Файл: Клиническая практика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 240

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Стыд может ощущаться как непреодолимый и подавляющий. Базовая концепция себя данного индивида находится под угрозой, что приводит к ощущению себя непоправимо дефектным. Стыдящийся

человек чувствует себя подвергнутым опасности, выставленным на всеобщее обозрение; другие не только видят его насквозь, он верит, что они судят о том, что видят, как о совершенно неадекватном и даже отвратительном. Стыдящийся человек часто реагирует ненавистью к себе, осуждением себя вслед за другими (по его представлениям).

Людям нужно набраться смелости для встречи со своим стыдом. Переживание стыда имеет тенденцию возникать без предупреждения, как в случае, когда человек неожиданно сталкивается с разъяренным нанимателем, утверждающим, что он сделал ошибку. Подобно этому, выздоравливающий алкоголик, который хочет возобновить действие своей водительской лицензии, может обнаружить, что власти намерены затягивать это просто потому, что он алкоголик. Этот человек может обнаружить у себя физические признаки приступа стыда, такие как покраснение и сердцебиение. Люди, которые находились в такой ситуации, не ошибутся относительно своего желания избежать стыда.

Алкогольные и семейные консультанты могут помочь своим клиентам распознать, как они используют защиты от стыда, узнать цену этой стратегии и научиться иметь дело с постыдными вещами более здоровым образом.

Волны, спирали и круги (циклы) стыда

Три пространственные аналогии представляют различные пути, какими индивиды реагируют на стыд. Эти модели применимы и для обучающих, и для терапевтических целей.

Наиболее распространенное переживание стыда - это волна. Когда она ударяет, человек.чувствует себя неожиданно сметенным могуществен-

___50 ___51

ной силой, которую он не может контролировать. Волна проходит прямо сквозь него и окружает его, совсем как сильная морская волна бьет человека, стоящего в океане. Такой опыт может напугать: в момент удара волны не очевидно, что ты останешься цел и невредим. Возможно, тебя оглушит, дыхание перехватит, и ты будешь в отчаянии готов бежать куда угодно. Но человек не может убежать в этот момент - он и его стыд стали неразделимы.

Удар волны стыда опасен, некоторые волны настолько сильны, что могут сбить человека с ног, оставив его шокированным и раненым. Жертву охватывает паника, она забывает, что эти чувства в конце концов пройдут. Тот, кто пытается бежать от своего стыда, может двинуться в неверном направлении, особенно если он был ослеплен страхом и болью. Затем его, скорее всего, настигнет следующая, еще более коварная волна.


Во время ударов волн стыда человеку нужно по мнить определенные вещи, чтобы не поддаться панике: "Я не есть мой стыд - я скоро снова почувствую себя лучше"; "Есть вещи, которые я могу сделать, чтобы облегчить эту боль, поэтому стыд меньше повредит мне". Разговор о чувстве стыда с доверенным лицом, воспоминание о позитивных аспектах самости и новое подтверждение своих основных жизненных целей - это деятельность, ограничивающая силу ударов волн стыда.

Люди, которые редко встречаются со своим стыдом на сознательном уровне, могут нуждаться в помощи консультанта, сталкиваясь с такими волнами стыда первые несколько раз. Такие консультанты должны быть достаточно опытны в "океане" стыда, чтобы помогать своим клиентам отличать маленькие волны от высоких, предлагая утешение,

защиту и поддержку при встрече с волнами, как диктует ситуация. В конце концов клиент может стать менее пугливым и более компетентным, чтобы быть способным всё чаще управляться со своим стыдом самостоятельно.

Круги стыда причиняют много страданий, поскольку они могут быть крайне устойчивы к изменениям. В круге стыдящийся человек пойман в повторяющуюся петлю. Он обнаруживает себя проходящим паттерн, не меняющийся со временем. Whitfield (1986), модифицировавший работу Fisher (1985), связывает такие циклы напрямую с компуль-сивным поведением: он уверен, что такая деятельность, как компульсивный гемблинг, обеспечивает временное облегчение от стыда и отчуждения самости. К несчастью, цена такого компульсивного поведения состоит в том, что настоящая самость не развивается полностью; она остается незавершенной, ведя индивида обратно к стыду и в конце концов к большей компульсивности.

Круги стыда могут фрустрировать как клиента, так и консультанта. Привычные паттерны бесконечно повторяются. Вместо "удара об дно", индивид попадает в круги циклического стыда, постоянно приводящие к слишком знакомым последствиям. Нет ничего творческого или особенно интересного в этих паттернах. Удивительно, как кто-то может выдержать буквально тысячи таких циклов, не обнаружив способа вырваться из ловушки. Терапевты могут заметить, что многократно повторяют псь слания, которые они уже сообщали клиентам раньше, и они, безусловно, были эффективны. Очень трудно не прийти к заключению, что клиент не мотивирован. Фактически, клиент может сильно стремиться, но быть неспособным к изменению. ч



___52___53

Evans (1987) упоминает "спирали стыда", которые могут длиться временами несколько месяцев. Она замечает, что, однажды испытав стыд, жертва склонна проигрывать заново множество прошлых постыдных эпизодов, припоминая всё мучительные и разоблачительные события, от которых она страдала все эти годы. В эти периоды стыдящаяся персона может верить, что эти атаки из прошлого и самообвинения - правда. Это увеличивает ее чувство уязвимости, приводя к уменьшению ощущения своей ценности, и очень вероятно, что -в дальнейшем она подвергнется обращению, которое удвоит стыд. Evans считает, что первой задачей попавшего в спираль стыда должен быть поиск безопасности.

Водоворот - визуальная репрезентация спирали. Попав в него, кажется, что никогда не выберешься, как ни борись. Каждая попытка стыдящейся персоны выбраться только утомляет ее. В конце концов жертва может настолько выбиться из сил, что 1од-дастся искушению оставить борьбу и быть поглощенной забвением. Стыдящийся человек "тонет" в спирали стыда.

Выздоравливающие алкоголики часто сталкиваются с потенциально чреватыми стыдом ситуациями, порой их называют слабаками или глупцами, когда они отказываются- пить на семейных торжествах. Спираль стыда запускается, когда человек не может отмахнуться от этих обвинений. Например, если он чувствует себя слишком смущенным, признавая себя алкоголиком, он может приводить неуклюжие оправдания своей абстиненции, типа простуды. Позже он может проклинать себя за то, что испугался противостоять своему обвинителю. Он может начать обзывать себя ("трус", "имбецил") и припоминать множество прошлых инцидентов,

когда он избегал конфликтов. Каждое новое воспоминание приводит к новому стыду, делает труднее и труднее для него поиск утешения у других людей. Он изолирует себя от тех, кто мог бы помочь ему, потому что не может сказать им, что случилось. Его концепция себя трещит по швам, и он не видит выхода из этой боли. Спираль завершает один полный оборот, когда стыдящийся человек, сейчас более, чем когда-либо, уязвимый, опять сталкивается с планами посещения торжества, где будут предложены алкоголь или наркотики.

Спирали стыда очень вредны и опасны. Однажды инициированные, они с трудом прекращаются. Чем дольше они действуют, тем более затягивающими становятся, поскольку они постепенно уменьшают смелость жертвы. Важно вмешаться в такие спирали так скоро, как возможно, пока они не набрали инерцию. Терапевты, знакомые с тем, как трудно депрессивным клиентам потянуться к другим, хотя они и знают, что стоять в стороне только вредно для них, поймут трудности лечения глубоко укоренившегося стыда. Цель ранних интервенций - поощрить клиента рассматривать текущий инцидент как простую волну стыда, не ведущую к неизбежному кризису. Другими словами, гораздо легче работать с острым одиночным приступом стыда, чем с хроническим состоянием, которое постоянно утяжеляется.


Если ранняя интервенция невозможна (например, потому, что клиент не просит помощи, пока спираль не разовьется полностью), первая цель помощника - остановить ухудшение. Поддерживающее выслушивание и нестыдящее взаимодействие достаточно полезны, посылая клиенту сообщение, что он не должен стыдиться в вашем присутствии.

___54___55

Когда спираль остановлена, консультант может начать, медленный процесс помощи клиенту в восстановлении ощущения собственной ценности. К счастью, позитивная концепция себя и разумная гордость тоже образуют спираль; когда этот процесс запущен, индивид, затопленный стыдом, может начать восстанавливать чувство "хорошее™", которое медленно развивается и усиливается со временем.

Спираль стыд/алкоголизм

Рисунок 1 представляет собой визуальную репрезентацию спирали стыда, включающую употребление алкоголя или веществ, изменяющих настроение.



Также и многие другие виды компульсивного поведения могут заменить алкоголь; важно то, что индивид обращается к чему-то, что может притупить его чувства и частично облегчить стыд.

Мы можем войти в эту спираль в любом месте. Например, хорошая стартовая точка - момент, когда алкоголик первоначально осознаёт свою предполагаемую дефектность. Это когнитивное осознание прямо ведет к переживанию стыда, описанному ранее. Чтобы не испытывать этот болезненный аффект, индивид может начать искать способы избежать или уменьшить его. Некоторые психологические защиты подходят дли этого; это будет обсуждено позже в этой главе. Но такие защиты могут быть неадекватны. Они могут быть неспособны заглушить стыд в достаточной степени, чтобы обеспечить человеку комфорт. Если так случается, стыдящийся индивид продолжит поиски облегчения. Он испытывает настоятельную необходимость убежать от себя.

В этой точке определенные люди ищут алкоголь. К примеру, одна из моих клиенток рассказывала, что начала выпивать в возрасте около десяти лет, увидев, как это помогает другим членам ее семьи избегать боли и унижения. Разумеется, эта женщина не осознавала, что бежит от своего стыда; возможно, она даже не знала, что значит это слово. Тем не менее, она подумала в свое время, -что что-то очень неправильно с ней, и алкоголь сработал точно так, как она надеялась.


Каждый раз, когда она выпивала, она относилась лучше и к себе, и к жизни вообще. К несчастью, когда она возвращалась к реальности после пьяного эпизода, мир был угрожающим и противным. Она заключила, что хорошим выходом для

___56___57

нее будет поддерживать состояние интоксикации так часто и так долго, как это будет возможным. В это время она стала физически и эмоционально зависимой от алкоголя и других наркотиков. Ее ад-дикция служила бегством от стыда; когда бы она ни достигала эйфории, она ассоциировала это только с правильным количеством выпитого. Она не искала больше помощи в другом месте. Алкоголь и наркотики стали единственным решением, которое она знала.

В это время эта женщина, около 25 лет, начала страдать от относительно второстепенных последствий своего пьянства. Они были "смущением" скорее, чем "унижением", вроде оскорбления друзей и флирта с мужчинами.-Это привело к дискомфорту, связанному и со стыдом, и с алкоголизмом, -болезненному ощущению, что не можешь полностью контролировать ситуацию. Тот, кто "не знает свою дозу", в этом сообществе чувствовал себя некомпетентным и униженным. С точки зрения стыда, проблема не в том, что человек в действительности делает, а в том, что, по крайней мере временно, алкоголь контролирует его.

Теперь эта женщина завершила один полный виток спирали. Она использовала алкоголь, чтобы уменьшить стыд, но сейчас даже сильнее осознаёт свои дефекты. Ее возросший стыд ведет ее к более усердному поиску выхода, и это, в свою очередь, ведет ее опять к алкоголю и наркотикам - решению, которое было самым эффективным раньше. Настоящая аддикция наступает, как только возрастает толерантность к алкоголю. Вскоре приходят и главные последствия - она теряет работу, почти разрушается ее брак, она попадает в несколько автомобильных аварий. С миром стало трудно справ -

ляться, и ее жизнь большую часть времени можно назвать жалкой. Дальше - больше, она не могла уже достигать состояния эйфории. Как многие алкоголики, теперь она пила, чтобы чувствовать себя "нормально", и это состояние нормальности опять же включало в себя чувство стыда. Особенно она ощущала позорность своего обусловленного алкоголем поведения и потери контроля. За каждой пьянкой следовал период самоупреков и унижения, когда она вспоминала то, что говорила или делала. Это ощущение позора завершило следующий виток: она вновь осознала неотъемлемо присущую себе дефективность.

Спираль стыд/алкоголизм раскручивается, потому что алкоголик имеет только одно лекарство от стыда, а оно неизбежно вносит свой вклад в его увеличение. Хронический паттерн установился, и он очень устойчив к изменениям. Единственное эффективное вмешательство, ломающге спираль -воздержание от алкоголя. Пораженный индивид не сможет иметь дело со своим стыдом, продолжая пить. Когда он прекращает, он может затем обнаружить другие, более эффективные способы обращения со стыдом, что ведет к большему самоуважению и долгосрочному" облегчению.