Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования (в области социальнопедагогической деятельности) Дисциплина Основы педагогического мастерства Практическое занятие 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)

Дисциплина: Основы педагогического мастерства

Практическое занятие 5


Выполнил:

Обучающийся Прусакова Елена Николаевна

Преподаватель:

Черненко Наталья Михайловна


Цель занятия: закрепление знаний о понятиях, принципах, сущности педагогического мастерства, а также совершенствование навыков применения педагогических составляющих в области мастерства педагога.

 

Задание 1. (максимальное количество баллов — 5 баллов)

Внимательно прочитайте описание предложенной педагогической задачи и найдите вариант грамотного решения.

 

Предлагается описание следующей конфликтной ситуации.

Ученик не доволен собственной отметкой, полученной за выполнение учебного задания. В качестве протеста он во время урока залезает на стол. В классе раздается звонкий смех детей, что влечет за собой срыв рабочей обстановки. Учитель не имеет возможности продолжать урок в соответствии с разработанным планом.

Вариантов решения учителем данной педагогической задачи множество. Педагогу важно понимать, что от его поведения в данной ситуации зависит ход дальнейшего образовательного процесса и психологическая обстановка в данном коллективе.

Для осуществления поиска наиболее грамотного варианта решения данной педагогической задачи предлагается заполнить сравнительную таблицу. Содержание таблицы — это ключевые вопросы, необходимые для анализа сложившейся ситуации, и оформление основных направлений проведения сопоставительного анализа различных сценариев поведения учителя: «начинающий педагог» и «педагог-мастер».

После завершения работы над содержание данной таблицы, рекомендуется оформить основные выводы по поиску персонального грамотного решения представленной педагогической задачи.

 

Вопросы для анализа ситуации

Сравнительная характеристика

 действий педагогов при решении оформленной педагогической задачи

Начинающий педагог

Педагог-мастер

1.               Как разрешить сложную ситуацию?

 Попросить ребенка так не делать, а если возникнут какие-то трудности, я всегда смогу тебе помочь и объяснить;

 Успокоить ученика, заверить, что сейчас ему будут объяснены критерии выставленной оценки.

1.               Какими путями можно было избежать подобной ситуации?

 Избежать этой ситуации можно было бы, пояснив сразу же и вовремя причину выставления ученику данной оценки, а также объяснить ученику какими путями её можно исправить, и в какое время, чтобы он на этом не зацикливал своё внимание.

 Чтобы избежать конфликтной ситуации надо было перепроверить работу ученика в его присутствии, объяснить критерий выставленной оценки.

2.               Как вернуть рабочую обстановку на урок, если подобная ситуация произошла?

 Учителю же не стоит делать акцент на данной ситуации, раз уж она произошла, во время проведения урока, а тем более вступать в перепалку. Можно было сказать: «Для того, чтобы исправить оценку не обязательно так высоко забираться» и попросить спуститься с парты, спокойно продолжая урок, а после урока, естественно, оставить ученика и поговорить;

 Дать задания детям, проведите работу над ошибками и помочь в объяснении ошибки соседу по парте. Провести с учащимися небольшую беседу по теме «Культура поведения и общения».



 Выводы по решению педагогической задачи: для начало необходимо восстановить работу в классе. Следует успокоить ученика, сделав ему замечание и попросив занять должным образом свое рабочее место. Самый верный способ восстановить в сложившийся ситуации рабочею атмосферу-дать задание, примерно: «Ребята вы не все правильно выполнили работу. Поэтому сейчас вы будете выполнять работу над ошибками. Те ребята, у кого ошибок нет, могут помочь соседу по парте».

Далее следует объяснить ученику в личной беседе критерии выставления отметки, перепроверить перед ним работу: «Согласен ли ты, что в этих местах ты допустил ошибки? Посчитай, пожалуйста, количество допущенных тобой ошибок. Какую ошибку получает ученик, если у него…ошибок. А для отметки «4» какое максимальное число ошибок?». После объяснения технических моментов нужно указать на то, что поведение ученика было некрасиво и невежливо и выставляло его не с лучшей стороны. Так же следует успокоить ученика, сказав, что у него обязательно будет возможность исправить ситуацию: «Постарайся в следующий раз быть внимательнее, лучше готовиться к контрольной работе-и все будет хорошо». А теперь садись, пожалуйста, на место, я сейчас объясню не только тебе, но и остальным ребятам, во-первых, критерии оценивания, во-вторых, твои ошибки, т.к. они часто встречались не только у тебя, но и у всего класса».

После этого следует объяснить всему классу критерии оценивания и провести работу над ошибками. Так же провести небольшую беседу по теме: «Культура поведения и общения».

Задание 2. (максимальное количество баллов — 3 балла)

Внимательно изучите теоретический материал по теме «Имидж современного педагога» и найдите варианты актуализации данного вопроса для осуществления собственной педагогической деятельности.

 

 

Предлагается для решения следующая педагогическая задача.

Вы являетесь участником ежегодного конкурса «Учитель года». Вам необходимо соответствовать имиджу современного педагога и подготовиться к достойному выступлению.

Для осуществления поиска наиболее грамотного варианта решения данной педагогической задачи предлагается заполнить обобщающую таблицу, работа над содержание которой поможет формированию системного представления о составляющих элементах имиджа педагога, вариантах их проявления и осознания значимости.


 

N

Составляющие элементы имиджа современного педагога

Основные показатели соответствия педагога составляющим имиджа 

Обоснование значимости  показателей имиджа педагога

1.

Профессиональная компетентность

 -умение устанавливать и поддерживать определенные представления о себе, трудоёмкий процесс и результат самопознания и саморазвития.

-единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности


2.

Педагогическая эрудиция

  своеобразный запас необходимых знаний, который учитель применяет в своей профессиональной деятельности для решения педагогических задач.

 -так как ученики могут задать учителю вопрос из любой сферы человеческой деятельности.

3.

Педагогическое общение

-понимают профессиональное общение учителя и школьника, имеющее определенные функции и направленное на создание благоприятного психологического климат -

 овладение культурой речи (в том числе дикцией, интонацией, орфоэпией), выработка правильного дыхания, постановка голоса.

4.

Педагогическая рефлексия

  . -способность учителя мысленно представить себе возникшую у ученика ситуацию и на этой основе сложить представление о себе

 -процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией.

5.

Педагогическая импровизация

 понимается нахождение неожиданного решения и его мгновенное воплощение, совпадение процессов создания и применения при их минимальном разрыве.

 -легко и непринужденно импровизировать в сложных обстоятельствах, умение найти выход из любой нестандартной ситуации.

6.

Педагогическое мышление и интуиция

  -выявления скрытых внутренних свойств педагогической деятельности в ходе организации работы

 -способность использовать педагогические идеи в конкретных ситуациях, умение «видеть» в конкретных явлениях его общую педагогическую сущность.


 

Задание 3. (максимальное количество баллов — 3 балла)

Внимательно прочитайте описание предложенной педагогической задачи и найдите вариант грамотного её решения.

 

Предлагается для решения следующая педагогическая задача.

Вы входите в состав рабочей группы по подготовке коллеги к выступлению на ежегодном конкурсе педагогического мастерства «Педагог года» (вид и уровень образовательного учреждения выбираются обучающимся в соответствии с собственными предпочтениями). Вам необходимо разработать рекомендательный документ на тему «Как подготовить устное выступление педагога?».

Для осуществления наиболее грамотного решения данной задачи рекомендуется учитывать следующие критерии профессионального уровня владения педагогом устной и письменной речью:

1.     Грамотность — соответствие речи языковым нормам: соблюдение основных орфоэпических норм (правил литературного произношения), а также норм образования и изменения слов.

2.     Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе высказывания.

3.     Логичность и системность — наличие смысловых связей между всеми компонентами устной и письменной речи, а также выстраивание четких системных отношении между частями и компонентами мысли.

4.     Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.

5.     Выразительность — владение различными средствами эмоциональной экспрессивности речи: интонацией и темпом речи, силой и высотой голоса, мимикой и жестикуляцией.

6.     Красота — умение использовать в речи различные выразительные средства и единицы языка: гипербола, метафора, фразеологизмы, архаизмы, неологизмы и так далее.

7.     Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения, обладание педагогом чувства стиля.

8.     Умение не только говорить, но и слышать аудиторию и собеседника, а, в первую очередь, ученика.

 Речевое мастерство, ораторское искусство – совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии ,с целью добиться желаемой реакции аудитории.

Специфика учительской профессии заключается в постоянном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.


Учитель должен иметь профессиональную готовность к такому профессионально-речевому общению с детьми, их родителями, коллегами, которое обеспечивается оптимальным использованием возможностей, «педагогического голоса», интонации, логического ударения, пауз и т.д.

Акустические характеристики устной речи:

Устная звучащая речь имеет определенные акустические характеристики: темп речи, громкость, тембр, интонационная, полетность, окрашенность, дикция.

Темп речи:

Умение управлять темпом речи – навык, необходимый для человека голосовой профессии. Учитель должен выбирать скорость, удобную для собеседника; соотносить темп речи с её содержанием; изменять темп в зависимости от важности сообщаемого.

Динамика голоса:

Выразительность речи учителя, является динамика звучания голоса, способность варьировать его силу. Необходимо следить за четкостью произношения: «Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали»; «Осип охрип, а Архип осип».

Громкость голоса:

Необходимо иметь голосовой «запас прочности»: бывают случаи, когда требуется произнести что-либо на предельной звучности, но при этом не перейти на крик и не сорвать голос.

Тембр голоса:

Он имеет важное коммуникативное значение. Гораздо легче, например, установить контакт с собеседником или с аудиторией, если говорящий обладает приятным, красивым тембром голоса.

Интонация:

Интонация воздействует на чувства учеников, придаёт словам учителя окраску и заставляет заострить внимание на определённых деталях. Упражнений по формированию правильной интонации, являются изменение тона.

Полетность:

Способность голоса быть слышимым на большом расстоянии, при минимальных затратах сил говорящего или поющего. При этом и у того, кто говорит, и у того, кто слушает, возникает ощущение облегченного звука- извлечения — голос как бы «летит».

Дикция:

Под дикцией понимается: 1) произношение, манера выговаривать слова; 2) разборчивость речи, отчетливость произнесения звуков, слогов и слов. Особенно важно для учителя обладать хорошей дикцией, поскольку его речь является образцом для учеников.

Уловки оратора- яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.

Фразы- Уста Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотом. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные.