ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 250
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
___317
мости от ситуации или до источников в настоящем, или до интернализаций прошлого.
Иррациональная вина порождается тем, кто принес иррациональное послание. Как только послание и его источник установлены, их нужно иссле-' довать. Как мы можем помочь клиенту обнаружить источники вины? Самый прямой подход - это просто спросить его: "Кто вам это сказал?", когда он говорит о моральном убеждении, которого придерживается. Подойдут также вопросы: "Откуда вы знаете, что это правда?" и "Вы в это верите сами, или кто-то другой хочет, чтобы вы в это верили?" Цель всех этих вопросов - создать или поддержать кризис морального развития. Терапевт ставит под вопрос то, что клиент считал абсолютной истиной. Есть надежда, что эта процедура "разморозит" клиента в достаточной степени, чтобы он мог пересмотреть свои ранее несомненные ценности.
Терапевт, исследующий предположения клиента на тему морали, должен гарантировать, что цель этой операции - скорее помочь клиенту обдумать свою ситуацию, чем как-то изменить его ценности. Однако сам вопрос на эту тему является для клиента важным сообщением о том, что кто-то может в самом деле придерживаться другой позиций без немедленных катастрофических последствий. Если консультант как-то пережил активный моральный процесс, то, возможно, и обуреваемый виной клиент сможет это сделать.
И снова группа имеет огромную ценность на этой стадии лечения. Она особенно ценна при обнаружении неразумных убеждений. Когда новый член группы слышит сообщение "Так же и я обычно думаю" от нескольких других, это может быть могучим мотивом для изменений. Ведущие должны про-
___318
тивостоять групповой ригидности, когда терапевтическая или поддерживающая группа вырабатывает застывший паттерн взаимодействия и придерживается массы непроверенных убеждений и ритуалов, так что группа не может больше служить местом, где поощряется честная моральная самооценка. Ответственность консультанта — способствовать открытой дискуссии в группе о ценностях и стилях жизни.
Свяжи иррациональную вину со скрытым страхом наказания
Страх, особенно страх наказания, всегда связан с иррациональной виной. Gaylin (1979) даже де-лал различие между "виноватым страхом" и чувством вины, утверждая, что они представляют со-бой два отдельных переживания. Я считаю, что рациональная вина основывается на позитивной, про-социальной (Hoffman, 1982) эмпатии, тогда как иррациональная вина сосредоточивается на страхе наказания и избегании его. Будучи безусловно связанными (оба типа вины включают в себя фундаментальное чувство моральной идентичности), рациональная и иррациональная вина очень отличаются друг от друга. Достигнув успеха в минимизации иррационального чувства вины и развивая способность к рациональному, индивид будет ощущать меньший страх. Его моральное поведение будет основано не на подчинении престижным или могущественным персонам, имеющем целью избежать наказания (Hetherington и Parke, 1985), - характерном признаке Колберговской преконвенциональ-ной морали. Вместо этого рациональная мораль позволит ему развить совесть и следовать ее указаниям, как подтверждению своей связи с обществом.
___319
Агрессивные импульсы, неприемлемы для обуреваемого виной индивида. Но термин "агрессивный" не указывает здесь только на поведение, прямо вредящее другим. Оскорбительные и захватнические побуждения с тем же успехом запрещаются рациональной виной. Человек, испытывающий избыточную вину, научился подавлять вообще любую свою инициативу (Erikson, 1968), потеряв большую часть энергии и способности воздействовать на мир. Такая личность воспринимает свою собственную силу как нечто настолько опасное, что она должна быть заперта, пока не случилось что-то ужасное. Инициатива по существу запрещена; индивид ждет наказания, а не награды, чтобы подчиниться.
Терапевт часто может помочь своему клиенту увидеть связь между его чувством вины и страхом. Один из способов сделать это - спросить, что случится,- если он не подчинится моральным предписаниям своих родителей (или нынешних "авторитетных фигур"). Ответом часто будет нечто вроде "Ох, я никогда бы этого не сделал. Они пришли бы в бешенство. Меня бы наказали". Наказание может быть физическим или вербальным;, оно может быть немедленным или отставленным, суровым или мягким. Клиенты склонны в любом их этих случаев становиться видимо напуганными, даже при обсуждении возможности неподчинения. Они часто добавляют, что почувствовали бы себя очень виноватыми, настолько, что не могут даже думать о своем несоответствии желаниям этих могущественных персон.
Проблема, лежащая на поверхности, - умышленное непослушание. Помощник может коснуться и .темы инициативы. Главный вопрос, который следует задать: "Что случилось, когда ты проявил ини-
___320
циативу - когда ты сделал что-то совершенно по-своему?" Ответы на него, показывающие наличие иррациональной вины, выглядят так; "Я.не осмеливался даже пытаться сделать по-своему", "Ничего плохого, пока я делал в точности то, что они хотели" и "Я боялся, что причиню кому-нибудь вред, если сделаю что-нибудь по-своему".
Избыточно виноватые люди могут развить почти фобическую реакцию на свою собственную агрессию. Их обычно наказывали за любой признак независимости. Чувство вины служит им напоминанием о том, что нужно слушаться. Любить для них - значит давать другому человеку в точности то, что он хочет, предпочтительно даже не спрашивая себя, хочет ли этого также и сам любящий. Иметь желания и потребности - это попросту слишком опасное предприятие для иррационально виноватой персоны.
Получая помощь, клиенты начинают осознавать, что их моральная система скорее крутится вокруг страха, чем около позитивных ценностей. Конечно, они могут быть неспособны изменить эту систему. Они определенно будут иметь трудности с изменением, если живут в небезопасном окружении, где бездумное подчинение может быть частью плана выживания. К -счастью, многие люди достаточно отважны. Как только они понимают, что могут сделать, они склонны устремляться вперед даже перед лицом решительной оппозиции. Боясь наказания и, возможно, зная, что они его получат, люди осмеливаются исследовать реальность. Клиенты в терапии последовательно выбирают путь проверки и модификации своих ценностей и моральных ус-тановок, чтобы лучше обходиться с собственными
___321
потребностями. Награда, которую они получают -освобождение от рабства иррациональной вины.
Поощри развитие инициативы и заботы о себе как подходящих выходов для агрессии
Связанный виной человек имеет тенденцию к тому, чтобы становиться лишь "реагирующим" на свое окружение. Он нуждается в том, чтобы быть конформным по отношению к правилам семьи и нормам общества. Мысли о предприимчивости, планировании и "наступлении" на задачу (всех трех составляющих инициативы, описанных Эриксоном в 1963 году) чужды тому, чья главная цель - избежать наказания. Иррациональное чувство вины парализует клиента, удерживая его от эффективных действий.
Чувство вины выполняет важную функцию ограничителя агрессии. Однако подавляющая вина выполняет эту работу слишком хорошо. Консультанты могут помочь клиентам осознать, как они тормозят агрессию, чтобы они могли вновь обрести право на свою индивидуальность.
На этой стадии терапии достаточно полезен базовый тренинг ассертивности. Клиентам нужно научиться различать пассивное, ассертивное и агрессивное поведение. Тренеры ассертивности дифференцируют эти состояния по величине внимания к себе и другим. Пассивные личности заботятся о других, но не о себе, агрессивные - наоборот, а ассертивные - удерживают равновесие между своими собственными требованиями и желанием не повредить окружающим. Индивид учится тому, что он имеет право использовать определенное количество инициативы для защиты своих прав и для позитивного воздействия на среду.
___322
Одной из причин популярности тренинга ассер-тивности является то, что эта модель обеспечивает переход от иррациональной вины к рациональной. Оба крайних состояния - и пассивность, и агрессивность - отражают примитивное решение вопроса о том, как люди могут уживаться друг с другом. Пассивный подход заключается в том, чтобы отказаться от своей силы ради выживания; агрессивный - принуждает субъекта запугивать других, чтобы делать всё по-своему, вызывая тем самым равно агрессивную контратаку. Личность, попавшая в одну из этих позиций, дибо почувствует иррациональную вину, либо проигнорирует сигналы рациональной.
Я обнаружил, что простое обучение индивидов ассертивному поведению неэффективно без исследования глубинных источников иррациональной вины, описанных ранее. Это может быть причиной быстрого "забывания" навыков, продемонстрированных на тренинге, в отсутствие терапии. Я бы рекомендовал использовать эти методы в сочетании, а не по отдельности. Агрессия стала в нашем словаре "грязным" словом, обозначающим необузданные и опасные импульсы, которым позволено проявляться бесконтрольно. Это часть двухсотлетней кампании западного общества, посвященной ограничению и контролированию гнева (Stearns и Stearns, 1986). От всех участников общественного сооружения ожидается контроль над импульсами, чтобы они смогли приспособиться к возрастающей сложности и тесноте мира. Опасность состоит в том, что если запрещается даже ограниченное количество агрессии, то проявление инициативы невоз-можно.. Иррациональная вина бурно расцветает при таких условиях.
___323.
Негодование и чувство вины часто встречаются вместе. Полезно задать клиенту, который кажется подавленным виной, вопрос: "На что бы ты мог гневаться?" или "На что ты обижаешься?" Цель здесь двоякая: помочь клиенту обсудить свой гнев и направить его на продуктивную деятельность. Человек может научиться понимать, что его иррациональное чувство вины, так же как и стоящая за ним обида, сигнализирует о том, что он не воздействует на мир позитивным образом. Возможно, с чужой помощью такой индивид разовьет способность проявлять больше инициативы.
Рациональная вина полностью согласуется с понятием инициативы. Личность использует рациональное чувство вины для коррекции поведения, которое вредит другим. Однако рациональная вина подразумевает, что человек осуществляет заботу о себе, которая для других безвредна. Фокус рациональной вины И просоциальный и кооперативный. Забота о себе, ассертивность и инициатива могут помочь клиенту увеличить чувство собственного достоинства и моральную гордость.
Помоги клиенту исследовать и развить позитивную систему ценностей
Рациональная вина встречается только в контексте рациональной морали. В свою очередь, рациональная мораль состоит из тщательно отобранных ценностей, способности соизмерять одновременно и свои и чужие потребности в каждой ситуации и решения жить в соответствии со своими ценностями. Рациональная мораль невозможна, пока индивид подчиняется указаниям могущественных персон ради того, чтобы избежать наказания.
___324
Тема ценностей обсуждалась ранее в Главе 8. Упражнение по прояснению ценностей, которое я использую с клиентами, также описано в этой главе. Сейчас я сконцентрируюсь на том, как консультант может помочь своим клиентам выбрать, "присвоить" (публично признать) свои ценности и действовать в соответствии с ними (Simon, 1972).
Труднейшей частью выбора ценностей зачастую является сама идея об их выборе. Многие люди, особенно выросшие в ригидном окружении, никогда не рассматривали для себя такой возможности. Они могут прожить всю жизнь, просто пытаясь приспособиться к желаниям других. Немногие терапевты настолько сильны, чтобы в одиночку разрешить своим клиентам выбор. К счастью, большинство людей, приходящих на терапию, уже находятся в процессе исследования своих ценностей и способов жизни. Факт прохождения терапии обычно означает, что их старый паттерн поведения в настоящее время неэффективен. Даже закоренелые алкоголики, полные отрицания, могут наконец возжелать взглянуть на свои представления о жизни, столкнувшись с их последствиями и пострадав от них.
Задача помощника - облегчить этот естественный процесс изменения. Терапевт должен скорее спрашивать клиента, как он изменяется, чем пытаться форсировать изменения. Вопросы типа "Во что вы сейчас верите?", "Как изменялись ваши основные ценности?", "Из чего вы выбирали?" и "Что является действительно важным для вас?" напоминают клиенту, что он не начинает критическую оценку своей моральной системы, а уже частично прошел через нее. Он демонстрирует всеми своими действиями, что может совершить выбор.
___325
Критический аспект данного процесса - публичное признание новых ценностей. Выздоравливающий алкоголик, который может сказать своей семье, что принял решение о трезвости, утверждает свой выбор публичным заявлением. Также и соза-висимый, заявляющий "Я - благодарный член Ал-Анона" на открытой встрече, имеет большую вероятность сохранить свою идентичность в качестве члена этой группы. Консультанты часто могут помочь клиентам отрепетировать такие действия; клиентов может приводить в ужас мысль о том, чтобы сказать другим об этих новых ценностях, из-за страха наказания или остракизма. Каждая такая ситуация может быть представлена скорее как возможность для клиента, чем как его обязанность. Ис-пользование возможности может быть отпраздновано, а упущенный шанс - отклонен с минимумом вины.
Клиенту может быть трудно действовать в соответствии с недавно принятыми ценностями. Терапевт может помогать ему анализировать, какое поведение им соответствует, и как его осуществлять. Например, супруге алкоголика, решившей ценить "обособленность", нужно будет обсудить это с помощником невозможно, со многими другими людьми, пока она не узнает, какое поведение считается обособленным. Потом она может нуждаться в подбадривании, для того чтобы предпринять соответствующие действия, поскольку они будут противоречить ее старым ценностям, и она может столкнуться с сильным сопротивлением других. Индивид, развивающий новую систему ценностей, почти наверняка пройдет через период неуклюжести и неустойчивости, пока не освоится в ней. Консультанты, которые предвидят это, могут быть спо-
___326
собны помочь своим клиентам выжить, не потеряв свои новые ценности.
Поощри клиента использовать чувство вины как сигнал к проверке своих текущих жизненных выборов