Файл: Клиническая практика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 271

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Такие люди приучены верить, что они не имеют права на свои собственные потребности. Они могут чувствовать себя свободными от вины, лишь когда жертвуют собой.

Самозабвенные индивиды должны на самом деле отказаться от столь многого в себе, что становятся

фактически не имеющими самости (self-less); вся их идентичность крутится вокруг удовлетворения ожиданий окружающих. Такие личности имеют очень незначительное независимое понятие о себе. Лишенные своих ролей святых, спасителей и заботящихся, они оказываются лишенными цели. Для них ценой избегания чувства вины является внутренняя пустота.

Самозабвенные индивиды часто путают заботу о себе с эгоизмом. В норме большинство людей может различить эти понятия. Акты эгоизма, такие как воровство денег или присвоение большей, чем это было бы справедливо, доли поданной на всех пищи, не могут пройти незамеченными. Скорее всего, поступающий так почувствует вину и сможет принять решение исправить хвою ошибку в настоящем и воздерживаться от подобного поведения в будущем. Большинство людей понимает, что простые акты заботы о себе, такие как съедание такого же количества пищи за обеденным столом, как и другие, представляют собой социально приемлемое поведение и не могут порождать чувство вины.

К несчастью, некоторые настолько боятся своих собственных агрессивных тенденций, что путают заботу о себе с эгоизмом. Они живут в соответствии с принципом, что любой акт заботы о себе должен быть рассмотрен как проявление эгоизма. Соответственно, такие люди ожидают наказания от других, когда им случается быть хоть чуточку, ас-сертивными; они также чувствуют огромную вину, обдумывая обычную для себя деятельность по уходу за другими. Они защищаются с помощью подходящих оправданий: "Меня всегда учили заботиться о других"; "Никогда не говори слова "Я" - это эгоистично"; "Если я подставлю другую щеку, то

___236___237

попаду на небеса". Однако в глубине за всеми этими аргументами скрывается чувство вины, которое парализует индивида, когда он пытается сфокусировать внимание на себе.

Приведенное выше описание самозабвенной личности наиболее часто ассоциируется с теми, кто живет с алкоголиками. В самом деле, многие супруги и дети алкоголиков действуют самозабвенно, отчаянно ставя потребности других впереди- своих собственных. Такие люди часто демонстрируют удивительную выносливость в страдании и способность выживать при минимальном количестве физической и эмоциональной поддержки. Возможно, некоторых созависимых привлекает чрезмерно требовательное, эгоистичное поведение алкоголика как один из способов защиты от чувства вины, которое они чувствовали бы, если бы кто-нибудь обращался с ними нежно. С другой стороны, многие соза-висимые ясно осознают, как дурно с ними обращаются в таких отношениях; их кажущееся самозабвение большей частью является реакцией на безвы-ходность ситуации.


Очень соблазнительно было бы описать алкоголиков как в сущности своей эгоистичных личностей. "Я хочу того, чего хочу, и хочу этого немедленно!" - действительно обычный атрибут мышления алкоголика. Однако некоторые алкоголики воспринимают себя как самозабвенных, они уверены, что отдают гораздо больше, чем получают. Иногда это исключительно лживая и служащая своему хозяину рационализация; такие индивиды оправдывают свое пьянство горечью по поводу того, как с ними плохо обращаются, или считают его наградой за то, как они жертвуют собой. Они могут также считать себя исключительно чувствительными людь-

ми, которые нуждаются в пьянстве, чтобы вынести жадность и бесчувствие всех остальных.

В других случаях алкоголик действительно защищается от чувства вины посредством самозабвения. Такие люди могут снять с себя последнюю рубашку как в трезвом, так и в пьяном виде. Стандартная программа лечения алкоголизма, предполагающая эгоизм алкоголика, может не быть эффективной с такими индивидами; их пьянство - не проявление жадности. Вместо того чтобы учиться обуздывать свою агрессию, такие люди, возможно, нуждаются в том, чтобы стать более напористыми.

Женщины-алкоголички особенно уязвимы по отношению к этой проблеме просто потому, что от женщин-вообще часто ожидают проявлений самозабвения. Роман "Фабрика крекеров" (Rebeta-Burditt, 1986), в котором начавшую лечение женщину подталкивают к тому, чтобы она немедленно вернулась к своим обязанностям матери и домохозяйки, иллюстрирует то, как самозабвение угрожает выздоровлению. Не имея права позаботиться о себе, главная героиня этого романа разрывается между принятием обязанностей (и срывом) и тем, чтобы остаться на более длительный период лечения. Верко (1985) пишет, что выздоравливающие алкоголички склонны слишком быстро возвращаться к своей материнской роли из-за своего чувства вины за прошлую неудачу в ней. Безусловно, консультантам следует учитывать это в ходе терапии.

Защиты, управляющие страхом и тревогой

Чувство вины настолько некомфортно, что многие индивиды развивают специфические защиты от него. Некоторые из этих защит особенно эффективны в уменьшении страха и тревоги, сопровожда-

___238___239

ющих вину. Виновные личности могут стать специалистами по переключению своей тревоги на повторяющиеся мысли и поведение. Затем они концентрируются на такой деятельности вместо своих неприемлемых импульсов. В этом разделе будут обсуждаться три защитных механизма, снижающих тревогу: обсессивно-компульсивная деятельность, параноидное мышление и поиск чрезмерного наказания.




Обсессивно-компульсивная деятельность

Lewis (1971) называет навязчивые мысли главной защитой против чувства вины. Люди с подобными паттернами мышления могут проводить бессчетное количество часов, обдумывая действия, прежде чем что-либо сделать. Им настолько важно обезопасить себя от морального падения, что любое поведение должно быть полностью продумано. Другими людьми мысли овладевают после действия. Они скрупулезно рассматривают всё, что совершили, в поисках ошибок, которые, как они уверены, должны найтись. В случае крайней выраженности, мыслящий подобным образом индивид защищается от чувства вины настолько хорошо, что может стать совершенно парализованным, неспособным завершить даже рутинные задачи без мучительной нерешительности. Когда чувство вины является частью такого паттерна, человек особенно боится совершить что-нибудь, что оскорбит или нарушит права других.

Компульсивность - это поведенческое дополнение обсессивного мышления. Компульсивная личность находит определенные повторяющиеся действия, которые служат для снижения хронической тревоги. Такое поведение, как, например, подсчет

трещин в асфальте или прогулки в ритуализован-ной последовательности, помогает индивиду сохранять контроль; пока он соблюдает правильную последовательность, его не накажут; ему не нужно чувствовать себя виноватым, пока он действует ком-пульсивно. Компульсивность может также быть следствием совершения преступления или попрания норм. Леди Макбет, бесконечно моющая руки, чтобы смыть следы крови убитого мужа - классическое описание Шекспиром того, как индивид может частично облегчить свое чувство вины посред-ством повторяющихся компульсивных действий. .

Пьянство - тоже компульсивная, повторяющаяся деятельность. Как таковая, она эффективна в качестве помощи индивиду защититься от чувства вины. Алкоголик, ритуально употребляющий свой напиток, каждый раз смешивая его одним и тем же образом или начиная пить точно в одно и то же время каждый вечер, возможно, нашел способ чувствовать меньшую вину, поддерживая иллюзию контроля над проблемой. Его внутреннее послание таково: пока он может "держать в руках" свое, пьянство таким образом, он не может быть алкоголиком, и ему не нужно чувствовать никакой вины.

Из этого есть важное следствие: выздоравливающий алкоголик, освободившийся от компульсив-ной деятельности, часто может переживать мощные приступы чувства вины. Он
может также стать ажитированным и тревожным, бояться наказания за свое преступление (за то, что он алкоголик) или за специфические Моральные проступки, совершенные в состоянии опьянения. Это одна из причин, по которой начинающие выздоравливать персоны часто становятся "аддиктами" программы Анонимных Алкоголиков, другой системы поддержки или

___240

такой "позитивной аддикции", как бег трусцой. Опасность состоит в том, что они будут страдать от столь сильной тревоги, что или вернутся к пьянству, или разовьют другие негативные компульсии, такие как расстройства пищевого поведения, "зависимость от личности" или другую химическую зависимость. Однако даже позитивные аддикции -только временное, решение'; в конце концов выздоравливающий индивид должен будет найти способы для прямого обращения со своим чувством вины. Навязчивые мысли и компульсивное поведение одинаково распространены среди затронутых проблемой членов семей алкоголиков. Одной из причин этого является то, что алкоголик очень быстро указывает на все ошибки созависимого. Иногда со-зависимые совершенно уверены, что почти всё, что они делают - плохо. Их парализует сомнение, они не способны действовать и, особенно, не способны бросить вызов праведности системы алкоголика.

Параноидное мышление

Параноидный процесс мышления, когда индивид проецирует свои агрессивные побуждения на других - это психологическая защита, которая тоже тесно связана с виной (Lewis, 1971). Такая личность отдает свою агрессивность, так что-теперь она не должна чувствовать тревогу или вину за скрываемые неприемлемые импульсы. Классический пример - это, когда некто приобретает уверенность, что другой человек гневается на него, когда в действительности это он взбешен поведением последнего. Он может затем поверить, что совершенно оправданной в данной ситуации будет защита, даже включающая в себя контратаку в направлении невинной жертвы проекции. В этом смысле параноик

___241

может "иметь свое пирожное и съесть его одновременно"; он может проявлять гнев в действиях, не чувствуя вины, поскольку он всего лишь защищает себя.

Немногие алкоголики страдают от чрезмерных проблем параноидного мышления до такой степени, чтобы нуждаться в госпитализации или применении антипсихотических препаратов, которые мо-дут контролировать данный процесс. Однако многие зависимые личности