Файл: Вопрос 1 Основные понятия и определения опасность, риск, уязвимость, безопасность, неопределенность. Опасность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 174
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
направленные на спасение жизней и сохранение здоровья людей, снижение ущерба
природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных
ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Аварийно-спасательные работы проводятся в целях поиска и деблокирования
пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения,
они включают:
- разведку маршрутов движения и участков работ;
- локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках рабо т;
- подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в
результате чрезвычайной ситуации вредных и опасных факторов, препятствующих
ведению спасательных работ;
- поиск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий,
загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных
помещений;
- оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию
их в лечебные учреждения;
- вывоз (вывод) населения из опасных зон;
- санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию,
дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание
территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.
Аварийно-спасательные работы проводятся в максимально сжатые сроки. Это вызвано
необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также
тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия
вторичных поражающих факторов (пожары, взрывы, затопления и т.п.).
Неотложные работы проводятся в целях создания условий для проведения
аварийно-спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь,
вызванных вторичными поражающими факторами, а также обеспечения
жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения, они включают:
- прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах
заражения (загрязнения);
- локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных,
канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопа сных
условий для проведения спасательных работ;
- укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих
обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;
- ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связ и и
коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
- обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в
обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;
- ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от
возможных повторных поражающих воздействий;
- санитарную очистку территории в зоне чрезвычайной ситуации;
- первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.
Вопрос № 14- Основные направления деятельности по предотвращению ЧС.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций проводится по следующим направлениям:
- мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
- рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом
природной и техногенной безопасности;
- предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных
природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося
разрушительного потенциала;
- предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технолог ической
безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности
оборудования;
- разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на
сокращение числа источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий,
защиту населения и материальных средств; подготовка объектов экономики и систем
жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;
- декларирование промышленной безопасности;
- лицензирование деятельности опасных производственных объектов;
- страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного
производственного объекта;
- проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных
ситуаций;
- государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной
безопасности;
- информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на
территории проживания;
- подготовка населения к защите от чрезвычайных ситуаций.
Вопрос №15- Система законодательства, регулирующего деятельность в области ЧС
Законодательная база в области РСЧС
(основные законы и законодательные акты)
Высшим актом является Конституция (Основной закон),
-далее идут законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы),
принимаемые Государственной Думой,
- затем подзаконные акты, т.е. нормативные акты правительства, министерств и ведомств,
и локальные акты в виде приказов, распоряжений, издаваемых руководителями
организаций.
1.Основной закон РФ – Конституция РФ от 12.12.93. объявила человека, его права и
свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека
и гражданина - обязанностью государства.
1.Закон РФ «О безопасности» . 28.12.2010г. №390-ФЗ. Настоящий ФЗ закрепляет
правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства,
определяет систему безопасности и еѐ функции, устанавливает порядок организации и
финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за
законностью их деятельности
I. Федеральных законов Российской Федерации:
1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изменениями от 28 октября
2002 г., 22 августа 2004 г., 4, 18 декабря 2006 г.); определяет:
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты
граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства,
находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного,
воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов
производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
2. Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 206-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера";
3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с
изменениями от 22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г., 24 января 1998 г., 7 ноября, 27 декабря
2000 г., 6 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 10 мая, 29 июня, 22
августа, 29 декабря 2004 г., 1 апреля, 9 мая 2005 г., 2 февраля, 25 октября, 4, 18 декабря 2006
г.); является основным нормативным правовым актом в области
обеспечении пожарной безопасности.
4. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной
безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями от 7 августа 2000 г.,
10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г., 18 декабря 2006 г.; который
определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной
эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение
аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности
эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие
опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных
аварий.
5. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах
и статусе спасателей" (с изменениями от 5, 7 августа, 7 ноября 2000 г., 11 ноября 2003 г., 22
августа, 2, 29 ноября, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.); определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных
служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации,
регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, орга нами
местного самоуправления, а также (предприятиями, учреждениями, организациями,
крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от
их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными
объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации.
6. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (с
изменениями от 27 июля 2006 г.);
7. Федеральный закон от 12.02.1998г «О гражданской обороне» №28-ФЗ (с изменениями и
дополнениями внесенными ФЗ от 01.01.2001 г.) Он определяет задачи, правовые основы их
осуществления и полномочия органов госвласти РФ, органов исполнительной власти
субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области ГО.
8. ФЗ РФ № 3-ФЗ от 9.01.96. «О радиационной безопасности населения» (в ред. от
22.08.04. № 122-ФЗ).Настоящий ФЗ устанавливает правовые основы обеспечения
радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья
II. Постановлений Правительства РФ:
1. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций " (с
изменениями от 27 мая 2005 г., 3 октября 2006 г.); Указанным постановлением
утверждено положение о Единой государственной системе предупреждения и
ликвидации ЧС,
2. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в
области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с
изменениями от 1 февраля 2005 г.);
3. Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 924 "О силах и средствах
единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (с
изменениями от 5 апреля 1999 г., 8 августа 2003 г., 23 декабря 2004 г.);
4. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1479
"Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и
спасателей";
5. Постановление Правительства РФ от 22 июня 2004 г.№ 303 «О порядке эвакуации
населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы»;
6. Постановление Правительства РФ 1094 от 13 сентября 1996г. «О классификации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Постановление
утверждает Положение о классификации ЧС природного и техногенного характера,
которое предназначено для установления единого подхода к оценке ЧС природного и
техногенного характера, определения границ зон ЧС и адекватного реагирования на них.
III. Указов Президента РФ:
1. Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. N 116 "О мерах по противодействию
терроризму" (с изменениями от 2 августа 2006 г.);
2. Приказ МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и
Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 июля 2006 г. N 422/90/376
"Об утверждении Положения о системах оповещения населения
Вопрос № 16- Основные понятия и определения: промышленная безопасность,
инцидент, авария, риск аварии.
Согласно Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных
производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ (последняя редакция 07.03.2017г.),
который определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения
безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на