ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 262
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
___139
вернуться и вернула на прошлую роль. Члены семьи могут сопротивляться этому внезапному перемещению по нескольким причинам;
1) они могут сомневаться, что алкоголик сможет поддерживать трезвость;
2) они могут считать, что, даже будучи трезвым, он не сможет играть эту роль;
3) они могут решить присвоить эту роль, и надеяться сохранить свое значение в семье;
4) они могут хотеть, возможно, бессознательно, наказать алкоголика, продолжая его стыдить;
5) они могут пытаться смягчить собственное чувство стыда, играя роль семейного героя.
Задача семейного консультанта в этой ситуации -помочь семье начинающего выздоравливать обсудить такое изменение, чтобы в конце концов абстинентный индивид смог вернуться к своему положению. Здесь каждый, включая консультанта, должен проявить терпение. Подталкивание недавно протрезвевшего может быть катастрофическим, если он сталкивается с непривычными или слишком обширными обязанностями. Члены семьи скоро потеряют доверие друг к другу, начнут сомневаться в себе, и стыд и вина всей семьи может увеличиться. Консультанту следует прервать этот процесс, если необходимо, встретившись с алкоголиком индивидуально, и помочь ему выносить стыд и управлять им. С другой стороны, консультанту может понадобиться объединиться с выздоравливающим, если семья не смогла понять и отреагировать на его реальный позитивный рост. Главный принцип здесь таков: алкоголика нужно поощрять к возвращению
___140 ___141
к своим ролям, как только у него будут основания считать, что он может постоянно их выполнять.
4. Перфекционизм и нереалистичные ожидания
Перфекционизм был описан в Главе 3 как широко используемая защита от стыда. К несчастью, активный алкоголик-перфекционист часто становится после лечения выздоравливающим алкоголиком-перфекционистом, требующим безупречного поведения от себя и своей семьи. Стыд в этой ситуации способствует несмягчаемой требовательности, которая неизбежно терпит неудачу. Члены АА, говоря о "сухих пьяницах", имеют в виду таких индивидов, которые только прекратили пить, без изменения других аспектов поведения. Такие люди могут быть слишком переполнены стыдом, чтобы отказаться от своих традиционных защит от него. "Сухие пьяницы" сопротивляются выработке трезво! о стиля жиз-ни, который включает в себя гордость собой и уважение к другим, поскольку они не могут поверить, что, даже будучи трезвыми, они достаточно хороши для того, чтобы принадлежать к сообществу. Этот глубинный стыд увеличивает их психологическую дистанцию от семьи и подготавливает почву для будущих срывов. Многие начинающие выздоравливать алкоголики также неверно оценивают, чего они могут ожидать от себя и своих семей. Эти нереалистичные ожидания могут быть связаны со стыдом или отражать недостаток осведомленности данной персоны о "нормальных" семьях, нераспознанные когнитивные нарушения или другие обстоятельства, которые ограничивают функционирование индивида и семьи. К примеру, начинающий выздоравливать индивид может считать, что теперь, ког-
да он трезв, между членами семьи не должно быть никаких конфликтов. Такие ожидания часто ведут к разочарованиям и чувству, что кто-то или вся семья остается дефективным даже после абстиненции.
Члены семьи могут лелеять равно перфекциони-стские или неразумные ожидания по поводу выздоравливающего алкоголика. Они могут быть еще в состоянии частичного отрицания, желая, чтобы он действовал так, как будто никогда не страдал от заболевания, ослабляющего его способности.
Перфекционистские семьи имеют тенденцию быть крайне соревновательными, каждый член смотрит на других, ища какие-нибудь знаки надвигающейся катастрофы. В таких семьях с трудом признают успех другого, поскольку успех определяется больше как избегание неудачи, чем как позитивное достижение. Семейная терапия должна фокусироваться на стыде, лежащем в основе такого безжалостного паттерна; члены семьи нуждаются в помощи в принятии своих ограничений скорее как признаков принадлежности к человеческому роду, чем как причин для унижения.
5. Обучение нестыдящим коммуникативным паттернам Семьи, полные стыда, выработали коммуникативные привычки, которые усиливают стыд в десятки раз каждый день. Эти паттерны были детально описаны в предыдущей главе. Возможно, что без руководства такое поведение продолжится и после того, как алкоголик прекратит пить. Абстиненты, бросившие пить сами и не присоединившиеся к Анонимным Алкоголикам, с очень малой вероятностью распознают вредоносные послания, циркулирующие в их семьях.
___142
Лечебный персонал обычно помогает алкоголикам начать обращаться к своему собственному стыду. "Я красивый, умный и достойный человек" может быть лозунгом, который клиента заставляют повторять перед зеркалом по многу раз за день; позитивная обратная связь замещает критицизм; физические и вербальные оскорбления запрещены. Однако персонал, занятый в программе, может весьма осторожно оценивать эффективность этого обучения, особенно в курсе краткосрочной терапии в стационаре. Одной причиной осторожности является то, что лечащиеся алкоголики еще не избавились от когнитивного дефицита, который мешает им эффективно учиться несколько недель или дольше. Способность клиента генерализовать результаты тоже под вопросом: опасно предполагать, что начинающий выздоравливать алкоголик будет способен знания, полученные в одной обстановке, использовать в другой. Например, индивид, запомнивший, что он красивый, умный и достойный, может оставить эту информацию позади, только выйдя за дверь, конечно же, не думая применять ее ни к себе, ни к своей семье. К тому же, ущерб, нанесенный стыдом, лечится медленно. Алкоголики на ранних стадиях абстиненции, скорее всего, имеют много стыда, легко проецируемого на других членов семьи. И, наконец, выздоравливающий алкоголик - только один из членов семьи. Стыдящие послания, вероятно, продолжатся, пока вся семья не изменится.
Семейная терапия может быть очень эффективной в области помощи семье как целому минимизировать стыдящие послания. Последние представляют собой видимые действия, которые могут быть изменены посредством стандартной бихевиоральнои
___143
терапии. Члены семьи могут научиться игнорировать стыдящие утверждения, а также их можно научить хвалить друг друга, вместо того чтобы критиковать. Я хочу подчеркнуть, что такое новое поведение должно практиковаться в процессе терапии. Просто говорить о том, как семья может быть мила друг с другом, будет, скорее всего, неэффективным, это даже может иметь негативные последствия, если семья заключит, что такое поведение для них невозможно. Практические занятия, во время которых индивиды демонстрируют уважение и высокую оценку друг другу, должны проводиться регулярно в течение и после первичного лечения.
Круг похвал - одна из тактик, используемых мной с семьями, нуждающимися в практике позитивных сообщений. Семью просят соединить руки (терапевту также следует включиться в круг, чтобы продемонстрировать его единство с семьей и то, что он не боится делиться заботливыми чувствами). Затем родитель инструктируется о том, как начать процесс, по-особому похвалив другого человека в семье. Это дает терапевту возможность пронаблюдать, насколько комфортно этому родителю хвалить, и подчеркивает важность родительского лидерства в этой задаче. Расплывчатые утверждения ("О, я думаю, что ты мне немного нравишься, но я не знаю, почему"), обманные похвалы ("Мне нравится в тебе всё"), отказы ("Я не могу придумать, за что его похвалить") и скрытый критицизм ("Да, мне понравилось, когда ты вынес помойку однажды, несколько недель назад (но ты с тех пор ни разу этого не делал, поэтому ты плох)") не разрешаются. Индивид, которого похвалили, затем должен выбрать кого-то другого в семье и отправить ему позитивное послание. Этот процесс повторяется, пока
___144
все не получат и не передадут по два-три сообщения. Нужно убедиться, что получивший похвалу услышал ее, а также исследовать его попытки ее обесценить. Дающий и получающий должны смотреть друг другу в глаза. После того как круг завершился, я п-рошу участников поделиться своими чувствами. Это часто приводит к дискуссии на тему того, как семья со временем потеряла привычку хвалить, частично в результате пьянства. В норме, члены семьи высказывают огромные сомнения в том, что они смогут хвалить друг друга дома. Эта негативная установка реалистична, поскольку порождена тысячами критических посланий, которыми они обменивались. Тем не менее, консультант может их обнадежить, указав на то, что они только что достигли успеха в изменении этого паттерна всего за несколько минут, и что они, возможно, все чувствуют себя лучше по этой причине. Терапевт может затем дать домашнее задание: повторить дома круг похвал, или проинструктировать каждого "тайно" похвалить кого-нибудь. Я обычно добиваюсь выполнения этого, повторяя круг на следующей сессии.
Выздоравливающие алкоголики и их семьи очень много выигрывают, заменяя похвалами и уважением стыдящие сообщения. Это создает позитивную атмосферу в настоящем, которая часто резко контрастирует и с недавним прошлым этой группы, и с родительской семьей алкоголика. Стыд из прошлого с большей вероятностью будет разрешен, если индивид живет в обстановке взаимного уважения.
___145
Резюме
Члены семьи алкоголика сталкиваются со многими проблемами стыда. Некоторые из них - такие, как "стыд взаймы", отражают легкость нарушения и искажения границ в алкогольных семьях. Другие, включающие в себя хроническое блокирование интимности, показывают, что стыд, происходящий из взаимодействия с алкоголиком, может генерализоваться, затрагивая всю жизнь стыдящегося человека.
Когда алкоголик бросает пить, вся семья имеет возможность поменять свое провоцирующее стыд поведение. Алкогольные и семейные консультанты могут помочь семье научиться общаться посредством нестыдящих взаимодействий. В других ситуациях, например, когда терапевт лечит взрослого ребенка невыздоравливающего алкоголика, первичной целью может быть помощь клиенту в узнавании того, как его или ее жизнь была искалечена стыдом, и в проработке этих вопросов таким образом, чтобы человек мог развить способность относиться к себе и другим с уважением и достоинством.
___147
6. Лечение стыда — общие соображения
Введение
Проблемы стыда предлагают консультанту возможность установить тесные связи со своими клиентами. Возможно, в этой области клиент в наибольшей степени нуждается в помощи терапевта - в раскрытии этой темы, в принятии себя стыдящегося и в обучении тому, как двигаться от прошлого непреодолимого стыда к реалистической гордости. Тем не менее, вопросы стыда, как при консультирования алкоголиков, так и вообще, могут представлять сложности по нескольким причинам (Potter-Efron, 1987). Во-первых, самому предмету стыда никогда не уделялось достаточного внимания ни клиницистами, ни учеными. По сравнению с виной, например, совсем немного руководств помогают консультантам распознавать паттерны стыда или лечить их. Стыд оставался на периферии интереса до недавнего времени. К счастью, эта ситуация, кажется, ме-няется: несколько важных изданий были опубликованы за последние несколько лет (Miller, 1985; Fossum & Mason, 1986; Kaufman, 1980; Kurtz, 1981). Обнадеживает то, что терапевтическое сообщество проявляет достаточный интерес к стыду, так что за несколько следующих лет можно ожидать появле-
ния полезных моделей индивидуального и систем-, ного лечения.
Второй причиной, по которой стыдящиеся клиенты сопротивляются терапии, является то, что они склонны прятать свой стыд от консультанта. Как заметил Моррисон: "Чувство вины поставляет материал для интервью, стыд же не допускает этого". Это потому, что первая линия защиты от стыда включает в себя процессы отрицания и ухода. Стыдящийся человек уходит от контакта с другими, в том числе и с консультантом. Это может быть фрустри-рующим для последнего, особенно когда клиент, кажется, играет в "У меня есть секрет" во время терапевтических сессий. Помощник должен распознать и оценить внутренний конфликт, бушующий внутри стыдящегося человека, который хочет поделиться источниками своего стыда, но в то же время ужасно боится -отвержения и оставления.