Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования (в области социальнопедагогической деятельности) Дисциплина Основы педагогического мастерства Практическое занятие 5.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Выделите и составьте перечень актуальных критериев, на основании которых возможно провести сравнительный анализ трех стилей традиционного педагогического общения.
2. По отношению к каждому из рассматриваемых критериев и стилей общения приведите примеры ситуаций, в которых данный критерий находит свое наиболее яркое проявление. При описании каждой ситуации представьте краткий вывод о возможности грамотного ее разрешения.
3. В качестве вывода, после оформления данной таблицы, поясните: «Какой из стилей педагогического общения и в какой конкретной ситуации приемлем для построения отношений ученик-учитель?»
№ | Наименования критериев проведения сравнительного анализа | Стили традиционного педагогического общения и ситуации их проявления | ||
Демократический | Авторитарный | Либеральный | ||
1. | описания | Стиль предполагает активное участие руководителя в деятельности группы, при этом принимая во внимание точку зрения каждого сотрудника. Лидер осуществляет общее руководство и контроль, оказывает содействие, поощряя активную деятельность каждого. Важные решения принимаются совместно. Методы руководства – просьбы, объяснения, рекомендации. | общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок он определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. | Роль лидера сводится к минимуму, как и ответственность его за результаты деятельности. Контроль за процессом отсутствует или происходит выборочно, бессистемно. В общении проявляется равнодушие к проблемам коллектива и личностей в отдельности. |
2. | плюсы | Данный стиль руководства подразумевает высокую компетенцию и беспристрастность лидера. Не всегда уместно проявление демократичности в критических ситуациях, когда требуются срочное принятие решения и выполнение действий по жестким инструкциям. | Может иметь положительный эффект в случаях, когда лидер является самым компетентным лицом и необходимо быстрое принятие решений, когда необходимы срочные действия, без обсуждения мнений других членов команды. | Может быть полезно в обществе, где все члены команды обладают равной компетенцией, квалификацией и выполняют строго определенные обособленные действия. |
3. | минусы | Демократичный стиль общения руководителя признан самым действенным. В этом случае максимально раскрывается потенциал каждого, но при этом сохраняется дисциплина и присутствует высокая мотивация | Жесткое руководство, при котором не учитываются мнения опытных сотрудников, ведет к злоупотреблению властью, развитию конфликтных ситуаций, текучке кадров, в результате которых теряются знающие специалисты. | Нерациональное использование ресурсов и времени. Бесконтрольность ведет к отсутствию мотивации, теряется заинтересованность в результатах работы. Скрытые конфликты внутри коллектива. |
Учитель и ученик - это две наиболее важные фигуры в школе. И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в процессе обучения и воспитания.
В основе обучения и воспитания лежит общение: через общение учитель организует поведение и деятельность учеников, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности.
На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого.
В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.
Что касается демократического стиля, то здесь, в первую очередь, оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.
Если при авторитарном стиле между членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне покорности руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.
Задание 6. (максимальное количество баллов — 5 баллов)
Внимательно прочитайте описание предложенной педагогической задачи и найдите вариант грамотного решения.
Предлагается для решения следующая педагогическая задача.
В школе прозвенел звонок на урок. Ученики 4-го класса ожидали учителя в коридоре около двери кабинета ИЗО. Кабинет был закрыт. Через некоторое время к двери подошел учитель и попытался вставить ключ, чтобы открыть дверь, но замок не открывался. Присмотревшись, учитель заметил, что замочная скважина была забита бумагой.
Педагог посмотрел на ребят подозрительным взглядом и достаточно резко спросил:
— Кто до этого додумался? Надеялись таким образом сорвать урок?
Ребята растерянно переглядывались и пробовали возражать, но учитель, не слушая их, продолжал выдвигать обвинения.
В этот момент к кабинету подошел заместитель директора по административно-хозяйственной части и сказал:
— Простите, я опоздал к началу урока, я должен открыть для вас другой кабинет. В этом кабинете окрашены столы. Я специально закупорил замок бумагой, чтобы никто не вошел и не запачкался.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Почему возник конфликт учителя с учениками?
2. Можно ли было избежать его?
3. Какими личностными качествами должен обладать учитель, чтобы правильно ориентироваться в подобной ситуации?
4. Опишите, а как бы вы повели себя на месте учителя, если бы оказались в подобной ситуации?
В данной ситуации произошел такой конфликт потому, что учитель был резок и нетерпим к ученикам. Пришёл к кабинету после того, как прозвенел звонок на урок, и не разобравшись в сложившийся ситуации начал обвинять детей, не пытаясь их выслушать. Этого конфликта можно было бы избежать если учитель был терпимее. И в более мягкой форме решил сложившуюся проблему. Ели бы он пришёл до начала урока, то обнаружив закрытый кабинет, он мог поискать ключи от другого свободного кабинета. А о этой проблеме сообщить завхозу, где выяснилось бы, что произошло на самом деле. Для успешной работы учитель должен обладать личными качествами: -любовь к детям; -дисциплина; -правильная оценка возможностей; -гуманизм.
На первый план выходят человеческие качества, которые становятся важными в учебно-воспитательном процессе. Учитывается умение ставить цели, дисциплинированность, трудолюбие, настойчивость в достижении результата. Человеческие качества учителя становятся важнейшими для создания благоприятных отношений с учащимися. В противном случае можно столкнуться с низким уровнем знаний у большинства учеников.
Если бы мне пришлось оказаться в данной ситуации, мои действия были бы такими:
- для начала я бы выслушала учеников, что бы они мне объяснили по поводу забитого бумагой замочной скважины. Затем взяла бы ключи от свободного кабинета, и сообщила завхозу о проблеме.
Задание 7. (максимальное количество баллов — 3 балла)
Внимательно прочитайте описание предложенной педагогической задачи и найдите варианты грамотного её теоретического осмысления.
Выразите Ваше отношение и дайте собственную обоснованную оценку гуманной педагогической деятельности, доказав, что в представленной далее формуле выражена сущность главного педагогического закона: «Вне совместной деятельности учащегося и учителя невозможно развитие личности, педагогический процесс отсутствует».
По представленной формуле можно сказать, что ПД=ВД+ПД+ДУ. Эта формула актуальна т.к. в преподавательскую деятельность входит воспитательная, преподавательская и ученическая деятельности. Без этих компонентов не будет не какой ПД. Если убрать хоть один компонент из ПД, например ВД, то не будет воспитания не только учеников, но и различных нравов и норм. Так же ДУ, без действия ученика не будет самого процесса изучения. Делаем вывод правильности этой формулы того, что все её компоненты важны и без них не будет преподавательской деятельности
Пермь - 2023