Файл: Клиническая практика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 263

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обвинение без объяснений

Один из способов спровоцировать иррациональную вину - это последовательно обвинять кого-нибудь в неправильном поведении, не говоря ему точно, что именно он делает не так. Фразы, которые часто можно услышать в таких семьях: "Хоро; шо, если ты не знаешь, что ты такого сделал, я не буду тебе говорить" и "Должно быть, ты сделал что-то не так, раз она на тебя сердится"..

Такая расплывчатость выполняет несколько функций. Во-первых, неясность позволяет тому, кто обладает властью, сохранять контроль; он может обвинять кого угодно, не затрудняясь поиском повода. Поскольку он также исполняет и обязанности судьи и присяжных, он может сам и наказать обвиняемого, сохраняя за собой позицию морального превосходства, которое прибавляется к его физической силе. Во-вторых, неясность не позволяет обвиняемому предпринять эффективные действия для защиты себя от нападок или для исправления реально причиненного вреда. Индивид, чувствующий себя виноватым в такой ситуации, может отчаянно пытаться исправить свои ошибки, только чтобы услышать вновь, что неправильно понимает проблему и только усложнил ее. Таким образом, иррациональная вина порождает еще большую вину, когда индивид пытается измениться. Конечно, эти новые обвинения могут быть такими же расплыв-

___266___267

чатыми, как предыдущие, и так же не давать возможности исправления. В-третьих, неясные и неопределенные атаки вины имеют тенденцию приводить жертву в замешательство. Такая когнитивная вредность может приводить к поведенческому параличу виновного, изнуренного своими попытками лечить неизлечимое. В конце концов он прекращает борьбу и погружается в отчаяние. Теперь он может сказать: "Я испробовал всё. Что бы я ни делал, им ничто не нравилось. Они говорили, что я не прав, но никогда не говорили, в чем. Я не могу больше. Я так устал, что буду делать только то, что они скажут".

Некоторые индивиды, возможно, принимают осознанное решение использовать чувство вины другого вышеописанным способом. Чаще же обвинители верят, что их претензии совершенно справедливы. Они не могут понять, насколько их послания смущают получателе, или даже уверены, что тот намеренно притворяется, чтобы фрустриро-вать их. Так, многие семьи развивают паттерн взаимодействия, состоящий в том, что неясные обвинения становятся обычной формой взаимной коммуникации. Результатом может быть то, что один (или более) индивид выносит из такой семьи чувство неопределенной, но пропитывающей его целиком вины.


Семьи химически зависимых далеки от невосприимчивости к таким паттернам. Определенность плохо сочетается с отрицанием и минимизацией -двумя обычными защитами, используемыми членами таких семей. Гораздо легче обвинить кого-то в том, что он является проблемой, причем обвинить таким образом, который не позволит ему защитить себя, чем сталкиваться с некомфортной ре-

альностью. Алкоголичка может говорить своему мужу, что "всё будет хорошо, как только эти дети

4вырастут, - это всё из-за них". Хотя супруг может не соглашаться с такой интерпретацией, невозможно привести никаких доказательств, что дети ни при чем, пока не выдвинуты конкретные обвинения. Если супруг пытается защищать детей, то алкоголик достиг успеха в отвлечении внимания от себя. Если супруг принимает обвинения, алкоголик тем более может расслабиться, пока тот предпринимает действия типа звонков в консультационные центры, занимающиеся детьми. Единственно полезным из возможных ответов будет игнорирование таких расплывчатых атак и немедленное возвращение внимания к проблематичному поведению алкоголика.

И определенные, и расплывчатые обвинения могут порождать чувство вины. Однако определен-чые с наибольшей вероятностью вызовут рациональное чувство вины, поскольку обвиняемый может взвесить доказательства, решить для себя, совершил ли он проступок, а затем предпринять соответствующие действия по исправлению вреда. Неясные обвинения способствуют неясному ощущению вины, которое будет труднее разрядить, потому что обвиняемый не может ни защититься, ни исправить ситуацию.

Отказ простить или забыть

Индуцирующие вину члены семьи испытывают большие трудности с "прощением и забыванием", Они склонны разделять мир на хороших и плохих людей. Единожды попавший в их негативный список может остаться там на неопределенное время.

___268

Такие семьи отличаются эмоциональной и когнитивной хрупкостью, которая держит их членов в ловушке жестко определенных ролей.

Ставки в таких семьях высоки. Их члены могут жить в страхе, что они будут подвергнуты остракизму остальными. Если человек совершает нечто непростительное, цена этого может оказаться огромной; он может стать избегаемым, отвергнутым и -вообще выброшенным за ненадобностью.

Я бы хотел упомянуть здесь об одном из различий между виной и стыдом. Стыдящийся индивид переживает ужасный страх быть покинутым - чувство, что другие просто оставят его из-за присущих ему недостатков. В противоположность этому, виновный больше боится быть изгнанным из обще,-ства в качестве наказания за свой проступок. Такое, исключение обычно может быть символическим, как в случае, когда родители подчеркнуто игнорируют ребенка, который сказал что-то не то; оно может быть и физическим - например, отправить этого ребенка спать без ужина; оно может быть экстремальным - например, когда родитель решает, что не может больше жить с ребенком, потому что тот "никогда не будет послушным", и отправляет его жить с другими родственниками или в детский дом. Принципиальное содержание сообщения, которое тем самым передает взывающий к чувству вины родитель, таково: ребенок нарушил некое важное семейное правило, и наказанием ему будет временное или постоянное исключение из коммуникации.



Похоже, что именно потребность наказывать питает собой отказ прощать или забывать. Наказывающий, считая свои действия морально оправданными, настаивает на том, что неправая сторона совершила непростительный акт вероломства и пре-

___269

дала семью. Она нарушила правило и тем самым разрушила общее моральное благополучие. Оскорбленная сторона взывает к этическим принципам, защищая свою позицию; нарушитель покусился на социальный порядок в лице отдельного человека. Оскорбленная персона уверена, что ее гнев совершенно приемлем и что общество поддерживает ее желание наказать обидчика. Когда человек начинает чувствовать себя оскорбленным, это чувство наполняет всю его жизнь. Он затем может разрядить гнев, не чувствуя вины за это. Члены порождающих вину семей могут обнаруживать, что настолько "наслаждаются" своим негодованием и агрессией, что не могут или не хотят отказываться от приводящих к этому установок. Они забывают о том, что основная цель, с которой вызывают чувство вины, - подвигнуть нарушителя к тому, чтобы он заметил свои ошибки и смог исправить их, вернув себе хорошее положение.

Многие семьи алкоголиков регулярно практикуют техники исключения. Это семьи, в которых, по крайней мере, один человек в каждый момент времени является изгнанником. Возможно, отец больше не разговаривает с дочерью. Эти двое могут примириться, только если кто-то еще вызывается сам или выбирается для того, чтобы стать отверженным. Семейные сборища - это место, где выясняется, кого больше не признавать своим, а кто получил послабление.

Трезвость и движение к выздоровлению не обязательно являются преимуществами в таких семьях. Как показывает опыт, если выздоравливающий пытается придерживаться таких принципов, как честность и искренность, он может стать объектом значительной враждебности. Программы выздоров-

___271

ления, которые подчеркивают сдержанность, безусловно, являются угрозой для системы, в которой крайности в поведении и суждениях стали нормой. Тот, кто отказывается решительно встать на одну из сторон в споре, может быть обвинен в предательстве обеими. Способность прощать и меняться вместе с жизнью также будет дискредитирована в семье, которая переживает "возбужденное страдание" ("excited misery") (Drews, 1983). Начинающие выздоравливать клиенты могут нуждаться в помощи для понимания действующей здесь семейной динамики, чтобы избежать поглощения старой семейной враждой. Им также может потребоваться помощь, чтобы справиться с чувствами, если они обнаружат себя мишенями наказывающих и непрощающих членов семьи.


Ответственность за моральное поведение неправильно распределена между членами семьи

Чувство вины может быть разделено, побеждено или принято в качестве личной ответственности. Многие центрированные на вине семьи уверены, что вина - это коллективный феномен; в таких семьях каждый научается брать на себя ответственность за проступки других. Такая сверхидентификация наиболее часто встречается в запутанных семейных системах, придающих большую ценность взаимной зависимости и, по возможности, стирающих индивидуальность. -

Обязательства в таких семьях обычно бывают плохо распределены. Некоторые члены (к приме-ру, старшие дети) могут быть ответственны за мораль всей семьи. Однако даже тот, кого не обязывают брать на себя чрезмерную ответственность, может быть убежден, что случающееся в семье должно затрагивать его персонально.

Неправильное распределение обязательств распыляет ответственность. Человек, действительно совершивший что-то дурное, может быть защищен от переживания последствий, если процесс возмещения пытается произвести вся семья. Одна мать, которую я лечил, обнаружив, что ее сын украл и продал автомобиль, выкупила последний и вернула владельцу, даже не сказав об этом сыну. Она чувствовала себя ужасно виноватой в его поведении и не могла позволить ему столкнуться с реальностью совершенного им.

Коллективная вина (Forrest, 1983) - это ощущение общего морального провала, которое обычно в алкогольных семьях. Супруги, родители, сиблинги и дети - все чувствуют себя ответственными за трагедию, обвиняя <-ебя и друг друга в эгоизме, недостаточном понимании или в том, что слишком слабы, чтобы контролировать употребляющего. Это чувство вины может подталкивать их к тому, чтобы стать еще более ответственными (Верко, 1985) и еще лучше всё контролировать в отчаянном усилии исправить вред, который они, по собственному убеждению, нанесли. Эти члены семьи будут чувствовать себя всё более виноватыми по мере прогресса заболевания алкоголика.

Чувство коллективной вины тормозит адекватное выражение агрессии в дисфункциональных семьях. В частности, их члены могут не иметь законного права дать выход своему гневу и фрустрации в адрес алкоголика. Позже, если алкоголик умирает, дети могут чувствовать ответственность за это в связи с тем, что имели неконтролируемые жела-


___273

ния нанести ему вред или убить его (Seixas и Youcha, 1985).

Неправильно распределенные обязательства -фактор, влияющий на многие действия членов се-мей химически зависимых. У таких личностей имеются хронические проблемы с границами, поскольку их идентичность на моральном уровне сплавлена с другими членами семьи. Это может относиться и к алкоголику, который, возможно, избегает ответственности и вины в областях своей реальной компетенции, но зато берет на себя чрезмерную вину в других, сферах, где он совершенно бессилен. Семейная терапия, помогающая таким семьям перераспределить обязательства и уменьшить коллективное и неуместное чувство вины, может быть критической частью1 процесса семейного выздоровления.

Резюме

Родительские семьи нельзя обвинить в порождении всей иррациональной вины, которую чувствуют алкоголики и созависимые. Однако определенные поступки и сообщения, повторяясь, вносят в нее свой вклад. Индивиды, растущие в подобной среде, склонны чувствовать свою вину в связи с проблемами, которые не могут контролировать. Алкоголизм, химическая зависимость.или другие стрессогенные состояния обостряют данную проблему. Они могут быть встречены отрицанием или когнитивными искажениями, которые „с легкостью ведут членов семьи к заключению, что это именно они являются причиной семейного несчастья. Такие ис-кажения реальности должны затрагиваться в индивидуальной и семейной терапии, чтобы выздоравли-вающие личности могли научиться брать на себя ответственность за то, что зависит от них, а также позволять тем, кого они любят, самим нести ответственность за себя.

___275

11. Обычные темы вины в семьях активных и начинающих выздоравливать алкоголиков

Введение

"Что же я сделал неправильно?" - возможно, самый распространенный вопрос в доме алкоголика, на который труднее всего ответить. Каким-то образом ответственность и вина должны быть определены, чтобы заполнить вакуум, порожденный страхами и сомнениями, которые сопровождают алкоголизм. Семьи бесконечно, ничему не научаясь, ищут, кого бы обвинить и как исправить ситуацию. В конце концов, измученные этим, многие члены семей алкоголиков просто принимают вину на себя.

Темы вины в семьях активных алкоголиков

Здесь представлены темы вины, которые очень часто встречаются среди лиц из семей химически зависимых. Вина и ответственность часто досадным образом искажены.в таких семьях. Конечно, большинство алкоголиков не стремится принять на себя ответственность за свои трудности/Прикладывая усилия для избежания этой ответственности, они могут пытаться впутывать в это других. Последние