Файл: Ю. О. Домбровский. Фрагмент из романа Хранитель древностей. Алмаата. 1930х годов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дата: Класс: 7 37 урок | |||
Тема: Ю.О.Домбровский. Фрагмент из романа «Хранитель древностей». Алма-ата.1930-х годов. | |||
Цель : познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ю.О. Домбровского; с фрагментом романа «Хранитель древностей», его особенностями. Задачи: проанализировать фрагмент из романа с точки зрения изображения в нем мира природы и взаимоотношений человека и природы; сравнить его с фрагментом из «Робинзона Крузо»; повторить знания по теории литературы( пейзаж, его виды, функции, ИВС); развивать мышление, речь, воображение; воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: презентация к уроку. | |||
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | наглядности |
3 мин. | I. Оргмомент | Ученики осмысливают поставленную цель. | |
5 мин. | II. Мотивация к изучению нового. Проверка домашнего задания. -Как Робинзон Крузо воспринимает замечательный пейзаж необитаемого острова? С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока. | Ученики отвечают на вопросы учителя. ( Красота еще не задевает его сердце. Все обращено к практической стороне: как использовать, чтобы выжить.) | Презентация |
20 мин. | III. Актуализация знаний А) Биография и история создания романа. Ю́рий О́сипович Домбро́вский (12 мая 1909, Москва — 29 мая 1978, там же) — советский прозаик, поэт, литературный критик. Действие романа "Хранитель древностей" происходит в 30-х годах, в Казахстане. Главный герой, Зыбин, приезжает в Алма-Ату и поступает хранителем в городской музей, разбирая и упорядочивая его коллекции. В "Хранителе древностей" практически не происходит значимых событий, трудно выделить какой-то четкий сюжет (по прочтении на какое-то мгновение возникает вопрос: а о чем вообще был роман?) - в книге просто описывается размеренная, тихая повседневная жизнь героя и окружающих его людей, с отступлениями-размышлениями, как водится, и с интересными этнографическими зарисовками и упоминанием любопытных исторических деталей. Но очень быстро это ощущение непонимания пропадает - оказывается, не обязательно нужно лихо закручивать сюжет, чтобы сказать что-то очень важное. Весь ужас 37-го года станет понятен позднее, в продолжении - романе "Факультет ненужных вещей", а пока мы видим лишь предзнаменования будущего ада, всполохи грозы на горизонте. Но и от этих всполохов - когда к читателю приходит понимание происходящих в романе событий (оно и к героям приходит не сразу!) - становится не по себе. И еще - роман нужно перечитывать: не все заметно с первого взгляда, нужно всматриваться пристальнее, Домбровский пишет очень глубоко, на несколько слоев. Зато - если вглядеться - можно получить колоссальное удовольствие! Приведу мой личный опыт: прочитав роман, спустя несколько дней открыл его снова, и на первой же странице обнаружил потрясающее - "Час стоял ранний, дорога предстояла дальняя. От станции до города меня довезли, а по городу надо было идти пешком. Но Алма-Ата спала, спросить дорогу было не у кого, и я двинулся наугад. Просто потому пошел, что лучше все-таки идти, чем стоять". Это ли не гениально? "... лучше все-таки идти, чем стоять" - на моей памяти, навскидку, фразы такого уровня вспоминаются только у Гессе. Особую изюминку роману придает его значительная автобиографичность: автор, как и герой, жил некоторое время в Казахстане; одна из героинь романа - девушка Клара, и жену Домбровского зовут Клара Фазулаевна; Юрий Осипович попал под лавину репрессий в конце тридцатых и сидел в лагерях - и главный герой Зыбин в продолжении романа, "Факультет ненужных вещей", повторит судьбу автора. Подробнее:http://www.labirint.ru/reviews/goods/304784/ В)Чтение отрывка романа. | Ученики работают над текстом. Демонстрируют свои знания. | учебник карточки |
10 мин. |
-Каким был город в 40-е годы -Какие чувства он вызывает у писателя? -Образы: перечислите. Запахи, слуховые, зрительные. Тополь алматинский- пирамидальный. -ИВС Вывод: Каковы взаимоотношения человека и природы в данном отрывке? -Причинен ли вред природе строительством города? | Это не первозданный пейзаж, а городской Город-результат деятельности человека по преобразованию природы. Человек и природа мирно сосуществуют в нем.Дикая природа близко подходит к городу. | |
5 мин. | V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить. - Чему научил вас урок? - Какое впечатление осталось у вас от урока? | Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. | фишки стикеры |
2 мин. | VI. Домашнее задание. Братья Стругацкие «Пикник на обочине»ч тение. | Записывают домашнюю работу в дневниках. | |
Итог урока:___________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:___________________________________________________
______________________________________________________________________