Файл: Виды конфликтов и пути их разрешения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В контрольной группе произошли незначительные изменения.

Полученные результаты сравнения свидетельствует о том, что после реализации комплекса занятий, направленного на профилактику конфликтных ситуаций среди младших школьников, в контрольной группе произошли значительные изменения.

Таким образом, результаты сравнения полученных данных свидетельствует об эффективности внедрения комплекса занятий, направленного на профилактику конфликтных ситуаций среди младших школьников.

Подводя итоги главы, следует отметить, что профилактика конфликтов - работа с еще не начавшимися, а лишь возможными конфликтами. Она предполагает их прогнозирование при постоянном информационно­аналитическом сопровождении.

Предупредить конфликты гораздо легче, чем решить их. Профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно их решать. Она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой разрешенный конфликт.

Отобранный и спланированный комплекс занятий, направленный на профилактику конфликтных ситуаций среди младших школьников, показал высокую эффективность.

После комплекса занятий, направленного на профилактику конфликтных ситуаций среди младших школьников, проводилась вторичная диагностика младших школьников. Показатели результатов вторичной диагностики снизились.

Динамика изменений произошедших за период после проведения системы занятий оказалась позитивной. Использованные методы и конкретные методики, корректность их применения сделали эту часть исследования, убедительной, а обработку данных - достоверной.

Проведение комплекса занятий, направленного на профилактику межличностных конфликтных ситуаций среди младших школьников, способствовал развитию навыков общения как одного из элементов в профилактике конфликтов.

Заключение

Данная работа была посвящена исследованию профилактики конфликтных ситуаций младших школьников.

В процессе теоретического анализа литературы по теме исследования, были рассмотрены сущность понятий «конфликт», изучены особенности конфликтов в младшем школьном возрасте, а также проанализированы основные направления профилактики конфликтов у младших школьников: работа с педагогами; работа с родителями; работа с самими подростками.


Конфликт - это всегда сложный и многоплановый социальный феномен.

Повышенная конфликтность младших школьников во многом определяется особенностями и значением возраста в развитии личности. Конфликтные ситуации у младших школьников могут быть рассмотрены как ситуации интенсивного личностного развития, связанного с переструктурированием когнитивных образований, динамикой мотивов, ценностей.

Выявив психологическую значимость конфликтных ситуаций в младшем школьном возрасте, в практической части работы с помощью эмпирических методов исследовались особенности конфликтности младших школьников.

В преддверии практической части, были описаны этапы, методы, условия профилактики конфликтных ситуаций в младшем школьном возрасте.

Для диагностики склонности младших школьников к конфликтности была использована методика «Тест на оценку уровня конфликтности личности», автор В. Алексеенко (Приложение 1) .

Анализ результатов показал, что в экспериментальной группе у 47% респондентов наблюдается высокий уровень конфликтности, у 10 % опрошенных выявлен средний уровень конфликтности, и низкий уровень показали 43% испытуемых, которые умеют сгладить конфликтные ситуации, легко избегают критических ситуаций.

В контрольной группе у 45% респондентов выявлен высокий уровень конфликтности и у 15 % средний уровень конфликтности. Низкий уровень показали 40% испытуемых.

Вследствие высокого уровня конфликтности, в экспериментальной группе был проведен комплекс занятий, направленный на профилактику межличностных конфликтов.

После проведения комплекса занятий, на контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика, которая показала, что в экспериментальной группе произошли значительные изменения: на 27% уменьшилось число респондентов с высоким уровнем конфликтности и составляет уже не 47% от общего числа испытуемых, а 20%. Увеличилось на 15% число испытуемых со средним уровнем конфликтности и составляет уже не 10% от общего числа респондентов, а 25% опрошенных. На 12% увеличилось число респондентов с низким уровнем конфликтности и составляет уже не 43%, а 55% от общего числа младших школьников экспериментальной группы.

В контрольной группе произошли незначительные изменения.

Результаты повторной диагностики показали
, что после проведения комплекса занятий, направленного на профилактику конфликтных ситуаций у младших школьников, показатели экспериментальной группы заметно улучшились.

Таким образом, задачи опытно-экспериментальной работы выполнены, цель исследовательской работы достигнута.

Список литературы

1. Березин С.В. Личностно-развивающий потенциал конфликтов психология : учебое пособие для студентов вузов/ / С.В. Березин //«Вестник СамГУ», 2013, № 1. - С.11-14.

2. Ломанн Ф., Разрешение конфликтов с помощью НЛП/ Фридрих Ломанн. - М.: Издательство Вернера Регена, 2013. - 200 с.

3. Аверин В.А., Психология детей и подростков / В.А. Аверин. - СПб.: Питер, 2005. - 230 с.

4. Ганзен В.А. Конфликты / В.А. Ганзен. - СПб.: Нева, 2011. - 151 с.

5. Сельченок К.В. Прикладная конфликтология / К.В. Сельченок. - М.: Харвест, 2017. - 437 с.

6. Черняк Т.В. Конфликтология: Хрестоматия /Т.В. Черняк - Новосибирск: СибАГС, 2013. - 171 с.

7. Анцупов А.Я. Конфликтология психология: учебник / А.Я. Анцупов. - СПб.: Питер, 2008. - 490 с.

8. Обозов Н.Н. Книга: психология конфликта [Электронный ресурс] / Н.Н. Обозов. - Электрон.текстовые дан. - М. : [Б. и.], 2000. - Режим доступа: свободный.

9. Асеев В.Г. Мотивация деятельности и формирование личности: учебное пособие для студентов вузов / В.Г. Асеев. - М., 1996. - 212 с.

10. Григорьева Л.П. Как предупредить и решить межличностные конфликты: учебник / Л.П. Григорьева. - М.: Школа - Пресс. - 2012. - 256 с.

11. Уткин Э. А.Конфликтология. Теория и практика / Э.А. Уткин. - М.: Ассоциация авторов и писателей «ТАНДЕМ», ЭКСМОС, 2016. - 272 с.

12. Алфимова М.Б. Типы межличностных отношений: учебное пособие / М.Б. Алфимова. - СПб.: Питер, 2003. - 418 с.

13. Трубицкая А.А. Поговори со мною / А. А. Трубицкая // Народное образование. -2012. - №6. - С.24-31.

14. Богословский В.В., Общая психология [Текст]: учебное пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.Г. Ковалёва, А.А. Степанова. - Москва: Просвещение, 1981. - 383с.

15. Лефевр В. А. Алгебра конфликта / В.А. Лефевр, Г.Л. Смолян. - М.: КомКнига, 2009. - 831 с.

16. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 1999. - 453 с.

17. Хесль Г. Посредничество в разрешении конфликтов: Теория и технология (пер. с нем. Яковлевой Е.) / Г. Хесль. - Москва: Машиностроение, 2015. - 144 с.

18. Шнитко Л.И. Путь к согласию или переговоры без поражения / Л.И. Шнитко // Вестник, 2012. - № 2. - С. 10-12.

19. Эберхард Г.Ф. Конфликты. Как их распознавать, разрешать, предотвращать / ЭберхардГ. Фелау. - М.: Омега-Л, 2014. - 128 с.


20. Головей Л. А. Межличностные конфликты: учебное пособие для студентов пед. учеб.заведений / Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Питер, 2011. - 148с.

21. Степанов И.С. Психология личности: монография / И.С. Степанов; Бийскийпед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. - Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2005. - 90 с.

22. Зейгарник, Б.В. Психология личности: норма и патология [Текст]: учебное пособие / Под ред. М.Р. Гинзбурга. - М.: Институт практической психологии. - 1998. - 352 с.

23. Гуревич К.М. Психологическая диагностика: учебное пособие / К.М. Гуревич. - М., 2007 г., - 289 с.

24. Ананьев Б.Г. Структура личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / Сост. Куликов А.В. - СПб.: Питер, 2000. - 415 с.

25. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С. Кукушина. Ростов-на-Дону: Март, 2002. - 240 с.

26. Анцупов А. Я. Российская конфликтология. Указатель 1555 диссертаций отечественных ученых (1949-2012 годы) / А.Я. Анцупов, С.Л. Прошанов. - М.: ТАСТ, 2013. - 244 с.

27. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - М.: Питер, 2008. -172 с.


Приложение 1

ТЕСТ

«Уровень конфликтности личности», автор В. Алексеенко

Данный тест направлен на определение уровня конфликтности личности.

  1. Характерно ли для вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинить своей воле других?

  1. нет

Б) когда как

  1. да

  1. Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно, и ненавидят?

  1. да

Б) затрудняюсь ответить

  1. нет

  1. Кто вы в большей степени?

  1. пацифист

Б) принципиальный

  1. предприимчивый

  1. Как часто вам приходиться выступать с критическими суждениями?

  1. часто

Б) периодически

  1. редко

  1. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?

  1. разработал бы программу развития коллектива на год вперёд и убедил бы членов коллектива в её перспективности

Б) изучил бы, кто есть, кто и установил бы контакт с лидерами

  1. чаще советовался бы с людьми

  1. В случае неудач, какое состояние для вас наиболее характерно?

  1. пессимизм

Б) плохое настроение

  1. обида на самого себя


  1. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?

  1. да

Б) скорее всего да

  1. нет

  1. Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

А) да

Б) скорее всего да

В) нет

  1. Из трёх личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе: А) раздражительность Б) обидчивость

В) нетерпимость критики других

  1. Кто вы в большей степени?

А) независимый

Б) лидер

В) генератор идей

  1. Каким человеком считают вас ваши друзья?

А) экстравагантным Б) оптимистом

В) настойчивым

  1. С чем чаще всего приходится бороться?

А) с несправедливостью Б) с бюрократизмом

В) с эгоизмом

13.Что для вас наиболее характерно?

А) недооцениваю свои способности Б) оцениваю свои способности объективно В) переоцениваю свои способности

14.Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми? А) излишняя инициатива Б) излишняя критичность В) излишняя прямолинейность

Обработка результатов тестирования.

Все ответы к каждому вопросу имеют свою оценку в баллах. Замените выбранные буквы баллами и подсчитаете общую сумму набранных баллов.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А

1

3

1

3

3

3

3

3

2

3

2

3

2

1

Б

2

2

3

2

2

2

2

2

1

1

1

2

1

2

В

3

1

2

1

1

1

1

1

3

2

3

1

3

3