Файл: Клиническая практика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 267

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Стыдящийся клиент также может энергично защищаться от консультанта, подошедшего слишком близко к его стыду. Яростные контратаки, использование сарказма и цинизма, проявления грандиозности и патернализма помогают таким людям держать терапевта на расстоянии от того, что они считают своим дефективным личностным ядром.

Еще одна сложность в терапии стыда состоит в том, что лечение происходит медленно. Это определенно является проблемой в краткосрочном лечении, например в стационарах для химически зависимых. Слишком часто стыдные темы (например, детский абъюз) возникают на таких встречах, а затем откладываются на одну или две сессии из-за действительной необходимости сконцентрироваться на чем-то другом. Бережное же сопровождение в таких ситуациях должно планироваться таким

___148

образом, чтобы проявивший свои чувства клиент мог получить продолжительную заботу о своих вновь открывшихся ранах.

Несмотря на эти трудности, лечение стыда может быть волнующим как для клиента, так и для терапевта. Люди выздоравливают от своего стыда и начинают вести более удовлетворяющую их жизнь. Советы, которые представлены в этой главе, могут указать некоторые направления тем помощникам, которые хотят исследовать эту область со своими клиентами.

Рекомендуемая последовательность лечения стыда, происходящего из родительской семьи

Не существует единственного паттерна, который подойдет всем клиентам и терапевтам, имеющим дело со стыдом. Однако я хочу предложить последовательность шагов, которую я нахожу эффективной в большинстве случаев, когда стыд коренится в исторических взаимоотношениях.

Шаг первый: Создать безопасную обстановку, чтобы клиент смог открыть свой стыд;

Шаг второй: Принять этого человека с его стыдом;

Шаг третий: Исследование источников стыда;

Шаг четвертый: Поощрить клиента усомниться в его представлении о себе, проверяя валидность стыдящих посланий;

Шаг пятый: Поддержать изменения в представлении о себе, которые отражают реалистическую гордость собой.

___149

Ничего полезного не может произойти, пока клиент не почувствует себя с помощником в достаточной безопасности, чтобы пойти на риск поделиться той частью себя, которую он считает неприемлемой. Вот почему стыд часто бывает скрыт, когда поначалу клиент обсуждает другие, менее пугающие темы. Первой задачей консультанта в области стыда должно быть убеждение клиента, вербальное и невербальное, что последний не будет атакован, а потом пристыжен, когда раскроет чувствительный материал.


Когда клиент делится постыдной информацией, Терапевт должен побороть желание немедленно отговорить его стыдиться. Вместо этого терапевт должен знать, как принять клиента с его стыдом. Он должен сообщить, что видит и принимает этого человека таким, каким он себя видит: полным стыда, дефективным, отвратительным. Это, разумеется, не означает, что терапевт нанесет клиенту оскорбление или согласится, что клиент действительно по сути своей ущербен. Критичным является то, что помощник может оставаться со стыдящимся человеком в кругу этого стыда без того, чтобы атаковать его.

Третья фаза терапий стыда заключается в исследовании родительской семьи и текущих межличностных источников стыда клиента. Это может быть вовсе не загадочным; зачастую клиент может в деталях воспроизвести стыдящие послания и поведение своих родителей, сиблингов и членов своей нынешней семьи. В других случаях специфические стыдящие послания частично или полностью вытеснены, как я продемонстрировал в примере, приведенном ниже. Цель этой стадии — помочь клиенту понять, что его чувство глубокого стыда по-

___150

рождено словами других людей, а не объективной реальностью.

Первые три шага подготавливают почву для того, чтобы помощник в конце концов обратился к понятию клиента о себе (self-concept). На самом деле, в это время надо надеяться на то, что клиент начнет исследовать его сам, но поощрить этот процесс -работа консультанта. Она состоит в том, чтобы подвергать сомнению валидность стыдящих посланий, которые были выявлены. Вопросы типа "Как ваш отец узнал, что вы так ужасны?", "Как они могли называть вас такими плохими словами, когда как раз ваша мать вышла из-под контроля?" и "Я не вижу ничего ужасного и порочного в вас. А вы?" -все помогают клиенту понять, что он был несправедливо осужден за преступление, которого не совершал, — за то, что он якобы не человек.

Когда стыдящийся понимает, что не должен принимать определение себя как непоправимо дефективной личности, он может постепенно начать переопределять себя как "достаточно хорошего" и приобретать реалистическую гордость собой. Это -праздничная стадия терапии, расплата за терпение клиента и терапевта, проявленное ими на стадиях принятия и исследования клиентского стыда. Однако помощник не должен забывать о терпении; клиент может только на время и понемногу восстанавливать чувство собственного достоинства, и периодические регрессии к стыду - обычное дело. Но стыдящиеся индивиды могут и восстанавливают или развивают позитивное отношение к себе. Роль консультанта на этой стадии - присоединиться и усилить ту часть клиента, которая движется к здоровью.



Терапевтическая последовательность, приведенная выше, может быть предствлена всем курсом

___151

терапии, а может умещаться в одну сессию. В общем, я уверен, что ранние сессии нужно фокусировать на первых двух стадиях, пока клиент и помощник устанавливают контакт и развивают доверие. Преждевременные попытки заняться стыдом только убедят клиента, что помощник его не понимает или не может оценить глубину его боли. Относительно нейтральный акт исследования источников стыда просто следует за первыми двумя и Продолжается так долго, как помощник может сопротивляться желанию "остановить" клиента. Последние две стадии, в течение которых консультант действительно ставит под вопрос клиентское понятие о себе, не может быть эффективным, пока клиент не примет помощника как важную фигуру в своей жизни. Это постепенный процесс, и он требует разного времени для каждого индивида. Возможно, хорошим правилом тут будет такое: чем глубже стыд, тем больше клиент должен доверять терапевту.

Каждая терапевтическая сессия может повторять полностью всю последовательность. Я приведу иллюстрацию в виде одной сессии клиентки, находящейся в длительной терапии, в течение которой стыдящаяся, персона научилась понимать свой стыд и обращаться с ним.

Пример случая: пять стадий терапии стыда

Линда - сорокалетняя дочь отца-алкоголика и "сумасшедшей" и склонной к физическому насилию матери. Ребенком ее регулярно били и унижали. Она стала настолько глубоко стыдиться, что чувствует себя беспомощной в изменении своей

___152___153

нынешней жизни с химически зависимым мужем. После шести месяцев терапии она прогрессировала до точки, в которой смогла присоединиться к терапевтической группе.

Одно вводное упражнение, которое я использовал (научившись ему у Патрисии Поттер-Эфрон), называется "Маска". В этом упражнении клиентов сначала просят нарисовать свои маски - образы, которые они хотят, чтобы видели другие. А затем -персону, находящуюся под маской. Как только Линда нарисовала эту персону, она очень возбудилась и внезапно покинула комнату, убежав в туалет с приступом тошноты. Ей хватило смелости вернуться, но она отклонила мое приглашение поделиться тем, что произошло, с группой.

Стадия первая: безопасность и раскрытие

Линда находилась в новом окружении, в котором чувствовала себя слишком уязвимой,- чтобы раскрыть свой стыд. Она нуждалась в подтверждении, что я не буду пытаться заставлять ее говорить об этом сейчас. Я сделал это невербально, но затем предложил ей остаться после сессии, потому что я не хотел, чтобы она уходила такой напуганной и устыженной.


Наедине Линда показала мне, что случилось: "реальная" персона под ее маской спонтанно развилась в рогатую сатанинскую фигуру. Линда смотрела на себя, как на дьявола - образ, характерный для многих стыдящихся индивидов.

Стадия вторая: принятие

Линда была шокирована, поскольку не ожидала, что ее стыд выйдет на поверхность так быстро и с такой силой. Также она узнала этот внутренний

образ; он ощущался как совершенно правильный и знакомый, хотя она не знала, почему. Она должна была объяснить мне специально, почему чувствовала себя подобной Сатане, испорченной и бесчеловечной. Моей ролью в течение этой фазы было поощрять ее откровенность, не допуская, чтобы она стала настолько презирать себя, чтобы я мог потерять контакт с ней. Я должен был сдерживать сильное желание уменьшить наш дискомфорт, бросившись ей на помощь до того, как мы реально встретимся с ее стыдом.

Стадия третья: исследование

Я вслух поинтересовался, кто бы мог сказать Линде, что она - дьявол, кто приделал рога к ее голове? К моему удивлению, Линда немедленно вспомнила то, что вытесняла тридцать лет; на протяжении нескольких лет до и после пубертата ее мать, избивая, многократно называла ее дьявольским отродьем (child of devil). He имея возможности сопротивляться, она инкорпорировала эту уверенность в сердцевину своей идентичности, вытеснив ее источник. Она не могла сомневаться в этом, потому что данное послание было недоступно для нее на сознательном уровне.

Стадия четвертая: вопросы и сомнения

К счастью, Линда достаточно долго работала над понятием о себе, чтобы она могла начать сомневаться в этом образе сама. Часть ее была разгневана и до сих пор не полностью принимала то, что она ужасна. Ободряемая мной, она позволила мне перечеркнуть дьявольские рога на ее голове, посмотрела на оставшийся образ нормальной женщины и облегченно разрыдалась. Она осознала, что "проглоти-

___154­___155

ла" чужое определение себя, и что она может теперь отвергнуть этот образ и заменить его позитивным.

Стадия пятая: утверждение

Затем я попросил Линду нарисовать новую персону, которую она видит. На ее рисунке была сильная, умная и заботливая женщина, прямо и гордо смотрящая на зрителя. Мы поговорили о том, что она нашла эту новую персону не только сейчас, но и несколько сессий назад в терапии, и о том, как эта новая женщина уже изменила свою жизнь с мужем и семьей.

Ведущие принципы лечения стыда

Правила, которые я упоминаю в этой части, призваны помочь терапевту осуществить пятишаговую последовательность лечения стыда. Они фокусируются на взаимоотношениях клиент-терапевт, поскольку я уверен, что именно они жизненно важны в облегчении непреодолимого стыда. Ниже я перечислил принципы терапии стыда.


1. Стыд начинает излечиваться, когда он проявлен в безопасной обстановке;

2. Никогда не стыдите человека, испытывающего стыд;

3. Регулярно обращайте внимание на отношения клиент / помощник;

4. Показывайте клиенту, что вы — человек;

5. Ожидайте многократных тестов на доверие в ваших отношениях;

6. Слушайте внимательно, чтобы заметить скрытые темы стыда;

7. Прислушивайтесь к стыду в гневе клиента;

8. Помогите клиенту принять его базовую человеческую природу посредством узнавания, принятия и исследования стыда;

9. Помощник должен скорее принять стыд клиента, чем пытаться разубедить его;

10.Связывайте стыд клиента с посланиями из его родительской семьи;

11. Идентифицируйте используемые клиентом специфические защиты от стыда;

12.Помогите клиенту продвинуться к принятию умеренного стыда как нормальной части жизни;

13.Будьте терпеливы - стыд излечивается медленно.

Стыд начинает излечиваться, когда он проявлен в безопасной обстановке

Потребность в безопасном месте - один из наиболее важных аспектов понимания и лечения стыдящихся индивидов. Это так, поскольку, хотя стыд, как и все чувства, переживается внутри человека, он, по большей части, порождается и поддерживается межличностной коммуникацией. Стыдящийся клиент приносит в терапию много старых чувств и страхов; он.особенно боится быть покинутым своим терапевтом посреди процесса и быть отвергнутым после того, как покажет свою скрытую сущность. Как помощник, я должен помнить, что у многих моих клиентов есть очень большие основания быть подозрительными на мой счет: не только потому, что они выросли в стыдящихся семьях, но многие из них продолжают сталкиваться с повседневными стыдящими атаками других. Более того,

___156

многие из этих клиентов страдали или, по крайней мере, уверены, что страдали от рук бессердечных, манипулятивных или невежественных как-бы-по-мощников. Такие люди приносят в терапию чувство глубокого опасения. Их прошлый опыт, их настоящий стыд и желание спрятаться в сочетании порождают начальную ситуацию, в которой они чувствуют более настоятельную потребность защититься, чем раскрывать свой стыд. Однако даже самый стыдящийся индивид, вероятно, рискнет сделать это, когда помощник предпримет значительные усилия, чтобы убедить клиента в своей безопасности.