Файл: Программа Погода в доме.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коррекционно-развивающая программа:

«Погода в доме»

Содержание


Коррекционно-развивающая программа: 1

«Погода в доме» 1

1.Пояснительная записка 2

Глава 1. Теоретический аспект детско-родительских отношений 5

1.1. Психолого – педагогическая характеристика стилей семейного воспитания. 5

1.2. Таблица взаимосвязи стиля семейного воспитания и типа личностного развития ребенка 19

1.3. Таблица взаимосвязи стилей семейного воспитания и типов акцентуации характера 20

1.4. Диагностика детско – родительских отношений и стиля семейного воспитания 21

1.5. Советы родителям по воспитанию психически здорового поколения. 22

1.6. Психологическое просвещение родителей «Причины «неадекватного поведения» детей и пути его предотвращения» 23

1.7.Психологическое просвещение родителей «Семейные конфликты и способы их разрешения». 27

Глава 2. Коррекция детско-родительских отношений 30

2.1. Блок №1 «Я - родитель?!» 30

2.2. Блок № 2 «Понимание» 40

2.3. Блок №3 « Разрешаем конфликт» 45

Литература 53

Приложение 1 54


  1. Пояснительная записка


Счастлив тот, кто счастлив у себя дома


    1. Актуальность: Актуальность проблематики детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. И это подтверждают как сами родители, дети, так и педагоги образовательных организаций и специалисты системы сопровождения. Работая в ОГАУ СО «Центр социально-психологической помощи семье и детям» МО «город Димитровград», специалисты отделения окончательно убедились, что основной причиной девиантного поведения детей и подростков (воровство, агрессия, употребление ПАВ и т.д.) является неадекватное поведение родителей к своему ребенку. Чаще всего еще с младенчества родители используют не правильный стиль и методы воспитания, но к большому сожалению с целью повышения своей педагогической компетентности к педагогу – психологу такие родители обращаются тогда, когда ребенок (подросток) уже начал открыто демонстрировать свое девиантное поведение, когда проблемы детско-родительских отношений в семье достигли своего максимума. Именно с такими «запущенными» семьями работают специалисты любого «Центра социально-психологической помощи семье и детям». Это и послужило причиной создания Программы, направленной на коррекцию и гармонизацию детско – родительских отношений.

    2. Цель: коррекция и гармонизация детско-родительских отношений


Задачи:

  • Формирование и развитие чувства родительской любви и симпатии.

  • Формирование осознанного родительства, своей роли, сопричастности сво­ей семье и процессам, происходящим в ней;

  • Повышение родительской компетентности;

  • Формирование процесса сотрудничества взрослого и ребенка, признание прав и обязанностей в семье, как родителя, так и ребенка.

  • Помочь родителям оценить стиль своего взаимодействия с ребенком и изменить его, если это необходимо.

  • Обучить навыкам конструктивного взаимодействия и социально приемлемому реагированию в конфликтных ситуациях

  • Предоставить детям и родителям возможность улучшить внутрисемейные отношения в целом.

    1. Методы и приемы, используемые для решения указанных задач.

1. Тематические беседы.

2. Аутогенная тренировка.

3. Телесно-ориентированная терапия.

4. Арттерапия.

5.Дыхательная гимнастика.

6. Практические упражнения.

Методологическая основа программы:

При разработке программы мы опирались на исследования стилей семейного воспитания А.Е. Личко , Э.Г. Эйдемиллера , А.Я.Варга и В.В.Столина, а так же на Концепцию акцентуированных личностей К. Леонгарда и модель А.Е.Личко.

Теоретическая значимость  заключается в том, что в Программе «Погода в доме» раскрыта сущность проблемы влияния детско-родительских отношений на развитие личности ребенка в семье в современной психологии и педагогике, и выявлены особенности влияния стиля семейного воспитания на развитие личности ребенка.

Практическая значимость: Программу «Погода в доме» возможно использовать педагогам - психологам в любых учреждениях (образовательных, консультативных, социальных) занимающихся проблемой детско – родительских отношений.

Новизна программы: Новизна Программы «Погода в доме» заключается в том, что она рассчитана на внедрение не в специально организованной группе, а в конкретной семье, с определенным половозрастным составом и структурой, с конкретными проблемами. Таким образом, специалист (педагог-психолог, социальноый-педагог) имеет возможность адаптировать программу под любую семью, причиной обращения, которой стали детско-родительские отношения и девиантное поведение детей (воровство, агрессия, употребление ПАВ и др.). Таким образом, специалист имеет право подобрать необходимые упражнения и

беседы с учетом специфики конкретной семьи, и составить свой план мероприятий (коррекционных занятий) под конкретную семью т.к. программа не имеет строго организованную структуру. Такой подход к внедрению программы позволяет расширить круг потенциальных участников программы, а не ограничивает специалиста конкретными рамками (по полу, возрасту, составу и другое).

    1. Участники: Семьи, обратившиеся за помощью к педагогу – психологу (психологу – консультанту, социльному-педагогу). Программа рассчитана на работу, как с детьми, так и с их родителями.

    2. Диагностика (Оценка эффективности): Перед началом внедрения программы в семье, специалист проводит первичную диагностику: анкета «Атмосфера в семье» (приложение 1), измеряет уровень психологического климата в семье. Фиксирует результат. Реализовав программу, специалист проводит повторную диагностику. Сравнивает результаты и делает вывод об эффективности проведенных коррекционно – развивающих мероприятий.

    3. Периодичность программы: Основной формой работы являются практические занятия, рассчитанные на 12 встреч.

Продолжительность занятий 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Срок реализации программы: 3 месяца.

Форма работы - Индивидуальная (семейная).


Глава 1. Теоретический аспект детско-родительских отношений

1.1. Психолого – педагогическая характеристика стилей семейного воспитания.



Наши дети – это наша старость.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми.

А.С. Макаренко
Цель: просвещение и коррекция неадаптивных способов родительского воспитания.

В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания детей и подростков.

Демократический (разумная любовь; сотрудничество: принимающе-авторитарный; авторитетный; ценностное отношение с высокой рефлексией)

    Для авторитетного стиля воспитания характерны теплые отношения между родителями и детьми, умеренные дисциплинарные требования и надежды на будущее детей, а также частое общение. Авторитетные родители заботливы и внимательны, они создают в доме атмосферу полную любви и обеспечивают эмоциональную поддержку своим детям. В отличие от либеральных родителей, они тверды, последовательны в своих требованиях и справедливы. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. 
     Авторитетные родители создают дисциплину, используя рациональные и проблемно-ориентированные стратегии, для того чтобы обеспечить независимость детей и при необходимости подчиняться правилам определенной группы. Они требуют от детей подчинения некоторым установившимся стандартам в поведении и контролируют их выполнение. “Семейные правила скорее демократические, чем диктаторские”. Родители для достижения взаимопонимания с детьми используют разумные доводы, обсуждение и убеждение, а не силу. Они в равной степени выслушивают своих детей и высказывают им свои требования.
У детей есть альтернатива, их поощряют предлагать свои решения и принимать на себя ответственность за свои поступки. В результате такие дети верят в себя и в возможность выполнения взятых ими обязательств. Когда родители ценят и уважают мнение своих детей, это приносит пользу обеим сторонам.

     Авторитетные родители устанавливают приемлемые границы и стандарты поведения для своих детей. Они дают им понять, что всегда помогут, когда это будет необходимо. Если их требования не выполняются, то они относятся к этому с пониманием и скорее готовы простить своих детей, чем наказать их. В общем, для этого стиля воспитания характерно взаимопонимание между родителями и детьми и взаимное сотрудничество.
     В результате выигрывают обе стороны. Благодаря успешному взаимодействию, заботе и реальным ожиданиям, возлагаемым на детей, они получают хорошие возможности для развития. Кроме того, такие родители поощряют успехи детей в учебе, что имеет положительное влияние на их успеваемость в школе. Это объясняется вовлеченностью родителей в дела и образование детей и использованием ими открытых обсуждений совместно прочитанных книг, проведением дискуссий.
     Исследования также показывают, что такие дети менее подвержены негативному влиянию со стороны сверстников и более успешно строят свои взаимоотношения с ними. Так как авторитетный стиль воспитания обеспечивает баланс между контролем и независимостью, то его результатом являются компетентные, ответственные, независимые и уверенные в себе дети. У таких детей вероятность развития высокой самооценки, веры в себя и самоуважения, существенно выше, они менее агрессивны и обычно добиваются большего успеха в жизни.
     Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение. 
Более того, в отличие от других детей они лучше приспособлены к жизни. По данным исследований, дети авторитетных родителей занимают первое место по уровню самоуважения, способности приспосабливаться к руководству и интересу к вере в Бога, исповедуемой родителями. Они уважают авторитеты, ответственны и контролируют свои желания. Эти дети более уверены и ответственны, поэтому вероятность злоупотребления ими наркотиками или алкоголем значительно меньше, как и возможность быть вовлеченными в преступную деятельность. У них также отмечается меньше фобий, депрессий и проявления агрессивности.

Авторитарный (автократический; диктат)