Файл: Технология затяжки кабеля в трубы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В судовых сетях применяются одножильные, двухжильные, трехжильные и многожильные кабели. При однофазном переменном и постоянном токах применяются одножильные и двухжильные кабели, а при трехфазном переменном токе — только трехжильные. Для установок слабого тока в основном применяются многожильные кабели. При трехфазном переменном токе совместная прокладка одножильных кабелей вызывает сильный нагрев вихревыми токами металлических переборок и палуб в местах его прокладки. На современных судах с увеличением степени электрооборудования судов соответственно увеличилось число и сечение кабелей судовых сетей, что требует значительной площади для их прокладки. Ограниченные возможности прокладки кабелей в судовых помещениях, а также необходимость ускорения монтажа кабельных сетей привели к выполнению многорядной пучковой прокладки кабеля в судовых помещениях.
    1. Способы и технология затяжки кабеля


Применяют пять основных способов затяжки: транзитный, односторонний, двусторонний, смешанный и произвольный. Транзитным способом называют такой, при котором все кабели независимо от места прокладки подают транзитом из одного пункта и затягивают вдоль трассы до подхода стоп-марок к соответствующим контрольным переборкам. Данный способ рекомендуется для затяжки кабелей длиной до 50—60 м сквозь кабельные коробки и т. п.

При затяжке кабелей транзитным методом необходимо:

— выбрать пункт подачи кабелей — в кормовой или в носовой оконечности корпуса судна;

— определить контрольные переборки;

— на всех переборках обозначить отверстия для прохода кабелей данной трассы.

При длине отрезков кабелей 60 м и больше и количестве переборок более шести затяжка кабелей транзитом не рекомендуется, так как в этом случае трудно уберечь оболочку кабеля от механических повреждений.

При одностороннем способе кабели затягивают в нужной очередности из нескольких пунктов подачи до подхода стоп-марок к контрольным переборкам. Этот метод рекомендуется для затяжки кабелей длиной до 50—60 м сквозь индивидуальные сальники и т. п.



Рис. 2. Схема затяжки магистральных кабелей транзитным (а) и односторонним (б) способами.

1—5 — кабели; 6 — стоп-марка; 7 — переборка.

Двусторонний способ предусматривает затяжку кабелей из одного пункта подачи, расположенного примерно в середине трассы (при одной переборке-ориентире). Возможны два варианта способа: затяжка от середины в нос и корму последовательно, то же одновременно.


Порядок затяжки кабелей способом от середины в нос и корму последовательно представлен на рис. 4. Конец кабеля с барабана подают в люк рабочему, направляющему кабель к носу судна, в предназначенные отверстия в переборках до тех пор, пока до переборки не дойдет стоп-марка. Затем кормовую часть отрезка кабеля выкладывают аккуратно восьмерками на деревянный помост и одновременно укладывают затянутую носовую часть кабеля на штатное место. Далее затягивают и укладывают на штатное место кормовую часть кабеля. Одновременно затягивают в нос второй кабель. Те же операции повторяют со всеми прокладываемыми кабелями.

Порядок затяжки кабелей способом от середины в нос и корму одновременно представлен на рис. 4.

Для затяжки этим способом необходимо:

— при технологической подготовке отрезки кабелей с четными порядковыми номерами намотать на один заготовительный барабан, а с нечетными — на другой барабан;

— число рабочих, подающих кабели на трассу от пункта подачи, увеличить на 2 человека по сравнению с числом рабочих в предыдущем случае.

Технология затяжки кабелей этим методом состоит из нескольких этапов.

Во время первого этапа первая группа рабочих производит затяжку носовой части кабеля, сматывая ее с заготовительного барабана, на котором находятся кабели с нечетными номерами. В процессе второго этапа первая группа рабочих приступает к укладке этого кабеля, а вторая укладывает его кормовую часть в «восьмерки». Во время третьего этапа несколько рабочих второй группы подают кормовую часть этого кабеля в корму, а другие из той же группы подают носовую часть второго кабеля в нос. Во время четвертого этапа третья группа рабочих укладывает кормовую часть первого кабеля на штатное место, одновременно одни рабочие второй группы укладывают кормовую часть второго кабеля в «восьмерки», а другие подают в нос носовую часть третьего кабеля. С этого момента все группы рабочих, чередуя операции затяжки, укладки в «восьмерки» и укладки кабелей на штатные места по трассе, работают непрерывно с минимальными непроизводительными потерями времени.



Рис 3. Положение кабелей по этапам их затяжки от середины в нос и корму последовательно:

а, 6, в — соответственно первый, второй и третий этапы.

1 — люк; 2 — переборочный сальник; 3 — барабан заготовительный; 4 — стоп-марка; 5 — переборка-ориентир; 6 — первый затягиваемый кабель
; 7 —начало второго затягиваемого кабеля.



Рис. 4. Положение кабелей по этапам их затяжки от середины в нос и в корму одновременно:

а, б, в, г — соответственно первый, второй, третий и четвертый этапы.

1 — первый затягиваемый кабель; 2 — барабан заготовительный, имеющий кабели с нечетными порядковыми номерами; 3 — люк; 4 — барабан заготовительный, имеющий кабели с четными порядковыми номерами; 5 и 6 — второй и третий затягиваемые кабели.

Последовательность прокладки кабелей оказывает большое влияние на производительность труда. Однако принять для судов различных классов и водоизмещений какую-либо одну типовую последовательность прокладки кабелей, обеспечивающую во всех случаях наивысшую производительность труда, невозможно.

В общем случае выбор такой последовательности определяется:

— длиной трассы;

— длиной отрезка кабеля;

— скоростью движения отрезка кабеля при его затягивании;

— слаженностью действий всех рабочих, участвующих в затяжке кабелей;

— степенью натренированности рабочих в затяжке кабелей;

— количеством переборок и палуб, сквозь которые проходит кабель;

— технологией постройки судна.

Выбор того или иного способа затяжки кабелей производят в каждом случае с учетом конкретных условий.

При затяжке магистральных кабелей необходимо соблюдать следующие правила:

1) каждый кабель следует затягивать по всей трассе до места назначения и после затяжки сразу же окончательно укладывать и маркировать штатными бирками в соответствии с маркировкой кабелей на судне;

2) размотку кабельного барабана производят вращением его за щеки; категорически запрещается разматывать барабан за счет приложения усилий к концу кабеля;

3) в процессе затяжки категорически запрещается волочить кабель по настилу палубы, набору, изгибать кабель на радиус, меньший 10 его диаметров, ходить по кабелю, класть на него какие-либо предметы;

4) укладку кабеля производят от контрольной переборки в направлении затяжки;

5) при укладке кабель следует увязывать на поворотах и на прямолинейных участках трассы, где это необходимо;


6) раскладка кабелей в коробках должна соответствовать проектной;

7) при необходимости бухтовки концов кабелей бухту нужно подвешивать в седлообразных подвесках;

8) пересечение кабелей в пучках допускается только у мест разводки, в том числе при отводе кабеля из пучка и при вводе в электрооборудование;

9) перекрещивание кабелей в конструкциях для крепления не допускается.

Затяжку и укладку кабелей начинают по окончании подготовительных работ к монтажу кабелей.

В отдельных помещениях (помещениях со скрытой прокладкой: каютах, салонах, кают-компаниях и т. д.) кабели затягивают, укладывают и крепят самостоятельно, независимо от готовности к монтажу остальных помещений.

Затяжку и укладку местных кабелей начинают одновременно с затяжкой магистральных кабелей электромонтажники, не занятые в затяжке магистральных кабелей.

Затяжку и укладку местных кабелей с барабанов выполняют в следующем порядке:

1) выбирают барабан необходимого номера;

2) затягивают в порядке очередности кабель по трассе прокладки от прибора до прибора;

3) укладывают кабель в конструкции крепления с выгибом углов и временным креплением (по мере необходимости).

На судах единичной постройки кабель мелких сечений (сети освещения и Др.), как исключение, допускается нарезать на объекте. При этом дополнительно выполняют следующие операции:

1) отрезают конец кабеля необходимой длины;

2) надписывают прессшпановые бирки и прикрепляют их к обоим концам кабелей (бирки не устанавливают на кабели, проходящие в небольших трассах по доступным для проверки местам).

Затяжку и укладку местных кабелей, заготовленных бухтами, производят так:

1) разбирают бухты кабеля и раскладывают (развешивают) по местам подачи;

2) затягивают кабели в порядке очередности по трассе прокладки от прибора до прибора;

3) укладывают кабели в постоянные и временные конструкции крепления с выгибом углов и временным креплением (по мере необходимости).

На судах со сложными и длинными кабельными трассами, которые имеют кабели больших сечений, целесообразно применять механизированную затяжку. Технологический процесс этой операции предусматривает, как правило, сквозную затяжку кабелей в одном направлении независимо от длины, диаметра или местоположения кабеля в трассе с укладкой кабелей без больших промежуточных бухтований восьмерками. На рис. 6 представлена схема механизированной затяжки кабеля. При этом используется комплекс, состоящий из пульта управления, транспортеров тяговых, роликов направляющих, выключателей и шлангов для подачи воздуха от судовой воздушной магистрали.
Транспортер тяговый представляет собой механизм, имеющий ролики и пневмопривод мощностью около 1 кВт. Пневмопривод получает воздух от судовой сети сжатого воздуха давлением 39,2• 104—49-Ю4 Н/м2 (4—5 кгс/см2). Один транспортер может заменить 4—5 монтажников. Тяговое усилие, развиваемое при вращении роликов- для кабелей диаметром до 20 мм —245 Н (25 кгс),для кабелей диаметром до 60 мм — 981 Н (100 кгс). Скорость затягивания кабелей составляет 0,2 м/с.

Конструкция транспортера обеспечивает:

— транспортировку кабелей различных диаметров (10—60 мм);

— пробуксовку роликов при возникновении недопустимых тяговых усилий на кабеле (тем самым предотвращается повреждение кабелей).

Пульт управления предназначен для одновременного дистанционного включения и выключения всех транспортеров. Индивидуальный выключатель позволяет отключить всю систему транспортеров по достижении кабеля со стоп-маркой контрольной переборки.

Каждый транспортер имеет выключатель аварийный, предназначенный для одновременного выключения всех транспортеров по трассе в аварийных ситуациях (при задирах, обрывах, смятии и т. п.).

Шланги предназначены для подачи сжатого воздуха к приводам транспортеров и цепей управления. Они представляют собой резинотканевые рукава с запорными клапанами и ниппелями на концах.

Транспортеры можно применять для облегчения процесса затяжки кабелей не только при полностью механизированном способе, но и при ручном. В последнем случае транспортеры устанавливают в труднодоступных местах кабельной трассы.

Необходимое число рабочих и количество транспортеров по трассе при механизированной затяжке кабелей определяются исходя из того, что один рабочий и один транспортер должны находиться в нижеследующих местах: в пункте подачи кабелей; на прямолинейных горизонтальных участках трассы с незначительными поворотами (до 20°), с интервалом в 15—40 м; на горизонтальных участках трассы в местах поворота до 90°; на участках длиной 4—10 м между двумя поворотами; у каждого препятствия, затрудняющего доступ к кабельной трассе и мешающего свободному перемещению вдоль трассы. На участках кабельных трасс с большим количеством выходов кабелей длиной более 10 м для их бухтовки добавляют одного рабочего.

Ролики направляющие следует устанавливать между транспортерами по всей трассе, их количество определяют исходя из следующих ориентировочных условий: