Файл: Клиническая практика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 266

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


___250

возрастание обиды снабжает топливом желание про: явить агрессию и напасть на других; таким образом, цикл запускается снова.

Ни'в одной точке цикла алкоголик не сталкивается со смыслом своего алкоголизма. И нигде он не находит способа обойтись со своей виной иначе, чем запить. Алкоголик не может достигнуть долгосрочной трезвости, пока этот цикл продолжается. Выздоравливающая личность - это тот, кто осознаёт одновременно то, что его пьянство само является проблемой, с которой надо разбираться независимо от чувства вины, связанного с пьянством, а также что чувство вины может саботировать его усилия оставаться трезвым, пока к нему тоже не обратятся впрямую.


Резюме _

Шесть защит от чувства вины были описаны в данной главе: рационализация, самозабвение, параноидное мышление, обсессия/компульсия, по1 иск чрезмерного наказания и интеллектуализация. Каждая защита помогает индивиду чувствовать себя менее виноватым, но в то же время отвращает его от реальности, на которую может быть необходимо взглянуть. Все шесть защит могут помогать алкоголику избегать осознания и решения его проблемы.

Цикл алкоголизация/вина связывает два этих понятия вместе. Алкогольная зависимость одновременно и защищает употребляющего от чувства вины, и увеличивает вину. Попавшие в этот круг будут нуждаться в помощи, чтобы достичь трезвости и чувства собственного достоинства.

10. Порождающие чувство вины послания и поведение в родительской семье

Введение

Межличностные источники чувства вины находятся в посланиях, полученных индивидом в родительской семье, и в поведении, которое демонстрировали его родители и сиблйнги. Все родители ответственны за то, чтобы научить своих детей тому, что хорошо, а что плохо; сравнительно здоровые родители могут помочь в привитии позитивного чувства вины, реалистического осознавания того, когда и как ребенок навредил другим, которое ведет к развитию у детей просоциальной, сотрудничающей установки по отношению к жизни.

К несчастью, некоторые родители не способны последовательно действовать таким образом. Вместо этого они говорят и делают вещи, которые обременяют детей ненужным .и непродуктивным количеством вины. Такая вина происходит большей частью из страха наказания и осуждения. Дети, вырастающие в такой среде, часто будут нести с собой эту излишнюю, иррациональную вину во взрослую жизнь.

В каждой семье имеется своя собственная версия "Десяти заповедей". "Не болтай", "Игнорируй пья-

___252

ное поведение", "Будь ответствен за Маму", "Притворяйся счастливым, как бы плохо тебе ни было" -типичные правила неблагополучной семьи. Нарушение этих заповедей и даже размышление о нем порождают тревогу и страх наказания у членов семьи еще долгое время после того, как они покинули дом. Терапевт, работающий с повязанным виной индивидом, должен будет исследовать эти абсолютные правила вместе с клиентом, чтобы понять и изменить их.

Ниже перечислены многие послания и виды поведения, типичные для порождающих чувство вины семей.

1. В каждом инциденте кто-нибудь виноват



2. Фокус на сохранении личного контроля

3. Наказания за то, что "думаешь о проступке"

4. Обоснованность родительского наказания/угроза наказания

5. Ожидание морального проступка

6. Праведный гнев - обычный ответ на фрустрацию

7. Обвинение без объяснений

8. Отказ простить или забыть

9. Ответственность за моральное поведение неправильно распределена между членами семьи

В каждом инциденте кто-нибудь виноват

Для фокусированных на вине семей не существует таких понятий, как судьба или несчастный случай. Всё, что случается, особенно всё плохое, должно иметь объяснение. Более того, причина обычно находится в неправильных действиях по меньшей мере

___253

одного члеца семьи. Например, ребенок, который упал и поранился, должно быть, бежал слишком быстро или был неосторожен. Более зловещий пример: ребенок, ставший жертвой сексуального абъю-за, должно быть, вел себя соблазняюще.

Персональная ответственность в такой ситуации может становиться крайне искаженной. Маленькие дети вообще склонны верить в то, что являются причиной многих событий, которые в реальности не контролируют; если родители подтверждают эту веру, такие дети могут в конце концов заключить, что они очень могущественные и опасные личности. Их может парализовать страх, что любое предпринятое ими действие может принести вред другим или даже уничтожить их. Они привыкают винить себя за любую боль тех, кого они любят. Такие дети берут на себя невозможное бремя - гарантию того, что их семьи всегда должны быть счастливыми.

Сущность такого искажения проявляется, когда алкоголик или другой член семьи говорит ребенку, что это он является причиной того, что алкоголик пьет. "Это всё из-за тебя" - обвинение, которое маленький ребенок не может опровергнуть и которому у него мало причин не верить. Такой ребенок попытается изменить свое поведение, чтобы алкоголик не пил; конечно же он не является подлинной причиной проблемы, и поэтому его усилия почти наверняка будут бесполезны. Однако он по-прежнему будет ощущать вину из-за того, что не смог найти решения проблемы. Если алкоголик . умирает от своей болезни, ребенок может считать себя виновным в его смерти.

Алкоголизм не является единственным источником чувства вины в таких семьях. Главное - то, что

___254

кто-то должен быть виноватым во всех семейных несчастьях. Заметим, что это правило не подразумевает, что должен быть определен реальный виновник; оно только утверждает, что кто-то должен за все это отвечать. Это может быть относительно слабый член семьи, козел отпущения, или просто непосредственная жертва перемещенной агрессии. Каким бы ни был источник, индивиды, обвиненные в слишком многих событиях, особенно если в реальности они не могут их контролировать, постепенно приобретут подавляющее чувство иррациональной вины.


Фокус на сохранении личного контроля

Подавление агрессии - центральный компонент переживания вины. Если сначала ребенок должен сдерживать себя просто из страха наказания, то потом большинство детей постепенно интернали-зует родительские ожидания, в конце концов становясь - .самодисциплинирующими. Они развили в себе способность контролировать собственные импульсы.

В норме индивид понимает также и то, что некоторая агрессивность является приемлемой. Ему не надо тратить большую часть энергии на присмотр за своими импульсами, чтобы убедиться в том, что они не перейдут в действия. Такой человек сохраняет способность быть спонтанным, временно ослаблять самоконтроль без страха неподобающих действий. Он может играть, наслаждаться своей сексуальностью и принимать участие в таких занятиях, которые "требуют" добровольного внимания. Он не истощен чувством вины.

___255

Все семьи ожидают от своих членов, что они будут сдерживать социально неприемлемое поведения. Однако семьи г которые порождают наибольшую вину, - это те,1 которые придают сдерживанию наибольшее значение. Послание, получаемое детьми в таких семьях, состоит в том, что они должны постоянно быть начеку, чтобы иметь возможность удержаться от проступка. От них ожидают, что они будут образцами подавления. Их "хорошесть" может базироваться на этом: чем лучше их саморегуляция, тем большее одобрение они могут получить от родителей. Таких детей могут наказывать за малейшие проступки, поскольку от них ожидается, что они смогут сохранять контроль всегда. Вместо жизни по "Десяти Заповедям", порождающие вину семьи вырабатывают десятки правил, которые запрещают их членам большинство спонтанных дей-ствий. Дети не могут получить помощи в сортировке и выделении приоритетов среди этих правил; их просто заставляют соблюдать все, не зада-вая вопросов.

Индивиды, вырастающие в такой ситуации, слишком социализированы. Они пытаются заточить свою естественную агрессивность в раковину конформности. В частности, гнев обычно рассматривается как нежелательная эмоция, которую не следует испытывать или даже слышать о ней. Вина не позволяет им понять, что гнев может быть сигналом о том, что что-то в их жизни не так.


Многие алкоголики и созависимые непоколебимо уверены, что должны всегда контролировать себя. Они считают более спонтанных или более увлеченных людей слабыми и эгоистичными. Разумеется, они не принимают понятие бессилия. Каждый может подробно останавливаться на эпизодах по-

___256.

тери контроля кем-то другим; алкоголик осуждает неразумный гнев своего партнера, в то время как созависимый партнер бранит его за жадность и беспечность. И ни тот, ни другой не хотят пристальнее присмотреться к своему собственному поведению.

Наказания за то, что "думаешь о проступке"

"Я точно знаю, о чем ты думаешь, и прекрати так думать немедленно!" Центрированные на-вине семьи могут практиковать ментальное вторжение, когда некоторые или все члены семьи уверены, что могут читать мысли друг друга. Склонные к этому родители часто могут быть бдительными и настаивать, чтобы помыслы их детей были чисты. Дети, выросшие в такой обстановке, могут прийти к выводу, что любая мысленная агрессия неприемлема/ и ее надо немедленно отменить.

Такая ситуация - преувеличение нормального процесса интернализации. Дети постепенно делают родительские запреты своими собственными и приучаются осуществлять цензуру своих мыслей и поступков. Один из примеров этого - когда маленький ребенок стоит перед зеркалом, показывает на себя пальцем И громко говорит: "Нет, не делай так". Однако большинство людей сохраняет за собой право иметь "дурные мысли", пока задуманное не осуществляется. Ребенок, думающий про себя, что его. отец - посредственность, вряд ли представляет собой опасность для социального строя, и обычно не бывает наказан за такую идею, даже если его отец догадывается о том, что он думает. Так же и большинство взрослых порой скрывает социально нe-

___257

приемлемые агрессивные или сексуальные представления; это считается безопасным и личным делом индивида, если только (или пока) это никак не проявляет себя в действии.

Провоцирующие вину родители не проводят такой границы между личными мыслями и публичными намерениями. Для них просто подумать о чем-то - уже серьезное нарушение дисциплины. Они настаивают на том, чтобы надзирать за внутренним миром своих детей, поскольку тщатся научить своих потомков абсолютному послушанию социальным и семейным нормам. Они могут наказать ребенка, имеющего дурные мысли, как если бы он в действительности сделал что-то плохое. Например, ребенка могут отослать в кровать, пока он не прекратит "так думать". Ребенок может быть сбит с толку, если это "так" точно не определено, а также запутаться в том, что и как он должен думать.