ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 238
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общая терапия стыда - тема Главы 6. В ней излагаются определенные принципы и рекомендации, относящиеся к этой теме. Наиболее важный из этих принципов таков: стыд начинает излечиваться, когда он проявлен в условиях безопасных отношений. От терапевта требуется обеспечение среды, подходящей для того, чтобы клиент начал делиться давно скрываемыми постыдными секретами. Важный вывод из вышеизложенного принципа: консультант должен избегать стыдить и так пристыженного клиента. Уважительные, терпимые условия терапии моделируют мир, в котором стыдящиеся люди могут двигаться К самоуважению и доверию к другим.
Глава 7 посвящена специальным вопросам терапии стыда у химически зависимых клиентов. Одна из главных тем здесь - как помочь клиенту идентифицировать то, как он использует алкоголь или наркотик для того, чтобы избежать ощущения стыда. Клиенты должны также усвоить, что алкоголь и
наркотики обычно впоследствии увеличивают стыд. Связь между алкогольным срывом и присутствием
подавляющего стыда также отмечена в данной главе.
Вина - центр внимания остальной части этой книги. Глава 8 касается позитивных аспектов рационального чувства вины. Один из них - то, что рациональная вина поощряет соответствующее поведение. Рациональная вина ведет к рациональной гордости, когда индивид принимает то, что он сделал неправильно и предпринимает усилия к тому, чтобы исправить это или уменьшить нанесенный ущерб. Рациональная вина также ассоциируется с моральным поведением и инициативой.
Глава 9 - обсуждение того, как индивиды 'защищаются от непреодолимого чувства вины, развивая чрезвычайно эффективные защиты. Последние включают рационализацию, навязчивые мысли, параноидное мышление, умышленный поиск наказания, интеллектуализацию и крайнее самозабве: ние. В этой главе вина связывается с алкоголизмом, особенно с повторяющимся, циклическим процессом, позволяющим индивиду пить и чувствовать себя виноватым без каких-либо изменений дан-* ного паттерна.
Чувство вины может быть усилено в родительской семье. Некоторые семьи, кажется, специализируются на продуцировании вины; большинство их членов кончают тем, что чувствуют ответственность за проблемы всех остальных. В Главе 10 описаны типы семейного поведения, поощряющие чувство вины; некоторые из них включают в себя комбинацию строгих моральных убеждений с ожиданием морального падения, запретом агрессии между детьми
___32
й знаменитым отказом членов таких семей прощать или забывать что-либо.
Глава 11 посвящена темам вины среди алкоголиков и затронутых членов их семей. Вновь будут даны специальные замечания касательно начавших лечиться алкоголиков и их семей; огромное, но непродуктивное чувство вины - обычное событие в таких семьях, что может порождать сильную боль и замешательство.
Я опишу некоторые основные аспекты терапии чувства вины в Главе 12. Терапевтические техники различаются в зависимости от того, связана ли проблема с рациональной или с иррациональной виной. Вмешательство в первом случае - помощь индивиду в том, чтобы он взял на себя личное обязательство быть ответственным в настоящем (Forrest), Иррациональной, виной лучше заниматься, прослеживая источник, из которого она происходит, а затем помогая клиенту принять новые решения о том> как и когда брать на себя ответственность.
В Главе 13 я предлагаю рекомендации о том, как обращаться с темами вины в работе с химически зависимыми людьми и их семьями. Разрыв цикла "вина - пьянство", увековечивающего проблему, занимает здесь центральное место.
Глава 14 написана Патрисией Поттер-Эфрон. Она описывает творческие подходы к терапии стыда и вины, применяемые к взрослым детям алкоголиков.
Предмет Главы 15 - как "Анонимные Алкоголики" помогают выздоравливающим индивидам обходиться со стыдом и виной. Это важная информация для терапевта, который хочет помочь своим клиентам распознать целительные возможности сообщества.
2. Позитивное значение умеренного стыда
Введение
Терапевты и клиенты часто подходят к стыду с ошибочным убеждением, что это чувство по сути своей негативно. Поэтому они задаются целью искоренить стыд, веря, что индивид может сохранять абстиненцию таким образом. Такую ошибку легко допустить, поскольку мы часто сталкиваемся с активными или выздоравливающими алкоголиками, чьи жизни настолько искорежены стыдом, что они едва могут действовать. Они нуждаются в облегчении этой боли, чтобы увеличились шансы на их выздоровление. Однако важно, чтобы консультанты усвоили, что стыд - необходимый аспект человеческого состояния, что он имеет позитивный смысл для выздоравливающего алкоголика и что вряд ли индивид сможет сохранять трезвость без знания того, как обращаться со своим стыдом.
Задача терапии в этой области - помочь клиенту развить и использовать умеренное количество стыда для своего выздоровления от алкоголизма или созависимости. Умеренный стыд может обеспечить индивиду толчок к улучшению своей жизни и понятия о себе. Умеренное ощущение стыда - это сигнал, что что-то не так в отношениях между ин-
___34
дивидом и его миром. Консультант может помочь клиенту научиться распознавать этот сигнал и действовать соответствующим образом, вместо того чтобы быть парализованным им.
Как отмечено в Главе 1, стыд имеет межличностное происхождение. Он отражает наше растущее осознание того, что мы занимаем очень небольшое место во Вселенной и что некоторое количество того, что мы делаем или что из себя представляем, может не быть полностью принятым остальными. Стыд действует как тормоз на детское нарцисси-ческое побуждение постоянно находиться в центре внимания своих родителей. Ребенок, который получает обоснованное родительское неодобрение, более способен превратить этот изначально неприятный опыт в позитивные возможности роста.
Я представлю в этой главе модель стыда и вины, иллюстрирующую разницу между умеренной и подавляющей восприимчивостью к этим посланиям. Также будут обсуждаться позитивные аспекты стыда.
Континуум стыд/гордость.
Таблица 2 представляет континуум стыд/гордость и демонстрирует, как стыд может быть и позитивной и негативной силой в жизни человека.
Стыд сам по себе не хорош и не плох. Умеренное чувство стыда полезно, в то время как недостаток или избыток стыда создают массу сложностей. Слова, ассоциирующиеся с умеренными стыдом и гордостью: "скромный", "смиренный" и "автономный", сильнейшим образом контрастируют со словами для избыточного или недостаточного стыда, такими как "дефективный", "некомпетентный" и "высокомерный". Эта разница составляет самую сущность понимания стыда.
___35
Таблица 2
НЕДОЧЕЛОВЕЧЕС-КОЕ | ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ | СВЕРХЧЕЛОВЕЧЕС КОЕ |
непреодолимый стыд, "недочеловек" | "человек" | переполняющая гордость, "грандиозный" |
не такой хороомй, как другие, "презренный" | "скромный" | лучше, чем другие, "презрительный" |
контролируемый другими, "подчиненный" | "автономный" | контролирующий других, "доминирующий" |
; стремление к провалу, "некомпетентный" | "компетентный" | стремление к успеху, "перфекционист" |
Подавляющий избыточный стыд узнать легко. Люди, испытывающие его., верят, что они - презренные, никем не принимаемые, достойные только пренебрежения других и бессильные изменить что-либо. Они видят себя недочеловеками, чужаками, покинутыми и отвергнутыми из-за своей дефективности. Они очень застенчивы, поскольку убеждены, что если их заметят, то осудят и подвергнут насмешкам и издевательствам. Они склонны избегать компаний и товарищеских отношений как физически, так и эмоционально. Если они не могут ретироваться, то надевают "маску", чтобы помешать другим, видеть себя. Это индивидуумы, которые могут пить, чтобы скрыть свой невыносимый стыд от самих себя (Kurtz, 1981).
"Сверхчеловеческая" установка является другим несчастливым исходом "нарциссического кризиса" (Kohut, 1978), через который проходят дети в первые два года жизни. Выбравший это решение терпит неудачу в ограничении эксгибиционистских
___36___37
тенденций, даже когда лучше было бы их ограничить. Такие люди думают, что они лучше других, и настаивают на том, чтобы оставаться в центре Вселенной, подобно богам, много позже того срока, когда большинство из нас уясняет, что это уже большая удача - быть важным для нескольких других людей. Эти субъекты - эксгибиционисты, выставляющие себя на всеобщее обозрение. Они могут вести себя "бесстыдно", не замечая того., что смущают других. Они склонны презирать всех остальных, которые, разумеется, "ниже" их. Эти люди, которых "Анонимные Алкоголики" называют "грандиозными" за отсутствие умеренного стыда, могут пить, в частности, ради чувства всемогущества и важности, достигаемого в состоянии интоксикации.
Индивиды, испытывающие непреодолимый стыд, на самом деле в большой степени сходны с грандиозными. И те, и другие не способны найти комфортный способ принадлежать миру. Для некоторых индивидов характерна быстрая смена этих двух состояний: следующие друг за другом периоды ужас-ного стыда и абсолютного бесстыдства. Алкоголик может быть способен поддерживать абстиненцию в одной или обеих этих позициях, но он, безусловно, продолжает чувствовать себя одиноким и отчужденным от себя и других. Подлинное выздоровление подразумевает нахождение способа умерить как стыд, так и гордость.
Умеренный стыд дискомфортен, но не слишком. Человек в этом случае не презирает себя целиком. Он боится быть увиденным и может нуждаться в прерывании контакта, но даже в этот момент он готовится в конечном итоге вернуться к обществу. Он не до такой степени застенчив, чтобы прекратить любые действия, дабы никто не увидел и не
осудил его. Его стыд опустошителен, но это - временное состояние.
Человек, способный испытывать умеренный стыд, может не справиться с произнесением речи - перепутать слова или прийти в полное замешательство. Он может быть настолько расстроен, что ему будет трудно концентрироваться и он наделает кучу ошибок. Впоследствии он может отвратительно себя чувствовать и даже желать себе смерти. Однако когда это первоначальное расстройство пройдет, он будет способен простить себя и сделать выводы, которые позволят ему не повторять своих ошибок. Он использует свой стыд, чтобы в следующий раз говорить так, чтобы гордиться собой. Он может в конечном счете благодарить свои неудачи, рассказывая другим, что эти события помогли ему приоб-рести скромность и мотивировали его стать лучше.
Человек, чувствующий нормальный, умеренный стыд, может выносить это состояние. Однако он неприятен, и субъект сделает всё, чтобы уменьшить этот дискомфорт. Вместо отрицания своего стыда, он воспримет его как сигнал к изменению. Он изменит поведение и таким образом начнет изменять общее понятие о себе. Это отличает его от полностью устыженной персоны, застрявшей в постоянной ненависти к себе; такой человек принимает вызов движения от стыда к гордости. Его цель -чувствовать себя "достаточно хорошим", чтобы знать, что для него есть место в мире. Он ожидает, что другие увидят и примут его, а не обольют презрением. Он может регулировать свое поведение в достаточной степени, чтобы нравиться окружающим без потери чувства базовой автономии. Он может оставаться один без неодолимого страха оставления.
___38
Большинство людей чередуют временные состо-яния стыда и гордости внутри себя. Эти состояния отражают их текущее поведение и отношения с другими. В конечном итоге стыд помогает человеку выучить несколько важных истин о его месте в мире:
1. Принцип человечности - в том, что он принадлежит к челрвеческому роду;
2. Принцип скромности - в том, что он не хуже и не лучше других;
3. Принцип автономии - в том, что он может контролировать свое собственное поведение, но ни как не чужое; и
4. Принцип компетентности - в том, что можно быть "достаточно хорошим", не будучи совершенным.
Принцип человечности позволяет человеку знать, что он принадлежит этой Вселенной. Его рождение не было ужасной ошибкой, он не пришелец и не недочеловек. Он может смотреть в зеркало и не видеть там жуткого монстра. С другой стороны, он не Бог. Если он не оставит этой иллюзии и будет действовать, исходя из нее, он потерпит ужасающий провал, его высокомерие приведет в конце концов к глубочайшему стыду. Он чувствует законную гордость своими достижениями, но это не ведет к ложной гордости грандиозности.
Основная ценность умеренного стыда состоит в том, что он помогает человеку отслеживать свои отношения с миром. Когда он оступается, теряя его благосклонность, стыд говорит ему, что что-то все-рьез не так - его межличностный мост (Kaufman, 1980) между ним и другими требует ремонта. Та-кой стыд скорее активизирует, чем парализует.
____ 39
Удобно разделить позитивные функции умерен-ного стыда на следующие разделы:
I. Человечность
а. Чувство принадлежности
б. идентификация в сообществе