ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 252
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Клиент, мучимый чрезмерным .чувством вины* вряд ли будет представлять угрозу для общества. Такие люди часто обращаются за консультацией, чтобы найти облегчение от парализующей их иррациональной вины. Они оказываются неспособны совершать самоутверждающие выборы, поскольку чувствуют тревогу и вину, двигаясь в этом направлении. Здесь терапевт может наилучшим образом помочь клиенту, сфокусировавшись на иррациональ-
___308___309
ной вине. Консультант должен принять то, что клиент чувствует себя виноватым, не подтверждая факта виновности. В результате, консультант сначала побуждает клиента к проверке реальности. Зачастую ему приходится уверять последнего, что вина, которую он чувствует, не имеет рационального основания. Затем они могут начать исследовать природу и происхождение иррациональной вины клиента. Последний в конце концов начнет чувствовать меньше иррациональной вины, повысит самооценку и сможет совершать в своей нынешней жизни выборы, основанные на собственных ценностях и убеждениях. Терапевту, оценивающему чувство вины клиента, следует помнить, что чрезмерная вина может быть связана с клинической депрессией. Следовательно, важно проверить эту версию, если клиент жалуется на избыточное чувство вины. Типичные симптомы депрессии включают в себя проблемы со сном и аппетитом, потерю энергии и интересов, уменьшение сексуальности, ощущение своего ничтожества, замешательство или когнитивную летаргию и суицидальные мысли. Чувство вины, являющееся частью депрессивного эпизода, может особенно плохо поддаваться вербальной терапии и быть неизлечимым отдельно, от первичной депрессии.
Пример случая: стадии терапии вины
Элен - женщина двадцати пяти лет, обратившаяся к терапии в связи с неуверенностью, стесни-тельностью и чувством вины. Она недавно ушла от мужа, в том числе из-за его пьянства, но также и по менее ясным причинам. Они знали друг друга с детства и были "безупречной" парой, которой, кажется, предопределено было всегда быть вместе.
Первая стадия: идентификация вины
Элен осознала, что чувствует себя виноватой в том, что ушла от своего мужа Джерри. Она идентифицировала свою вину с мыслями, что предала Джерри, что никогда в действительности не давала ему шанса и что оставила его импульсивно, без предупреждения. Она рассказывает, что несколько важных в ее жизни людей согласны в том, что она совершила нечто аморальное: ее шокированные родители и сиблинги, муж и даже семейный священник. Она постоянно беспокоится о том, что и почему она сделала. Самая важная новая информация, всплывшая в течение начального интервью - сильная потребность Элен в строгом наказании и страдании; она чувствовала, что абсолютно не имеет, права наслаждаться или налаживать свою жизнь, пока боль ее мужа полностью не пройдет. К завершению начального периода Элен стала осознавать не только свою специфическую вину, связанную непосредственно с ситуацией, но также и более об-щую проблему — то, что чувство вины пропитывает весь ее подход к жизни.
Вторая стадия; разделение рациональной и иррациональной вины
Чувство вины Элен можно было понимать как в первую очередь рациональное или иррациональное. В типичном случае действуют оба.элемента. Рациональная вина Элен концентрируется вокруг того факта, что она импульсивно бросила мужа, не дав ему "последнего шанса" справиться с ситуацией. Это рациональная вина, поскольку Элен нарушила свои собственные стандарты морального поведения, и реальный ущерб нанесен - ее муж шокирован и обижен тем, что она его неожиданно покинула.
___310
Иррациональная вина Элен сосредоточена вокруг идеи, что она предала и Джерри, и свою семью, оставив его, и что она не дала ему возможности изменить действия, которые ее раздражали. Что касается последнего, то в действительности она много раз просила Джерри прекратить пьянство и ясно Сообщала, как это ее задевает. Джерри предпочел игнорировать эти просьбы. Беспокойство Элен о том, что она предала свою семью, оставив мужа, раскрывает центральный иррациональный компонент ее мыслей: она не имеет права учитывать свои желания и потребности,, если они не устраивают ее семью.
Третья стадия: проработка рациональной вины
Рациональная вина Элен была идентифицирована, поскольку это была та -порция чувства вины, которая оставалась неизменной, пока она сортировала весь ее объем. Элен в конце концов смогла осознать, что имела право принимать собственные решения о своей жизни и что не должна бесконечно радовать своих родителей. Но ее собственные взрослые ценностные суждения включали в себя понятие о том, что она должна была ясно предупредить мужа, прежде чем уйти от него. Она утверждала, что "просто не сможет жить, зная, что была несправедлива к Джерри". Затем она начала исправлять вред, за который чувствовала себя ответственной, согласившись обратиться с мужем к консультации пар и обдумать опять совместную жизнь с ним, если он примет решение оставаться трезвым. Элен почувствовала облегчение, потому что возместила ущерб; она чувствовала моральную гордость тем, что действовала ответственно в рамках своей ценностной модели.
___311
Четвертая стадия: проработка иррациональной вины
Иррациональная вина Элен происходила из трех источников, которые удалось обнаружить: (1) смутные, обобщенные послания о том, как нужно жить; (2) ожидание наказания за то, что плохая; (3) неспособность определить свои ценности позитивным образом. Например, одно из посланий, которыми она руководствовалась - это "Никогда не задевай чувства других (не важно, чего тебе это будет стоить)". Элен ожидала страдания, когда нарушала это правило, хотя не всегда могла объяснить, как она повредила другим (нейтральные действия рассматривались как эгоистические, потому что правило было слишком всеобъемлющим). Единственным позитивным выражением этого правила было то, что она должна всегда быть хорошей, но это, опять 'же, было слишком широким обобщением, чтобы направлять ее действия эффективным образом. Корень иррациональной вины Элен был в еще более глубоком послании - она никогда не должна была огорчать отца из-за тех боли и страданий, которые он пережил. Отец Элен имел множество физических затруднений и был эмоциональным центром семьи. Элен заслуживала наказания, поскольку уход от мужа представлял собой оставление отцовской фигуры.
Терапия иррациональной, вины бывает успешной, когда клиент полностью пересматривает устаревшие, чрезмерные или слишком всеобъемлющие моральные заповеди, модифицирует их или полностью заменяет своими собственными взрослыми ценностями. Элен в конце концов завершила эту задачу, заменив потребность заботиться о своем отце на право заботиться о себе. Она модифицировала правило "надо быть хорошей для других", чтобы иметь
___312___313
возможность прекращать оправдывать ожидания, если ее великодушием злоупотребляют.
Принципы терапии вины
Рациональное и иррациональное чувства вины -это отдельные переживания. Однако они связаны, как упоминалось в Главе 9. Минимизация иррациональной вины, безусловно, необходима, чтобы индивид мог использовать в своих интересах рациональную вину. В то же время, личность, развившая в себе способность распознавать и использовать рациональную вину, будет уменьшать власть иррациональной вины над своим поведением. Терапия любого типа вины неизбежно обращается к другому. Ниже Даны основные принципы терапии вины
1. Помоги клиенту научиться различать рациональную и иррациональную вину.
2. Проследи послания иррациональной вины до их источника в родительской семье или в нынешних условиях
3. Свяжи иррациональную вину со скрытым страхом наказания.
4. Поощри развитие инициативы и заботы о себе как подходящих выходов для агрессии.
5. Помоги клиенту исследовать и развить позитивную систему ценностей.
6. Поощри клиента к использованию чувства вины в качестве сигнала к проверке своих текущих жизненных выборов.
7. Исследуй защиты, которые мешают клиенту переживать рациональную вину.
8. Преврати признания в планы действий.
Помоги клиенту научиться различать рациональную и иррациональную вину
Рациональная вина - это болезненное состояние, которое овладевает индивидом, когда он нарушает свои собственные моральные заповеди и причиняет вред другим. Это чувство может также сопровождать обдумывание соответствующего поступка, .когда никакого преступления еще не совершено. Рациональная вина побуждает человека исправлять причиненный вред и воздерживаться от такого поведения в будущем. Если индивид переживает такое же болезненное состояние, не нарушив никаких специфических норм
, или когда чувство вины непропорционально нарушению - это иррациональная вина. Я считаю, что также можно чувствовать иррациональную вину, нарушив твердое семейное правило, например, "всегда защищай алкоголика". Вина иррациональна, если индивид, не исследовав внимательно свои ценности, бездумно следует устаревшим или вредным распоряжениям.
Здесь я хочу представить материалы о том, как помочь клиентам понять и использовать различие между рациональной и иррациональной виной.
Первый подход к этому - образовательный. Групповые терапевтические лекции - хорошее место для обсуждения вины, потому что члены таких групп могут поделиться своим опытом переживания вины и сравнить его с чужим. Единственная опасность в том, что участники могут взаимно усиливать иррациональную, вину друг друга, и для избежания этого группа должна быть достаточно зрелой.
Терапевт также может подходить к данной теме на индивидуальных сессиях. Помощник должен помнить в любой ситуации, что цель для клиента -
___314___315
полностью исследовать свою систему ценностей. Например, супруга химически зависимого лица может сделать выбор - уйти ей или остаться; любой выбор будет рациональным, если он базирует-ся на взрослом процессе решения, и иррациональным, если основан на иррациональном страхе наказания, который стоит за иррациональной виной.
Консультант, работающий с виной, хочет способствовать развитию моральной состоятельности своего клиента. Упражнения типа прояснения ценностных выборов, упоминаемого в Главе 8, помогут многим клиентам в их росте и продвижении. Исследование ранних семейных посланий, касающихся морали, также может указать на источники парализующей иррациональной вины. Каждое такое действие позволит клиенту ощутить разницу между ценностями, которые хотят навязать ему другие, и теми, которые он выбрал для себя сам.
Игра и абсурд могут иметь место в терапии вины. Конкурс Вины, описанный Пат Поттер-Эфрон в Главе 14 - прекрасный пример такого подхода. Игра рекомендуется, когда клиент становится слишком серьезным или слишком хорошо защищен, чтобы можно было приблизиться к теме напрямую.
Консультанты, очевидно, должны в достаточной мере изучить свою собственную систему ценностей. Им может понадобиться предложить подходящие примеры из своей собственной жизни на тему принятия рациональных решений и обхождения с рациональной и иррациональной виной. При этом содержание их решений неважно для процесса выздоровления, и глупо было бы вступать в долгий спор по поводу мудрости какого-то из них. Помощник может лишь продемонстрировать, что не является больше рабом архаичных или деструктивных
ценностей, созданных другими, что теперь он способен жить морально, основываясь на преданности своим взрослым обязательствам, принятым в результате сознательного выбора.
Прорабатывая вопросы вины в терапии, я содействую продвижению клиента вдоль прямой, описанной Колбергом в его модели морального развития (Hetherington и Parke, 1985). Иррациональная вина имеет тенденцию уменьшаться, когда индивид движется от преконвенциональной морали (ориентация на послушание и наказание, гедонистическая и инструментальная ориентация), через конвенциональную мораль (мораль "хорошего мальчика" и поддержка авторитетов) к постконвенциональной морали, которая является моралью самостоя-тельно принятых моральных принципов (мораль контракта, прав индивида и демократически принятого закона, мораль индивидуальных принципов и совести). Терапия предоставляет прекрасную возможность способствовать такому продвижению, поскольку большинство людей, попадающих на терапию, находятся в состоянии кризиса. Они более открыты к новым для себя понятиям, чем могли бы быть в иных условиях. Другими словами, терапия и моральный рост часто происходят вместе. Возможность этого возрастает, если консультант осознаёт ее и действует соответственно.
Проследи послания иррациональной вины до их источника в родительской семье или в нынешних условиях
Провоцирующие вину послания и поведение в родительской семье описаны в Главе 10. Многие из этих посланий были глубоко интернализованы нашими клиентами; даже раздумья о нарушении или
___316
сомнение в истинности этих заповедей часто вызывают приступ иррационального чувства вины. Кроме того, эти принципы были внушены ребенку его высшими авторитетами - родителями или опекунами. Неважно, насколько неразумными выглядят такие предписания для внешнего наблюдателя, -они полны безупречного здравого смысла для нн-дивида, приходящего на терапию. К тому же подверженный чувству вины индивид может быть слишком напуган, чтобы даже рассматривать возможность проверки этих посланий, как ^удет показано в следующем пункте. В общем, иррациональная вина часто коренится в базовом моральном представлен нии о себе (self-concept), а также в преданности родителям и страхе перед ними.
Иррациональная вина может также появляться или, по крайней мере, увеличиваться позже, в процессе жизни. Многие алкоголики, испытывая потребность защитить свою позицию в семье, сознательно и бессознательно подлавливают домочадцев на все виды иррациональных посланий. Иногда они достигают успеха в разрушении здравого смысла своих супругов и детей, даже если эти персоны имеют позитивную историю умственного здоровья. Иррациональность, кажется, заряжена гигантской энергией. Могущественные индивиды, движимые болезнью или патологией, могут пррсто подавить защитные механизмы окружающих. Девиз, который я использую со своими клиентами: "Иррациональность всегда превзойдет рациональность, посколь-ку не собирается бороться честно".-Таким образом, было бы ошибкой думать, что вся иррациональная-вина должна быть прослежена до родительской семьи. Вместо этого ее надо Прослеживать в зависи-