Файл: Клиническая практика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 255

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


7. Физическое и сексуальное злоупотребление (абъюз) — нарушение автономии

Физический и сексуальный абъюз - основные виды нарушения границ жертвы. Они приводят к стыду по нескольким причинам:

1) жертва не может развить или теряет чувство собственного существования как автономной индивидуальности, контролирующей свое тело;

2) с жертвой могут обращаться как с отвратительной или презренной во время или между атаками;

3) особенно в случае сексуального абъюза, жертва может чувствовать себя грязной и униженной;

4) жертва может увериться в том, что она просто объект, в каком-то смысле не реальная личность;

5) если с жертвой инцеста обращаются хорошо, эти дети позже переживают трудности в определении

своего места в мире, поскольку их роль в семьеинеясна и неподобающа.

Существует множество связей между семейным насилием и алкоголизмом. Несколько исследований связывают злоупотребление алкоголем или химическими веществами с пренебрежением и зло-

употреблением но отношению к детям (Gil, 1970; Black and Meyer, ГЭ80; Dolan, 1980), супружеским насилием (Eberle, 1982; Katz, 1982) и инцестом (Gungerson, 1980; Sever and Jackson, 1982).

Нужно быть осторожным в интерпретации данных результатов. Определенно, есть множество людей, становящихся способными на подобные действия после выпивки. Что касается других, в особенности антисоциальных личностей, физический абъюз для них должен быть рассмотрен как независимая переменная," даже если эта персона также страдает от алкоголизма (Pelton, 1981; Martin, 1977). И, наконец, важно понимать, что определенные индивиды могут пить для оправдания совершаемого насилия, поскольку в Американском обществе насилие часто рассматривается как неизбежный аспект пьянства (Gelles, 1972).

Сексуальное оскорбление жены, в особенности супружеское изнасилование, может быть связано с употреблением алкоголя. Результатом будет сексуальное отвращение, посредством которого созави-симая жертва проявляет презрение к сексуальности партнера и, возможно, к своей собственной. Жертва может решить отказаться от отношений с мужчинами вообще. Примечательно, что она может перестать принимать себя как сексуальное существо и стыдиться своей сексуальности, вместо того чтобы гордиться ею.

Страх является естественным продолжением' физического насилия. Напуганный человек имеет проблемы со стыдом, потому что его достоинство постоянно находится под угрозой. Хотя он может не быть униженным сегодня, он переживал стыд в прошлом, в руках деспотичной силы. Человек, переживший насилие, может понять, что он никогда


___108 ___109

не гарантирован от повторения. В конце концов он может начать стыдиться не только того, что подвергался насилию, но и того, что не может защитить себя от дальнейшего насилия. Он стыдится своего позора, своего страха и своего стыда.

8. Побуждение быть совершенным

Провоцирующие стыд семьи придают огромное значение перфекционизму. Родители настаивают, чтобы их дети были лучшими во всём, что укрепляет семейную честь. Поскольку публичный имидж обычно жизненно важен, детям необходимо правильно одеваться, правильно действовать и правильно думать. К примеру, если мать уверена, что семья всегда должна быть счастливой, каждое уклонение от счастья должно быть наказуемо.

Перфекционистские паттерны способствуют стыду таких детей. Ребенок выучивает, что нынешний уровень его функционирования неприемлем, что он будет достаточно хорош, только если будет совершенным. Он оказывается в невозможном положении. Он не может достичь принятия, пока не стал безупречным. Но реальные люди небезупречны. Круглый отличник, считающий свою жизнь погубленной из-за того, что не может набрать 100% по всем тестам, может думать о себе, как о тотально и непоправимо ущербном существе, практически бесполезном для мира.

Родители-перфекционисты не создают ситуаций, в которых ребенок мог бы гордиться своим исполнением чего-либо. Когда такой ребенок интернали-зует своих родителей, он обычно идеализирует их, как будто они никогда не ошибаются. Позже, будучи взрослым, он может иметь сильно искаженные воспоминания об одном или обоих родителях; он

будет стремиться соперничать с совершенными, а не просто хорошими родителями. Поскольку ребенок сравнивает себя с ними, он будет стыдиться того, что не может быть достаточно хорошим, чтобы угодить им. Такие индивиды и в детстве, и позже не способны принять похвалу или признательность, поскольку могут только концентрироваться на своих ошибках. Они стремятся стать героями (Flanigan, 1987), а вместо этого чувствуют стыд.

В семьях алкоголиков часто присутствуют один или несколько перфекционистов. Многие алкоголики крайне требовательны к себе и другим. Им отвратительно думать о посредственности. Они должны быть лучшими во всём, что делают. Это касается даже их алкоголизма: они пытаются в совершенстве овладеть искусством питья и презирают алкоголиков-" любителей". Всё это поведение является защитой от стыда. Алкоголик-перфекционист приравнивает обычное исполнение в любой области к полному провалу и поэтому должен достичь сверхчеловеческого уровня. Это также справедливо для их детей. Такой родитель не может вынести менее чем, безупречное поведение детей. Любая неудача (определяемая как нечто меньшее, чем абсолютный успех) вызывает собственный стыд алкоголика. Это может сопровождаться яростью и вести к угрозам и насилию: "Как ты мог мне такое устроить!" Дети, растущие в такой обстановке, научаются тому, что нечто меньшее, чем показательный успех, будет расценено как персональное оскорбление. Чтобы избежать нападения, они тоже должны стать перфекционистами, увековечивая свой стыд.



Принцип действия многих алкогольных семей таков: если алкоголик приносит семье стыд, другие должны принести, по меньшей мере, такое же ко-

___110___111

личество гордости. Этот принцип достигает максимума, когда один или оба родителя - перфекцио-нисты. Проблема состоит в том, что дети никогда не могут компенсировать своими достижениями унижение родителей. Битва проиграна до.ее начала. Стыд становится неизбежным.

Я хотел бы привлечь особое внимание к подросткам, зависимым от алкоголя или наркотиков. Ро-дители-перфекционисты унижены, когда один из их детей становится аддиктом. Образ их семьи развеивается. Репутация превосходных родителей разрушена. Они не могут быть хорошими родителями перед лицом семейного кризиса. Вместо этого они чувствуют себя жалкими людишками, плохо вы-полнявшими родительскую роль все эти годы, которые теперь выставлены напоказ как обманщики. От таких родителей можно ожидать, что они будут отрицать реальность дольше всех нормальных пределов. Они будут просто отказываться признать проблемы с наркотиками своих детей, поскольку они могут быть только одними из двух типов родителей - совершенными или ужасными.

Когда такие родители принимают участие в семейных программах, они нуждаются в работе не только с чувством вины ("Что я сделал такого, из-за чего он стал употреблять наркотики?"), но также с их центральной проблемой стыда ("Как я теперь покажусь своей матери?", "Должно быть, я самый худший из родителей!", "Я бы хотел умереть - я заслуживаю того, чтобы попасть в Ад").

9. Контроль посредством пристыжения

Возможность стыдить детей - это инструмент, который родители могут использовать и используют для того, чтобы сохранять контроль и управлять

их поведением. Поэтому было бы ошибкой рассматривать стыд только в психодинамических терминах, как продукцию интернализованного эго-идеа-ла. Когда родитель показывает на ребенка пальцем и произносит "Стыдись!", ребенок получает несколько посланий, которые не могут быть безопасно проигнорированы. Он узнает, что:

1) он совершил что-то крайне плохое;

2) он был замечен делающим это;

3) он плохой из-за того, что он это сделал;

4) он подвергается ужасному риску потерять принятие семьи и общества;

5) поэтому он должен немедленно изменить неприемлемое поведение.

Здесь мы имеем дело больше с социологией, чем с психологией. Стыдящийся ребенок должен узнать, что же он совершил или в чем он плох, чтобы не быть покинутым своей семьей и обществом.


Некоторые авторы (Piers & Singer, 1953; Fossum and Mason, 1986) утверждают, что реакции стыда более примитивны, чем реакции вины, поскольку стыд имеет внешний фокус. В действительности, и стыд и вина являются интернализованными реакциями на негативное суждение других. Главное различие состоит в том, что стыд порожден неприятием самости целиком, а вина фокусируется на специфическом поведении. Стыдящийся ребенок может найти способ вновь завоевать родительское принятие, чтобы иметь право на существование. Боясь отвержения, ребенок должен затрачивать бесконечно много энергии, изыскивая пути для того, чтобы добиться принятия своими родителями.

___112___113

Каждое нристыжение может быть переведено в приказ измениться. Например, "Ты так уродлив" также означает: "Если ты хочешь быть принят, тебе нужно сбросить вес, по-другому одеться..." Даже крайние стыдящие утверждения ("Я бы хотел, чтобы ты никогда не рождался") подразумевают, что оскорбляемая сторона должна быстро сделать что-то для завоевания расположения. Проблема со стыдом состоит в том, что от человека ждут изменения центральных особенностей его самости, таких как его личность, а не изменения специфического поведения. Стыдящийся ребенок поставлен перед почти невыполнимой задачей изменения своей основной сущности.

Могущество стыда как механизма контроля заключено в этом требовании. Ребенок, старающийся сохранить расположение родителей, может в самом деле попытаться изменить свою личность. Если папа хочет "симпатичную" девочку, значит, дочка станет симпатичной. Если мама хочет "независимую" девочку, значит, она будет действовать независимо, подавляя возникающие потребности в зависимости. Когда "несимпатичное" или "зависимое" поведение встречается стыдом, ребенок склоняется к отвержению такого поведения. Стыд, переживаемый в настоящем, комбинированный с воспоминанием о стыде и угрозой будущего стыда, побуждает к жесткой конформности сначала с семейными, а позже - с общественными нормами.

Семьи алкоголиков часто применяют контроль посредством стыда. В результате, дети находятся под постоянным испытующим взором и не поощряются к "выработке собственной личности или паттернов поведения. Им приказано стать в точности тем типом индивидуальности, которую хотят ви-

деть их родители. Родительская ригидность приводит к детской. Дети отказываются от неприемлемых аспектов себя, возможно, чтобы вернуть их себе годами позже в процессе терапии.


Глубоко стыдящиеся родители

Стыд распространяется во многих поколениях. Глубоко стыдящиеся родители, скорее всего, передадут этот стыд своим детям, заразив их своим собственным чувством внутренней неполноценности. Дети могут узнать, что один или оба их родителя стыдятся, без прямого выяснения. Они видят этот стыд в формах родительской нерешительности, оправданий, ухода и защит. Они замечают, что один родитель не принимает похвал или что он очень озабочен имиджем. Они могут услышать, как другие члены семьи называют родителя глупым или стеснительным. Они собирают множество свидетельств, вербальных и невербальных, что их родители уверены в том, что являются законченными неудачниками по жизни.

Когда родитель стыдится, как ребенок может использовать его в качестве образца? Такому ребенку гораздо труднее, у него меньше возможностей развить автономию и соответствующее чувство собственного достоинства. Если он сильно идентифицируется с таким родителем, он, вероятно, интер-нализует родительский стыд, который перекрывает и окружает персональную гордость, порождая, как минимум, стеснительность. Ребенок может восстановить собственное достоинство, только отвергнув родительский стыд; этот акт нелояльности может быть за пределами его возможностей. Он может

___114

пожертвовать персональную гордость на алтарь семейного стыда.

Алкоголизм остается источником стыда в нашем обществе. Ребенок родителя-алкоголика становится исключительно уязвимым к смущению или унижению. Большинство таких детей правильно понимают, что алкоголик или непьющий родитель чувствует стыд из-за проблем пьянства. Затем они начинают сомневаться в достоинстве всей семьи. Ребенку алкоголика трудно держать голову высоко. Если только он не поклялся себе: "Я никогда не буду таким, как мой отец (мать)", он не прекращает идентифицироваться со стыдящимся родителем. Но даже отвержение родителя-алкоголика может не помочь ребенку избежать стыда. К примеру, ребенок, отказывающийся говорить друзьям свою фамилию, "потому что все Смиты - пьяницы", должен тратить массу энергии на избегание стыда. Так же как ребенок, который поклялся никогда не пить, чтобы никогда не быть таким, как отец, живет с тайным стыдом - знанием, что если когда-нибудь выпьет, то станет алкоголиком.

Помощь клиенту в идентификации порождающих стыд посланий и поведения

Краткий список вопросов, помещенных в Таблицу 3, суммирует материал, представленный выше.

___115

Таблица 3