Файл: Виды конфликтов и пути их разрешения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
принимает решение либо подавить его, либо дать возможность развиваться до определенного предела.

По своей направленности конфликты делятся на следующие виды:

- социально-педагогические – они проявляются в отношениях между группами, так и с отдельными людьми. В основе этой группы лежат конфликты – нарушения в области взаимоотношений;

- психолого-педагогические конфликты – в их основе лежат противоречия, возникающие в учебно-воспитательном процессе в условиях дефицита гармонизации складывающихся в нем отношений;

- социальный конфликт – ситуативные конфликты от случая к случаю;

- психологический конфликт – происходит вне общения с людьми, происходит внутри личности.

В конфликтных ситуациях их участники прибегают к различным формам защитного поведения [7]:

- агрессия (проявляется в конфликтах по «вертикали», то есть между учеником и учителем, между учителем и администрацией школы и т.п.; она может быть направлена на других людей и на самого себя, нередко принимает форму самоунижения, самообвинения);

- проекция (причины приписываются всем окружающим, свои недостатки видятся во всех людях, это позволяет справиться с излишним внутренним напряжением);

- фантазия (что не удается выполнить в реальности, начинает достигаться в мечтах; достижение желаемой цели происходит в воображении);

- регрессия (происходит подмена цели; снижается уровень притязаний при этом мотивы поведения остаются прежними);

- замена цели (психологическое напряжение направляется в другие области деятельности);

- уход от неприятной ситуации (человек неосознанно избегает ситуации, в которой потерпел неудачу или не смог осуществить выполнение намеченных задач).

В динамике развития конфликта К.В. Кондратьев выделяет ряд стадий:

Предполагающая стадия – связана с появлением условий, при которых может возникнуть столкновение интересов. К этим условиям относятся:

- длительное бесконфликтное состояние коллектива или группы, бесконфликтное развитие чревато конфликтами;

- постоянное переутомление, вызванное перегрузками, которые ведут к стрессам, нервозности, возбудимости, неадекватной реакции на самые простые и безобидные вещи;

- информационно-сенсорный голод, недостаток жизненно важной информации, длительное отсутствие ярких, сильных впечатлений; в основе всего этого лежит эмоциональная перенасыщенность будничной повседневностью;


- разные способности, возможности, условия жизни – все это ведет к зависти к преуспевающему, способному человеку.

Стадия зарождения конфликта – столкновение интересов различных групп или отдельных людей. Оно возможно в трех основных формах[8]:

- принципиальное столкновение, когда удовлетворение одних может быть реализовано определенно только за счет ущемления интересов других;

- столкновение интересов, которое затрагивает лишь форму отношений между людьми, но не задевает серьезно их материальных, духовных и других потребностей;

- возникает представление о столкновении интересов, но это мнимое, кажущееся столкновение, не задевающее интересов людей, членов коллектива.

Стадия созревания конфликта – столкновение интересов становится неизбежным. Формируется психологическая установка участников развивающего конфликта, то есть не осознаваемая готовность действовать тем или иным образом, чтобы снять источники дискомфортного состояния. Состояние психологического напряжения побуждает к «атаке» или к «Отступлению» от источника неприятных переживаний.

Стадия осознания конфликта – конфликтующие стороны начинают осознавать, а не только чувствовать столкновение интересов. Здесь возможен ряд вариантов [9]:

- оба участника приходят к выводу о нецелесообразности конфликтующих отношений и готовы отказаться от взаимных претензий;

- один из участников понимает неизбежность конфликта и взвесив все обстоятельства, готов уступить; другой участник идет на дальнейшее обострение; рассматривает уступчивость другой стороны как слабость;

- оба участника приходят к выводу о непримиримости противоречий и начинают мобилизацию сил для решения конфликта в свою пользу.

Таким образом, успешное разрешение конфликтов, включает цикл, который состоит из определения проблемы, ее анализа, действия по ее разрешению и оценке результата. В любой конкретной ситуации следует выявить источник конфликта до того, как заняться разработкой политики по их разрешению.

1.2. Способности к разрешению конфликтов у детей младшего школьного возраста

В процессе учебной деятельности младшие школьники оказываются в проблемных ситуациях, приводящим к конфликтам, к конструктивному разрешению которых они не готовы.


У детей конфликтные ситуации не редки по причине задержки психомоторного развития, издержек проявления памяти, недостаточности внимания, недоразвития речи, то есть в целом низкими функциональными резервами организма, что отрицательно сказывается на социальной адаптации младших школьников и успешности их обучения. В связи с выше перечисленным, очевидно, что младшие школьники нуждаются в развитии способности разрешать конфликты [6].

Традиционно конфликтные проявления рассматриваются в плане отклонений от социальных норм, приводящих к депрессии, фрустрации, пассивным вариантам ухода от активной социальной роли. Ребенок в таком случае не принимает участие в разрешении ситуаций и демонстрирует нежелание решать проблемы, порождающие их. Поэтому важно изучить способность разрешать конфликты у младших школьников, обнаруживающие себя в процессе взаимодействия с окружающей средой. Она, в свою очередь, проявляется в действиях, направленных на преодоление проблем и приобретение полезного жизненного опыта. В связи с этим, актуально определить, каким образом способность разрешать конфликты способствует формированию устойчивости личности [10].

Конфликты в научных источниках определяются с позиции общей характеристики, где делается акцент на стихийно возникающих ситуациях. Они отражают отношение ребенка с окружающими. Однако анализ конфликтов с позиции уровня развития младших школьников в настоящее время отсутствует. Нет четких данных, определяющих значимость конфликтных проявлений в развитии детей. Можно только гипотетически предположить, какие психологические условия необходимы для их эффективного использования в процессе воспитания, обучения и развития детей в младшем школьном возрасте.

Неподготовленность ребенка к решению проблемных ситуаций, включающих конфликты, осложняет межличностные контакты, затрудняет взаимопонимание детей и взрослых, снижает жизненный тонус, препятствует достижению детьми возможных успехов в различных видах развивающей деятельности [9].

По содержанию среди видов конфликтов, возникающих у детей младшего школьного возраста, наиболее распространенными являются педагогические конфликты дидактического характера: детям приходится отставать свое право на более высокую отметку или выражать неудовольствие по поводу низкой отметки.

Как отмечает Э.А. Уткин [11], механически, в силовом порядке подавлять конфликты невозможно, также невозможно их «искоренить»; вместе с тем необходимо умело распознавать и регулировать их функционирование. Таким образом, в способности разрешать конфликты, возникающие в деятельности ребенка, отражаются его потребности, мотивы, ценностные ориентации, цели и интересы.


Способность разрешать конфликты обусловлена установками. На образование социальных установок оказывает влияние та социальная среда, в которой ребенок находится в состоянии тесного контакта: семья, учителя и референтная группа.

Ребенок является субъектом социальных отношений и сознательной деятельности. Активность, в свою очередь, выступает как деятельное состояние организма. Конфликтные проявления, таким образом, выступают как форма позитивной активности, направленной на разрешение проблемных ситуаций. Однако неизвестно, каким образом и в силу, каких психологически обоснованных причин возникает способность разрешать конфликты [12].

Понятие «личность» - это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира. Каждый ребенок представляет собой конкретную личность, для которой характерно то или иное отношение к окружающим людям и определенное поведение с учетом конфликтных проявлений в различных ситуациях.

Окружающий ребенка сложный и многообразный мир состоит из противоречий, но, вместе с тем, существует как единое и неделимое целое. Личность и ее роль в жизни теснейшим образом взаимосвязаны. Так, в игре через роли, которые ребенок на себя принимает, формируется и развивается его личность, и он сам [13].

Остановимся на широко распространенном определении способностей как индивидуально-психологических особенностей, отличающих одного человека от другого и проявляющихся в успешной деятельности. При таком подходе к способностям онтологический аспект проблемы переносится на задатки, под которыми понимаются анатомо-физиологические особенности человека, составляющие основу развития способностей.

Специфика возникновения, развития и разрешения межличностных конфликтов в начальной школе находится в прямой зависимости от следующих факторов [14]:

- возрастные особенности младшего школьника;

- специфика организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе;

- отношение младших школьников к конфликту, которое включает: понимание термина конфликт, причин возникновения конфликтов, действия в случае возникновения конфликтов;

- начало формирования отношений с коллективом класса, с учителями, необходимость считаться с мнением других участников – субъектов учебно-воспитательного процесса;


- значительные физические изменения в организме, что ведет к избытку физической энергии;

- нарушение психического равновесия, неустойчивость в волевом отношении, изменчивость настроений, излишняя впечатлительность в силу физиологических изменений организма [15];

- неустойчивость внимания младшего школьника, так как, во-первых, у него преобладает возбуждение над торможением и, во-вторых, проявляется естественное стремление к подвижности, вследствие чего он не может заниматься одним и тем же видом деятельности продолжительное время, так как быстро наступает утомление, запредельное торможение;

- преобладание впитывающего характера познания, а не запоминание, стремление детей исследовательской деятельности в силу восприимчивости и впечатлительности, сравнению и анализу окружающих их явлений, выражению своего личного отношения к той или иной ситуации;

- появление новых потребностей и обязанностей: подчиняться требованиям учителя выполнять домашние задания, овладевать новыми знаниями, умениями, получать хорошую оценку и похвалу учителя, общаться с учениками и учителем, что часто приводит к противоречиям с возможностями и интересами ребенка;

- доверчивое подчинение авторитету, но вместе с тем и становление его собственного «Я» в окружающем мире, формирование самооценки, потребность в защите со стороны взрослых;

- недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний, если, конечно, не имеют место глубокие потрясения;

- отсутствие житейского опыта конструктивного поведения в случае возникновения конфликтной ситуации, преобладание стиля поведения на интуитивном уровне;

- преобладание игровой деятельности, как одного из средств формирования умений и навыков ребенка при возрастающей роли учебной деятельности [16].

1.3. Научно-практические знания о проблеме профилактики конфликта в младшем школьном возрасте

Л.В. Мардахаев в словаре по социальной педагогике определяет термин профилактика, как использование совокупности мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании.

С точки зрения А.Я. Анцупова, профилактика (prophylactics – предохранительный) – термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранения факторов риска [7].