Файл: Институт президентства в рф генезис и современное состояние.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области

«Государственный гуманитарно-технологический университет»

Факультет математики, физики и экономики.

Кафедра математики и экономики

Курсовая работа

по дисциплине:

Основы государственного и муниципального управления
на тему:
Институт президентства в РФ: генезис и современное состояние

Выполнил(а):

студент (ка) 2 курса заочного отделения ГМУ

Ерофеев А.Н.
Проверил:

Доктор экономических наук, профессор Гужина Г.Н.


Оценка________________

Подпись________________
Орехово-Зуево

2021 г.

Оглавление


Введение



Актуальность темы исследования. На сегодняшний день, ввиду сложившейся ситуации в стране большое внимание обращает на себя Президент РФ. Так, патриотический подъем и социальная консолидация вокруг президента обусловлены сложной международной обстановкой и антироссийскими экономическими санкциями. Как поведет себя в той или иной ситуации, какую стратегию изберет и как это повлияет на население России в целом имеет первостепенно важное значение. Тем самым возрастает уровень доверия к главе государства, с которым связываются надежды на успешное разрешение кризиса, укрепление стабильности и дальнейший рост благополучия населения страны.

Президент РФ будучи главой государства играет важную роль в отношениях с обществом. Несомненно, будущее страны зависит от того, кто стоит «у руля». История России показывает насколько длинный путь пришлось пройти прежде чем институт президентства занял своё место. Важную роль, конечно же, сыграл российский менталитет, включающий историческую предрасположенность к монархической форме правления с «сильным» главой государства. Так, потребность в доверии государству, как отмечают исследователи
, чаще возникает в момент, когда усиливается неопределенность, неустойчивость, нестабильность. Поэтому в современных условиях, характеризующихся осложнением международной обстановки в связи с кризисом в Украине, обострением отношений России с США, государствами Евросоюза и рядом отдельных стран, изучение вопросов, связанных с отношением общества к деятельности органов власти и прежде всего – к деятельности главы государства, становится особенно актуальным.

Потому, при рассмотрении этого вопроса нельзя не принять во внимание ряд объективных обстоятельств, определяющих специфику отношения народа к президентской власти в нашей стране, а для этого необходимо конструктивно рассмотреть как предпосылки возникновения в России президентской власти, так как институт президента в России по сути дела является уникальным явлением, становление которого обусловлено рядом причин, кроме того изучить полномочия Президента РФ.

Степень разработанности темы исследования. При написании исследования использовались работы следующих авторов: В.И. Дегтева, М.А. Асланова, В.А. Водяницкого, Е.И. Козловой, Б.М. Лазарева, В.П. Сальникова, В.Е. Чиркина, Т.А. Яшковой, И.Д. Хутинаева и т.д.

На данный момент имеется достаточно обширный перечень работ, посвященный правовому статусу главы государства. Главе государства посвящались свои работы исследователи в разные временные эпохи. Между тем, достаточно скромная нормативно-правовая основа правового статуса Президента РФ, оставляет весьма широкий простор для научных исследований.

Объектом исследования является общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе функционирования института Президента в Российской Федерации, а также в процессе реализации Президентом РФ своих полномочий.

Предметом исследования выступает конституционные нормы, закрепляющие правовой статус президента РФ по взаимодействию с органами государственной власти России.

Цель исследования состоит во всестороннем анализе элементов развития и выявлении проблемных моментов института президентства в РФ.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:

  • рассмотреть предпосылки возникновение института Президента в РФ;

  • изучить правовой статус и полномочия Президента РФ;

  • изучить правовые гарантии Президента РФ; 14

  • рассмотреть взаимодействие Президента РФ с органами государственной власти;

  • выявить проблемы и перспективы развития института президентства в РФ.

Методы исследования. Методологическую основу работы составили методы научного познания: диалектический метод, метод анализа и синтеза, сравнительно-правовой

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов работы в последующих исследований по данной проблематике и выработке предложений по совершенствованию законодательства в части развития и деятельности института президентства в РФ..


Глава 1. Теоретические аспекты развития института президентства в РФ




1.1 Предпосылки возникновение института Президента в РФ



Роль главы государства в современном мире велика. Известно, что таковым в Российской Федерации является Президент. Практически каждый житель России знает, кто такой Президент и какова его роль. Несмотря на это, данное понятие является многозначным, что в свою очередь обусловлено статусом Президента.

Так, Президент – это выборное должностное лицо, то есть лицо, избираемое гражданами Российской Федерации1. Конституция России устанавливает, что Президент является главой государства.

С.А. Авакьян в своих трудах пишет, что Президент – представитель народа, которому доверены высшие государственные функции2. Эти определения одновременно дают понимание того, кто такой Президент и отражают его статус. Объединив множество понятий Президента, определив его статус как главы государства, можно дать универсальное определение, отражающее все признаки президентства в России, его сущность: «Президент России – это выборный глава государства, имеющий ряд полномочий, исполняемых им в течение определенного периода времени, и несущий ответственность за проводимую политику перед населением».

Президент Российской Федерации одно главных лиц страны, тем не менее, институт президентства является относительно молодым. Свою историю данный институт берет с конца прошлого столетия. Несмотря на это, хотелось бы сказать, что впервые вопрос об учреждении института президентства встал при разработке Конституции СССР 1936 года. Против его учреждения выступил И. В. Сталин, который сказал: «По системе нашей Конституции в СССР не должно быть единоличного президента, избираемого всем населением, наравне с Верховным Советом, и могущего противопоставить себя Верховному Совету»3. Иосиф Виссарионович был категорически против учреждения поста Президента, поэтому этот вопрос мог быть поднят после каких-либо политических изменений в государстве.


Такие изменения произошли во времена Н. С. Хрущева, но и при нем вопрос об учреждение должности Президента не был реализован в жизнь. Больше того, при Леониде Ильиче Брежневе, при котором была разработана Конституция СССР 1977 года, вопрос о должности Президента вообще не рассматривался. В 1985 году на пост Генерального Секретаря ЦК КПСС был выдвинут Михаил Сергеевич Горбачев. Думаем, что и при нем трудно было ожидать введения поста Президента, так как М. С. Горбачев считал необходимым сохранить советскую систему, в которой места для Президента не было4.

Быстроразвивающаяся и менявшаяся обстановка в СССР привела к тому, что 14 марта 1990 г. был принят Закон СССР № 1360-1 «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР»3 . Учреждение поста Президента в СССР явилось неким «толчком» для учреждения поста Президента в РСФСР. Вопрос об учреждении поста Президента РСФСР решался достаточно сложно. Съезд народных депутатов РСФСР первоначально отверг эту идею. Тогда был назначен всероссийский референдум с вопросом: «Считаете ли Вы необходимым введение поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием». За учреждение института президентства проголосовало 69,85% принявших участие в голосовании граждан. Таким образом, пост Президента России фактически и юридически был учрежден референдумом5.

Ученые-конституционалисты выделяют различные причины учреждения поста Президента в РСФСР. Например, С. А. Авакьян выделяет четыре основные причины учреждения поста Президента РСФСР:

  • во-первых, утверждение поста Президента он усматривал в необходимости разрешения вопросов оперативным, быстрым способом, так как другие органы в лице парламента и правительства, являясь коллегиальными, не могли делать это в сжатые сроки;

  • во-вторых, развивавшееся разделение властей требовало такой должности как Президент, ведь необходимым являлось обеспечение нормального функционирования и взаимодействия ветвей государственной власти;

  • в-третьих, должность Президента была необходима для формирования Правительства и руководства его деятельностью, так как противоборствующие партии в Парламенте могли парализовать деятельность Правительства, если это будет находиться в его компетенции;

  • в-четвертых, С. А. Авакьян связывал учреждение поста Президента с политическим плюрализмом, ослаблением правящей партии, лидер которой всегда являлся фактическим главой государства.