Файл: Ю. О. Домбровский. Фрагмент из романа Хранитель древностей. Алмаата. 1930х годов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дата: Класс: 7 37 урок

Тема: Ю.О.Домбровский. Фрагмент из романа «Хранитель древностей». Алма-ата.1930-х годов.


Цель : познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ю.О. Домбровского; с фрагментом романа «Хранитель древностей», его особенностями.

Задачи: проанализировать фрагмент из романа с точки зрения изображения в нем мира природы и взаимоотношений человека и природы; сравнить его с фрагментом из «Робинзона Крузо»;

повторить знания по теории литературы( пейзаж, его виды, функции, ИВС);

развивать мышление, речь, воображение;

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация к уроку.





Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Оргмомент

Ученики осмысливают поставленную цель.




5 мин.

II. Мотивация к изучению нового. Проверка домашнего задания.

-Как Робинзон Крузо воспринимает замечательный пейзаж необитаемого острова?

С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока.



Ученики отвечают на вопросы учителя.

( Красота еще не задевает его сердце. Все обращено к практической стороне: как использовать, чтобы выжить.)

Презентация

20 мин.

III. Актуализация знаний

А) Биография и история создания романа.

Ю́рий О́сипович Домбро́вский (12 мая 1909, Москва — 29 мая 1978, там же) — советский прозаик, поэт, литературный критик. Действие романа "Хранитель древностей" происходит в 30-х годах, в Казахстане. Главный герой, Зыбин, приезжает в Алма-Ату и поступает хранителем в городской музей, разбирая и упорядочивая его коллекции.
В "Хранителе древностей" практически не происходит значимых событий, трудно выделить какой-то четкий сюжет (по прочтении на какое-то мгновение возникает вопрос: а о чем вообще был роман?) - в книге просто описывается размеренная, тихая повседневная жизнь героя и окружающих его людей, с отступлениями-размышлениями, как водится, и с интересными этнографическими зарисовками и упоминанием любопытных исторических деталей. Но очень быстро это ощущение непонимания пропадает - оказывается, не обязательно нужно лихо закручивать сюжет, чтобы сказать что-то очень важное. Весь ужас 37-го года станет понятен позднее, в продолжении - романе "Факультет ненужных вещей", а пока мы видим лишь предзнаменования будущего ада, всполохи грозы на горизонте. Но и от этих всполохов - когда к читателю приходит понимание происходящих в романе событий (оно и к героям приходит не сразу!) - становится не по себе.
И еще - роман нужно перечитывать: не все заметно с первого взгляда, нужно всматриваться пристальнее, Домбровский пишет очень глубоко, на несколько слоев. Зато - если вглядеться - можно получить колоссальное удовольствие! Приведу мой личный опыт: прочитав роман, спустя несколько дней открыл его снова, и на первой же странице обнаружил потрясающее - "Час стоял ранний, дорога предстояла дальняя. От станции до города меня довезли, а по городу надо было идти пешком. Но Алма-Ата спала, спросить дорогу было не у кого, и я двинулся наугад. Просто потому пошел, что лучше
все-таки идти, чем стоять". Это ли не гениально? "... лучше все-таки идти, чем стоять" - на моей памяти, навскидку, фразы такого уровня вспоминаются только у Гессе.
Особую изюминку роману придает его значительная автобиографичность: автор, как и герой, жил некоторое время в Казахстане; одна из героинь романа - девушка Клара, и жену Домбровского зовут Клара Фазулаевна; Юрий Осипович попал под лавину репрессий в конце тридцатых и сидел в лагерях - и главный герой Зыбин в продолжении романа, "Факультет ненужных вещей", повторит судьбу автора.
Подробнее:
http://www.labirint.ru/reviews/goods/304784/

В)Чтение отрывка романа.


Ученики работают над текстом. Демонстрируют свои знания.



учебник
карточки



10 мин.

  1. Закрепление урока.

  2. Чем отличается этот отрывок от «Робинзона Крузо»?

-Каким был город в 40-е годы

-Какие чувства он вызывает у писателя?

-Образы: перечислите. Запахи, слуховые, зрительные.

Тополь алматинский- пирамидальный.

-ИВС

Вывод: Каковы взаимоотношения человека и природы в данном отрывке?

-Причинен ли вред природе строительством города?


Это не первозданный пейзаж, а городской

Город-результат деятельности человека по преобразованию природы. Человек и природа мирно сосуществуют в нем.Дикая природа близко подходит к городу.




5 мин.

V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» 
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.

- Чему научил вас урок?
- Какое впечатление осталось у вас от урока?

Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

фишки
стикеры

2 мин.

VI. Домашнее задание. Братья Стругацкие «Пикник на обочине»ч тение.

Записывают домашнюю работу в дневниках.





Итог урока:___________________________________________________________________

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

______________________________________________________________________