Файл: Клиническая практика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 251

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В процессе изменения ценностей люди иногда оказываются в затруднительном положении: они чувствуют себя виноватыми, и когда нарушают свои старые убеждения, и когда не соответствуют новым. Например, начинающий выздоравливать алкоголик может чувствовать вину, отклоняя приглашение выпить с друзьями, чтобы остаться с семьей. Затем он может почувствовать себя виноватым в том, что всё же чувствовал искушение уйти. Проходящие терапию часто находятся в процессе изменений, и само изменение запускает чувство вины.

Консультанты не могут обещать полного избавления от него, поскольку развитие рационального чувства вины — часть терапевтического процесса. Вместо этого они могут поощрить клиентов использовать чувство вины как сигнал к исследованию своих текущих жизненных выборов.

Фокус находится в настоящем. Чувство вины клиента посылает ему сообщение, что то, что он делает или задумал сделать, неверно с моральной точки зрения. Очень важно установить со всей возможной точностью, какой поступок находится под подозрением, и определить, какому из правил морали брошен вызов. Только тогда клиент сможет решить, является ли его чувство вины рациональным или иррациональным. Если специфическое правило установить не удается, то вина, очевидно, иррационального происхождения.

___327

Основная команда вины: "Прекрати делать это немедленно, пока это кому-нибудь не повредило!" Эта команда должна быть обращена в вопрос, задаваемый совестью: "Подожди минутку и подумай о том, что ты делаешь. Ты уверен, что это правильно с моральной точки зрения?" Функция терапевта -помочь клиенту научиться задавать себе этот вопрос в ответ на сигнал вины.

Суровое Супер-Эго не исчезает быстро. Обуреваемые виной индивиды, очевидно, еще будут переживать болезненные, ненужные приступы даже после обширной терапии. Но способность этих нападений парализовать индивида может измениться. Вопрос опять состоит в выборе. Может ли выздоравливающий индивид восстановить или развить способность к сознательному анализу своей ситуации, а затем к действию в соответствии с избранными им ценностями? Может ли эго играть свою исполнительную роль? Будет ли способен клиент, не повредивший никому своим ассертивным поведением, продолжать в том же духе или будет подавлен иррациональной виной? Задача помощника - поддерживать клиента, пока тот развивает взрослую ценностную основу.

Сообщение, в котором нуждается клиент на этой стадии: ему нужно продолжать поступать определенным образом, даже если возникает чувство вины. Родитель, практикующий "жесткую любовь" к своему безответственному подростку, будет почти наверняка обвинять себя в том, что оставил свое чадо, как раз тогда, когда его новые действия начнут становиться эффективными. Его чувство вины как раз говорит ему, что он поступает правильно. Более того, отступившись, он, вероятно, также почувствует вину, на этот раз потому, что


___328

слишком мягок, чтобы быть хорошим родителем. Как только клиент почувствует, что то, что он делает, плохо, это создаст для него смысл действовать в соответствии со своими сознательными убеждениями и избранными ценностями. Его чувство вины говорит, что он должен исследовать свое поведение, но только рациональный набор ценностей может направить его к позитивным и социально полезным решениям.

Исследуй защиты, которые мешают клиенту переживать рациональную вину


Глава 9 описывает шесть защит, которые часто используются для того, чтобы минимизировать чувство вины или управлять им. Это рационализация, самозабвение, обсессивно-компульсивные паттерны, параноидное мышление, поиск чрезмерного наказания и интеллектуализация. Индивиды, сохранившие эти приспособления, могут переживать меньше сознательной вины. Терапевтам следует воздержаться от чересчур бодрой атаки на эти защиты, в особенности на ранних стадиях консультирования.

По мере прогресса в лечении клиента, он часто становится способным принимать прямой вызов своим защитам от чувства вины. Как и все эффективные конфронтации, эти вызовы в первую очередь принимают вид указания на противоречия и неконгруэнтность в его поступках или заявлениях (Small, 1981). Типичные интервенции примут такую форму: "Вы говорите, что не чувствуете вины за то, что только что сделали. Но я замечаю, что вы опустили глаза", "Вы говорите, что хотите жить ответственно, но вы допускаете безответственное поведение" или "Вы приняли личное обязательство заботиться о себе. Делаете ли вы это прямо сейчас?"

___329

Терапевтические конфронтации могут называть защиту, используемую клиентом. Клиент может вернуться к рационализации неприемлемого поведения, начать наказывать себя за неправильные действия, или потерять след своих чувств и заблудиться в интеллектуализациях. Терапевт может только напоминать клиенту о таких паттернах, чтобы он понимал, что делает.

Нормальная последовательность интеракций такова,:

1. Терапевт замечает, что клиент использует защиту от чувства вины;

2. Он привлекает внимание к неконгруэнтности слов и действий клиента (которые в точности

таковы, как это позволяют защиты);

3. Клиент осознаёт противоречие;

4. Клиент и помощник могут прямо обратиться к вопросу о том, какие мысли или чувства были "слишком горячими";

5. Чувство вины (или другой оберегаемый защитой материал) может быть названо;

6. Затем оно может быть исследовано и проработано в качестве рационального или иррационального;

7. Клиент изменит свое поведение, если чувство вины рационально, или продолжит свои действия, если оно иррационально.

С рациональной виной нужно встретиться. Это попросту означает, что человек, фактически совершивший проступок и повредивший другим, должен начать процесс репарации как можно скорее. Естественно, мало кому нравится чувствовать себя виноватым, и желание игнорировать признаки вины


___330

является совершенно нормальным. Но всё же старые защиты, призванные в первую очередь уберегать индивида от иррациональной вины, не должны мешать развитию позитивной морали.

Растущий клиент в конце концов приобретает способность замечать собственные защиты. Он может использовать эти мысли и действия, чтобы замечать по их появлению, что, возможно, он испытывает подсознательную вину. "Вот, я опять начал думать, что другие достают меня" или "Я начинаю действовать компульсивно - из-за чего это я чувствую себя виноватым?" Задействование защитных механизмов является для клиента сигналом о том, что он должен предпринять усилия по исследованию своей активности. Как только клиент становится своим собственным экспертом, он всё меньше нуждается в профессиональной помощи. Он будет становиться всё более способным к мышлению и действиям в соответствии со своей рациональной системой ценностей.

Преврати признания в планы действий

Forrest (1983) замечает, что чувство вины может быть бесплодным, если оно одно. И именно потому, что виноватый не изменяется. Возможно, лучшим примером этого может быть "цикл злоупотребления" - схема, по которой строятся насильственные отношения. Период напряжения приводит к вспышке насилия, а затем к чувству вины и раскаянию. Это чувство вины, следующее за насилием, означает предоставление нарушителю роскоши чрезмерного наказания. Каждый приступ раскаяния служит предвестником следующего мучительного эпизода, пока круг злоупотребления не будет разорван. Индивид может быть вполне искренен и

___331

даже мотивирован к изменению в течение фазы раскаяния; проблема в том, что чувство вины должно быть переведено в действия вместо пустых обещаний. "Я больше так никогда не буду" - бесполезное заявление, пока нарушитель не предпримет соответствующих действий по разрыву паттерна.

Два принципа применимы к чувству вины и изменению поведения:

1. Чувство вины, предшествующее неправильному поведению, более эффективно, чем следующее за ним;

2. Пропорциональное проступку чувство вины более эффективно, чем недостаточное или избыточное.

Предварительное чувство вины предшествует нарушению. Его польза в том, что оно напоминает индивиду о его фундаментальных ценностях. Например, выздоравливающий алкоголик говорит себе, что ему хотелось бы снова выпить, но он не делает этого, потому что почувствует себя слишком виноватым - он вспоминает вред, нанесенный им себе и другим, и не хочет повторять этот процесс. Конечно, он может переживать чувство вины и после выпивки. И хотя оно может казаться намного более острым, чем предварительное (из-за существования явных последствий), однако тот, кто уже напился, вероятно, вернется к этому вновь.


Диспропорциональное чувство вины также является проблемой, даже если индивид ощущает большую вину, Чем кажется необходимым. Терапевт может рассматривать присутствие чрезмерного чувства вины ("Мне так плохо от того, что я сделал, что, я думаю, лучше бы мне умереть!") как негатив-

___332

ный признак, поскольку его невозможно перевести в эффективное действие.

Клиенту и помощнику нужно превратить признания и раскаяние в план действий. Такой план должен быть ясным, простым и прагматичным. Основной посыл помощника таков: "Чувство вины, которое ты испытываешь, бесполезно. Ты, наверное, уже ощущал его много раз, и всё же опять возвращался к тому, что заставляет тебя чувствовать вину. Что ты хочешь или можешь сделать в этот раз, чтобы не чувствовать себя снова таким же образом?" Некоторые клиенты отреагируют на такую конфронтацию негативно - они просто хотят признаться в своих преступлениях, чтобы иметь возможность начать весь процесс снова. Другие поймут, что должны на самом деле пересмотреть свою жизнь и принять на себя новые обязательства. Такие люди начнут с обсуждения проблемы в процессе терапии и не бросят этого, пока не выработают определенного подхода. Их планы будут обычно включать в себя немедленную кризисную интервенцию ("Сегодня я два раза схожу в АА"), промежуточные цели и процессы ("Я планирую включиться в следующую программу для злоупотребляющих, которая начинается через две недели") и отдаленные цели ("Я хочу хорошо относиться к себе, и поэтому не чувствую искушения поступать так впредь").

Терапевта может успокоить эмоциональное обсуждение, сопровождающее признание. Но важно помнить, что одного чувства вины недостаточно, чтобы изменить личность.

___333

Резюме

Чувство вины излечимо. Основное движение в терапии происходит от иррациональной вины к рациональной и от паралича - к действиям. Общая цель - помочь клиенту выработать ряд позитив-ных, просоциальных ценностей, которые позволят ему жить в гармонии с другими, удовлетворяя собственные потребности. Специфические указания, представленные в этой главе, были разработаны для того, чтобы помочь терапевту достичь этой цели.

13. Работа с чувством вины клиентов-алкоголиков

Введение

Чувство вины появляется в опыте алкоголика, да он переступает через свои ценности и убежде-ния, что является частью пьяного эпизода. И, хотя большинство алкоголиков не замечает или не называет этого переживания, пока жизнь в достаточной мере не разрушится, порождающий чувство вины инцидент можно обозначить как точку, в которой индивид "официально" начинает алкогольную карьеру. Первый дорожный инцидент, драка в баре или правонарушение говорят всем окружающим, что этот индивид может стать проблемой для общества. От него ждут, что он почувствует себя виноватым и изменит свое поведение. Если же он не возвращается к более приемлемому стилю жизни, то может быть осужден обществом.