Файл: Институт президентства в рф генезис и современное состояние.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- во-вторых, если Президенту РФ В.В. Путину было напрямую подчинено двадцать два министра, а Председатель Правительства РФ лишь курировал экономическую часть кабинета то после того, как главой государства стал Д.А. Медведев, у него в подчинении осталось всего семь, в основном силовых, министерств (МО, ФСБ, СВР, ФСО, ФСКН, ГФСРФ, ГУСП). Под контроль главы исполнительной власти В.В. Путина перешли: МИД, МО, МВД, МЧС, Минюст, ФССП, ФМС, ФРС, ФСОЗ, ФСВТС, ФСТЭК, Спецстрой29.

Поэтому, вполне очевидно, что А.В. Жабров обусловливал, что в России наметился процесс перехода к президентско-премьерскому (либо даже президентско-парламентскому) режиму, отказе от института президентства. Автор анализировал даже возможности перехода, например:

  • уход В.В. Путина с поста Председателя Правительства РФ с одновременным снижением его роли в политическом процессе; президентские выборы 2012 и 2018 гг.;

  • появление в нижней палате Парламента мощной оппозиционной партии с возможностью (хотя бы в коалиции с другими партиями) блокировать принятие решений депутатами «Единой России»30.

А.Н. Курюкин, анализируя сложившуюся в то время практику реализации концепции разделения властей в России, отмечает, что Конституция 1993 г. изначально заложила дисбаланс в сторону усиления власти президента и власти правительства, а не равное ее распределение между всеми ветвями. Механизм реализации политической власти и государственного управления находится в полной зависимости от индивидуального руководства.

Основной проблемой российской властной системы является то, что продолжается процесс формирования однородного политико-правового пространства с сохранением пренебрежительного отношения к разнообразным интересам гражданского общества как сердцевины республиканских концепций. Баланс власти и сопротивления, о котором говорит А.В. Скиперских, в современной России смещается в сторону власти, что, неизбежно повышает роль государственных институтов, поэтому «не каждое государство готово предоставить обществу правовой коридор для реализации протеста». Необходимость политической реформы в России отмечал С.В. Устименко, утверждая, что сложившаяся политическая система не способна обеспечить приход в государственную власть новых ярких лидеров из сенаторов
, депутатов Госдумы, губернаторов31.

По мнению исследователя, в России фактически нет разделения государственной власти. Сосредоточив в своих руках властные исполнительные, законодательные и судебные полномочия, глава государства стал носителем верховной, самодержавной власти. Так, например, Совет Федерации РФ уже давно перестал быть самостоятельным органом, а сенаторы не являются реальными представителями своих регионов32. На необходимость повышения статуса законодательной власти обращает внимание историк Ц.Б. Батуев, утверждая, что наиболее значимой ветвью государственной власти должна являться власть представительная. Учёный отмечает, что Президент РФ не олицетворяет собой народное представительство, хотя избирается всенародно. Суверенитет народа должно представлять Федеральное Собрание РФ, которому в Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ совершенно не справедливо отводится лишь второе место.

Многие признают, что существующая политическая конъюнктура в России не позволяет усомниться в прочности выстроенной В.В. Путиным сильной президентской власти. Причём предпосылок к её ослаблению и политической делегитимации практически нет, потому как в стране отсутствуют яркие оппозиционные игроки. Существующий запас политической легитимности позволяет сегодня главе государства экспериментировать с российской политической реальностью, принимать единолично решения и потом объяснять их «полезность» (например, переезд Конституционного Суда РФ в Санкт-Петербург)33.

Говоря о перспективах развития института президентства в Российской Федерации, отметим, что многие из них, предложенные различными исследователями, так или иначе, не исключают важнейшей роли в этом процессе В.В. Путина. По мнению О.Н. Гришаевой, дальнейшая перспектива развития института президентства в России зависит напрямую от президента РФ. Автор предполагает, что произойдет дальнейшее усиление президентской власти.

Власть в России предпринимает активные попытки запастись поддержкой консервативных элементов, взывая к патриотизму и верности историческим традициям. Она всячески сталкивает консерваторов и сторонников, оказывая поддержку первым. К тому же, на сегодняшний день не существует такой политической структуры, способ- ной противостоять президентской власти, которую сосредоточил глава государства в своих руках. По мнению О.Н. Гришаевой, можно ожидать дальнейшее усиление позиций института президентства в системе государственной власти. Этому способствует наличествующие социально-экономические проблемы, которые необходимо решить для вывода страны из кризиса
34.

Политика В.В. Путина учитывает патерналистские ориентации россиян, позволяющие расширить государственное присутствие в экономике, при котором огромное количество российских граждан соглашаются на статус «работников бюджетной сферы», со всеми вытекающими отсюда как экономическими последствиями (стабильная выплата зарплаты в установленный срок), так и политическими (зависимость политического участия от установлений «сверху», безоговорочное присутствие на митингах в поддержку власти и т.д.). Всё это происходит наряду с формированием чётких приоритетов про государственное служение и патриотизм. Вполне очевидно, что произошедшая «кристаллизация» власти в России даёт много оснований говорить о том, что В.В. Путин по-прежнему остается ключевым политическим актором.

Таким образом, потенциал последующего развития института президентства в России, с одной стороны, будут связываться со способностью власти и общества поддерживать консенсус по поводу восприятия политики российского президента. С другой стороны, перспективы развития института президентства могут быть связаны с поведением окружения Президента России. Именно российский правящий класс может стать важным актором в будущих изменениях самого института президентства, трансформации его структур и смыслов. Он должен будет предложить оптимальную кандидатуру на пост президента в 2024 году. Практически все действия российской власти предполагают усиление президентской позиции. Таким образом, у В.В. Путина в настоящий момент существует запас легитимности, позволяющий экспериментировать с российской политической реальностью. Дальнейшая политическая стабильность в стране, перспективы развития института президентства будут зависеть от действий самой верховной власти. На наш взгляд, в ближайшем будущем позиции института президентства будут иметь определенные тенденции к усилению.

Таким образом, в ближайшем будущем позиции института президентства будут иметь определенные тенденции к усилению. Этому будет способствовать целый ряд факторов: необходимость наличия сильной власти для обеспечения безопасности и целостности страны в условиях негативного влияния западных стран на внутриполитические процессы; существование в обществе запросов на стабильность; низкий уровень доверия к большинству институтов государственной власти, политическим партиям и общественным организациям, бизнесу, экономической и политической элите, и высокий уровень доверия к личности президента




Заключение



Итак, становление и развитие института Президента в РФ можно изложить в следующем хронологическом порядке:

  • принятие решения о необходимости введения постав Президента РСФСР. Основанием принятия такого решения послужило проведение всенародного референдума в 1991 г.;

  • издание ряда нормативных актов о введении поста в РСФСР поста Президента РФ;

  • избрание Президента РСФСР путем выборов при тайном голосовании;

  • принятие новой Конституции путем проведения референдума в 1993 г.;

  • последующие выборы Президентов в Российской Федерации;

  • изменение срока избрания на должность Президента РФ: с 4 лет до 6 лет.

Также, анализ российского законодательства дает возможность выделить основные конституционных признаков, присущих институту Президента в РФ:

1. В основу становления президентской власти положена система разделения властей и его роль как главы государства обеспечивать бесперебойное устойчивое их функционирование.

2. Наличие демократических гарантий осуществления президентской власти в Российской Федерации.

3. Обеспечение демократического функционирования государства с обществом.

На сегодняшний день Президент РФ:

1) является главой государства, выступающий гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

2) президент РФ наделен широким спектром полномочий, позволяющим осуществлять реальную власть, принимать меры по охране суверенитета РФ, обеспечивать функционирование и взаимодействие государственной власти, и которые он может осуществлять самостоятельно, независимо от других органов государственной власти, но в тесном взаимодействии с ними.

Исходя из анализа истории Российского государства, с ее «привычкой» к сильному государю, и основываясь на современной тенденции модернизации политической системы, стоит сказать о том, что текущие изменения носят пока в большинстве своем организационный характер, а не функциональный. Вместе с тем стоит признать, что назрела осознанная обществом и властью необходимость государственных перемен. При этом она постепенно реализуется в принимаемых федеральных законах и программах, которые, несомненно, являются важной вехой на пути к совершенствованию системы государственной власти в нашей стране и ее отдельных элементов (институтов).