Файл: Институт президентства в рф генезис и современное состояние.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • содействовать выработке согласованной позиции федеральных органов государственной власти по основным вопросам судебной реформы,

  • служить совершенствованию взаимодействия Президента РФ с органами исполнительной власти федерального уровня и органами судейского сообщества при осуществлении судебной реформы,

  • обеспечивать оперативное информирование главы государства о состоянии, проблемах и перспективах развития судебной системы в Российской Федерации.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что Президент обладает весьма широкими полномочиями по отношению к судебной власти. Прежде всего, он представляет Совету Федерации кандидатуры на пост судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ. Кроме того, Президент назначает должность иных федеральных судов. Он же представляет сенаторам кандидатуры на должность судей Экономического суда Содружества Независимых Государств.

Существенным правом, предоставленным Президенту России, является право помилования. Согласно указу Президента РФ, в субъектах Российской Федерации образованы комиссии по вопросам помилования. Само по себе помилование как акт милосердия в силу своей природы не может приводить к более тяжким для осужденного последствиям, чем закрепленные в уголовном законе, предусматривающем ответственность за инкриминируемое ему деяние, и установленные приговором суда по конкретному делу.

С другой стороны, судебная власть может влиять на Президента посредством толкования Конституции Российской Федерации, признании его актов неконституционными или незаконными, участии в процедуре отрешения его от должности. Однако указанная процедура сама по себе, как показывает современная история, в сроки, отведенные Конституцией РФ (три месяца), является сложно осуществимой. Нужно учитывать тот факт, что в назначении на ключевые судейские должности не последнюю роль играет Президент РФ. Верховенство права, возможно только в правовом государстве, эффективность функционирования которого зависит всецело от правильно созданных и слаженно работающих механизмов осуществления государственной власти. Таковым является принцип разделения властей.

В связи с этим, полагаем, что пока рано говорить о полной независимости судебной ветви власти. Этот вопрос неоднократно поднимается как в научных, так и политических кругах. Некоторые ученые и специалисты-практики считают, что независимость судей как гарантия правового государства не может быть обеспечена при представлении кандидатур Президентом РФ на высшие судейские должности и при назначении им федеральных судей. Важную роль играет Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека о мерах по обеспечению гарантий независимости судей, гласности и прозрачности при осуществлении правосудия.



2.2 Проблемы и перспективы развития института президентства в РФ



Политический процесс в современной России справедливо привлекает к себе внимание многих исследователей, акцентирующих внимание на тех или иных его составляющих. Некоторые аспекты политического процесса в современной России являются вполне объяснимыми в рамках существующих политических теорий (борьба за власть и ресурсы, конкуренция, циркуляция элит), но могут существовать и иные аспекты, которые, наоборот, не представляются как-либо однозначно для понимания и последующей оценки научным сообществом. Данные аспекты сложно объяснить какими-либо теориями, существующими в рамках политологического знания. Наоборот, ответы необходимо искать в возможностях субъективного фактора оказывать влияние на политические процессы.

В данном контексте показательным может быть пример с высоким личным рейтингом В.В. Путина, так как главным условием успешного функционирования любого государственного института являются позитивные оценки его деятельности, данные ему обществом, ведь общественная легитимность позволяет российской власти быть более уверенной в политических практиках. Так, высокий рейтинг одобрения деятельности В.В. Путина на посту Президента РФ является, с одной стороны, как отражением реальных заслуг В.В. Путина по стабилизации политической ситуации в современной России, равно, как и представлять собой следствие манипулятивных эффектов.

24 – 27 апреля 2020 года был проведен опрос компанией «Левада-Центр» по репрезентативной выборке населения России объемом 1608 человек в возрасте от 18 лет и старше. Целью опроса являлся анализ одобрения институтов власти и доверие политикам. Для сравнения приводится динамика мнений о деятельности В.Путина и М. Мишустина, полученных по стандартной методике личного опроса по месту жительства (табл. 2 и табл. 3).
Таблица 2

Телефонный опрос: Одобряете или не одобряете деятельность политиков? (% от всех опрошенных; телефонное интервью, апрель 2020 г.)25

Вариант ответа

Путина В. на посту президента РФ

Мишустина М.на посту председателя Правительства РФ

Губернатора вашей области (президента республика, мера города)

Одобряю

59

46

61

Не одобряю

33

23

27

Нет ответа

8

32

12

Одобряют / не одобряют

1.79

2.0

2.25



Соотношение одобрения и неодобрения остается почти прежним при обеих техниках опроса, сам факт, что в телефонном опросе в апреле доверие Путину высказывают несколько меньшее число респондентов, чем в личном интервью в марте (59 и 63%), может служить показателем снижения доверия и растущей неопределенности респондентов. Однако рейтинг Путина В. остается высоким.
Таблица 3

Личное интервью: Вы в целом одобряете или не одобряете деятельность Путина В. на посту президента РФ (% от всех опрошенных; личное интервью)26

Период

Одобряют

Не одобряют

Одобряют / Не одобряют

Нет ответа

2020

63

36

1.75

2

2019

64

34

1.88

2

2018

81

18

4.76

1

2017

82

17

4.82

1

2016

82

17

4.82

1


Безусловно, одной из важнейших причин большего доверия к В.В. Путину стала тема возвращения Крыма. Это решение В.В. Путина поддерживается большинством россиян. Чувствуется, что здесь удалось утешить самолюбие большей части российского общества, и патриотическая риторика здесь не выглядела искусственно. Однако несмотря на высокий рейтинг президента, развитие страны вовсе не может обещать демократизацию, потому как ситуация в современной России, кажется, не способствует утверждению демократических практик и отказу власти от репрессивных форм давления на общество. Получается, что рейтинг В.В. Путина растёт на фоне постепенного снижения гражданской активности.

По нашему мнению, это не может не выглядеть как тревожный симптом, по поводу которого стоит задуматься и самой власти. На наш взгляд, изменение характера института президентства в сторону демократизации возможно только в результате проведения конституционной реформы, реформирования политической системы и наличия активного участия граждан в политической жизни государства. Но даже при таких условиях Россия вряд ли будет готова к большим переменам и приспособлению к новым условиям политической жизни. Все это может привести к длительной эволюции института президентства.


Итак, институт президентства в России находится в постоянной динамике. Его структуры могут изменяться с учетом как текущей политической конъюнктуры, так и в результате влияния различных вызовов, которые могут актуализироваться для политической системы России в целом в ближайшем времени. Политическая практика показывает, что институт президентства оказывается сильно зависимым от необходимости постоянно реагировать на поступающие вызовы, что обеспечивает его тесную связь с актуальной политической повесткой.

По мнению О.Н. Гришаевой, появление внешних и внутренних вызовов для российской политики могут существенно повлиять на развитие российского президентства в контексте появления неких тактических и стратегических новаций27. Значимость главы государства, как центрального компонента политико-административной системы России возрастает в условиях, осуществляемых в стране политических и социально-экономических реформ. Все это свидетельствует о необходимости наличия устойчивых и целенаправленных усилий со стороны верховной власти.

По мнению некоторых исследователей, В.В. Путин в российском обществе стал неким символом стабильности, и общество ждет, что он станет лидером прогресса. Институт президентства в современной России часто оказывается заложником текущей политической конъюнктуры. Легитимация политической власти в современной России в полной мере согласуется с диспозицией института президентства в отношении других институтов власти в тот или иной момент времени. Необходимо понимать, что изменения внешнеполитической конъюнктуры, а также их внутриполитические последствия могут привести к институциональным трансформациям28.

Итак, отметим, что сегодня большинство исследователей (политологи, юристы, социологи и даже психологи), по-своему видят процесс дальнейшего развития института президентства в современной Российской Федерации. Фраза «Прогноз - дело неблагодарное», давно уже стала крылатой. Так, например, во время правления Д.А. Медведева многие исследователи писали о скором введении в России парламентской формы правления. О.В. Крыштановская отмечала, что о переходе страны к парламентской республике во времена президентства Д.А. Медведева свидетельствовали следующие факты:

- во-первых, глава исполнительной власти, возглавив партию власти, стал контролировать не только кабинет министров, но и власть законодательную, вследствие того, что как в Совете Федерации РФ, так и в Государственной Думе РФ было большинство членов политической партии «Единая Россия»;