ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 237
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
И. Смирение а.' скромность
б. осознание ограниченности человеческих возможностей
III. Автономия
а. индивидуальность
б. самоценность
в. независимость
IV. Компетентность
а. власть
б. привычка компетентности
в. реалистическая гордость
Потребность в принадлежности — центральная для переживания стыда. Стыдящийся человек чувствует себя одновременно видимым и осуждаемым -его глубинная идентичность недействительна, и поэтому он ожидает оставления со стороны общества. Он верит, что не имеет права принадлежать. Вместо принадлежности он жаждет быть... человеком, принятым и любимым. Но только слишком стыдящийся субъект заключает из опыта стыда, что никогда не сможет быть человеком. Другие способны понять, что их стыд - не навсегда, особенно если они предпринимают что-то, что усиливает их чувство принадлежности.
___40___41
Например, одна женщина, моя пациентка, говорила, что ощущала чудовищную волну стыда, когда ее критиковал отец. После этого она чувствовала себя настолько недостойной любви, что "уходила на дно" и проводила несколько дней или недель за компульсивной едой и питьем. Это заставляло ее чувствовать себя еще большим ничтожеством и, возможно, продвигало ее к попытке суицида. Вместо этого, она заставила себя поднять телефонную трубку и позвонить выздоравливающей подруге, понявшей ее ситуацию. Они немного поговорили, встретились за чашкой кофе, сходили вместе на встречу "Анонимных Алкоголиков". В течение 24 часов она подтвердила свое право на жизнь. Она превратила свой.стыд в гордость, а страх оставления - в успокаивающую уверенность, что занимает важное место в жизни других людей.
Часть переживания человечности - идентификация с обществом (Schneider, 1977). Это затруднительно для тех, кто испытывал в детстве глубокий стыд. Такие люди склонны чувствовать себя настолько отличными от других, что могут существовать только на периферии групп, в которые входят. Это отцы, поздно возвращающиеся домой; матери, надеющиеся, что никто не вспомнит об их дне рождения; "заброшенные дети" (Wegscheider, 1981), чей единственный друг - собака, с которой они говорят обо всём; и технари, которым комфортно с цифрами,' но не с людьми.
Алкоголизм изолирует употребляющего и его семью, внося большой вклад в чувство индивида, что он ни к чему не принадлежит. Эта изоляция имеет место внутри семьи в виде отношения к ее членам как к посторонним; каждый может заключить, чт< никто не заботится о нем. В эмоциональном смысле, алкогольный опыт оставляет своих жертв вне групп, которым они могут доверять.
Умеренно стыдящийся человек переживает болезненные моменты, в течение которых он сомневается в своем месте. Это может быть подросток, огорченный открытием, что его друзья не хотят с ним больше иметь дела, или взрослый, чей работодатель или супруг неожиданно выразил свое недовольство. Такому человеку может быть необходимо временно отойти для укрепления своих границ. Но он сохранит глубинную веру в свою принадлежность чему-то. Он будет искать пути вновь присоединиться к этой группе или найти новую, в которой можно будет поддерживать внутреннее достоинство и самоуважение.
Принцип скромности помогает индивиду существовать, не презирая себя или других. Скромный человек знает, что не может быть безупречным. Он готов разделить свое небезупречное бытие с другими, понимая, что они тоже не лишены недостатков. Он не должен всё время соревноваться и сравнивать себя с другими. Он научился тому, что для каждого есть место в сообществе, и никто по сути своей не высшее и не низшее существо. Он стремится быть "достаточно хорошим", а не совершенным.
Принцип смирения помогает разрешить базовую детскую дилемму - желания и страха быть центром внимания. Скромный человек научается тому, что он достоин быть "звездой" время от времени. Он не должен избегать любого внимания или быть одержимым мыслями б том, что другие о нем подумают. Также он не скатывается и к другой крайности - попыткам постоянно демонстрировать себя миру, всегда находясь в центре. Он видим, но не бросается в глаза. Он развил в себе скромность.
___42___43
Умеренный стыд помогает осознанию человеческих ограничений (Kurtz, 1981). Мы - смертные, периодически впадающие в грех, и мы должны помнить об этой реальности. Например, человек, упавший в грязь,'поскольку смотреть вниз было ниже его достоинства,, сначала почувствует себя униженным. Но есть надежда, что позже он сможет посмеяться над этим происшествием, поняв абсурдность своей ситуации. Этот юмор связывает индивида с другими, поскольку каждый иногда желает бессмертия, и позволяет нам восстановить потерянное ощущение себя и общества.
Принцип автономии, подчеркиваемый Эриксоном (1963), позволяет индивиду контролировать свое собственное поведение. В противоположность этому, крайне стыдливый субъект чувствует себя бес1 помощным, поскольку верит, что его действия будут оценены другими как неудовлетворительные. Он чувствует с-эбя слабым и неспособным действовать эффективно. Он может в конце концов прекратить делать что-либо вообще из-за своей неспособности повлиять на мир позитивно. Индивиды, склонные к другой крайности, ожидают похвалы за всё, что делают. Они становятся подавляющими и контролирующими, неспособными принять послания других о торможении или прекращении нежелаемого поведения. Автономный человек осознаёт, что должен прислушиваться как к позитивным, так и к негативным отзывам других и принимать их во внимание при решении, каким образом действовать. Он также понимает, что у него столько же могущества, сколько у других, и нет повода ни диктовать другим, как им жить, ни позволять им контролировать себя.
Автономный индивид может чувствовать стыд даже в одиночестве, поскольку он идентифицировался с родителями и интернализовал их стандарты подобающего поведения. Человек, способный чувствовать стыд, развил идентичность в качестве отдельной личности. В конце концов он сам показывает на себя пальцем, стыдя себя. Он сам судит о своей адекватности или неадекватности, сравнивая себя с реальными персонами и со своими идеализированными родителями.
Чрезмерно стыдящийся индивид постоянно видит свою незаконность и отвратительность. Сравнения, проводимые им, обескураживают, и сама его идентичность находится под вопросом. Однако менее пристыженные субъекты могут использовать стыд, помогающий им утвердить и определить свою идентичность. Они имеют "Я", которому угрожает и вредит стыд, но вредит не безнадежно. Опыт стыда помогает им определить их "не-Я", персону, которой они не хотят быть. Каждое переживание стыда в дальнейшем уточняет их сущностные характеристики.
Человек может вздрагивать, действуя определенным образом, даже когда проблемы совершенно не заметны другим. Например, блестящий студент, который подозревает, что неверно выбрал поле деятельности, может быть приведен в замешательство хорошими результатами теста, поскольку понимает, что такой успех молсет соблазнить его остаться. Он может верить, что продается задешево, и даже говорить, что больше не может смотреть на себя, в зеркало, пока не наберется смелости сменить руководителя. Таков позитивный опыт стыда, повышающий чувство собственной ценности и усиливающий индивидуальность.
___44___45
Автономный человек обычно имеет высокие личные стандарты. Он, похоже, испытывает стыд регулярно и использует его для модификации своего поведения. Он развивает внутренний самоконтроль не для того, чтобы избежать наказания или осуждения других, но чтобы усилить свое бытие.
Этот тип стыда относительно мудрен. Его легче спутать с виной, по причине присутствия моральных аспектов. Возможно, его можно назвать моральным стыдом (Miller, 1985) или экзистенциальной виной. Однако первичен всё же феномен стыда, поскольку он затрагивает базовую идентичность человека. Субъект интернализовал высокие стандарты и хочет жить в соответствии с ними. Переживания стыда сигнализируют ему о том, что у него есть разногласия с собственной центральной идентичностью, которыми надо заняться немедленно.
Умеренный стыд дает алкоголику возможность изменить свое самоопределение с "дефективного и неадекватного" на "компетентного и достаточно хорошего". Например, выздоравливающий алкоголик может быть в ужасе от своих собственных "вонючих мыслишек", когда вспоминает, как хорош на вкус был его любимый напиток. Он может смотреть на этот обычный инцидент как на доказательство того, что еще не достиг подлинной трезвости. Он чувствует, что остается порочным по сути, скрывающим "алкогольную личность", которая должна быть уничтожена. Он чувствует стыд и на время теряет ощущение "хорошего себя", появившееся вместе с абстиненцией. Однако этот человек не срывается немедленно из-за того, что столкнулся с негативной частью своей идентичности. Его стад, будучи умеренным, может подтолкнуть его снова к его выздоравливающей самости. Момент стыда за
то, что был алкоголиком, вольется в его законную гордость выздоравливающего алкоголика. Это событие помогает ему осознать, что его базовое определение себя изменяется; теперь он может смотреть в глаза другим, потому что больше не позорит себя.
Автономное поведение контрастирует с усилиями "угодить окружающим", которые глубоко стыдящиеся люди предпринимают, отчаянно желая быть принятыми. Также оно отличается и от нарцисси-ческих, центрированных на себе установок, характеризующих персону со слишком малой способностью к стыду. Для автономных людей возможны независимые действия: они не боятся потерять свою идентичность и не имеют необходимости атаковать право других действовать и мыслить независимо.
Принцип компетентности позволяет индивиду эффективно функционировать в мире. Компетентный человек не должен быть абсолютно безупречен во всём, за что берется. Эти люди знают, что человеческие существа часто могут выполнять свои задачи мастерски и с любовью. Но также они знают, что периодические неудачи - неизбежная часть человеческого опыта. Иногда субъект может научиться на этих ошибках и стать более.компетентным. В другое время он может только принять свою неудачу, не заключая при этом, что является фундаментально некомпетентным.
Переживание стыда может также вести к мастерству, определяемому здесь как персональное обязательство достичь высшей компетентности. Мастерство - в той же мере установка, в какой и набор актуальных поведений; здоровый индивид развивает ожидание, что он может достичь успеха в-большинстве значительных задач, взятых на себя. Глу-
___46___47
боко стыдящийся отличается тем, что развивает ослабляющее чувство некомпетентности. Он ожидает неудачи и становится экспертом по провалам. Перфекционист находится на другом конце, настолько стремясь к совершенству, что не в состоянии закончить ни одного дела.
Человек, потерпевший неудачу в чем-либо важном для себя, вероятно, испытает стыд, приносящий временный дискомфорт. Это, конечно, может напомнить ему о многих предыдущих неудачах и поставить под вопрос его компетенцию. Однако я еще раз хочу подчеркнуть, что это нормальный процесс, неотъемлемый от нашего роста как человеческих существ. Стыд ведет нас к гордости; мы прячем глаза в надежде однажды поднять их. Человек, об-раздающийся должным образом с периодическими эпизодами стыда, развивает привычку компетенции и чувство реалистической гордости тем, как он принимает вызов быть достаточно хорошим.
Выздоравливающий алкоголик должен получить вызов при лечении. Он> возможно, развил установку неудачи и некомпетентности. Он может быть трудолюбивым перфекционистом в своем страхе неудачи. Его пьянство может служить и оправданием неудач, и гарантией еще большего урона понятию о себе. Основное для консультанта - допустить, что этот индивид имеет столь же высокие стандарты, как и всякий другой (но не выше), и что выздоровление подразумевает помощь алкоголику развить или вернуть тот уровень исполнения, с которым ему будет комфортно жить. Выздоравливающий алкоголик нуждается в побуждении ставить реалистичные цели, которые помогут ему пережить успех. Ему нужно развить привычку компетентности, ведущую к внутренней гордости собой. Чело-
век, регулярно переживающий реалистическую гордость, менее подвержен тенденции остаться в области фантазий, снов наяву и ложной гордости, что часто ведет к срыву.
Резюме
Развитие способности чувствовать умеренный стыд представляет собой неотъемлемую часть процесса выздоровления алкоголика. Умеренный стыд ведет к умеренной, здоровой гордости. Индивид, переживающий эти чувства, может быть описан как человечный, скромный, автономный и компетентный.
Основная ценность умеренного стыда в том, что он помогает индивиду отслеживать свои отношения с миром. Когда он оступается, теряя благосклонность мира, стыд говорит ему, что что-то всерьез не так - межличностный мост (Kaufman, 1980) между ним и другими требует ремонта. Такой стыд скорее активизирует, чем парализует.
___49
3. Защиты от стыда
Эта глава описывает защиты, которые индивиды используют, сталкиваясь со стыдом, слишком сильным для того, чтобы переносить его на полностью сознательном уровне: отрицание, уход, перфекци-онизм, грандиозность, бесстыдство и ярость. Также описаны три пространственные модели процесса стыда: волна, круг и спираль. Эти модели помогают объяснить, как стыд может стать разрушитель-ным для своих жертв и как люди оказываются в ловушке повторяющихся паттернов компульсивно-го поведения.
В норме, индивиды не парализуются и не переполняются стыдом. Вместо этого они осознают, что эти плохие чувства являются временными и что скоро они опять вернутся к лучшему самочувствию. Они могут использовать свой стыд, чтобы продвинуться к мастерству, автономии и чувству принадлежности, как описано в предыдущей главе. Однако, если стыд особенно могуч, если инициирующее его переживание очень сильно или если индивид особенно уязвим перед стыдом из-за опыта своего раннего детства, этот индивид может прибегать к защитам, перечисленным ниже.