы закрытого положения главного крана заправки – под выключателем главного крана загорается жёлтая сигнальная лампа с надписью "Закрыт".
При установке выключателя главного крана в верхнее положение напряжение бортовой сети через нормально-замкнутые контакты реле выключения главного крана заправки поступает в электромеханизм крана на открытие. Одновременно с открытием крана размыкается цепь питания жёлтой сигнальной лампы и замыкается цепь сигнальной лампы открытого положения крана – над выключателем главного крана загорается лампа с надписью "Открыт".
При установке выключателя какого-либо из электрогидравлических клапанов заправки в верхнее положение замыкается цепь питания обмотки его электропривода. Электропривод, срабатывая, подготавливает клапан к открытию.
При включении топливозаправщика на подачу под давлением топлива открывается электрогидравлический клапан и топливо из заправочной магистрали поступает в топливный бак. При полной заправке бака электрогидравлический клапан заправки закрывается автоматически по команде датчика топливомера с сигнализатором (в баках 1Г, 1Р, 2Д, 3Д, 4Г и 4Р) или датчика сигнализатора уровня (в баках 1Д, 2Г, 2Р, 3Г и 4Д), подающих напряжение на обмотку реле выключения клапана заправки. При этом цепь питания обмотки электропривода клапана заправки размыкается, клапан закрывается и подача топлива в бак прекращается. В случае отказа электрического управления клапан заправки закрывается при достижении определённого уровня топлива с помощью поплавкового клапана. Уровень топлива при котором электрогидравлический клапан закрывается поплавковым, примерно на 50 мм выше того уровня, при котором клапан должен закрываться по сигналу датчика топливомера.
В случае отказа управления электрогидравлическим клапаном от датчика топливомера и от поплавкового механизма заправка прекращается автоматически по команде сигнализатора давления СДУ2А-0,2, установленного в баке. Сигнализатор давления срабатывает, когда в процессе заправки давление в баке становится выше допустимого (0,2 кг/см2). При этом через замкнувшиеся контакты сигнализатора напряжение поступает на обмотку реле выключения электрогидравлического клапана заправки при повышенном давлении в баке. Реле срабатывает и подаёт напряжение на обмотки реле выключения главного крана и электрогидравлического клапана заправки. Главный кран и электрогидравлический клапан заправки закрываются – подача топлива в бак прекращается. Одновременно на щитке управления заправкой загорается красная лампа, сигнализирующая о повышенном давлении в баке сверх допустимого и загорается жёлтая лампа сигнализации закрытого положения главного крана заправки.
При неполной заправке бака электрогидравлический клапан заправки закрывается вручную установкой выключателя на щитке управления в нижнее положение, в результате чего размыкается цепь питания обмотки электропривода клапана.
-
Техническое обслуживание системы централизованной заправки.
I. Обслуживание
А. Подготовка к заправке
-
Перед началом заправки проверить:
- наличие на топливозаправщике паспорта и соответствие данных паспорта требованиям к топливам, допустимым к применению на самолёте;
- наличие в топливозаправщике сепаратора и фильтра, обеспечивающего тонкость фильтрации не более 10 микрон;
- чистоту заправочных пистолетов, наконечников и шлангов топливозаправщика;
- наличие пломб на топливозаправщике;
- слит ли конденсат из ёмкости топливозаправщика и нет ли в топливе воды и механических примесей.
Примечание. Эксплуатацию самолёта при низких температурах (до – 500C на земле) разрешается производить без добавления в топливо ПВК (протововодокристаллизационных) жидкостей.
-
Снять заглушки воздухозаборников дренажа и проверить чистоту воздухозаборников. -
Установить топливозаправщик на расстоянии не менее 3 м от самолёта так, чтобы он мог отъехать от самолёта без разворотов. -
Установить тормозные колодки под колёса топливозаправщика и самолёта. -
Заземлить самолёт и топливозаправщик. -
Включить источник электропитания в бортовую электросеть самолёта. -
Включить стояночный тормоз колёс шасси самолёта. -
Проверить положение выключателей на панели управления топливной системой на центральном пульте кабины лётчиков. Выключатели должны находится в положении "Выключено". -
Убедиться в том, что АЗС управления заправкой в РУ-62А включены, а АЗС "Автом. перекачка баков" в РУ23 и РУ24 включены.
Внимание!Заправка топливных баковпри включенных АЗС "АВТОМ. ПЕРЕКАЧКА БАКОВ" может привести к тому, что в полёте системаавтоматического управленияперекачкой топлива не сработает.
-
Включить топливомер. -
Нажать выключатели перекачивающих насосов дренажных баков и произведите перекачку топлива из дренажных баков в резервные баки первой и четвёртой групп. Ход перекачки контролируйте по горению зелёных сигнальных ламп, установленных над выключателями насосов. Когда погаснут сигнальные лампы, выключатели насосов перекачки отпустите. -
Проверить, выполнены ли необходимые меры противопожарной безопасности.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.
-
Не производить заправку, если самолёт находится нарасстоянии менее 25 мот других самолётовс работающими двигателями. -
При заправке запрещается:
- курить вблизи самолёта;
- производить работы по обслуживанию радио-и электро- ПРИБОРНОГО оборудования на самолёте;
- включать и выключать какие-либо АЗС и выключатели в кабине;
- пользоваться приборами и агрегатами, создающие пламя и искры;
-производить на самолёте илипод ним какие-либо работы, которые могут вызвать искрообразование.
Б. Заправка под давлением
-
Выполнить операции по подготовке к заправке. -
Открыть крышки люков в правом обтекателе шасси для подхода к бортовым штуцерам заправки и щитку управления заправкой. -
Подключить шланги топливозаправщика к бортовым штуцерам заправки и заземлить их через гнёзда, установленные на штуцерах заправки. -
Включите указатели топливомера на щитке управления заправкой, для этого переключатель топливомера в кабине лётчиков перевести из положения "Показания в кабине" в положение "Заправка снизу". -
Руководствуясь заправочной таблице определить количество топлива, которое должно быть заправлено в каждый топливный бак. -
Главный выключатель заправки на щитке управления установить в положение "Питание включено", при этом должна загореться жёлтая сигнальная лампа под выключателем главного крана. -
Выключатель главного крана заправки установить в верхнее положение, при этом должна погаснуть жёлтая сигнальная лампа под выключателем и загореться зелёная сигнальная лампа над выключателем главного крана. -
Установить выключатели клапанов заправки в верхнее положение, при этом должны загореться зелёные сигнальные лампы, расположенные слева от выключателей. -
Включить подачу топлива из топливозаправщика и контролировать процесс заправки по указателям топливомера и сигнальным лампам на щитке заправки.
Внимание! Если в процессе заправкипреждевременно прекратится поступление топливав какой-либо бак илипогаснет зелёнаясигнальнаялампа какого-либоклапана (до полной заправки бака), выключатель клапанаперевести в положение "закрыт", прекратить заправкуи установитьпричинупреждевременного закрытия клапана.
-
При полной заправке баков процесс с нормальной скоростью подачи топлива ведите только до совмещения стрелок указателей топливомера с желтыми рисками на шкалах указателей.
ПРИМЕЧАНИЕ. Жёлтые риски на шкалах указателей топливомера соответствует количеству топлива, заполняющего 90% объёма баков, что в весовом выражении соответствует
для баков 1Г и 4Г – по 3000 кг.
для баков 1Д и 4Д – по 4400 кг.
для баков 1Р и 4Р – по 13000 кг.
для баков 2Г и 3Г – по 5600 кг.
для баков 2Д и 3Д – по 5400 кг.
для баков 2Р и 3Р – по 10000кг.
При совмещении стрелки какого-либо указателя с жёлтой риской его шкалы перевести топливозаправщик на минимальную скорость подачи топлива (100-200 л/мин.).
Внимание! Несвоевременное уменьшение скоростиподачи топлива в бакв сочетании с отказомбакового клапана заправкиможет привести к повреждениюэлементов конструкции крыла!
На минимальной скорости подачи топливазаправку баков вестидо момента погасания зелёной сигнальной лампыклапана заправки, после чего выключатель клапанаустановить в положение "ЗАКРЫТ".
В течении двух-трёх минут проконтролировать состояние красной сигнальной лампы "Повыш. Давл." того бака, в котором прекращена заправка. Если красная сигнальная лампа не загорается, плавно (в течение 30 сек) перевести топливозаправщик на нормальную скорость подачи топлива и продолжить заправку остальных топливных баков, соблюдая указанную выше последовательность.
-
При неполной заправке выключатели клапанов заправки установить в положение "Закрыт" после заполнения баков необходимым количеством топлива (по указателям топливомеров).
Предупреждение. Если в процессе заправки загоритсякрасная сигнальная лампа "повыш. давл.", заправку немедленно прекратить, все выключатели на щиткеуправления заправкой перевести внижнее положение, выяснить и установить причинузагорания лампы. Если причиной загорания лампыокажется действительное повышение давления в баке, то необходимо слить топливо. Открыть люки-лазысоответствующего бака кессона. Убедится в отсутствии деформаций конструкциибака-кессона и кожуховмонорельсов предкрылка.