Файл: Вопрос 1 Основные понятия и определения опасность, риск, уязвимость, безопасность, неопределенность. Опасность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


теплоцентралях в холодное время года).

9) Аварии на очистных сооружениях ( аварии на очистных сооружениях сточных вод,

промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ).

10) Гидродинамические аварии ( прорыв плотин, дамб с образованием прорывного

паводка и катастрофического затопления).

ЧС природного характера - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в

результате опасных природных процессов, которые могут повлечь или повлекли за собой

человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде,

значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Источник – опасное природное явление.

К ЧС природного характера относятся:

1) Геофизические опасные явления (землетрясение, извержение вулканов).

2) Геологические опасные явления (оползни, сели, обвалы, лавины, просадка лессовых

пород, пыльные бури, эрозия почв).

3) Метеопасные явления (бури, ураганы, вихри, смерчи, шквалы, крупный град более 20

мм, и др.).

4) Морские гидрологические явления (циклоны, тайфуны, цунами и т.д.)

5) Гидрологические явления на суши (наводнение, половодье, повышение уровня

грунтовых вод),

6) Природные пожары (лесной, торфяной, подземный в угольных и нефтяных пластах).

7) Инфекционные заболевания людей (единичные случаи экзотических и особо опасных

заболеваний, инфекционные заболевания неясной этиологии).

8) Инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных.

9) Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями.

Чрезвычайные ситуации экологического характера.

1) Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния суши (почвы, недр,

ландшафта):

• катастрофические просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки

недр при добыче полезных ископаемых и другой деятельности человека;

• наличие тяжелых металлов (в том числе радионуклидов) и других вредных веществ в

почве (грунте) сверх предельно допустимых концентраций;

• кризисные ситуации, связанные с истощением невозобновляемых природных

ископаемых;

• критические ситуации, вызванные переполнением хранилищ (свалок)

промышленными и бытовыми отходами.

2) ЧС, связанные с изменением состава и свойств атмосферы (воздушной среды):

• резкие изменения погоды или климата в результате антропогенной деятельности;

• превышение предельно допустимых концентраций вредных примесей в атмосфере;


• температурные инверсии над городами;

• «кислородный» голод в городах;

• значительное превышение предельно допустимого уровня городского шума;

• разрушение озонного слоя атмосферы.

3) ЧС, связанные с изменением состояния гидросферы (водной среды):

• резкая нехватка питьевой воды вследствие истощения водоисточников или их

загрязнения;

• истощение водных ресурсов, необходимых для организации водоснабжения и

обеспечения технологических процессов;

• нарушение хозяйственной деятельности и экологического равновесия вследствие

загрязнения зон морей и океанов.

4) ЧС, связанные с изменением состояния биосферы:

• исчезновение видов животных, растений, чувствительных к изменению условий

среды обитания; гибель растительности на обширной территории;

• резкое изменение способности биосферы к воспроизводству возобновляемых

ресурсов.

ЧС социально- и военно- политического характера- это ухудшение экономической

ситуации, обострение криминогенной обстановки, межнациональные конфликты

(диверсия на военном объекте, антиобщественное выступление граждан).

Классификация ЧС по ведомственной принадлежности.

ЧС по ведомственной принадлежности классифицируется в зависимости от отрасли

хозяйства, в которой возникла чрезвычайная ситуация.

Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу возможных последствий.

В зависимости от количества людей, пострадавших в чрезвычайной ситуации, размера

материального ущерба, а также границ зон распространения поражающих факторов

чрезвычайные ситуации подразделяются на: локальные; местные; территориальные;

региональные; федеральные и трансграничные.

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало

не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек,

либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты на

день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы территории объекта

производственного или социального назначения.

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало

свыше 10 человек, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности

свыше 100 человек, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше

1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты на день возникновения ЧС и

зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района.


К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой

пострадало свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо нарушены условия

жизнедеятельности свыше 300 человек, но не более 500 человек, либо материальный

ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 мил. минимальных ра змеров оплаты на

день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы субъекта Российской

Федерации.

К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой

пострадало свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо нарушены условия

жизнедеятельности свыше 500 человек, но не более 1000 человек, либо материальный

ущерб составляет свыше 0,5 мил., но не более 5 мил. минимальных размеров оплаты на

день возникновения ЧС и зона ЧС охватывает территорию двух субъектов РФ.

К федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой

пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000

человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 мил. минимальных размеров

оплаты на день возникновения ЧС и зона ЧС выходит за пределы двух субъектов РФ

К трансрегиональной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы

которой выходит за пределы РФ, либо ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает

территорию РФ

Вопрос № 12- Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.

Оповещение населения - это предупреждение населения о возможном

нападении противника или чрезвычайной ситуации с помощью специальных

сигналов.

Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся

опасности и создавшейся обстановке (наводнении, землетрясении или о другом

стихийном бедствии, в условиях военного времени – о возможных поражающих факторах

применяемого противником оружия), а также проинформировать о порядке поведения в

этих условиях.

Для своевременного оповещения населения о ЧС на территории страны созданы

системы оповещения, работающие круглосуточно. Системы оповещения входят в состав

Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

(РСЧС). Функционирование систем оповещения осущ ествляется на основе Положения о

системах оповещения населения (Приказ МЧС РФ, Министерства информационных

технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25


июля 2006 г. №422/90/376 «Об утверждении Положения о системах оповещен ия

населения»).

Система оповещения представляет собой организационно-техническое

объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего

пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов

управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и населения.

Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения

информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гр ажданской

обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий

или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Системы оповещения создаются на всех уровнях функционирования системы

РСЧС.

на федеральном уровне – федеральная система оповещения (на территории РФ);

на межрегиональном уровне – межрегиональная система оповещения (на

территории федерального округа);

на региональном уровне – региональная система оповещения (на территории

субъекта РФ);

на муниципальном уровне – местная система оповещения (на территории

муниципального образования);

на объектовом уровне – локальная система оповещения (в районе размещения

потенциально опасного объекта).

Таким образом, основными средствами оповещения населения о ЧС являются:

1. Сирены, расположенные на крышах высотных домов. Они устанавливаются по

территории городов и населенных пунктов с таким расчетом, чтобы обеспечить, по

возможности, их сплошное звукопокрытие.

2. Сети уличных громкоговорителей.

3. Проводное и беспроводное радиовещание.

4. Телевизионные приѐмники.

5. Точки трансляции терминальных комплексов Общероссийской комплексной

системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН).

6. Мобильные телефоны.

7. Интернет.

8. Силы и средства домоуправлений и т.п.


Вопрос №13- Предупреждение и ликвидация ЧС.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс проводимых

заблаговременно мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение

риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей,

снижение ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возни кновения.

Этот комплекс мероприятий проводится федеральными органами исполнительной власти,

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного

самоуправления и организационными структурами РСЧС ( Постановление Правительства

РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 26.01.2017) "О единой государственной системе

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций).

Предупреждение чрезвычайных ситуаций проводится по следующим направлениям:

- мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

- рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом

природной и техногенной безопасности;

- предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных

природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося

разрушительного потенциала;

- предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической

безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности

оборудования;

- разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на

сокращение числа источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий,

защиту населения и материальных средств; подготовка объектов экономики и систем

жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

- декларирование промышленной безопасности;

- лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

- страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного

производственного объекта;

- проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных

ситуаций;

- государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной

безопасности;

- информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на

территории проживания;

- подготовка населения к защите от чрезвычайных ситуаций.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие

неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и