ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 264
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как можно создать такое убеждение? Во-первых, помощник может информировать клиента о законах конфиденциальности. Однако, делая это, важно не обещать больше того, что вы можете. Клиент должен точно знать, какой материал может быть раскрыт другим и при каких условиях. Стыдящиеся клиенты будут воспринимать любое нарушение конфиденциальности как абсолютное предательство.
Во-вторых, полезно информировать и напоминать клиенту о том, что это место безопасно для
него. Терапия — это место, где клиент может пойти на "безопасный риск"; поскольку помощник не осу
дит его, он свободен во время сессии пробовать вещи, которые не может себе позволить в жизни.
Возможно, сначала эти слова не вызовут доверия у многих клиентов, поскольку большая часть их ак
туального опыта говорит им, что консультант, скорее всего, пытается ими манипулировать. Критич
но то, что терапевт поддерживает свои слова ясной демонстрацией в течение терапии, что он может
действительно принимать клиентов такими, какие они есть, даже с их стыдом.
___157
Третий уровень обеспечения безопасности - поведение. Консультант не может ожидать, что клиент пойдет на риск поделиться с ним своим стыдом, если он не расположен внимательно слушать, если утверждения клиента обесцениваются или если он отвечает на раскрытие лекцией или советом. Консультант, лечащий стыд, должен быть сначала относительно пассивен: терапевт может открыть дверь, будучи готовым принять клиентов, но затем он может только ждать, смотря, захотят ли они войти.
Обеспечение безопасности само не излечит стыд. Это только дает клиенту шанс развить со своим помощником отношения, основанные на взаимном уважении и понимании. Как только индивид решает сделать часть своего стыда видимой, он чувствует облегчение, так как его раскрытие встречает уважение. В результате стыдящийся индивид начнет верить, что он более ценен, чем он думал, раз кто-то может принять самое плохое в нем.
Важно помнить, что, когда клиент раскрывает постыдную информацию, он может доверять вам в этот момент, но пережить волну страха и возобновившегося стыда позже в этот день или вечером. Я предупреждаю своих клиентов о такой возможности, говоря, что они могут позвонить мне, если потребуется помощь, и я их не отвергну. Как заметил Кауфман (1980), в это время цель - открыть "межличностный мост", закрытый стыдом.
Стыд - всё же не такая деликатная тема, чтобы обращаться с клиентами слишком уж осторожно. Возможно принять это настолько всерьез, что мы потеряем толику базового абсурда, лежащего под многими терапевтическими проблемами. Фактически, юмор - один из наиболее эффективных способов конфронтировать стыд. Если мы можем помочь
___158
клиенту понять, как смешно думать, что он был избран, чтобы стать "очень специальным червяком" (Kurtz, 1981), то потом такой клиент может стать способным принять свою базовую человечность. Тем не менее, в тот момент, когда стыдящийся клиент идет на реальный риск, раскрывая помощнику нечто, что считает чрезвычайно дискредитирующим, он нуждается в знании о том, что терапевту можно доверять.
Часто в таких сессиях раскрываются подробности сексуального поведения. Это связано с личной природой этой активности в нашем обществе (Schneider, 1977). Клиенты с сексуальным стыдом обычно также чувствуют вину за свои занятия, веря, что нарушают персональные или социальные стандарты. Фокусирование стыда на этой теме случается, когда индивид чувствует, что отличается от других и неприемлем из-за своей сексуальности. Женщина может думать (или слышать от других), что она обладает такой магической силой, что мужчин влечет к ней помимо их воли. Это не только делает ее ответственной за их возбуждение, но и превращает ее в опасное "животное", которое бесчеловечно в своей силе. Мужчины могут тоже ощущать сексуальный стыд, возможно, связанный с проблемами "представления" (performance), ставящими под сомнение их мужественность. Консультантам следует быть особенно бдительными, когда обсуждается сексуальный материал, потому что клиент может не сообщать, что чувствует стыд из-за того, что произошло. Терапевтам нужно быть особенно осторожными, убеждая клиента в безопасности в такие моменты; любое раскрытие в сексуальной сфере - это тест, говорящий клиенту, насколько терапевту можно доверять. Терапевтам нужно знать,
___159
как найти положение в терапевтическом ряду на этой сессии: слишком сильная вовлеченность, типа попытки обнять клиента, когда он рассказывает об инциденте сексуального абъюза, может быть запросто проинтерпретирована как насилие. И конечно, какой-либо актуальный сексуальный ответ консультанта в таком или любом другом контакте с клиентом - это эксплуатация, которая увеличит клиентский стыд (Nielsen, 1987).
Никогда не стыдите человека, испытывающего стыд
Как мы видели, стыдящиеся люди нуждаются в безопасном месте, где они могут вырасти. В момент раскрытия своих секретов консультанту они особенно уязвимы для отвержения. Помощник обладает властью облегчить их стыд и сомнения, поддерживая их, или увеличить эти чувства, нападая на них.
Негативные терапевтические реакции, увеличивающие стыд, могут быть легкими или грубыми. Как это ни грустно, существует история из области алкогольного консультирования, когда консультантов тренировали намеренно "конфронтировать" своих клиентов способами, несомненно, увеличивающими их стыд. Например, я работал однажды в центре для подростков, в котором разрешалось орать на клиентов и словесно оскорблять их. Обычной формой наказания в этом заведении было заставить подростков часами, а порой и целыми днями сидеть в общем холле. Целью было "проломить" систему отрицания этих подростков. Цена их унижения была рационализирована как необходимая часть лечения. Остается надеяться, что такое поведение
___160
прекратится, когда алкогольные консультанты будут получать лучшее образование.
Любое сообщение терапевта, говорящее клиенту, что он не хорош, увеличит его стыд. Кстати, любые слова, повторяющие то, что клиент слышал в детстве (возможно, "Ты меня слегка разочаровываешь"), усилят полное стыда чувство идентичности. Чтобы еще усложнить вопрос, замечу, что некоторые клиенты могут стыдиться в ответ на слова, совершенно не оскорбительные для других. Терапевт должен внимательно наблюдать за клиентом, чтобы заметить, что нечаянно устыдил его чем-то, что сказал или сделал.
Если консультант отвечает шоком ("Я никогда не слышал ничего подобного. Я не знаю, смогу ли я с этим иметь дело") или негодованием ("Простите, но я просто не могу выносить такого поведения - я действительно оскорблен"), он, возможно, увеличит стыд клиента. Такие реакции подтверждают, что клиент действительно достоин осуждения, он настолько дефективен, что даже терапевты не притронутся к нему. Такие сообщения не обязательно произносить вслух. То же можно выразить, посмотрев в сторону, покраснев и т.д. Клиент может также заключить, что помощник сам стыдится, и решить, что лучше скрыть эту информацию до лучших времен, чтобы поберечь своего консультанта.
Терапевты, занимающиеся стыдом, должны быть столь же бдительны к малейшему, самому тривиальному критицизму, как и их клиенты. Такие действия, как поднятие бровей, взгляд в сторону или в упор, прерывание и смех, могут быть интерпре тированы клиентом как стыдящие. Важно помнить, что волны стыда часто вызываются такими малень кими событиями. Хотя помощник, конечно, не мо
___161
жет отвечать за то, как клиент проинтерпретирует каждое из его действий, эти ситуации создают возможности для клиента и консультанта исследовать то, как клиент начинает стыдиться.
Регулярно обращайте внимание на отношения клиент/помощник
Эванс (1987) утверждает, что "главным элементом лечения базирующейся на стыде идентичности является развитие отношений заботы с кем-то, кому можно доверять". Это означает, что для облегчения внутреннего стыда имеет значение не столько содержание, которым делятся, сколько сам процесс. Отношения между терапевтом и клиентом могут стать для клиента новым образцом, который затем может использоваться при реструктурировании других его отношений.
Предполагается, что терапевт, наилучшим образом работающий со стыдом клиента, - это тот, кто сталкивался со своим собственным. Я не имею в виду, что терапевт должен разрешить эту проблему до такой степени, чтобы вообще не чувствовать стыда, - это не является целью работы со стыдом. Но консультант, разрушаемый стыдом, часто привносит собственные страхи оставления и отвержения в терапию; такой человек затем должен положиться на своего клиента, который будет поддерживать его, пока он сам пытается поддерживать клиента. Терапевты, осознавшие, что у них существуют такие глубокие потребности, могут всё же быть эффективными с клиентами, но при условии, что они могут вынести эти потребности за скобки терапевтической сессии и заняться-ими со своим личным терапевтом или супервизором.
___162___163
Некоторые клиенты могут пробуждать стыд в своем, помощнике. Например, консультант может вздрагивать каждый раз, когда слышит от клиента слово "идиот", потому что так его называл отец. Помощник может просто чувствовать себя некомфортно с клиентом, быть настороженным или слегка напуганным тоном его или ее голоса, жестами и т.д. Консультанту следует научиться распознавать такие эпизоды, чтобы быть способным отделить свой стыд от стыда клиента. Хорошая супервизия, терапия и личный инсайт могут помочь терапевту развить способность относиться к клиенту объективно и заботливо.
Стыдящийся клиент имеет специфическую надежду, не обязательно высказываемую, на отношения консультирования. Он надеется, что сможет показать помощнику в себе всё то, что заставляет его чувствовать себя отвратительным, грязным и дефективным. Он определенно не выложит весь этот материал немедленно, он вообще может решить никогда не делиться им.
Клиент нуждается в таком помощнике, который хочет быть полностью занятым этим индивидом, а не в таком, который укрывается за ролью терапевта или консультанта. Клиенту, делящемуся своим стыдом, нужно делиться им с человеческим существом, а не исполнителем роли, и не имеет значения, насколько хорошо терапевт играет свою партию. Консультанты, лечащие стыд, должны чувствовать себя комфортно в царстве чувств и не испытывать потребности улучшить всё прямо сейчас.
Работа в области стыда эмоционально может сильно затронуть и клиента, и терапевта. Терапевту потребуются прочные границы, чтобы не быть сметенным болью клиента. Однако я уверен, что эта об-
ласть может быть в высшей степени удовлетворяющей для консультанта по нескольким причинам. Во-первых, люди регулярно излечиваются от.своего стыда в процессе терапии. Во-вторых, индивид, обратившийся к своему стыду, часто предстает заметным образом трансформированной личностью, явно более счастливой в отношениях с собою и с миром. Это зрелище, даже увиденное лишь однажды, на-поминает большинству помощников о том, почему они занялись этим делом. И, наконец, работа со стыдом напоминает терапевту о его потребности в принадлежности мирозданию и о том, как это получилось. Этот последний аспект может быть особенно ценным для консультантов, которые сами выздоровели от химической зависимости или другого серьезного: и постыдного состояния, и кто теперь благодарен, что достиг трезвости и личного достоинства.
Показывайте клиенту, что вы — человек
Многие клиенты имеют тенденцию ставить терапевта на пьедестал, смотря на него как на могущественную и магическую фигуру. Это может быть ценным в других ситуациях, но мешает эффективной работе со стыдом. Клиент в этом случае, в сущности, обращается с консультантом, как с кем-то, кто лучше его, потому что терапевту нечего стыдиться. Консультант снова обнаруживает себя в полной безопасности, но отделенным дистанцией от клиента.
Терапевтам нужно соблюдать баланс, конфрон-тируя стыдящихся клиентов. Такие люди могут нуждаться в родительской фигуре, которая может утешить и простить их, дать им позитивные послания, призванные уравновесить их стыд. С другой сторо-
___164___165
ны, им также нужны отношения с кем-то, кто находится в позиции базового равенства с ними. Только в такой ситуации клиент может научиться и принять свое фундаментальное право существовать в обществе.
Как помощник может продемонстрировать свою человечность клиенту, не превращая сессию в собственную терапию? Один способ - поделиться таким маленьким повседневным опытом стыда, который высвечивает абсурдность человеческого состояния. Один пример, который я использую - это когда на меня надели мой лучший; костюм, чтобы идти на встречу. Поднимаясь по лестнице, я так много думал о своем внешнем виде, что не смотрел на ступени. Когда я споткнулся и упал, я заметил, что мои мысли поменялись с "Я очень надеюсь, что все смотрят на меня" на "Я надеюсь, никто не заметил". Этот переход от тщеславия к смущению типичен для переживания стыда, но на достаточно низком уровне серьезности, на котором большинство людей могут посмеяться над собой.
Страх стыда может быть большей проблемой для некоторых клиентов, чем сам стыд. Это случается с человеком, который постоянно избегает действий, которые могут привести к переживанию стыда. Такие люди имеют тенденцию приобретать фобии, достигая состояния, в котором они почти полностью изолируют себя от межличностных контактов. Это другая причина, по которой консультанту важно демонстрировать посредством самораскрытия, что стыд - состояние, которое можно пережить. Когда консультант делится инцидентами стыда с клиентом, он демистифицирует стыд, превращает его просто в еще одно чувство, которое может быть перенесено без парализующего страха. Власть стыда
почти всегда ослабевает, когда он проявлен в свете человеческого контакта.
Я не рекомендую делиться глубоко постыдными инцидентами в ходе терапии, особенно такими, которые по сей день приносят помощнику дискомфорт. Такие инциденты, скорее всего, отклонят обе стороны от первоочередной работы - помощи клиенту с его стыдом. Каждый терапевт должен решить, какое количество самораскрытия будет полезным, если это явно соответствует рассматриваемой теме, и если оба партнера могут затем вернуться к проблемам клиента без отвлечения. Цель личных откровений помощника'-