ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уральский институт повышения квалификации и переподготовки

Программа профессиональной переподготовки

Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии (1340)_new

Дисциплина: Психология лиц с нарушением речи (логопсихология)

Практическое задание 3, Модуль 3. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция лиц с нарушениями речи


Выполнил:

слушатель Мурзина Ольга Викторовна

Преподаватель:

Шацкова Виктория Николаевна

г. Пермь - 2023

Цель: сформировать умение подбирать задания для развития высших психических функций при нарушениях речи; составлять конспекты психокоррекционных занятий.

Задание 1. Составьте картотеку заданий по развитию высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь) не менее 3 заданий по каждому направлению с обязательным указанием возрастной категории.



Название задания, игры

Цель

Оборудование

Содержание

Развитие речи

1.

«Назови правильно»

(6-7 лет)

Образование существительных единственного и множественного числа.

Предметные картинки.

Предложить ребёнку образовать слова по образцу: комната - комнаты - много комнат.

Слова: спальня, раздевалка, кабинет, зал, площадка, ве­ранда, игра, кухня, игрушка.

2.

«Угадай слово»

(6-7 лет)

Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе.

Предметные картинки.

Предложить ребёнку закончить предложение. Затем повто­рить его полностью.

Мальчик играет - мальчи­ки... играют.

Девочка стоит - девочки... стоят.

Малыш спит - малыши... спят.

Мальчик ку­шает - мальчики... кушают.

Девочка рисует - девочки... рисуют.

Мальчик лепит - мальчики... лепят.

Девочка считает - девочки... считают.

3.

«Жадина»

(6-7 лет)

Согласование существи­тельных с личными место­имениями.





Логопед называет слово, ребёнок согласовывает существительное с местоимением и называет словосочетание.

Слова: комната, веранда, спальня, площадка, столовая, группа, раздевалка, кухня, игра, зал, бассейн, кабинет, коридор и т. д.

4.

«Подбери слово»

(6-7 лет)

Подбор однородных прилагательных к существительным


Предметные картинки.

Ребёнку предлагается подобрать слова.

  • Комната какая? (Большая, светлая, чистая, красивая.)

  • Спальня какая? (Большая, светлая, красивая, уютная.)

  • Кабинет какой? (Маленький, уютный, красивый.)

Внимание

1.

«Исправь ошибку»

(6-7 лет)

Развитие слухового внимания; усвоение относи­тельных прилагательных.




Предложить ребёнку «исправить ошибку». Исправленные предложения ребёнок должен проговорить целиком.

- Картофельное пюре пригото­вим из моркови. Свекольный салат приготовим из чеснока. Морковный сок приготовим из лука. Капустный пирог при­готовим из кабачка. Огуреч­ный салат приготовим из по­мидоров. Гороховый суп при­готовим из редиски.

Тыквенное повидло приготовим из укро­па. И т. д.

2.

«Чего не хватает в

ва­зе?»

(6-7 лет)

Развитие зрительного внимания.



Ваза с фрук­тами.


Расположить перед ребёнком вазу с фруктами.

Ребёнок закрывает глаза, а педагог убирает два фрукта. Открыв глаза, ребёнок угадывает, чего не хватает в вазе: «В вазе не хватает ли­мона и груши».

И т. д.

3.

Упражнение на внимание

(5-7 лет)


Развитие быстроты распределения и переключения внимания, расширение кругозора и познавательной активности ребенка.




Называть ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Ребёнок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное и т.д. Если ребёнок сбивается, необходимо повторите игру с начала.

В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит заданное слово. Затем объединить первое и второе задания.

Восприятие

1.

«Назови

пра­вильно»

(6-7 лет)

Развитие фонематиче­ского восприятия.


Предметные картинки.

Предложить ребёнку вспомнить слова из одного смыслового круга, начинающиеся на звук [а]: транспорт: автобус, аэро­бус, аэроплан...; фрукты: ана­нас, апельсин, абрикос...; профессии: агроном, астро­ном, артист.. ; имена маль­чиков и девочек: Аня...; Ан­дрей...

2.

«Назови

пра­вильно»

(6-7 лет)

Развитие фонематиче­ского восприятия.

Предметные картинки.

Предложить ребёнку рассмотреть ряд картинок (Оля, овощи, осень, пальто, перо, кольцо, окна, кот, сок, рот, обруч, осы, нос, ведро) и выполнить сле­дующие задания:

  1. выбрать картинки, в назва­ниях которых звук [о] стоит в начале слова;

  2. выбрать картинки, в назва­ниях которых звук [о] стоит в конце слова;

  3. выбрать картинки, в назва­ниях которых звук [о] стоит

в середине слова.

3.

«Составь слово»

Развитие фонематиче­ского восприятия.

Предметные картинки.

Попросить ребёнка угадать имя девочки по первым буквам слов: эскимос, машина, мак, антенна. (Эмма.)

Мышление

1.

«Два

замка -1»

(6-7 лет)


Развитие мышления.

2 картинки с изображением замков, пред­метные картинки по теме (ге­рои сказок).

Предложить ребёнку рассмотреть два замка и предметные кар­тинки с изображением героев сказок. Затем предложить выбрать по одной картинке и разместить героев по замкам. В красный замок поместить картинки с изображением добрых героев, в синий замок – злых героев.

2.

«Четвертый лишний»

(6-7 лет)

Развитие мышления.

Предметные картинки.

Расположить на доске че­тыре картинки: три птицы и одно животное или три жи­вотных и одна птица. Ребёнок должен сказать, кто лишний, и объяснить, почему так ре­шил.

  • Лишний волк, потому что это животное, а остальные - птицы.

  • Лишняя ласточка, потому что это птица, а остальные - животные. И т. д.

3.

«Два

замка -2»

(6-7 лет)


Развитие мышления.

2 картинки с изображением замков, пред­метные картинки по теме (ге­рои сказок).

Предложить ребёнку рассмотреть два замка и предметные кар­тинки с изображением героев сказок. Затем предложить выбрать по одной картинке и разместить героев по замкам. В красный замок поместить картинки с изображением героев женского рода, в синий замок – героев мужского рода.

Память

1.

«Разрезанные картинки»

(6-7 лет)


развить зрительную память, восприятие.

Две картинки: одна целая, другая - разрезанная по линиям.

Можно взять иллюстрации к сказкам, календарики, открытки.

Предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.

2.

«Запомни и повтори»

(6-7 лет)

Развитие слуховой памяти.





Логопед называет слова, ребёнок запоми­нает и повторяет: «Мама, ба­бушка, дочка. Сосулька, под­снежник, ручей. Солнце, мимоза, цифра восемь. Цветы, торт, духи. Греет, светит, тает. Деревья, почки, листочки. Ка­пает, журчит, набухает. Теп­лый, яркий, солнечный. Распускается, бежит, плывут».

3.

"Опиши игрушку!"

(5-7 лет)

Развитие непроизвольной образной памяти.

Игрушки.

Предложить ребенку в течение 1-2 минут посмотреть на незнакомую игрушку, а затем описать её. После этого игрушку следует убрать. Через 30 минут предложить ребенку по памяти описать игрушку, её свойства. Эту игру можно проводить неоднократно, предлагая новые игрушки. Можно усложнить задание, предлагая не одну, а две игрушки.

Воображение




«Необитаемый остров»

(6-7 лет)


Развитие воображения, творческого мышления.

Предметы, игрушки.

Предложить ребенку перевоплотиться в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.

- Высади героев на остров и начинай планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт.

- Рассматривай самые необычные версии, например: дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева с помощью заостренного камня. Из длинных водорослей можно сплести коврик, который будет служить постелью, и т. п.

- Обговорить, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят.




«Изобретатель»

(6-7 лет)


Развитие воображения, активизация мышления.

Бумага,

карандаши.

Ребенку предлагается несколько задач, результатом которых должно явиться изобретение. На выполнение задания дается 15 минут. За это время ребенок должен сформулировать свое изобретение по каждой задаче.

Задачи:

- Придумай несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве;

- Придумай несуществующее животное и назовите его несуществующим именем;

- Предложи, что нужно сделать, чтобы все люди были счастливы.

Следующий этап – изобразительный:

нарисовать все, что было придумано ребенком раньше.




«Космическое путешествие»

(6-7 лет)


Развитие воображения, творческого мышления.

Цветная бумага, ножницы, предметные картинки.

Вырезать из бумаги несколько кругов разного размера, разложить их в произвольном порядке. Предложить ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросить ребёнка придумать названия планет, заселить их различными существами. Направлять воображение ребенка, например, высказать предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей — грустные и т. п.

Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.


Задание 2. Используя Приложение 1, составьте план-конспект психокоррекционного занятия по развитию личности (для лиц с различными речевыми нарушениями с обязательным указанием возраста и речевого дефекта).

Психокоррекционно-развивающее занятие «Волшебный мир»

(для детей с ОНР, 5-6 лет)

1.Тема занятия: Развитие личности ребёнка с речевыми нарушениями.
2. Цель: формирование умений и навыков межличностного общения ребёнка со сверстниками, взрослыми людьми.
3. Задачи:
- Образовательные:

1. Закрепить с детьми речевые этикетные формулы: приветствие,

прощание, благодарность;

2. Упражнять детей в умении общаться в различных формах и ситуациях;

3. Закрепить навык употребления простого распространенного

предложения.

- Развивающие:

1. Развивать самоконтроль поведения, эмоциональную устойчивость в ходе

общения;

2. Развивать умение принимать ведущую роль в общении, не ущемляя прав

собеседника (тон общения, дистанция между партнёрами, особенности

мимики и жестикуляции).

- Воспитательная:

1. Воспитывать у детей положительные черты характера, способствующие

лучшему взаимопониманию в процессе общения;

2. Воспитывать уважительное отношение к собеседнику.

Планируемые результаты:

Ребенок владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения с взрослым и сверстником: устанавливает дружеские отношения, умеет самостоятельно решать конфликты мирным путем. Сформированы практические умения уважительного отношения к окружающим людям, самому себе. Ребёнок использует в активной речи различные формы приветствия, благодарности, прощания, адекватно ситуации. Способен управлять своим поведением и способами общения. Способен давать адекватную оценку своему поведению, деятельности. Ребенок умеет осознавать свои эмоции, управлять своими чувствами (сдерживать гнев, огорчение, справляться с обидой), устанавливать не конфликтные отношения со сверстниками.

4. Материалы и оборудование:

Демонстрационный:

- Картинки с изображением персонажей из сказок (Золотая рыбка, цветик-семицветик, волшебная палочка, скатерть самобранка, старик Хоттабыч Змей Горыныч, Баба Яга, Кащей Бессмертный);

- Сосуд ввиде кувшина;


- Диск с записью голоса Джина из сосуда;

- Диск с песней «Буги-Вуги»;

- Диск со спокойной, расслабляющей музыкой.
Продолжительность занятия 25 – 30 минут. Проводится занятие в подгруппе, состоящей из 4 – 6 детей (возрастная группа детей делится на 4 подгруппы).

Содержание занятия:

Содержание игр, упражнений, этюдов, используемых на занятии, их организация и методика проведения направлены на преодоление замкнутости, скованности, нерешительности, развитие языка жестов, мимики, пантомимики, понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения. Дети учатся осознавать свои эмоции, распознавать эмоциональные реакции других людей. Формируется умение адекватно выражать свои эмоции, используя при этом вербальные и невербальные средства.

На занятии формируется доброжелательное отношение друг к другу, умение говорить и принимать комплименты, развивается произвольность поведения и психических процессов, уверенность в себе.

Структура занятия состоит из четырёх этапов:

- приветствие,

- разминка,

- основная часть,

- заключительная часть.

Приветствиепредставляет собой ритуал начала занятия. Здесь используется художественное слово, различные формы приветствия, улыбка, закрепляется умение устанавливать зрительный контакт с собеседником. Приветствие вызывает у детей положительное эмоциональное состояние, настраивает на доброжелательное отношение друг к другу.

Разминка. В этой части занятия используются пальчиковые игры, речедвигательные игры и упражнения, мимические, пантомимические, кинезиологические упражнения, направленные на преодоление пассивности, скованности, на развитие мелкой и общей моторики, внимания; проводится подготовка к основной части занятия - тренинга (напоминаются правила: говорить по очереди, слушать друг друга, соблюдать очерёдность при выборе ведущего в игре).

В основной части занятия используются следующие методический приёмы:

Игры и упражнения, направленные на обучение детей речевым этикетным формулам (приветствие, прощание, благодарность), развитие умения понимать настроение окружающих, понимать своё эмоциональное состояние и умение с ним справляться, говорить и принимать комплименты, на воспитание гуманных отношений между детьми.


- Использование художественного слова.

- Беседы по сказкам и рассказам.

- Проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассуждать о той или иной проблеме, а эмоционально проживать её.

В заключительной части занятия детям предлагаются упражнения на релаксацию и развитие воображения, продуктивный вид деятельности - рисование. В этой части занятия мы обязательно используем музыку.

Цель заключительной части – снятие психоэмоционального напряжения, мышечное расслабление.

Особенность занятия такова, что проводится оно в кругу, и каждый ребёнок в равной степени участвует в каждой игре, в каждом упражнении. На занятии вводятся правила: говорить по очереди; слушать друг друга; соблюдать очерёдность при выборе ведущего в игре. Ребёнок принимает участие в играх добровольно, то есть имеет право отказаться от выполнения того или иного упражнения. На занятиях делается акцент на создание атмосферы доверия и безопасности. Не существует неправильного или ошибочного выполнения упражнений. Дети побуждаются к рефлексии процессов, происходящих в группе на доступном данному возрасту уровне.
Ход работы:

1. Приветствие. Дети стоят в кругу.

Педагог:

«Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в родном краю –
Всех я вас приветствую!»

(Педагог здоровается с каждым ребёнком. Дети отвечают на приветствие).

2. Разминка.

Пальчиковая игра “Дружба”.

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать.
Раз, два, три, четыре, пять начинай считать опять».

Речедвигательное упражнение “Яблочки”.

«Веточки на яблоньке поникли от печали.
Яблочки на веточках висели и скучали.
Мальчики и девочки ветки раскачали,
Яблочки о землю громко застучали!»

(Движения педагог придумывает сам).

Кинезиологическое упражнение «Думающая шляпа» 

(Потереть ладони друг о друга, «чтобы стало горячо». Представить, что между ладонями маленький мячик. Покатать его. Развести ладони слегка в стороны, представляя, что это шляпа. Поднять её над головой и надеть. Сделать массаж ушной раковины, начиная вверху и заканчивая мочкой уха (на счёт 8 повторить три раза).


3. Основная часть.

Дети сидят на стульчиках в кругу.

- Дети, вы знаете сказки? (Ответы детей). А каких представителей добрых сил из сказок вы знаете? (Золотая рыбка, цветик-семицветик, волшебная палочка, скатерть самобранка, старик Хоттабыч). Назовите злых персонажей. (Змей Горыныч, Баба Яга, Кащей Бессмертный).

- Ребята, давайте поиграем в сказку.

Педагог берёт в руки сосуд, напоминающий амфору, и читает стихотворение:

«…Случайно амфору я взял и приоткрыл сосуд.

Он силой страшной обладал, и Джин мне крикнул вдруг:

Что хочешь, повелитель мой? Исполню приговор любой.

Лишь пожелай - я сотворю, изменим в миг судьбу твою!».

- Ребята! И тут мне стало страшно: Джин беспрекословно подчиняется своему повелителю. А что, если его повелителем окажется злой, жестокий человек? Что он может попросить у Джина? (Ответы детей). Дети, а что, если амфора со всемогущим джином попадёт в руки к вам? Что вы попросите его сделать? Какие три желания попросит его выполнить каждый из вас? Сейчас вы по очереди будете брать а руки амфору и загадывать своё желание, а затем передавать другому ребёнку».

С детьми оговорить, что желать можно что-то себе, близким людям, родным, друзьям.

Игра зависит от того, как взрослый начнёт общение, будут ли дети с желанием выражать своё отношение к предлагаемому разговору. Взрослому следует исключить поучения или высказывания типа: «Верно» или «Я с тобой не согласен».

После того, как дети проговорили три желания, побеседовать с ними о том, каковы были их желания, не будет ли плохо другим людям от этих желаний. Как будет чувствовать себя тот человек, кому было предназначено желание.

Физкультурная пауза. Игра “Буги-вуги”.

«Руку правую вперёд и немного потрясём, а потом её назад и немного потрясём. Мы танцуем буги-вуги, поворачиваясь в круге, и в ладоши хлопаем, друзья. Буги-вуги! Окей! Руку левую вперёд… и т. д.».

- Дети, вы загадали свои желания. Джин – волшебник, и он постарается помочь вам в том, чтобы ваши желания исполнились. А теперь давайте сами попробуем стать волшебниками.

Игра «Волшебники».

- Кандидату в волшебники мы завяжем глаза и предложим догадаться, кто из детей будет подходить к нему, ощупывая кисти рук этого ребёнка. Посмотрим, кому действительно удастся стать настоящим волшебником.