Файл: Практическое занятие 1. Тема История развития и создания медицины. Основные понятия, содержание, принципы предмета Введение в клинику и коммуникативные навыки..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие №1.

Тема: История развития и создания медицины. Основные понятия, содержание, принципы предмета «Введение в клинику и коммуникативные навыки». Основные типы лечебно- профилактических учреждений (ЛПУ). Лечебно-охранительный режим и организация работы отделений в стационаре.
План занятия:


  1. История развития медицины.

  2. Основные принципы введение в специальность.

3. Основные типы лечебных учреждений имеющиеся в РК.

  1. Лечебно-охранительный режим амбулаторий, поликлиник, здравпунктов, женских консультаций и станций скрой помощи.

  2. Организация работы отделений в клинике:терапевтическое отделение больницы, его устройство.

  3. Обязанности медсестры отделения.

  4. Организация работы поста медсестры.

  5. Оснавные понятия, содержание, принципы предмета «Введение в клинику и коммуникативные навыки»


Цель занятия: - ознакомление студентов с Историями развития и создания медицины. Основные понятия, содержание, принципы предмета «Введение в клинику и коммуникативные навыки». Основные типы лечебно- профилактических учреждений (ЛПУ). Лечебно-охранительный режим и организация работы отделений в стационаре.

Краткая теория:

Медициина (лат. medicina, от mederi — «лечить») — наука, изучающая болезни, предупреждающая и приводящая их к благополучному исходу. Деление медицины на внутреннюю, или терапию, когда врачи лечат расстройства внутренних частей тела при помощи гигиенических средств и назначением лекарств внутрь и наружную, или хирургию — лечение болезней наружных частей, травм костей, мышц и органов, требующих хирургического вмешательства, установилось ещё в доисторическую эпоху; позже каждая из этих ветвей разделилась на отдельные части.

Согласно учению Гиппократа, по этиологии болезни разделяются на внешние и внутренние. К первым причинам происхождения относятся: времена года, температура воздуха, вода, местность; ко вторым — индивидуальные, зависящие от питания и деятельности человека. В зависимости от времён года, развиваются те или другие болезни. Отсюда вытекает учение Гиппократа о климате. Возраст можно сравнить с временем года — каждому возрасту свойственно различное состояние теплоты. Питание и движение способны вызывать расстройства недостатком или избытком, способствуя или препятствуя потреблению неизрасходованных телом сил. Изучение изменений под влиянием болезней древняя медицина начала с жидкостей, почему патология Гиппократа называется гуморальной. По его мнению, здоровье зависит от правильного смешения жидкостей, или кразы. Болезнь происходит от расстройства кразы жидкостей. С этим связано учение о так называемом переваривании (кокции) жидкостей: например, при рините вытекающая из носа жидкость сначала водянистая и едкая; по мере выздоровления она делается жёлтой, тягучей, густой, перестаёт раздражать. Это изменение жидкостей древние обозначали словом «переваривание» и полагали, что большинство болезней стремится к перевариванию соков. Пока жидкость «сырая», болезнь находится на высоте развития; когда жидкость переварилась и приняла естественный состав, болезнь прекращается. Чтобы излечить болезнь, необходимо переварить соки. Выведение переваренной жидкости называлось кризисом. Последний происходит по строго определённым законам, а потому происходит в особые критически дни, установленные для каждой болезни, но несколько колеблющиеся в зависимости от различных причин. В значительно изменённом виде эти взгляды сейчас используются в учении о прогнозе исхода болезни. Предсказание (прогноз) для Гиппократа составляет основу всей практической медицины. Оно дополняет то, что больной не хотел или не умел рассказать. Обращаясь к настоящему, предсказание объясняет разницу между здоровьем и болезнью и опасности, ожидающие больного;
после этого предсказание показывает, чего можно ожидать в будущем. Лечение составляет также часть системы, опирающуюся везде на опыт и наблюдения. Для применения лечебных средств указываются подходящие время и состояние болезни. Признаки болезней разработаны до крайней степени совершенства. Советуется пользоваться всеми чувствами при исследовании больного и сообщаются объективные признаки расстройств. Многие приёмы, описанные Гиппократом, применены современной медициной лишь недавно (например, постукивание и выслушивание). У Гиппократа исключительно полно описана хирургия. Отлично разработаны операции трепанации, удаления гноя из грудной клетки (укр.)русск., прокола живота и многие другие. Кровотечения составляют слабую сторону школы Гиппократа о хирургии, вследствие неумения останавливать их перевязкой сосудов. Поэтому ампутации, вылущение больших опухолей, вообще операции с большой потерей крови не производились и соответствующие больные оставлялись на произвол судьбы.

«Введение в клинику»- это дисциплина, обучающая основам медицинской доврачебной помощи пациентам, специальным знаниям и методам, необходимым для осуществления наблюдения и ухода за больными, проведения специальных манипуляций. Фактически – это первая клиническая дисциплина для студента медицинского вуза.

От первых шагов в клинике зависит очень многое. Прежде всего, с ними должно прийти понимание правильности выбора профессии, непреложности соблюдения правил и норм профессиональной этики. Изучая введение в клинику, следует стремиться к главному результату, овладению навыками помощи пациентам. Студент, вступающий в клинику, должен помнить о том, что на него смотрят как на представителя медицинской профессии, по нему судят о новом поколении будущих врачей.

Сегодня средний медицинский персонал получил такую возможность — работать совместно с компетентным помощником — младшей медицинской сестрой. Теперь младшая медицинская сестра не санитарка, а специалист с начальным профессиональным образованием. Это повысило статус медицинской сестры (медбрата), фельдшера, акушерки и ответственность за выполнение работ по решению проблем пациента путем сестринского ухода


Каковы же сегодня функции медицинской сестры (фельдшера, акушерки) в мире и в нашем обществе в частности?

Первая функция — осуществление сестринского ухода. Это могут быть профилактические меры, сестринские вмешательства, связанные с реабилитацией, психологической поддержкой человека или его семьи.

Вторая функция — обучение пациентов и сестринского персонала методам ухода, профилактики, реабилитации.

Третья функция — исполнение средним медицинским персоналом зависимой (по назначению врача) и независимой (в рамках компетенций) роли в составе бригады медицинских работников, обслуживающих пациента. Эту функцию в России только начинают осваивать. Но без нее решение проблем пациента не сможет занять должного места в системе здравоохранения.

Четвертая функция — развитие сестринской практики с помощью исследовательской деятельности

Медицинские работники должны всегда соблюдать требования профессиональных и этических стандартов. Непрерывное совершенствование знаний и умений, повышение своего культурного уровня — первейший профессиональный долг медицинской сестры. Имидж медицинской сестры зависит от уровня компетентности в этой области. Знание и понимание этических норм, здорового образа жизни, владение приемами профессионального общения, умение строить межличностные отношения и работать в коллективе поддержат авторитет и репутацию профессии медицинской сестры. Профессия медицинской сестры — самая массовая из медицинских профессий, которая традиционно имеет этическое, нравственное начало. Это одна из тех профессий, где непосредственный контакт, общение с другим человеком играют первостепенную роль. Цена такого общения — здоровье, а нередко и жизнь человека
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Различают два основных типа лечебно-профилактических учреждений: амбулаторного и стационарного

К учреж­дениям амбулаторного типа относятся: амбулатории, по­ликлиники, медико-санитарные части, диспансеры, кон­сультации, станции скорой помощи.

К учреждениям стационарного типа относятся: больни­цы, клиники, госпитали, родильные дома, санатории, хос­писы.


В целях повышения качества лечебной и профилак­тической работы проводится объеди­нение поликлиник с амбулаториями и больницами. Такая организация работы способствует повышению квалифика­ции врачей, а тем самым и улучшению качества обслужи­вания населения.

Основными типами организаций здравоохранения в Казахстане являются учреждения стационарной и амбулаторной поликлинической помощи.

Первые представлены больницами, клиниками, военными госпиталями, медико-санитарными частями.

Вторые составляют основу структуры первичной медико-санитарной помощи.

Наиболее распространенные из них – семейные врачебные амбулатории (СВА), поликлиники, здравпункты. Широко практикуется в нашей республике создание объединений квалифицированной и высокоспециализированной помощи. Это могут быть диспансеры, областные и республиканские больницы с поликлиническими и стационарными отделениями.

Существенное отличие системы здравоохранения в Казахстане состоит в сохранении высокой степени централизации управления, сохранении многих черт бесплатной медицины, существовавшей в Советском Союзе. Вместе с тем развиваются различные формы собственности: государственные учреждения, казенные коммунальные предприятия, сочетающие предоставление бесплатной медицинской помощи с различными видами платных медицинских услуг; наконец, частные клиники, как имеющие государственный заказ на медицинской обслуживание населения, так и работающие в автономном режиме.

Создаются региональные центры высокоспециализированной помощи. Например, в Астане и Алматы развернуты кардиологические центры с отделениями сердечно-сосудистой хирургии, онкогематологический детский центр в Караганде. Их задача сконцентрировать высокотехнологичные виды медицинской помощи и сделать их максимально доступными населению.

Новым словом является создание медицинских кластеров, крупных объединений медицинских учреждений, своего рода медицинских городов. В них сосредоточены новейшие научные разработки, современная медицинская техника, внедряются инновационные методы диагностики и лечения, ведутся научные исследования по наиболее актуальным направлениям науки. Один из таких кластеров, включающий центры онкологии и трансплантологии образуется в столице Казахстана.


Устройство и основные функции больниц
Различают общие, республиканские, областные, краевые, городские, районные, сельские больницы, которые распола­гаются чаще в центре обслуживаемой территории. Специа­лизированные больницы (онкологические, туберкулезные и т.д.) располагаются в зависимости от своего профиля, чаще на окраине или за городом, в озелененном районе.

Существуют 3 основных типа строительства больниц: павильонный, централизованный и смешанный.

При павильонной системе на территории больницы раз­мещаются небольшие отдельные здания.

Централизован­ный тип строительства характеризуется тем, что здания соединены крытыми надземными или подземными коридо­рами.

Существуют больницы смешанного типа, где основные неинфекционные отделения раз­мещаются в одном крупном здании, а инфекционные отде­ления, хозяйственные постройки и т.д. располагаются в нескольких небольших зданиях.

Участок больницы делится на три зоны: здания,, зона хозяйственного двора и защитная зеленая зона. Лечебная и хозяйственная зоны должны иметь отдельные въезды.

Больница состоит из следующих объектов:

Стационар со специализированными отделениями и палатами.

Вспомогательные отделения (рентгеновский кабинет, патологоанатомическое) и лаборатории.

Аптеки.

Поликлиники.

Пищеблок.

Прачечная.

Административные и другие помещения.

Больницы предназначены для постоянного лечения и ухода за пациентами с определенными заболеваниями, на­пример, хирургическими, терапевтическими, инфекцион­ными, психотерапевтическими и т.д.

Стационар больницы является наиболее важным струк­турным подразделением, куда принимают пациентов, тре­бующих современных, сложных методов диагностики и лечения и оказывают лечение, уход и другие культурно-бытовые услуги.

Устройство стационара любого профиля включает па­латы для размещения пациентов, хозяйственные помеще­ния и санитарный узел, специализированные кабинеты (процедурный, лечебно-диагностический), а также орди­наторскую, сестринскую комнаты, кабинет заведующего отделением.