Файл: Вопрос 1 Основные понятия и определения опасность, риск, уязвимость, безопасность, неопределенность. Опасность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


направленные на спасение жизней и сохранение здоровья людей, снижение ущерба

природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных

ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Аварийно-спасательные работы проводятся в целях поиска и деблокирования

пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения,

они включают:

- разведку маршрутов движения и участков работ;

- локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках рабо т;

- подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в

результате чрезвычайной ситуации вредных и опасных факторов, препятствующих

ведению спасательных работ;

- поиск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий,

загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных

помещений;

- оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию

их в лечебные учреждения;

- вывоз (вывод) населения из опасных зон;

- санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию,

дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание

территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.

Аварийно-спасательные работы проводятся в максимально сжатые сроки. Это вызвано

необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также

тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия

вторичных поражающих факторов (пожары, взрывы, затопления и т.п.).

Неотложные работы проводятся в целях создания условий для проведения

аварийно-спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь,

вызванных вторичными поражающими факторами, а также обеспечения

жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения, они включают:

- прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах

заражения (загрязнения);

- локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных,

канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопа сных

условий для проведения спасательных работ;

- укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих

обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;


- ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связ и и

коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;

- обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в

обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;

- ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от

возможных повторных поражающих воздействий;

- санитарную очистку территории в зоне чрезвычайной ситуации;

- первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

Вопрос № 14- Основные направления деятельности по предотвращению ЧС.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций проводится по следующим направлениям:

- мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

- рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом

природной и техногенной безопасности;

- предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных

природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося

разрушительного потенциала;

- предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технолог ической

безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности

оборудования;

- разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на

сокращение числа источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий,

защиту населения и материальных средств; подготовка объектов экономики и систем

жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

- декларирование промышленной безопасности;

- лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

- страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного

производственного объекта;

- проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных

ситуаций;

- государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной

безопасности;

- информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на

территории проживания;

- подготовка населения к защите от чрезвычайных ситуаций.

Вопрос №15- Система законодательства, регулирующего деятельность в области ЧС


Законодательная база в области РСЧС

(основные законы и законодательные акты)

Высшим актом является Конституция (Основной закон),

-далее идут законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы),

принимаемые Государственной Думой,

- затем подзаконные акты, т.е. нормативные акты правительства, министерств и ведомств,

и локальные акты в виде приказов, распоряжений, издаваемых руководителями

организаций.

1.Основной закон РФ – Конституция РФ от 12.12.93. объявила человека, его права и

свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека

и гражданина - обязанностью государства.

1.Закон РФ «О безопасности» . 28.12.2010г. №390-ФЗ. Настоящий ФЗ закрепляет

правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства,

определяет систему безопасности и еѐ функции, устанавливает порядок организации и

финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за

законностью их деятельности

I. Федеральных законов Российской Федерации:

1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изменениями от 28 октября

2002 г., 22 августа 2004 г., 4, 18 декабря 2006 г.); определяет:

Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты

граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства,

находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного,

воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов

производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

2. Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 206-ФЗ "О внесении изменений в

Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера";

3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с

изменениями от 22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г., 24 января 1998 г., 7 ноября, 27 декабря

2000 г., 6 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 10 мая, 29 июня, 22


августа, 29 декабря 2004 г., 1 апреля, 9 мая 2005 г., 2 февраля, 25 октября, 4, 18 декабря 2006

г.); является основным нормативным правовым актом в области

обеспечении пожарной безопасности.

4. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной

безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями от 7 августа 2000 г.,

10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г., 18 декабря 2006 г.; который

определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной

эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение

аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности

эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и

индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие

опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных

аварий.

5. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах

и статусе спасателей" (с изменениями от 5, 7 августа, 7 ноября 2000 г., 11 ноября 2003 г., 22

августа, 2, 29 ноября, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.); определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных

служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации,

регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, орга нами

местного самоуправления, а также (предприятиями, учреждениями, организациями,

крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от

их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными

объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации.

6. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (с

изменениями от 27 июля 2006 г.);

7. Федеральный закон от 12.02.1998г «О гражданской обороне» №28-ФЗ (с изменениями и

дополнениями внесенными ФЗ от 01.01.2001 г.) Он определяет задачи, правовые основы их

осуществления и полномочия органов госвласти РФ, органов исполнительной власти

субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области ГО.

8. ФЗ РФ № 3-ФЗ от 9.01.96. «О радиационной безопасности населения» (в ред. от

22.08.04. № 122-ФЗ).Настоящий ФЗ устанавливает правовые основы обеспечения

радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья

II. Постановлений Правительства РФ:

1. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой


государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций " (с

изменениями от 27 мая 2005 г., 3 октября 2006 г.); Указанным постановлением

утверждено положение о Единой государственной системе предупреждения и

ликвидации ЧС,

2. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в

области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с

изменениями от 1 февраля 2005 г.);

3. Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 924 "О силах и средствах

единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (с

изменениями от 5 апреля 1999 г., 8 августа 2003 г., 23 декабря 2004 г.);

4. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1479

"Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и

спасателей";

5. Постановление Правительства РФ от 22 июня 2004 г.№ 303 «О порядке эвакуации

населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы»;

6. Постановление Правительства РФ 1094 от 13 сентября 1996г. «О классификации

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Постановление

утверждает Положение о классификации ЧС природного и техногенного характера,

которое предназначено для установления единого подхода к оценке ЧС природного и

техногенного характера, определения границ зон ЧС и адекватного реагирования на них.

III. Указов Президента РФ:

1. Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. N 116 "О мерах по противодействию

терроризму" (с изменениями от 2 августа 2006 г.);

2. Приказ МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и

Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 июля 2006 г. N 422/90/376

"Об утверждении Положения о системах оповещения населения

Вопрос № 16- Основные понятия и определения: промышленная безопасность,

инцидент, авария, риск аварии.

Согласно Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных

производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ (последняя редакция 07.03.2017г.),

который определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения

безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на